Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вать другие формы организации самостоятельной дея- тельности учащихся. Так, при проведении телекоммуни- кационных проектов хорошо зарекомендовала себя сис- тема докладов, рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебной дисциплины. Интересная и продуктив- ная работа над телекоммуникационными проектами, в том числе и международными, может быть организована на базе научных обществ детей, литературных гостиных,
если такие имеются в школе, гимназии.
Как правило, учащиеся, кто в одиночку, кто в паре,
а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных,
анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ре- бят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Необходимо так организовать работу, чтобы те учащиеся, которым нужны определенные условия для выполнения работ, имели бы возможность проводить ка- кие-то замеры, опыты и другие действия непосредствен- но на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков.
Некоторые из подобных проектов могут быть предло- жены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат теле- коммуникации.
Это особенно оказывается полезно в научном и соци- альном планах, если речь идет об экологии, социологи- ческих проблемах. Когда учащиеся почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим рабо- там, учитель, проводящий проект, осознает необходи- мость расширения географии и сферы сотрудничества.
При использовании телекоммуникаций в отечествен- ной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали многие разнообразные формы совместной деятельности.
Это — интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школь- ников; межшкольные литературные журналы, газеты и др.; совместные проекты, предусматривающие сбор раз- нообразных фактов, данных и др.; экологические проек- ты; совместное литературное творчество (написание сти- хов, рассказов и др.).
Кроме того, сравнительное изучение курсов истории,
географии, окружающей среды, религии, преподающихся
183
если такие имеются в школе, гимназии.
Как правило, учащиеся, кто в одиночку, кто в паре,
а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных,
анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ре- бят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Необходимо так организовать работу, чтобы те учащиеся, которым нужны определенные условия для выполнения работ, имели бы возможность проводить ка- кие-то замеры, опыты и другие действия непосредствен- но на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков.
Некоторые из подобных проектов могут быть предло- жены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат теле- коммуникации.
Это особенно оказывается полезно в научном и соци- альном планах, если речь идет об экологии, социологи- ческих проблемах. Когда учащиеся почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим рабо- там, учитель, проводящий проект, осознает необходи- мость расширения географии и сферы сотрудничества.
При использовании телекоммуникаций в отечествен- ной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали многие разнообразные формы совместной деятельности.
Это — интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школь- ников; межшкольные литературные журналы, газеты и др.; совместные проекты, предусматривающие сбор раз- нообразных фактов, данных и др.; экологические проек- ты; совместное литературное творчество (написание сти- хов, рассказов и др.).
Кроме того, сравнительное изучение курсов истории,
географии, окружающей среды, религии, преподающихся
183
в школах разных стран; статистическая работа; организация совместных полевых работ; изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий; совместное реше- ние разнообразных актуальных проблем; разработка проек- тов путешествий, туристических походов с учетом расписа- ния движений транспортных средств, правил обмена валю- ты и т.п.
Если возникли небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенные какой-то об- щей идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров.
По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель уже наметил для себя, какой характер будет но- сить будущий проект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школь- ников следует вести с учетом выбора типа проекта. Не- обходимо, чтобы была ориентация не только на интере- сы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны).
Для этого учителю необходимо достаточно хорошо ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, в своем регионе, но и в том регионе или стране, где могут оказаться ваши потенциальные партнеры.
Итак, учитель и учащиеся приступают к поиску парт- неров по отобранным идеям (это еще не сформулиро- ванные темы, а только идеи, реализация которых может привести к определенным результатам). Как же найти партнера по сети?
Вспомните, вы когда-нибудь в своей жизни попадали в незнакомую компанию? Вот и новичок, попадающий в новую для себя телекоммуникационную среду, не сразу может и определить «кто есть кто»,
тем более что в сети пользователи, как правило, не ви- дят друг друга (если они не работают в видеоконферен- ции), а воспринимают информацию о другом человеке лишь в эпистолярной форме.
Очень эффективным и простым решением является посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авто- рам, заинтересовавшим его, письмо, содержащее рас- сказ о себе, о своих учениках и своих интересах. Такие
184
Если возникли небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенные какой-то об- щей идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров.
По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель уже наметил для себя, какой характер будет но- сить будущий проект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школь- ников следует вести с учетом выбора типа проекта. Не- обходимо, чтобы была ориентация не только на интере- сы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны).
Для этого учителю необходимо достаточно хорошо ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, в своем регионе, но и в том регионе или стране, где могут оказаться ваши потенциальные партнеры.
Итак, учитель и учащиеся приступают к поиску парт- неров по отобранным идеям (это еще не сформулиро- ванные темы, а только идеи, реализация которых может привести к определенным результатам). Как же найти партнера по сети?
Вспомните, вы когда-нибудь в своей жизни попадали в незнакомую компанию? Вот и новичок, попадающий в новую для себя телекоммуникационную среду, не сразу может и определить «кто есть кто»,
тем более что в сети пользователи, как правило, не ви- дят друг друга (если они не работают в видеоконферен- ции), а воспринимают информацию о другом человеке лишь в эпистолярной форме.
Очень эффективным и простым решением является посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авто- рам, заинтересовавшим его, письмо, содержащее рас- сказ о себе, о своих учениках и своих интересах. Такие
184
письма, называемые представительскими, очень попу- лярны в сети. Цель
писем — не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и при- влечь, заинтересовать потенциального партнера по пере- писке, вызвать у него желание ответить на ваше
Поэтому чем ярче и интереснее будет письмо, тем боль- ше шансов получить на него ответ.
По сложившейся в сети традиции при переписке учи- телей их представительские письма обязательно включа- ют в себя ответы на следующие вопросы:
Что из себя представляет ваша школа: ее специа- лизация и наиболее интересные черты?
Где находится ваша школа (республика, город,
район)? Чем знаменито это место?
Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы уча- ствовать в переписке? Почему?
Ваши личные и профессиональные интересы?
Ваше хобби?
Можно также разместить свое сообщение под грифом
«Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится.
Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после тако- го письма координатор проекта быстро предложит учителю партнера и подключит его к какому-либо дей- ствующему сетевому проекту или программе. Далее происходит обмен приветственными письмами со школой-партнером. Аналогичными письмами должны обменяться и учащиеся, что позволит им лучше узнать друга. Выше уже говорилось, что в сети постоянно можно увидеть подобные предложения со всех уголков планеты. У ребят множество идей, насущных проблем,
к решению которых они приглашают всех заинтересо- ванных. Поэтому, если вам или вашим ученикам не при- ходит в голову в настоящий момент что-то особенно ин- тересное, а имеется лишь желание попробовать свои силы в телекоммуникационном проекте, региональном или даже международном, то можно просто откликнуться на предложения, размещенные в сетях Интернет, и присое- диниться к готовому, иногда уже действующему проекту.
Так, известный проект из Иллинойса
«Шекспировский семинар» длится в сетях уже более 8 лет
185
писем — не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и при- влечь, заинтересовать потенциального партнера по пере- писке, вызвать у него желание ответить на ваше
Поэтому чем ярче и интереснее будет письмо, тем боль- ше шансов получить на него ответ.
По сложившейся в сети традиции при переписке учи- телей их представительские письма обязательно включа- ют в себя ответы на следующие вопросы:
Что из себя представляет ваша школа: ее специа- лизация и наиболее интересные черты?
Где находится ваша школа (республика, город,
район)? Чем знаменито это место?
Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы уча- ствовать в переписке? Почему?
Ваши личные и профессиональные интересы?
Ваше хобби?
Можно также разместить свое сообщение под грифом
«Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится.
Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после тако- го письма координатор проекта быстро предложит учителю партнера и подключит его к какому-либо дей- ствующему сетевому проекту или программе. Далее происходит обмен приветственными письмами со школой-партнером. Аналогичными письмами должны обменяться и учащиеся, что позволит им лучше узнать друга. Выше уже говорилось, что в сети постоянно можно увидеть подобные предложения со всех уголков планеты. У ребят множество идей, насущных проблем,
к решению которых они приглашают всех заинтересо- ванных. Поэтому, если вам или вашим ученикам не при- ходит в голову в настоящий момент что-то особенно ин- тересное, а имеется лишь желание попробовать свои силы в телекоммуникационном проекте, региональном или даже международном, то можно просто откликнуться на предложения, размещенные в сетях Интернет, и присое- диниться к готовому, иногда уже действующему проекту.
Так, известный проект из Иллинойса
«Шекспировский семинар» длится в сетях уже более 8 лет
185
и каждый год к нему присоединяются все новые и но- вые ребята из более чем 30 стран мира.
Когда учитель получит ответное письмо-приветствие,
он может приступать к планированию работы. Каждая группа, участвующая в общем проекте, выдвигает соб- ственные гипотезы решения этой проблемы. Когда все гипотезы обсуждены и приняты всеми группами как дей- ствительно существенные для решения общей пробле- мы, учителя определяют для каждой группы с обеих сто- рон четкие задачи по поиску доказательности одной-двух гипотез, все вместе намечают этапы работы и определя- ют конкретные даты обмена письмами. Затем корректи- руются планы с партнерской школой, и начинается ос- новная работа над проектом.
Как только учитель получит встречные предложения,
он может приступать к следующему этапу работы: назна- чить встречу с учащимися для обсуждения конкретных вопросов работы по проекту. На этой встрече необходимо договориться об окончательной формулировке темы про- екта с учетом интересов партнера, уточнить методы со- вместной работы, наметить этапы, точное время первой связи и возможное содержание первого диалога. Жела- тельно здесь же выбрать лидера группы с каждой из уча- ствующих сторон.
Выборы лидера должны вестись самими учащимися с учетом таких приоритетных критериев, как знания в предметной области проекта, личные качества, организа- торские данные, необходимые для организации и коорди- нации совместной деятельности партнеров по проекту.
Стоит обратить внимание на то, что при общении с зарубежными партнерами вся переписка ведется на анг- лийском или каком-либо другом иностранном языке.
Кроме того, учитель может столкнуться с такими про- блемами, как различия школьных программ, учебных планов отечественных и зарубежных школ, различия в образовательных стандартах, трудности в нахождении общих тем для переписки, несовпадение по срокам ка- никул и т.д.
Если же учитель заинтересован в организации боль- шого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Учи- телю потребуется подготовить так называемый
ный пакет. Что это такое? Это предложения партнеру в
186
Когда учитель получит ответное письмо-приветствие,
он может приступать к планированию работы. Каждая группа, участвующая в общем проекте, выдвигает соб- ственные гипотезы решения этой проблемы. Когда все гипотезы обсуждены и приняты всеми группами как дей- ствительно существенные для решения общей пробле- мы, учителя определяют для каждой группы с обеих сто- рон четкие задачи по поиску доказательности одной-двух гипотез, все вместе намечают этапы работы и определя- ют конкретные даты обмена письмами. Затем корректи- руются планы с партнерской школой, и начинается ос- новная работа над проектом.
Как только учитель получит встречные предложения,
он может приступать к следующему этапу работы: назна- чить встречу с учащимися для обсуждения конкретных вопросов работы по проекту. На этой встрече необходимо договориться об окончательной формулировке темы про- екта с учетом интересов партнера, уточнить методы со- вместной работы, наметить этапы, точное время первой связи и возможное содержание первого диалога. Жела- тельно здесь же выбрать лидера группы с каждой из уча- ствующих сторон.
Выборы лидера должны вестись самими учащимися с учетом таких приоритетных критериев, как знания в предметной области проекта, личные качества, организа- торские данные, необходимые для организации и коорди- нации совместной деятельности партнеров по проекту.
Стоит обратить внимание на то, что при общении с зарубежными партнерами вся переписка ведется на анг- лийском или каком-либо другом иностранном языке.
Кроме того, учитель может столкнуться с такими про- блемами, как различия школьных программ, учебных планов отечественных и зарубежных школ, различия в образовательных стандартах, трудности в нахождении общих тем для переписки, несовпадение по срокам ка- никул и т.д.
Если же учитель заинтересован в организации боль- шого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Учи- телю потребуется подготовить так называемый
ный пакет. Что это такое? Это предложения партнеру в
186
отношении выдвинутой учителями и учащимися отдель- ной школы идеи: в чем суть идеи, ее содержание, воз- можные результаты, предложения для сотрудничества.
Если есть уже какой-то опыт и практические результаты по проектной работе, то их можно тоже включить в
«культурный пакет» (это могут быть любые формы ра- бот, выполненные учащимися, — план-проспект, слай- ды, видео и пр.). «Культурные пакеты» можно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте либо по местным средствам массовой информации (в местных печати, радио, телевидении). Эти пакеты можно направлять либо конкретным адресатам, либо в органы народного образования с просьбой передать ваши пред- ложения каким-либо школам, заинтересованным в по- добной работе. В каких-то случаях «культурные пакеты»
могут быть размещены на школьных страницах в среде
World Wide Web.
Когда наметились исследовательские группы, найде- ны партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно оче- видно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реаль- ные очертания, можно обратиться к следующему орга- низационному вопросу — знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр.
Параллельно с работой по отбору идей, тематики проектов следует начать целенаправленную работу с уча- щимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.
Наиболее целесообразной формой подготовки уча- щихся будет спецсеминар, на котором учитель достаточ- но подробно расскажет ребятам о специфике научного поиска, о том, как и где можно искать информацию по данной теме, как ее следует анализировать.
Очень эффективны проекты, при выполнении которых учитель смог привлечь к работе с учащимися сотрудников какого-либо научного центра или творческого объедине- ния. Они могут заинтересоваться работой учащихся, под- сказать им интересные вещи, дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе или даже вы- ступить в роли скрытого координатора (помните проекты с непосредственной и скрытой координацией?)
187
Если есть уже какой-то опыт и практические результаты по проектной работе, то их можно тоже включить в
«культурный пакет» (это могут быть любые формы ра- бот, выполненные учащимися, — план-проспект, слай- ды, видео и пр.). «Культурные пакеты» можно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте либо по местным средствам массовой информации (в местных печати, радио, телевидении). Эти пакеты можно направлять либо конкретным адресатам, либо в органы народного образования с просьбой передать ваши пред- ложения каким-либо школам, заинтересованным в по- добной работе. В каких-то случаях «культурные пакеты»
могут быть размещены на школьных страницах в среде
World Wide Web.
Когда наметились исследовательские группы, найде- ны партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно оче- видно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реаль- ные очертания, можно обратиться к следующему орга- низационному вопросу — знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр.
Параллельно с работой по отбору идей, тематики проектов следует начать целенаправленную работу с уча- щимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.
Наиболее целесообразной формой подготовки уча- щихся будет спецсеминар, на котором учитель достаточ- но подробно расскажет ребятам о специфике научного поиска, о том, как и где можно искать информацию по данной теме, как ее следует анализировать.
Очень эффективны проекты, при выполнении которых учитель смог привлечь к работе с учащимися сотрудников какого-либо научного центра или творческого объедине- ния. Они могут заинтересоваться работой учащихся, под- сказать им интересные вещи, дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе или даже вы- ступить в роли скрытого координатора (помните проекты с непосредственной и скрытой координацией?)
187
Надо обязательно показать учащимся, какие суще- ствуют способы обработки результатов, в том числе со- временными средствами новых информационных техно- логий. Следует иметь в виду, что телекоммуникационные проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить уча- щихся к современным технологиям, широко используе- мым в цивилизованном обществе как в сфере науки,
производства, так и в быту, в творческой деятельности.
Учащиеся должны научиться пользоваться многообраз- ными возможностями компьютерной техники для подго- товки текста, обработки данных, вычислений, построе- ния графиков, хранения информации, обращения к ба- зам данных, использованию мультимедийных средств.
На этих же семинарах следует целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой ра- боте можно привлекать специалистов по другим предме- там, прежде всего словесников, которые профессиональ- но владеют многими приемами развития речи, коммуни- кации как устной, так и письменной (эта работа должна вестись систематически на уроках, не обязательно на се- минарах). Важно не забывать о правилах хорошего тона,
о чем будет уместно систематически напоминать ребя- там, моделируя различные дискуссии, беседы, диспуты и пр. Это не праздный вопрос. Если проследить ведущие- ся в настоящее время в Интернет свободные беседы
(chats) пользователей, то низкий уровень коммуника- тивной культуры просто поражает. Поэтому процессу формирования культуры общения как на родном, так и на иностранном языке следует уделять особое внимание и все время держать под пристальным контролем.
В ходе работы над телекоммуникационными проекта- ми может возникнуть необходимость не только в обыч- ном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске ре- шения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как «мозговая атака». Метод «мозговой атаки» очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет быстро при- нять решение по какому-либо актуальному для всех воп- росу быстро решить проблему. Осуществляется дан- метод следующим образом. С помощью телекомму- никационной связи (электронной почты, телеконферен- ции, в режиме IRC) партнеры каждой группы передают
188
лидеру свои идеи. Эти идеи фиксируются на компьюте- рах партнеров, запоминаются и после окончания связи распечатываются на принтере в нужном количестве эк- земпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.
После окончания «мозговой атаки» участники группы под руководством своего лидера собираются и обсужда- ют выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее ра- циональные с точки зрения большинства участников.
Если при этом присутствует автор идеи, он имеет воз- можность пояснить свою мысль.
Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживать- ся тактики «доброжелательного наблюдателя». Так, если,
на взгляд учителя, учащиеся принимают не те решения,
ему не следует их «поправлять». Может еще оказаться,
что в конечном счете они правы. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обосно- ванные идеи группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электрон- ной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консен- сусу и договариваются о совместном решении.
Опыт многих участвовавших в проведении те- лекоммуникационных проектов, позволил сформулиро- вать
После окончания «мозговой атаки» участники группы под руководством своего лидера собираются и обсужда- ют выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее ра- циональные с точки зрения большинства участников.
Если при этом присутствует автор идеи, он имеет воз- можность пояснить свою мысль.
Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживать- ся тактики «доброжелательного наблюдателя». Так, если,
на взгляд учителя, учащиеся принимают не те решения,
ему не следует их «поправлять». Может еще оказаться,
что в конечном счете они правы. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обосно- ванные идеи группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электрон- ной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консен- сусу и договариваются о совместном решении.
Опыт многих участвовавших в проведении те- лекоммуникационных проектов, позволил сформулиро- вать
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
десять золотых правил общения школ друг с другом:
1. Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения.
2. Когда вы отправляете подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем, когда вы собирае- тесь отправить свой ответ.
3. После приветственного письма пошлите школе- партнеру список учащихся, участвующих в проекте с ва- шей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы на- ладить личную переписку между учащимися.
4. Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащего- ся был свой партнер по переписке из другой школы.
Если количество учащихся в классах сильно отличается,
объедините их в небольшие группы по 2 — 3 человека.
5. Дайте учащимся возможность обменяться информа- цией о себе, своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. При этом следите за тем, чтобы переписка не
189
превратилась в бесцельную болтовню в сети. После обме- на приветствиями желательно, чтобы учащиеся обменя- лись своими фотографиями.
6. Хорошо, если учителя тоже обменяются персональ- ными приветствиями и узнают побольше друг о друге, о своих планах и работе.
7. Ответственным координаторам проекта стоит обме- няться своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.
8. Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, на котором будет размещена вся ин- формация по телекоммуникационному проекту, с кото- рой смогут в любое время познакомиться учителя и уча- щиеся школы.
9. Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы на эти вопросы будут однослож- ные и неинтересные для вас.
10. Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите итоги этой работы.
При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации работы учащихся. Эти формы могут быть различны.
Индивидуальные проекты (внутри другого проекта).
Парные проекты, когда над одним проектом работа- ют партнеры в паре.
Групповые проекты, когда в проекте принимают уча- стие группы с обеих сторон или даже группы из не- скольких регионов.
Проекты могут проводиться с использованием элект- ронной почты или же в виде телеконференций. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей темати- ки, целей совместной деятельности, интересов участни- ков проекта. Главное, что в любом случае — это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четко- го распределения обязанностей и определения форм от- ветственности за выполняемую часть работы.
Проект может быть разной степени сложности. На- пример, проект, охватывающий весь класс и предусмат-
190
6. Хорошо, если учителя тоже обменяются персональ- ными приветствиями и узнают побольше друг о друге, о своих планах и работе.
7. Ответственным координаторам проекта стоит обме- няться своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.
8. Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, на котором будет размещена вся ин- формация по телекоммуникационному проекту, с кото- рой смогут в любое время познакомиться учителя и уча- щиеся школы.
9. Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы на эти вопросы будут однослож- ные и неинтересные для вас.
10. Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите итоги этой работы.
При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации работы учащихся. Эти формы могут быть различны.
Индивидуальные проекты (внутри другого проекта).
Парные проекты, когда над одним проектом работа- ют партнеры в паре.
Групповые проекты, когда в проекте принимают уча- стие группы с обеих сторон или даже группы из не- скольких регионов.
Проекты могут проводиться с использованием элект- ронной почты или же в виде телеконференций. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей темати- ки, целей совместной деятельности, интересов участни- ков проекта. Главное, что в любом случае — это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четко- го распределения обязанностей и определения форм от- ветственности за выполняемую часть работы.
Проект может быть разной степени сложности. На- пример, проект, охватывающий весь класс и предусмат-
190