Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62 В 1611 г. он купил дом в Антверпене, который в настоящее время является музеем.
На протяжении следующего десятилетия Рубенс активно писал картины. Это период его растущей славы. Рубенс создает собственную мастерскую. Самым талантливым учеником оказался Антонис Ван Дейк.63 В 1622 – 1625 гг. Рубенс написал серию картин, посвященных жизни Марии Медичи (см. приложение №2), матери французского короля Людовика XIII, и украсивших ее дворец в Париже.
В 1626 г. скончалась Изабелла Брандт. Это был серьезный удар для Рубенса. В одном из писем он писал: «… Поистине я потерял превосходную подругу. Эта утрата достойна глубокого переживания, и так как единственное лекарство от всех скорбей – забвение, придется возложить на него всю мою надежду. По мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».64
После смерти любимой жены, Рубенс поступил на дипломатическую службу к эрцгерцогине Изабелле. В следующие четыре года он путешествовал, чтобы «Отвлечься от всего, что ранит душу»65.
В 1628-1629 гг. Рубенс по поручению Изабеллы находился в Мадриде, в 1629 – 1630 гг. он отправился с дипломатической миссией в Лондон. Здесь Рубенс сыграл большую роль в восстановлении мирных отношений между Англией и Испанией. Английский король Карл I был известен своей любовью к искусству, поэтому найти общий язык с королем фламандскому живописцу было нетрудно. В 1630 г. Карл I посвящает Рубенса в рыцари.66
В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен. Он говорил: «Я со спокойной душой отказался от всего, что не связано с моей любимой профессией».67 В том же году фламандский живописец женился на 16 – летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены.
В последнее десятилетие своей жизни Рубенс страдал от приступов подагры. Но это не мешало ему заниматься творчеством. Были написаны картины для Банкетного зала короля Карла I и серия мифологических картин для испанского короля Филиппа IV. В 1635 г. Рубенс приобрел замок Стен. Живя в замке, он полюбил писать пейзажи. 68
30 мая 1640 г., находясь в Антверпене, Петер Пауль Рубенс неожиданно скончался. Его друг Балтазар Морет писал: «Поистине наш город много потерял со смертью господина Рубенса, я же потерял одного из лучших моих друзей.»69
§2. Художественные произведения П.П. Рубенса.
Рубенс писал во многих жанрах: религиозных, исторических, портретных, мифологических и пейзажных.
Творчество Рубенса отличается пышностью форм, динамикой. Рубенс считал: «Человеческие тела теперь, увы, отличаются от античных, так как большинство людей упражняют свои тела лишь в питье и обильной еде»70 . Самой любимой темой Петера Пауля Рубенса считалось плодородие, поэтому фламандский живописец писал утяжеленные, полноватые тела. Сам Рубенс считал, что только в таких пышных телах чувствуется жизнь. Итальянский художник Гвидо Рени однажды сказал: «Он смешивает свои краски с кровью!»71. Эта фраза свидетельствует о том, что Рубенс умел так изображать фигуры, что они казались живыми. Художник очень тщательно прорисовывал все морщинки, складочки на теле, придавая им практически физическую ощущаемость.
Творчество П.П. Рубенса можно разделить на несколько этапов. Ранний период продолжался до 1620-х гг. Этот период творчества ознаменовался знакомством с работами Тициана, Веронезе, Корреджо в Мантуе. По поручению герцога Рубенс снимал копии с картин известных художников. Первыми самостоятельными работами становятся портреты. Винченцо Гонзага писал испанскому двору: «Поскольку Пьетро Паоло прекрасно пишет портреты, мы желаем, чтобы Вы использовали его талант для исполнения портретов благородных дам»72. Рубенс отправился в Испанию с миссией написания придворных портретов и вручения подарков испанскому королю.
В Испании Рубенс написал конный портрет герцога Лермы (см. приложение №1). До фламандца этот тип парадного портрета был практически неизвестен. Сам Рубенс не желал заниматься портретами, это видно из его письма: «Я соглашался на поездку для написания портретов как на предлог – впрочем, малопочтенный…»73. Однако Рубенс внес в портретный жанр движение и жизнь, богатство цвета, свободу живописной формы.74
По возвращении в Италию Рубенс исполняется ряд картин для церкви иезуитов в 1604 – 1605 гг. Осенью 1608 г. Рубенс возвращается в Антверпен, получив известие о смертельно больной матери. Первоначально Рубенс колебался, остаться ли ему в Антверпене или снова уехать в Италию. Но заключение двенадцатилетнего перемирия между Южными и Северными Нидерландами сыграло главную роль в том, чтобы фламандец остался на родине.
В 1609 г. по случаю женитьбы на Изабелле Брандт Петер Рубенс написал двойной портрет «Портрет с Изабеллой Брандт» (см. приложение № 2). Этот портрет интересен в первую очередь тем, что все элементы несут в себе какое – либо значение. На картине пара сидит в беседке из жимолости, которая традиционно олицетворяет супружескую любовь и верность. Они держатся за руки, что, в свою очередь, означает совершение брачной церемонии.
75
Первым крупным заказом становится картина «Поклонение волхвов» для зала антверпенской ратуши В 1611 г. Рубенс получается заказ на написание триптихов «Водружение креста» для церкви Св. Вальбурги и «Снятие с креста» для городского собора Антверпена. Этот заказ становится триумфом Рубенса.
«Снятие с креста» считается одной из самых величественных картин Рубенса. Художник показал на этой картине настоящего исполина. Центральный свет падает на тёмный фон, четко вырисовывая массивные части. В фигуре Христа можно заметить гибкость, изящество. Основными цветами становятся черно-зеленый, красный и белый76.
В 1611 г. Рубенс открывает собственную мастерскую. В мае художник писал: «Я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, что некоторые ученики уже несколько лет ждут …, чтобы я смог принять их у себя»77. Мастерская Рубенса была одной из самых лучших того времени. Фламандец не только учил художественному ремеслу, но и развивал индивидуальные склонности каждого из своих учеников.
Рубенс также принимал участие в проектировании и украшении церкви Св. Карла Борромея. Помогал при украшении этой церкви самый талантливый ученик Рубенса Антонис Ван Дейк.
Около 1618 г. Рубенс написал картину «Союз Земли и Воды». Тема изображения стихий была очень популярна у фламандцев. Союз Земли и Воды дарует человеку жизнь и все земные блага. Рубенс олицетворял в образе Земли Антверпен, а в образе Воды р. Шельду, благодаря которой Антверпен считался богатым морским портом.78
Именно в это время происходит признание Рубенса как талантливого художника. О его славе и художественном таланте узнаю те только во Фландрии, но и за рубежом.
Зрелый период творчества начался в 1620 и продолжался до 1630 гг. В это время Рубенс написал серию картин, посвященных Марии Медичи, королеве Франции.
Деятельность Петера Пауля Рубенса в 1620-х гг. была очень разносторонней: художник руководит работой граверов и учеников своей мастерской, делает картоны для шпалер, издает двухтомный увраж «Дворцы Генуя с их планами, фасадами и разрезами»79
С открытием собственной мастерской П.П. Рубенс очень мало картин писал сам. Эскиз обычно создавался самим Рубенсом, картина же в большинстве случаев выполнялась его помощниками и учениками. Когда картина была готова, он проходил ее своей кистью, оживляя ее и устраняя имеющиеся недочеты. Лучшие картины Рубенса написаны с начала и до конца самим мастером.
Наслышанная о славе фламандского живописца, Мария Медичи приглашает Рубенса в Париж для того, чтобы художник оформил галерею сериями полотен, на которых должна была быть описана жизнь королевы – регента Франции. Картины должны были украшать Люксенбургский дворец. Единственное условие заключалось в том, чтобы Рубенс собственноручно исполнил картины, не прибегая к помощи учеников. Одна галерея была посвящена деятельности королевы, другая – сражения и победам Генриха IV.
По замыслу Рубенса, каждая из картин должна была представлять собой нечто самостоятельное, но при этом, картины должны были создавать впечатление единства.
Рубенс в картине «Мария Медичи в виде богине Паллады» изобразил королеву, как победительницу. На голове Марии Медичи помещен шлем, а в руке она держит скипетр, под ногами - оружие, каски. Над головой королевы два амура с крыльями бабочек, означающих бессмертие. Ангелы держат лавровый венок над головой Марии Медичи, что означает славу, в небесах две Молвы с победными трубами прославляют ее добродетели и доброе правление Государством. Под ногами Рубенс написал следующие слова: «Вот величайшая Королева на свете, величайшая добродетель, равной ей нет и не будет никогда.»80. С данной картины начинается рассказ о жизни Марии Медичи, матери Людовика XIII.
Также одной интересной картиной из галереи является «Рождение». На полотне изображена богиня Люцина с факелом в руке. Она отдает Флоренции, матери Марии Медичи, дочь, окруженную сиянием. На картине изображены ангелы, бросающие цветы в знак радости, скипетр, корона и весы в знак того, что Мария Медичи суждено стать королевой.81 Любопытно то, что на этой картине изображен знак зодиака Марии Медичи. Рубенс получил сведения о дате рождения Марии и вычислил, что она являлась стрельцом по гороскопу. Этот знак зодиака Рубенс изобразил на картине.
Седьмая картина из серии изображает брак короля и принцессы Марии. Франция просит римских богов Юпитера и Юнону послать супругу Генриху Великому. Они посылают купидонов отнести портрет будущей королевы. Пока Генрих IV рассматривает картину, один амур уносит шлем короля, другой - его щит. Рубенс тем самым хотел показать идею о том, что с женитьбой короля во Франции водворится долгий мир.82
На девятой картине Рубенс изображает «Прибытие Королевы в Марсель». По устланным бархатом сходням пышно одетая Мария Медичи сходит с борта роскошной галеры на землю Франции. Развеваются флаги, блестят позолота. В небесах трубящая крылатая Слава возвещает о великом событии. Морские божества приветствуют Марию.
83
Над головой Марии изображена Слава, трубными звуками восхваляющая королеву. Трубы символизируют две славы: дурную и хорошую. Рубенс целенаправленно делает эти две трубы одинаковыми, чтобы избежать любого намека на бесславие. На картине Нептун протягивает руки к Марии, тем самым, по мнению Рубенса, показывая божественность будущей королевы. А приветствует Марию Медичи Франция в вышитой лилиями мантией, символом государства.84
Десятую картину «Прибытие королеву в Лион». Рубенс изображает Генриха IV и Марию Медичи в виде двух римских богов: Юпитера и Юноны. Живописец показывает над ними радугу и вечернюю звезду. Внизу расположена колесница, и на ней едет женщина, означающая город Лион. В ее руках герб города. Колесницу везут два льва, в память о празднике по случаю въезда в Лион Короля и Королевы.85
Особенно примечательна тринадцатая картина из серии «Коронация Королевы». На картине изображены слава и честь, надевающие венец на голову Королевы.
Одной из самых важных картин является четырнадцатая «Смерть Генриха IV и провозглашение регентства». На небесах изображены боги. Генриха Великого Юпитер и Меркурий забирают на небо. При этом две Победы плачут Одна из Побед поднимает оружие в честь Короля. По другую сторону была изображена королева в темной одежде. Франция на коленях перед Марией Медичи подает ей сферу, усыпанную лилиями. Лилии символизируют королевскую династию. На картине изображен народ, который умоляет Марию Медичи принять управление государством.86 Данная картина целостна и гармонична. Основными цветами являются золотисто-желтый, розовый, черный и белый.87
Однако работа по оформлению галереи была достаточно сложной. Это объяснялось обстановкой при французском дворе. Мария Медичи находилась в напряженных отношениях с министром ее сына Людовика XIII – кардиналом Ришелье. Этот конфликт отражался на деятельности Рубенса, поскольку задерживались не только выплаты денег, но и проекты картин, которым живописец уделял достаточное внимание. Кроме этого, постоянно менялись, а порой даже и отвергались уже готовые картины. Вдобавок ко всему прочему, против Рубенса стали плести интриги французские придворные художники. Пейреск, друг Петера Пауля Рубенса, говорил о нём, что с творчеством Рубенса не может сравниться ни один французский художник. На почве таких высказываний начинается очернение имени фламандского живописца.
На протяжении следующего десятилетия Рубенс активно писал картины. Это период его растущей славы. Рубенс создает собственную мастерскую. Самым талантливым учеником оказался Антонис Ван Дейк.63 В 1622 – 1625 гг. Рубенс написал серию картин, посвященных жизни Марии Медичи (см. приложение №2), матери французского короля Людовика XIII, и украсивших ее дворец в Париже.
В 1626 г. скончалась Изабелла Брандт. Это был серьезный удар для Рубенса. В одном из писем он писал: «… Поистине я потерял превосходную подругу. Эта утрата достойна глубокого переживания, и так как единственное лекарство от всех скорбей – забвение, придется возложить на него всю мою надежду. По мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».64
После смерти любимой жены, Рубенс поступил на дипломатическую службу к эрцгерцогине Изабелле. В следующие четыре года он путешествовал, чтобы «Отвлечься от всего, что ранит душу»65.
В 1628-1629 гг. Рубенс по поручению Изабеллы находился в Мадриде, в 1629 – 1630 гг. он отправился с дипломатической миссией в Лондон. Здесь Рубенс сыграл большую роль в восстановлении мирных отношений между Англией и Испанией. Английский король Карл I был известен своей любовью к искусству, поэтому найти общий язык с королем фламандскому живописцу было нетрудно. В 1630 г. Карл I посвящает Рубенса в рыцари.66
В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен. Он говорил: «Я со спокойной душой отказался от всего, что не связано с моей любимой профессией».67 В том же году фламандский живописец женился на 16 – летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены.
В последнее десятилетие своей жизни Рубенс страдал от приступов подагры. Но это не мешало ему заниматься творчеством. Были написаны картины для Банкетного зала короля Карла I и серия мифологических картин для испанского короля Филиппа IV. В 1635 г. Рубенс приобрел замок Стен. Живя в замке, он полюбил писать пейзажи. 68
30 мая 1640 г., находясь в Антверпене, Петер Пауль Рубенс неожиданно скончался. Его друг Балтазар Морет писал: «Поистине наш город много потерял со смертью господина Рубенса, я же потерял одного из лучших моих друзей.»69
§2. Художественные произведения П.П. Рубенса.
Рубенс писал во многих жанрах: религиозных, исторических, портретных, мифологических и пейзажных.
Творчество Рубенса отличается пышностью форм, динамикой. Рубенс считал: «Человеческие тела теперь, увы, отличаются от античных, так как большинство людей упражняют свои тела лишь в питье и обильной еде»70 . Самой любимой темой Петера Пауля Рубенса считалось плодородие, поэтому фламандский живописец писал утяжеленные, полноватые тела. Сам Рубенс считал, что только в таких пышных телах чувствуется жизнь. Итальянский художник Гвидо Рени однажды сказал: «Он смешивает свои краски с кровью!»71. Эта фраза свидетельствует о том, что Рубенс умел так изображать фигуры, что они казались живыми. Художник очень тщательно прорисовывал все морщинки, складочки на теле, придавая им практически физическую ощущаемость.
Творчество П.П. Рубенса можно разделить на несколько этапов. Ранний период продолжался до 1620-х гг. Этот период творчества ознаменовался знакомством с работами Тициана, Веронезе, Корреджо в Мантуе. По поручению герцога Рубенс снимал копии с картин известных художников. Первыми самостоятельными работами становятся портреты. Винченцо Гонзага писал испанскому двору: «Поскольку Пьетро Паоло прекрасно пишет портреты, мы желаем, чтобы Вы использовали его талант для исполнения портретов благородных дам»72. Рубенс отправился в Испанию с миссией написания придворных портретов и вручения подарков испанскому королю.
В Испании Рубенс написал конный портрет герцога Лермы (см. приложение №1). До фламандца этот тип парадного портрета был практически неизвестен. Сам Рубенс не желал заниматься портретами, это видно из его письма: «Я соглашался на поездку для написания портретов как на предлог – впрочем, малопочтенный…»73. Однако Рубенс внес в портретный жанр движение и жизнь, богатство цвета, свободу живописной формы.74
По возвращении в Италию Рубенс исполняется ряд картин для церкви иезуитов в 1604 – 1605 гг. Осенью 1608 г. Рубенс возвращается в Антверпен, получив известие о смертельно больной матери. Первоначально Рубенс колебался, остаться ли ему в Антверпене или снова уехать в Италию. Но заключение двенадцатилетнего перемирия между Южными и Северными Нидерландами сыграло главную роль в том, чтобы фламандец остался на родине.
В 1609 г. по случаю женитьбы на Изабелле Брандт Петер Рубенс написал двойной портрет «Портрет с Изабеллой Брандт» (см. приложение № 2). Этот портрет интересен в первую очередь тем, что все элементы несут в себе какое – либо значение. На картине пара сидит в беседке из жимолости, которая традиционно олицетворяет супружескую любовь и верность. Они держатся за руки, что, в свою очередь, означает совершение брачной церемонии.
75
Первым крупным заказом становится картина «Поклонение волхвов» для зала антверпенской ратуши В 1611 г. Рубенс получается заказ на написание триптихов «Водружение креста» для церкви Св. Вальбурги и «Снятие с креста» для городского собора Антверпена. Этот заказ становится триумфом Рубенса.
«Снятие с креста» считается одной из самых величественных картин Рубенса. Художник показал на этой картине настоящего исполина. Центральный свет падает на тёмный фон, четко вырисовывая массивные части. В фигуре Христа можно заметить гибкость, изящество. Основными цветами становятся черно-зеленый, красный и белый76.
В 1611 г. Рубенс открывает собственную мастерскую. В мае художник писал: «Я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, что некоторые ученики уже несколько лет ждут …, чтобы я смог принять их у себя»77. Мастерская Рубенса была одной из самых лучших того времени. Фламандец не только учил художественному ремеслу, но и развивал индивидуальные склонности каждого из своих учеников.
Рубенс также принимал участие в проектировании и украшении церкви Св. Карла Борромея. Помогал при украшении этой церкви самый талантливый ученик Рубенса Антонис Ван Дейк.
Около 1618 г. Рубенс написал картину «Союз Земли и Воды». Тема изображения стихий была очень популярна у фламандцев. Союз Земли и Воды дарует человеку жизнь и все земные блага. Рубенс олицетворял в образе Земли Антверпен, а в образе Воды р. Шельду, благодаря которой Антверпен считался богатым морским портом.78
Именно в это время происходит признание Рубенса как талантливого художника. О его славе и художественном таланте узнаю те только во Фландрии, но и за рубежом.
Зрелый период творчества начался в 1620 и продолжался до 1630 гг. В это время Рубенс написал серию картин, посвященных Марии Медичи, королеве Франции.
Деятельность Петера Пауля Рубенса в 1620-х гг. была очень разносторонней: художник руководит работой граверов и учеников своей мастерской, делает картоны для шпалер, издает двухтомный увраж «Дворцы Генуя с их планами, фасадами и разрезами»79
С открытием собственной мастерской П.П. Рубенс очень мало картин писал сам. Эскиз обычно создавался самим Рубенсом, картина же в большинстве случаев выполнялась его помощниками и учениками. Когда картина была готова, он проходил ее своей кистью, оживляя ее и устраняя имеющиеся недочеты. Лучшие картины Рубенса написаны с начала и до конца самим мастером.
Наслышанная о славе фламандского живописца, Мария Медичи приглашает Рубенса в Париж для того, чтобы художник оформил галерею сериями полотен, на которых должна была быть описана жизнь королевы – регента Франции. Картины должны были украшать Люксенбургский дворец. Единственное условие заключалось в том, чтобы Рубенс собственноручно исполнил картины, не прибегая к помощи учеников. Одна галерея была посвящена деятельности королевы, другая – сражения и победам Генриха IV.
По замыслу Рубенса, каждая из картин должна была представлять собой нечто самостоятельное, но при этом, картины должны были создавать впечатление единства.
Рубенс в картине «Мария Медичи в виде богине Паллады» изобразил королеву, как победительницу. На голове Марии Медичи помещен шлем, а в руке она держит скипетр, под ногами - оружие, каски. Над головой королевы два амура с крыльями бабочек, означающих бессмертие. Ангелы держат лавровый венок над головой Марии Медичи, что означает славу, в небесах две Молвы с победными трубами прославляют ее добродетели и доброе правление Государством. Под ногами Рубенс написал следующие слова: «Вот величайшая Королева на свете, величайшая добродетель, равной ей нет и не будет никогда.»80. С данной картины начинается рассказ о жизни Марии Медичи, матери Людовика XIII.
Также одной интересной картиной из галереи является «Рождение». На полотне изображена богиня Люцина с факелом в руке. Она отдает Флоренции, матери Марии Медичи, дочь, окруженную сиянием. На картине изображены ангелы, бросающие цветы в знак радости, скипетр, корона и весы в знак того, что Мария Медичи суждено стать королевой.81 Любопытно то, что на этой картине изображен знак зодиака Марии Медичи. Рубенс получил сведения о дате рождения Марии и вычислил, что она являлась стрельцом по гороскопу. Этот знак зодиака Рубенс изобразил на картине.
Седьмая картина из серии изображает брак короля и принцессы Марии. Франция просит римских богов Юпитера и Юнону послать супругу Генриху Великому. Они посылают купидонов отнести портрет будущей королевы. Пока Генрих IV рассматривает картину, один амур уносит шлем короля, другой - его щит. Рубенс тем самым хотел показать идею о том, что с женитьбой короля во Франции водворится долгий мир.82
На девятой картине Рубенс изображает «Прибытие Королевы в Марсель». По устланным бархатом сходням пышно одетая Мария Медичи сходит с борта роскошной галеры на землю Франции. Развеваются флаги, блестят позолота. В небесах трубящая крылатая Слава возвещает о великом событии. Морские божества приветствуют Марию.
83
Над головой Марии изображена Слава, трубными звуками восхваляющая королеву. Трубы символизируют две славы: дурную и хорошую. Рубенс целенаправленно делает эти две трубы одинаковыми, чтобы избежать любого намека на бесславие. На картине Нептун протягивает руки к Марии, тем самым, по мнению Рубенса, показывая божественность будущей королевы. А приветствует Марию Медичи Франция в вышитой лилиями мантией, символом государства.84
Десятую картину «Прибытие королеву в Лион». Рубенс изображает Генриха IV и Марию Медичи в виде двух римских богов: Юпитера и Юноны. Живописец показывает над ними радугу и вечернюю звезду. Внизу расположена колесница, и на ней едет женщина, означающая город Лион. В ее руках герб города. Колесницу везут два льва, в память о празднике по случаю въезда в Лион Короля и Королевы.85
Особенно примечательна тринадцатая картина из серии «Коронация Королевы». На картине изображены слава и честь, надевающие венец на голову Королевы.
Одной из самых важных картин является четырнадцатая «Смерть Генриха IV и провозглашение регентства». На небесах изображены боги. Генриха Великого Юпитер и Меркурий забирают на небо. При этом две Победы плачут Одна из Побед поднимает оружие в честь Короля. По другую сторону была изображена королева в темной одежде. Франция на коленях перед Марией Медичи подает ей сферу, усыпанную лилиями. Лилии символизируют королевскую династию. На картине изображен народ, который умоляет Марию Медичи принять управление государством.86 Данная картина целостна и гармонична. Основными цветами являются золотисто-желтый, розовый, черный и белый.87
Однако работа по оформлению галереи была достаточно сложной. Это объяснялось обстановкой при французском дворе. Мария Медичи находилась в напряженных отношениях с министром ее сына Людовика XIII – кардиналом Ришелье. Этот конфликт отражался на деятельности Рубенса, поскольку задерживались не только выплаты денег, но и проекты картин, которым живописец уделял достаточное внимание. Кроме этого, постоянно менялись, а порой даже и отвергались уже готовые картины. Вдобавок ко всему прочему, против Рубенса стали плести интриги французские придворные художники. Пейреск, друг Петера Пауля Рубенса, говорил о нём, что с творчеством Рубенса не может сравниться ни один французский художник. На почве таких высказываний начинается очернение имени фламандского живописца.