Файл: Курсовая работа Жизнь и творчество П. П. Рубенса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Исторический факультет

Кафедра социально – культурного сервиса.
Курсовая работа

Жизнь и творчество П.П. Рубенса.


Выполнила:

студентка 1 курса

Фролова Анастасия.
Научный руководитель:

старший преподаватель

А.В. Цыганова

Тверь 2017.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………….с. 3

Глава I. Общая характеристика стиля барокко…………………………..с. 10

§1. Особенности стиля барокко…………………………………………... ….

§2. Художественные школы в период барокко…………………………...с. 14

Глава II. Творческая деятельность Рубенса…………………………….....с.24

§1. Биография художника ………………………………………………………

§2. Основные произведения П.П. Рубенса………………………………..с. 28

Заключение………………………………………………………………….с. 37

Список информационных ресурсов……………………………………….с. 39

Приложение № 1. Автопортрет Рубенса ………………………………….с. 40

Приложение № 2. Автопортрет с Изабеллой Брандт……………………..с. 41

Приложение № 3. Галерея Марии Медичи………………………………..с. 42

Приложение № 4. Потолок в Банкетном зале дворца Уайтхолл…………..с. 43

Введение


Несомненный научный, исследовательский и практический интерес представляет жизнь и творчество известного представителя барокко XVII в. Петера Пауля Рубенса.

Петер Пауль Рубенс – гений барокко. Он стал видным представителем этого стиля. Выходец из Фламандской школы, П.П. Рубенс не может не вызывать интереса к своей жизни, деятельности на дипломатическом поприще и к своему творчеству. Искусство живописца оказало огромное влияние на художников того времени. Ученики П.П. Рубенса: А. Ван Дейк и многие другие, прославили Фландрию на весь мир. Фламандская школа приобретает мировой авторитет, и прежде всего, благодаря деятельности Петера Пауля Рубенса.

Написанные Рубенсом картины находятся на данный момент во многих известных музеях мира: в Лувре, в Художественном музеи в Филадельфии, в музеи Кунстпаласт в Дюссельдорфе, в музеи Прадо и во многих других. Картины фламандского художника вызывают интерес не только у исследователей, которые изучают и произведения искусства, написанные Рубенсом, и стиль барокко в целом, но у посетителей музеев.

На первом месте по посещаемости туристами находится дом Рубенса. Здесь туристы могут ознакомиться с интерьером и художественной коллекцией художника. Картины, написанные фламандцем можно встретить не только в известных музеях мира, но и в католических соборах, в которых работал живописец. Примером является Собор Антверпенской Богоматери. В этом Соборе находится триптих «Воздвижение Креста Господня», «Снятие с креста» и «Воскрешение Христа». По посещаемости Собор Антверпенской Богоматери занимает второе место.


Также картины Рубенса можно увидеть и в Эрмитаже. Когда в 2014 году Государственный Эрмитаж сообщил о том, что была найдена картина П.П. Рубенса «Воскресение Христа», которая была написана предположительно в 1612 году, то художник-реставратор лаборатории научной реставрации Андрей Цветков высказался о том, что это огромная удача и радость для музея найти картину Рубенса.1

В этом, 2017, году 28 июня исполняется 440-летие со дня рождения Петера Пауля Рубенса. Этот юбилей также способствовал появлению у меня исследовательского интереса к жизни и творчеству живописца.

Хронологические рамки исследования: 1577-1640 гг. по жизненному пути Рубенса.

Целью курсовой работы является изучение жизни и творчества фламандского живописца П.П. Рубенса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

- выявить информационные ресурсы по теме курсовой работы,

- изучить и воссоздать историю жизни Петера Пауля Рубенса,

- ознакомиться с основными произведениями живописца и изучить их,

- определить основные черты творчества Рубенса,

- оценить роль Рубенса в истории фламандского и европейского искусства.

Для решения поставленной цели и задач был использован ряд информационных ресурсов. Их можно классифицировать по тематико-хронологическому принципу и по видам информационных ресурсов. К первой группе относятся информационные материалы, дающие общие представления о стиле барокко.

В 1963 году увидела свет энциклопедия «Всеобщая история искусств»2 под редакцией Е.И. Ротенберга. Данный труд представляет собой исследовательскую ценность, потому что он дает полную характеристику стиля барокко в разных странах. Статьи энциклопедии достаточно детально рассматривают XVII век в истории искусства. В этой работе представлены характерные черты, присущие барокко в европейских странах. Также в энциклопедии собраны все известные художники, скульпторы и архитекторы, которые внесли свой вклад в развитие барочного стиля. Благодаря данному информационному источнику можно подробно ознакомится с барокко на примерах разных стран.

Очерк – путеводитель «Фламандская живопись XVII века»3, написанный Н.И. Грицай в 1989 году, дает представление о собрании картин Эрмитажа, которые написаны великими фламандскими художниками, в том числе и П.П. Рубенсом. Автор знакомит нас с историей создания коллекций, характеризует особенности творчества художников. Также приводится краткая информация о биографии фламандцев. Этот труд дает возможность ознакомиться с работами Рубенса достаточно подробно.



Обобщающий труд Н.А. Дмитриевой « Краткая история искусства» 4 вышел в 1991 году. Он посвящен истории западноевропейского и русского искусства. Автор данной работы рассказывает о становлении барокко и его смене классицизмом в странах Западной Европы в XVII-XVIII веках. Особое внимание уделяется Фландрии, где жил Рубенс. Автор также уделяет внимание творчеству фламандского живописца. Однако Н.А. Дмитриева писала: «Он [Рубенс] прекрасен как живописец, не очень глубок как художник. Золотую жилу своего искусства он разрабатывал односторонне…»5. Эта оценка является достаточно дискуссионной. Но она важна тем, что в исследовательской работе по теме «Жизнь и творчество Петера Пауля Рубенса» представлено рассуждение над проблемой творчества фламандца. Работа Н.А. Дмитриевой по описанию европейского барокко и её оценка творчества Петера Пауля Рубенса является ценным информационным материалом, т.к. она представляет для ознакомления точку зрения искусствоведа.

Отечественный искусствовед В.Г. Власов в 1996 году публиковал свой словарь «Стили в искусстве»6. В этом словаре дается истолкование барочного стиля, также автор выделяет этапы становление барокко и его основные критерии. Статьи носят развернутый характер, они содержат в себе исторические и географические сведения, мнения критиков и искусствоведов. Данный труд и сейчас не теряет своей актуальности.

В 2001 году увидела свет книга известного французского искусствоведа Жермена Базена «Барокко и рококо»7. Она посвящена двум стилям в истории искусства. Автор также продолжает исследование барокко на примере европейских стран. Жермен Базен рассказывает об эволюции барокко и его характерных чертах. Этот труд дает новейшую и подробную характеристику данного стиля в искусстве.

Большой исследовательский интерес представляет также книга авторов Германа Бауэра и Андреа Пратера «Барокко»8, вышедшая в 2007 году. Это издание подробно останавливается на характеристике стиля барокко в странах Западной Европы. Авторы выделяют характерные черты этого стиля и его особенности. Также Бауэр и Пратер в своем труде рассказывают об истории становления барочного стиля, его динамике и об основных его достижениях в XVII веке. Книга важна тем, что она дает полное представление об искусстве западноевропейских стран и о выдающихся достижениях мастеров барокко.


Ко второй группе информационных материалов относятся те, которые дают возможность исследовать жизнь, характер и творчество самого Петера Пауля Рубенса.

Статья Сомова А.Н. в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона9 описывает биографию и творчество фламандского живописца. Этот труд дает общее представление о деятельности Рубенса, что внесло вклад в исследование курсовой работы. Несмотря на то, что эта энциклопедия была написана в конце XIX- в начале XX века, она и в наше время остается весьма актуальной, потому что в этом труде представлена полная информация о живописце.

Труд М.В. Алпатова «Искусство: книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры» является сборником отрывков статей и очерков виднейших искусствоведов и авторов. В этом труде находятся две статьи: И Тэна «Культура Фландрии в XVII веке»10 и Э. Фромантена «Рубенс в Антверпене»11. Они позволили ознакомиться с культурой Фландрии и творчеством Рубенса. Этот труд увидел свет в 1961 году. М.В. Алпатов создал искусствоведческую хрестоматию, в ней представлен большой объем информации по зарубежному и русскому искусству, начиная с древнейших времен до конца XX века. В этой работе достаточно подробно дана характеристика двум картинам Рубенса «Распятие» и «Снятие с креста». Первая из них написана в 1610 году, вторая - в 1612.

В 1979 году свет увидела работа «Этюды по всеобщей истории искусств»12. В этом труде автор знакомит нас с картиной Рубенса «Персей и Андромеда». Этот информационный источник подробно описывает историю создания данной картины и ход ее написания. В работе Алпатова также можно ознакомиться с точной зрения автора, касающейся личности Петера Пауля Рубенса и особенностей написания его картин.

Огромный вклад в изучение биографии и творчества Рубенса внес Авермат Роже. В 1977 году он опубликовал свою книгу «Петер Пауль Рубенс»13. В этом труде представлена полная биография о главе фламандской школы живописи. Автор довольно подробно изучает жизнь Рубенса, его дипломатическую деятельность и творчество. Особенно тщательно изучается антверпенский период жизни живописца.

Особую исследовательскую ценность представляет собой труд «Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников»14, который был издан в 1977 году. Это издание было приурочено к 400-летию со дня рождения фламандского художника. Данная книга является сборником разнообразных, дошедших до нас письменных источников, которые характеризуют жизненный и творческий путь Рубенса, его отношения с друзьями и заказчиками. Также эти письма и документы дают полную характеристику времени, в котором жил и творил П.П. Рубенс. Из этого источника можно узнать о личной жизни фламандского живописца, о его характере и привычках.


К информационным материалам можно также отнести статью. В 2005 году вышла статья «Рубенс»15 в журнале «Художественная галерея». Основное внимание в ней было направлено на детальную характеристику картин Рубенса и их истолкование. Статья довольно полно дает представление о детстве и об обучение Рубенса в гильдии Св. Луки, а также в этой статье затрагивается дом-музей фламандца в Антверпене, его историю и коллекцию.

Третью группу информационных материалов составляют электронные ресурсы. В каталоге произведений «П.П. Рубенс», предоставленном на сайте16, можно ознакомиться с автопортретом Рубенса. Также был использован альбом произведений фламандского живописца на сайте Gallerix17. Данные ресурсы позволили увидеть основные произведения Рубенса, которые впоследствии были использованы в курсовой работе.

Для достижения поставленных задач в курсовой работе использованы следующие методы: логический, классификации и систематизации, исторический и хронологический.

Логический метод, в частности прием сравнения, позволил выявить сходства и различия формирования и развития стиля барокко в Италии, Испании, Франции, Голландии и во Фландрии. Также с помощью этого метода были выявлены характерные черты национальных барочных европейских школ.

Логический прием «от конкретного к абстрактному» позволил сделать выводы в курсовой работе на основе выявленных в ходе исследования фактов.

Такой логический прием как анализ позволил разделить тему исследования на ряд более узких. Это дало возможность более подробно изучить тему целиком, обратить внимание на детали стиля барокко и творчества Рубенса.

Следующий прием – синтез позволил воссоединить целое из частей, что позволило воссоздать целостную картину развития барокко в европейских странах.

Метод классификации и систематизации позволил разделить материал и сгруппировать его по главам.

Также был использован хронологический метод. Он позволил рассмотреть барочный стиль в его временном развитии. С помощью этого метода были зафиксированы происходящие в этом стиле изменения. Также это метод был применен к биографии и творчеству П.П. Рубенса. Метод позволил проследить жизненный путь фламандского живописца, его творческое развитие.

Использование исторического метода позволило проследить не только переход от одного этапа развития творчества Рубенса и стиля барокко, в целом, но и увидеть истоки этих этапов, их последствие и значение.