Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ривающий работу над отдельными проектами, составля- ющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников с обеих сторон.
Важно, чтобы, договорившись с партнерами о тема- тике проекта, учащиеся каждой группы постарались са- мостоятельно увидеть и вычленить проблему в этом про- екте (в целом или его части), значимую для себя, для своего региона, а может быть, и для всего человечества.
Очень существенно, чтобы участники проекта не замы- кались личностными интересами, а сумели увидеть про- блемы и интересы своих партнеров, всего человечества в целом, если таковые просматриваются в данном проекте.
Если проблема всего проекта сформулирована (под наблюдением учителя), можно переходить к определе- нию гипотезы ее решения. Учитель может помочь уча- щимся сформулировать гипотезы, задавая им наводящие вопросы.
Ответы на каждый из поставленных вопросов могут служить гипотезой решения общей проблемы. Когда все они сформулированы общими усилиями всего класса,
учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интере- сы ребят) и каждой подгруппе дает задание исследовать одну из сформулированных ими гипотез.
Предварительно каждая группа должна обсудить и ре- шить, какими методами она собирается исследовать дан- ный вопрос. Свои подходы к выполнению задания груп- па защищает перед всем классом, и, если весь класс вместе с учителем решает, что избранные методы доста- точно надежны и могут обеспечить достоверную и доста- точную информацию для решения поставленного вопро- са, их подход утверждается. Только после того, как под- ходы всех групп, участвующих в данном проекте, оказы- ваются утвержденными в ходе общей дискуссии, участ- ники проекта могут приступать к работе.
Эта работа не может и не должна замыкаться рамками урока. Основная поисковая, исследовательская работа проводится на базе школьной медиатеки — информаци- онного центра школы, где собрана информация на раз- ных носителях и где помимо кабинетов вычислительной техники предусмотрен телекоммуникационный блок р выходом в Интернет. Работа может проводиться и на базе школьного музея, пришкольного участка, других школь-
191
Важно, чтобы, договорившись с партнерами о тема- тике проекта, учащиеся каждой группы постарались са- мостоятельно увидеть и вычленить проблему в этом про- екте (в целом или его части), значимую для себя, для своего региона, а может быть, и для всего человечества.
Очень существенно, чтобы участники проекта не замы- кались личностными интересами, а сумели увидеть про- блемы и интересы своих партнеров, всего человечества в целом, если таковые просматриваются в данном проекте.
Если проблема всего проекта сформулирована (под наблюдением учителя), можно переходить к определе- нию гипотезы ее решения. Учитель может помочь уча- щимся сформулировать гипотезы, задавая им наводящие вопросы.
Ответы на каждый из поставленных вопросов могут служить гипотезой решения общей проблемы. Когда все они сформулированы общими усилиями всего класса,
учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интере- сы ребят) и каждой подгруппе дает задание исследовать одну из сформулированных ими гипотез.
Предварительно каждая группа должна обсудить и ре- шить, какими методами она собирается исследовать дан- ный вопрос. Свои подходы к выполнению задания груп- па защищает перед всем классом, и, если весь класс вместе с учителем решает, что избранные методы доста- точно надежны и могут обеспечить достоверную и доста- точную информацию для решения поставленного вопро- са, их подход утверждается. Только после того, как под- ходы всех групп, участвующих в данном проекте, оказы- ваются утвержденными в ходе общей дискуссии, участ- ники проекта могут приступать к работе.
Эта работа не может и не должна замыкаться рамками урока. Основная поисковая, исследовательская работа проводится на базе школьной медиатеки — информаци- онного центра школы, где собрана информация на раз- ных носителях и где помимо кабинетов вычислительной техники предусмотрен телекоммуникационный блок р выходом в Интернет. Работа может проводиться и на базе школьного музея, пришкольного участка, других школь-
191
подразделений, на базе которых можно получить нужные данные. Разумеется, в целях исследования можно и следует использовать и все возможные и доступные для ребят источники информации, экспериментальные пло- щадки, проведение социологического опроса, интервью,
работу с удаленными базами данных, запросы информа- ции у своих зарубежных партнеров. Другими словами, са- мые разнообразные способы поиска нужной информа- ции по данному вопросу. Любое предпринимаемое ребя- тами исследование должно носить пусть локальный, но серьезный научный характер, доступный им по сложно- сти решаемой проблемы, используемым методам, но обеспечивающий действительно достоверные результаты.
Группа решает также, как она собирается оформить готовый материал. Это должно быть самостоятельным ре- шением группы совместно со своими зарубежными парт- нерами или партнерами из других регионов. При этом в ходе анализа информации учащиеся могут обращаться к учителю за советом, консультацией.
Когда материал собран, проанализирован и партнеры пришли к аргументированному выводу, они вновь обра- щаются к общему проекту и устраивают презентацию сво- ей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что приведенные данные вполне доказательны и подтвержда- ют выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением, составляющим один из существенных ар- гументов общей проблемы. И так далее, со всеми группа- ми, участвующими в данном общем проекте.
В итоге все группы договариваются со своими партне- рами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы, какой практический вывод это решение мо- жет иметь для данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой из стран, для чело- вечества (если тематика проекта позволяет делать такие выводы).
Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Ранее мы показа- ли этапы работы над любым проектом. Соответственно и формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта. Исследовательские же методы оказыва- ются приемлемыми для многих и многих проектов, пре- дусматривающих ту или иную форму исследования.
192
работу с удаленными базами данных, запросы информа- ции у своих зарубежных партнеров. Другими словами, са- мые разнообразные способы поиска нужной информа- ции по данному вопросу. Любое предпринимаемое ребя- тами исследование должно носить пусть локальный, но серьезный научный характер, доступный им по сложно- сти решаемой проблемы, используемым методам, но обеспечивающий действительно достоверные результаты.
Группа решает также, как она собирается оформить готовый материал. Это должно быть самостоятельным ре- шением группы совместно со своими зарубежными парт- нерами или партнерами из других регионов. При этом в ходе анализа информации учащиеся могут обращаться к учителю за советом, консультацией.
Когда материал собран, проанализирован и партнеры пришли к аргументированному выводу, они вновь обра- щаются к общему проекту и устраивают презентацию сво- ей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что приведенные данные вполне доказательны и подтвержда- ют выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением, составляющим один из существенных ар- гументов общей проблемы. И так далее, со всеми группа- ми, участвующими в данном общем проекте.
В итоге все группы договариваются со своими партне- рами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы, какой практический вывод это решение мо- жет иметь для данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой из стран, для чело- вечества (если тематика проекта позволяет делать такие выводы).
Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Ранее мы показа- ли этапы работы над любым проектом. Соответственно и формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта. Исследовательские же методы оказыва- ются приемлемыми для многих и многих проектов, пре- дусматривающих ту или иную форму исследования.
192
Важно каждый раз искать наиболее эффективные формы работы и осознавать, что новые педагогические и информационные технологии не всегда вписываются од- нозначно в традиционные формы и методы обучения.
Поэтому следует каждый раз искать пути и формы ин- теграции их в учебно-воспитательный процесс.
Какова технология отбора тематики для телекоммуника- ционного проекта? Вспомните и описать спе- цифику телекоммуникационного проекта, отличающую его от обычного проекта.
2. Как найти партнера для проведения совместного проекта?
Что такое «представительское» письмо? Что такое «культур- ный пакет»?
3. Как организуются партнерские группы? Помните ли вы десять золотых правил совместной проектной работы в сети?
4. Как организуется проектная деятельность учащихся в груп- пе? Между партнерами? В чем основа эффективности про- ектной деятельности в сети?
23. Координация проектной работы в сети
С каждым годом все больше российских школ под- ключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как подобное «подключение» означает на практике рабо- ту в сети одного-двух учителей информатики (по- скольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, — в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислитель- ной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой теле- коммуникации стали бы доступны всем желающим —
и учителям, и учащимся школы, и превратились в ре- альный инструмент для работы с разнообразной ин- формацией в специфике организации работы с теле- коммуникациями в школе. Итак вы узнаете:
как организовать телекоммуникационный центр в школе?
7 Заказ 646 193
каковы функции координатора телекоммуникаци- онных проектов?
что определяет эффективность работы с телеком- муникациями в школе?
Для того чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе на- прямую будет от того, насколько вы продумае- те начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.
Первый шаг на этом пути — определить, кто из учи- телей или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Сле- дует иметь в виду, что вся работа по внедрению и даль- нейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы од- новременно хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи, и сете- вым программным обеспечением, а также был асом в методике организации и проведения телекоммуникаци- онных проектов. Поэтому речь может идти о выборе не- скольких лиц, ответственных за телекоммуникации в школе.
Если в вашей школе есть медиатека, в которой вы предполагаете разместить ваш телекоммуникационный центр, вы можете предложить сотруднику медиатеки,
взять на себя технические аспекты организации и сопровождения телекоммуникационных проектов, поскольку этот специалист профессионально владеет компьютерной техникой и телекоммуникацион- ными технологиями.
Медиатеки появились уже во многих школах. Что они собой представляют? Это одно из структурных подраз- делений современной школы, дающее учителям и уча- щимся возможность доступа к различным информаци- онным носителям. В медиатеке, где сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства ин- формации: библиотека, фонотека, видеотека, компью-
194
что определяет эффективность работы с телеком- муникациями в школе?
Для того чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе на- прямую будет от того, насколько вы продумае- те начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.
Первый шаг на этом пути — определить, кто из учи- телей или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Сле- дует иметь в виду, что вся работа по внедрению и даль- нейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы од- новременно хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи, и сете- вым программным обеспечением, а также был асом в методике организации и проведения телекоммуникаци- онных проектов. Поэтому речь может идти о выборе не- скольких лиц, ответственных за телекоммуникации в школе.
Если в вашей школе есть медиатека, в которой вы предполагаете разместить ваш телекоммуникационный центр, вы можете предложить сотруднику медиатеки,
взять на себя технические аспекты организации и сопровождения телекоммуникационных проектов, поскольку этот специалист профессионально владеет компьютерной техникой и телекоммуникацион- ными технологиями.
Медиатеки появились уже во многих школах. Что они собой представляют? Это одно из структурных подраз- делений современной школы, дающее учителям и уча- щимся возможность доступа к различным информаци- онным носителям. В медиатеке, где сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства ин- формации: библиотека, фонотека, видеотека, компью-
194
центр, а также телекоммуникационный центр
(на который имеет выход локальная компьютерная сеть замкнутая телевизионная система, радиоцентр.
Сюда и учителя, и учащиеся могут прийти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую им информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. Теле- коммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций и т.д. Одновременно с этим в ме- диатеке есть возможность обратиться к книге, видео- фильму, фонозаписи. Здесь есть все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточ- ных или конечных результатов исследовательской, про- ектной работы.
По мнению экспертов, деятельность медиатек, созда- ваемых в последние несколько лет в различных школах страны, и имеющих к настоящему времени опыт рабо- ты, позволяет говорить о том, что модемы и соответ- ственно возможность работы в телекоммуникационных сетях необходимо предусмотреть не только в кабинетах вычислительной техники (это само собой разумеется,
поскольку телекоммуникационные технологии входят те- перь в курс информатики), но и в медиатеке.
Дело в том, что в кабинетах после уроков не всегда представляется возможным работать всем желающим и,
кроме того, там нет всей необходимой информации. В
медиатеке же создаются оптимальные условия для поис- ка и творческого применения информации в самостоя- тельной познавательной деятельности учащихся во вне- урочное время, для подготовки учителя к урокам, к ра- боте над проектами, в непрерывном их самообразова- нии, приобретении навыков «навигации» в безгранич- ном море информации. В медиатеке в течение всего дня работают квалифицированные под- держивающие техническое состояние и работу в сетях,
которые в любое время могут дать консультацию учите- лю или ученику относительно направления поиска той или иной информации, особенностей пользования раз- личными программными средствами, сетью Интернет,
возможностями оформления проектных работ с помо- щью различных мультимедийных, издательских техноло- гий, технологий Интернет.
7*
195
(на который имеет выход локальная компьютерная сеть замкнутая телевизионная система, радиоцентр.
Сюда и учителя, и учащиеся могут прийти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую им информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. Теле- коммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций и т.д. Одновременно с этим в ме- диатеке есть возможность обратиться к книге, видео- фильму, фонозаписи. Здесь есть все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточ- ных или конечных результатов исследовательской, про- ектной работы.
По мнению экспертов, деятельность медиатек, созда- ваемых в последние несколько лет в различных школах страны, и имеющих к настоящему времени опыт рабо- ты, позволяет говорить о том, что модемы и соответ- ственно возможность работы в телекоммуникационных сетях необходимо предусмотреть не только в кабинетах вычислительной техники (это само собой разумеется,
поскольку телекоммуникационные технологии входят те- перь в курс информатики), но и в медиатеке.
Дело в том, что в кабинетах после уроков не всегда представляется возможным работать всем желающим и,
кроме того, там нет всей необходимой информации. В
медиатеке же создаются оптимальные условия для поис- ка и творческого применения информации в самостоя- тельной познавательной деятельности учащихся во вне- урочное время, для подготовки учителя к урокам, к ра- боте над проектами, в непрерывном их самообразова- нии, приобретении навыков «навигации» в безгранич- ном море информации. В медиатеке в течение всего дня работают квалифицированные под- держивающие техническое состояние и работу в сетях,
которые в любое время могут дать консультацию учите- лю или ученику относительно направления поиска той или иной информации, особенностей пользования раз- личными программными средствами, сетью Интернет,
возможностями оформления проектных работ с помо- щью различных мультимедийных, издательских техноло- гий, технологий Интернет.
7*
195
Самостоятельная работа учащихся в условиях медиа- теки, связанная со свободным поиском ими данных из различных источников, со способами организации дан- ных и области поиска, их умением пользоваться ключе- выми словами, анализировать информацию и представ- лять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графики,
магнитной записи, Видеоматериала, статьи в самодель- ный школьный журнал или газету как для целей урока,
так и в собственных интересах к различным темам, пред- полагает наличие у школьников целой гаммы сформиро- ванных навыков и умений.
Поэтому такая деятельность учащихся обязательно должна подкрепляться обучением ребят работе не только с магнитофоном и видеоплеером (а в ряде случаев и с видеокамерой) в медиатеке, но прежде всего в кабинете информатики с текстовым и графическим редактором, в телекоммуникационных сетях с удаленными базами дан- ных и др., чего, к сожалению, нет сегодня в массовой школьной практике.
Весьма важен вопрос о сотрудничестве учителя и ме-
Речь идет о планировании деятельности в рамках образовательных проектов (в том числе и теле- коммуникационных), при котором крайне необходимо учитывать совместные действия учителя-предметника и сотрудника
Время, потраченное на подготов- ку и принятие решений, окупит себя в дальнейшем ка- чеством работы учащихся.
и сотруд- ник медиатеки в силу того, что первый знает способнос- ти каждого ученика и желаемый результат, а второй зна- ет информационный фонд медиатеки, на этапе подго- товки к проекту должны работать вместе.
Учитель определяет образовательные цели, кото- рые он предполагает решить в ходе исследовательс- кой деятельности своих учащихся.
Учитель, знакомясь с фондом средств обучения,
книжным фондом медиатеки в сформированной здесь базе данных, продумывает стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов.
Учитель и согласовывают предпо- лагаемые источники информации, способы доступа к ним, способы обработки, чтобы учащийся мог реали- зовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и работы с ней.
196
Таким образом, в ходе совместной работы учитель и при подготовке и проведении проект- ной работы учащихся определяют предмет информаци- онного поиска как для учителя, так и для отдельных групп учащихся (по их темам, по их проблемам, выдви- нутым гипотезам). Учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей самостоятельной
(индивидуальной, парной, групповой) деятельности над проектом. Совместно определяют возможную (предпола- гаемую) поисковую стратегию (этапность поиска инфор- мации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств.
В ходе практической поисковой деятельности учащих- ся в медиатеке медиаспециалист оказывает ученикам всевозможную помощь в способах поиска информации и ее обработки, консультирует, если возникает необходи- мость, как оформить результаты исследования, творчес- кой работы с помощью средств новых информационных технологий.
В некоторых школах функции технического специали- ста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов, проявивших наилучшие ре- зультаты по информатике и интересующихся данным на- правлением. В основные функции технического специа- листа по телекоммуникациям будет входить следующее.
— Выбор провайдера телекоммуникационной сети для последующей регистрации школы.
— Приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра.
— Изучение программного обеспечения, используе- мого при работе в сети.
— Обучение учащихся и учителей работе в сети.
— Оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами.
— Работа с почтовым ящиком школы — получение и отправка школьной корреспонденции.
Если в дальнейшем переписка по электронной почте будет достаточно интенсивной, необходимо в помощь техническому специалисту найти «постмастера» (от postmaster — специалист по почте), который начнет ре- гулярно проверять почту, передавать электронные пись-
197
ма по назначению и решать некоторые технические про- блемы, связанные с перепиской. Таким постмастером может быть учащийся, а не специалист медиатеки.
Помимо технической работы по организации телеком- муникационного центра необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удоволь- ствием приходят и учителя, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который бы являлся настоя- щим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педаго- гическому коллективу школы и учащимся преимущества телекоммуникаций, вовлек всех в проектную работу и по- мог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. По- добных специалистов принято называть координатор теле-
коммуникационных проектов.
Если телекоммуникационной программой, предус- матривающей работу над многими проектами, предпола- гается охватить достаточно большое количество школ,
целесообразно предусмотреть координатора (директора)
программы в рамках специально созданного для этих це- лей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.
Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятель- ность учащихся и учителей в проектах определенной направленности (имеется в виду — предметную направ- ленность: естественнонаучную, гуманитарную, литера- турно-творческую, спортивную, музыкальную и др.).
Как координатор (директор) программы, так и коор- динатор вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно,
чтобы это были грамотные пользователи. Но это долж- ны быть профессиональные педагоги. Важно также,
чтобы это были энергичные люди, хорошие организа- торы.
При этом в задачи к о о р д и н а т о р а ( д и р е к т о р а )
программы входит:
связь при необходимости с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;
ведение полного списка всех участников проектов;
координация и развитие телекоммуникационных про- ектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддерж- ка прямой и обратной связи с координаторами и
198
Помимо технической работы по организации телеком- муникационного центра необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удоволь- ствием приходят и учителя, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который бы являлся настоя- щим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педаго- гическому коллективу школы и учащимся преимущества телекоммуникаций, вовлек всех в проектную работу и по- мог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. По- добных специалистов принято называть координатор теле-
коммуникационных проектов.
Если телекоммуникационной программой, предус- матривающей работу над многими проектами, предпола- гается охватить достаточно большое количество школ,
целесообразно предусмотреть координатора (директора)
программы в рамках специально созданного для этих це- лей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.
Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятель- ность учащихся и учителей в проектах определенной направленности (имеется в виду — предметную направ- ленность: естественнонаучную, гуманитарную, литера- турно-творческую, спортивную, музыкальную и др.).
Как координатор (директор) программы, так и коор- динатор вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно,
чтобы это были грамотные пользователи. Но это долж- ны быть профессиональные педагоги. Важно также,
чтобы это были энергичные люди, хорошие организа- торы.
При этом в задачи к о о р д и н а т о р а ( д и р е к т о р а )
программы входит:
связь при необходимости с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;
ведение полного списка всех участников проектов;
координация и развитие телекоммуникационных про- ектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддерж- ка прямой и обратной связи с координаторами и
198
нистрациеи школ, обеспечение консультационной помо- щью, методическими материалами и информацией, не- обходимой для конкретного проекта в режиме электрон- ной почты, автоматической рассылки);
связь с другими регионами, сбор информации о по- тенциальных партнерах с учетом их интересов;
связь с общественными организациями, средствами массовой информации по оказанию помощи участникам проектов, по внедрению результатов их работ в разных формах, организации региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конференций участников проектов;
сбор и распространение информации об участниках проектов, презентация наиболее интересных результа- тов;
регистрация, анализ поступающих заявок на проведе- ние ребятами тех или иных работ;
ведение систематической внешней оценки эффектив- ности использования телекоммуникационных проектов в школах, участвующих в его программе.
Координационный телекоммуникационный центр мо- жет со временем развить сеть электронной почты в своем регионе, т.е. организовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS.
Задачи к о о р д и н а т о р а т е л е к о м м у н и к а - ц и о н н о г о п р о е к т а в школе несколько иные. В
его функции входит:
подбор партнеров, координация работ по отбору те- матики проектов (работа с учителями);
структурирование проекта (определение целей проек- та, его проблемы, гипотезы решения, планируемых ре- зультатов и сроков проведения работ, планируемых форм оформления результатов проектов, мониторинг за его проведением на всех стадиях работы, включая в слу- чае необходимости активное включение в работу, кор- ректировку направления работ, поддержание различны- ми способами интереса к проекту);
поддержка связи и взаимодействия с директором об- разовательной телекоммуникационной региональной программы, если такой имеется (формулировка запросов информации, необходимой для конкретного проекта ди- ректору программы);
осуществление консультаций для учащихся и учите- лей, работающих в его проекте;
199
связь с другими регионами, сбор информации о по- тенциальных партнерах с учетом их интересов;
связь с общественными организациями, средствами массовой информации по оказанию помощи участникам проектов, по внедрению результатов их работ в разных формах, организации региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конференций участников проектов;
сбор и распространение информации об участниках проектов, презентация наиболее интересных результа- тов;
регистрация, анализ поступающих заявок на проведе- ние ребятами тех или иных работ;
ведение систематической внешней оценки эффектив- ности использования телекоммуникационных проектов в школах, участвующих в его программе.
Координационный телекоммуникационный центр мо- жет со временем развить сеть электронной почты в своем регионе, т.е. организовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS.
Задачи к о о р д и н а т о р а т е л е к о м м у н и к а - ц и о н н о г о п р о е к т а в школе несколько иные. В
его функции входит:
подбор партнеров, координация работ по отбору те- матики проектов (работа с учителями);
структурирование проекта (определение целей проек- та, его проблемы, гипотезы решения, планируемых ре- зультатов и сроков проведения работ, планируемых форм оформления результатов проектов, мониторинг за его проведением на всех стадиях работы, включая в слу- чае необходимости активное включение в работу, кор- ректировку направления работ, поддержание различны- ми способами интереса к проекту);
поддержка связи и взаимодействия с директором об- разовательной телекоммуникационной региональной программы, если такой имеется (формулировка запросов информации, необходимой для конкретного проекта ди- ректору программы);
осуществление консультаций для учащихся и учите- лей, работающих в его проекте;
199
информирование администрации школы о ходе рабо- ты учителей и учащихся над телекоммуникационными проектами.
Координатор школьного проекта должен обладать деленными качествами: иметь хорошие организаторские способности, быть методически грамотным, владеть навы- ками межкультурного общения, иметь опыт работы с теле- коммуникационными проектами, иметь базисные навыки работы в телекоммуникационных сетях, уметь работать с большими объемами информации, быть информирован- ным о новейших методах применения средств информаци- онных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедре- ния телекоммуникаций в учебный процесс вашей шко- лы, продумайте следующее:
где, в каком помещении вы собираетесь организо- вать абонентский телекоммуникационный центр, в ко- тором можно было бы обеспечить достаточно свобод- ный (но организованный!) доступ к компьютерам и работу в сетях;
как часто и для решения каких вопросов представите- ли школьной администрации будут использовать теле- коммуникации;
какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает ваша школа, смогут заинтересовать учителей- предметников;
какому из направлений учебно-воспитательной рабо- ты школы будет отдано право преимущественного ис- пользования телекоммуникаций;
собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосред- ственной в сети.
Как только вы сформулируете ответы на все эти воп- росы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в вашей школе, сделайте следующий шаг — спланируйте работу школы с телекоммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее.
1. Организовать и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы по использованию телекоммуникаций. На этом семинаре вы должны обсудить все вопросы, связанные с внедрением телекоммуникаций в учебный процесс вашей школы.
2. Познакомить учителей с методом проектов и груп- повым методом, обратив их особое внимание на разно-
200
Координатор школьного проекта должен обладать деленными качествами: иметь хорошие организаторские способности, быть методически грамотным, владеть навы- ками межкультурного общения, иметь опыт работы с теле- коммуникационными проектами, иметь базисные навыки работы в телекоммуникационных сетях, уметь работать с большими объемами информации, быть информирован- ным о новейших методах применения средств информаци- онных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедре- ния телекоммуникаций в учебный процесс вашей шко- лы, продумайте следующее:
где, в каком помещении вы собираетесь организо- вать абонентский телекоммуникационный центр, в ко- тором можно было бы обеспечить достаточно свобод- ный (но организованный!) доступ к компьютерам и работу в сетях;
как часто и для решения каких вопросов представите- ли школьной администрации будут использовать теле- коммуникации;
какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает ваша школа, смогут заинтересовать учителей- предметников;
какому из направлений учебно-воспитательной рабо- ты школы будет отдано право преимущественного ис- пользования телекоммуникаций;
собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосред- ственной в сети.
Как только вы сформулируете ответы на все эти воп- росы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в вашей школе, сделайте следующий шаг — спланируйте работу школы с телекоммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее.
1. Организовать и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы по использованию телекоммуникаций. На этом семинаре вы должны обсудить все вопросы, связанные с внедрением телекоммуникаций в учебный процесс вашей школы.
2. Познакомить учителей с методом проектов и груп- повым методом, обратив их особое внимание на разно-
200