Файл: Курсовая работа Жизнь и творчество П. П. Рубенса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Курсовая работа на ряде методологических принципов. Первый принцип – объективности. Он предполагает непредвзятый, строго научный подход к исследованию темы курсовой работы. С помощью принципа историзма курсовая работа была написана с учетом роли Рубенса в истории искусства, его влияния на исторические события.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка приложений.

Глава I. Общая характеристика стиля барокко.

§1. Особенности стиля барокко.

В XVII в. наступает новая эпоха государственности. Этот период времени заключен между нидерландской революцией XVI – начала XVII вв. и Великой французской революцией, которая произошла в 1789 году. В то же время самой типичной формой правления становится абсолютная монархия. Начинает меняться понимание роли человека и его места в этом мире. Гуманизм эпохи Возрождения дал людям представление о ценности человеской личности. Но происходит разлад между идеалами Ренессанса и суровой действительностью. Наступившая эпоха больше не стабильна. «Весь мир - это вечные качели, - говорил Мишель Монтень. – Даже устойчивость – и она не что иное, как ослабленное и замедленное качание»18. Такую характеристику своего времени дает французский писатель и философ Монтень.

Искусство XVII в. начинает отражать мир в изменчивости и движении. Так возникает новый стиль в искусстве, который получил название «барокко». Барокко (от итальянского слова означает причудливый) – исторический стиль в культуре, который возникает в Новое время в середине XVI – XVII столетиях и проявляется в различных видах искусства. Первоначально слово «барокко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин, которые имели неправильную форму, но в середине XVI в. этот термин употребляется в итальянском языке в качестве синонима всего грубого и неправильного.19

Формирование барочного стиля связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и со стремительно изменяющейся «картиной мира» на рубеже XVI-XVII вв. Италия в это время теряет свое экономическое и политическое могущество. На территории этой страны диктуют условия испанцы и французы. Знать и церковь теряли свои позиции. Они обратились к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Таким образом, первыми заказы делают церковь и аристократия. 20

Родиной барокко становится Италия. Но не только упадок Итальянского государства становится причиной формирования барокко именно в этой стране. К причинам также стоит отнести и тот факт, что новый стиль обращается к пресытившемуся вкусу после суровости романизма, мистики готики и ясности Ренессанса. Люди хотели создать что-то новое и необычное. Также на становление барочного стиля влияет католическое мироощущение, проникнутое в это время мистицизмом, что, конечно же, потребовало определенных художественных форм со стороны нового стиля. Можно встретить и такие название барокко как: стиль католицизма или искусство иллюзии.


Среди множества интерпретаций истории барокко, две закрепились наиболее основательно. Первая рассматривает этот стиль как стиль контрреформации, т.е. его использовали для религиозной пропаганды. Вторая теория – политическая. Она утверждает, что барочный стиль – это выражение притязаний политических деятелей на абсолютную власть в государстве. 21

Барочный стиль обладает такими чертами как: масштабность, гротеск, импрессия и выразительность22. В этом стиле нет симметрии, здесь только хаос. Это было эпоха поворотов в развитии человеческой мысли. Ее подготовили и великие географические открытия, и естественно - научные. Новые знания разрушили прежние представления, сложившиеся в античности и в эпоху Возрождения.

В барочном стиле соединились классицизм и романтизм. До этого времени два течения в искусстве существовали независимо друг от друга. В барокко классические формы, сложившиеся ещё в античности и «возрожденные» в эпоху Ренессанса, стали трактоваться художниками по-новому, «неправильно» и приобрели романтическое звучание. Возникает идея о том, что чем неправдоподобнее произведение искусства, тем оно наиболее интересно. Всё неясное, призрачное стало казаться красивым. «Жизнь есть сон»23 - девиз барокко.

Подлинным создателем барокко считается Микеланджело. Роспись плафона Сикстинской капеллы поразила всех тем, что Микеланджело разрушил все представления о правилах рисунка и композиции. Новый стиль был противоречив. С одной стороны, художники стремились сделать «тайну и откровение» ощутимыми. «Произведения искусства должны быть такими, чтобы их можно было «потрогать»24. Но с другой стороны, в барокко прослеживается иррациональность и мистическая атмосфера. Эти противоречия соединились в творчестве живописца фламандского барокко Петера Пауля Рубенса.

Основными цветами, которыми пользовались художники, были красный, желтый и синий25. Самым излюбленным видом искусства являются плафонные росписи. Задача этих росписей создать мистическое ощущение, в котором должны быть затеряны представления о реальности, объёме, цвете и свете. Идеалом барокко становится движение света и цвета. А целью движения стало разрушение противоречий между мимолетностью и вечностью.

Вырабатываются три критерия барокко. Во-первых, главным критерием барочного стиля становится красота, но художники искали красоту не в природе, а в своем воображении. «Природа слаба и ничтожна. Искусство выше природы»

26 - говорил Бернини, видный представитель итальянского барокко в XVII в. Вторым критерием стала грация, он соответствует изобразительным качествам барочного стиля: движению, пластике и изменчивости. Последним, третьим, критерием становится «декорум». Декорум – это отбор соответствующих тем и сюжетов27. Как правило, в эти сюжеты входили только «достойные», исторические и героические. Таким образом, в барочной живописи преобладали укреплённые, утяжеленные формы, дорогие мантии и ткани, пышный интерьер.

В эпоху барокко очень распространены были портреты. Художники видели в портрете отражение «динамики души». Причем этот жанр колебался между бытовым натурализмом и парадным идеализмом28. В эпоху барочного стиля возникает новые жанры – комический портрет, апофеоз и парадный портрет. Парадные портреты начал писать ещё Тициан, представитель эпохи Возрождения, но распространяться они начали именно в период барочного стиля.

Главным способом художественного обобщения в барокко становится иносказание, аллегория. Происходит смешение классических форм античности и библейских мотивы. Для барокко характерна путаница с сочетаниями. Например: крест могли сравнивать с трезубцем Нептуна. Таким образом, можно увидеть смешивание античных мифов с элементами религии.

§2. Художественные школы в период барокко.

В XVII в. национальный обмен идеями и путешествия художников достигают такой интенсивности, как никогда раньше. Барокко – это стиль, охвативший всю Европу. В эпоху барочного стиля национальные характеристики стали менее явными. Но, несмотря на интернационализацию западноевропейской живописи, происходит и самоопределение национальных школ. Художественные школы возникают в Италии, Испании, Фландрии, Голландии и Франции

В Италии экономические и политические потрясения положили конец развитию эпохи Возрождения. Католическая церковь начала гонения на людей, которые развивали научные знания. Вместе с этим церковь пыталась подчинить искусство своей власти. Собирается Тридентский собор, который вынес специальные постановления, регламентирующие религиозную музыку, живопись и другие формы искусства29. Это было сделано с целью искоренения светского духа в искусстве. Основанный в 1540 году орден иезуитов активно вмешивался в вопросы искусства, поставив его на службу религиозной пропаганде.


Италия теряет свои позиции на мировой арене, в итальянские дела начинают вмешиваться иностранные государства. В XVII в. вспыхивают восстания. Бедственное положение народа резко контрастировало с земельным и денежным богатством аристократии и сановного духовенства. Это противоречие находит свое отражение в искусстве: интерес к античности уживается с религиозной проповедью, рационализм тяготеет ко всему мистическому. Папский Рим становится центром феодально-католической культуры. Здесь сформировалось и расцвело барокко.

Характерными чертами итальянского барокко становятся: стремление к монументальности, большому декоративному размаху и пафосу, выразительность.30 Одной из главных задач художников стало прославление светской и духовной власти, пропаганда идей католицизма.

Барокко предшествовал маньеризм. Термин «maniera» начали употреблять венецианские живописцы, имея в виду более раскованную манеру исполнения своих произведений. Он возникает в результате кризиса Ренессанса. Этот стиль является переходным в развитие искусства между эпохой Возрождения и барокко. Характерными чертами маньеризма стали: целостность, искажение пропорций фигуры, колористические диссонансы, светотень и экспрессия поз31. Главными заказчиками были церковная и светская аристократия. Но правящие слои не удовлетворялись упадочным искусством маньеризма. Снова назревает кризис в искусстве. К концу XVI в. определяются два пути преодоление маньеризма и решения новых художественных задач: академизм братьев Караччи и реализм Караваджо.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 – 1610) – итальянский художник, реформатор европейской школы живописи. Он – основатель реализма в живописи32. Караваджо также одним из первых применил технику кьяроскуро. «Кьяроскруро - это контраст между белым и черным, между светом и тенью»33. Караваджо – бунтовщик, разрушитель искусства живописи. Он исполнял свои картины в бытовом жанре. «Он не повествует, он пишет, как рубит с плеча, энергичными массами, резкими контрастами света и тени»34. Такую характеристику его живописной манере дает искусствовед Н.А. Дмитриева. Караваджо начал изображать тот непростой мир, в котором он сам жил. Типичный цвет в его работах – красный. Его художественный метод проложил путь для дальнейшего развития реалистического искусства. Многие считали его произведения грубыми, тем не менее к Караваджо примкнуло множество живописцев, образовавших целое направление, которое получило название караваджизм.


Рядом с реалистическим искусством Караваджо выступает болонский академизм. Задачу обновления живописи взяли на себя братья Карраччи. В борьбе против маньеризма братья пытались использовать идеи Ренессанса, которые они воспринимали как высший идеал развития искусства. По мнению Карраччи, хорошая живопись должна основываться на заимствовании техники титанов Возрождения35. В 1585 году Карраччи основали в Болонье «Академию направленных на истинный путь». Ведущее место в болонском академизме отводится Аннибале Карраччи. Карраччи создавали торжественное искусство. В искусстве братьев складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии» 1587, «Мадонна со св. Лукой» 1592).

В Испании «золотой» век барокко совпадает со временем ослабления власти в Испании. Несмотря на экономическо-политический кризис, культура Испании в XVII в. расцветала.

Первые десятилетия XVII в. отмечены в Испании острой борьбой различных художественных направлений. Придворное искусство, которое пыталось противостоять подъему национальной живописи, опиралось на романизм. Несмотря на это, передовое в искусстве Испании неустанно пробивало себе дорогу. Главными очагами реализма «золотого века» на рубеже XVI—XVII - столетий были Севилья и Валенсия.

Важным фактором формирования испанского искусства была идеология. В этот период в Испании действовало огромное количество монашеских орденов.36 Именно они выступали основными заказчиками произведений искусства. Храмы, в основном, украшались станковой живописью. Строгая сдержанность соседствовала с пышностью.

Характерными чертами испанского барокко являются: преобладание остроты наблюдения над художественным воображением, обращение внимания на человека.37 Изображение человека, в основном, ограничивалось религиозной тематикой и единственным светским жанром – портретом. Бытовой жанр, пейзаж, натюрморт играли скорее второстепенную роль.

Первым подлинно испанским художником на рубеже XVI – XVII вв. был грек по происхождению Эль Греко. Творчество Эль Греко нельзя точно отнести к какому-либо существующему тогда направлению. В его картинах можно найти элементы и барокко, и маньеризма, и Позднего Возрождения. Один из его современников писал о нем: «…этот особенный мастер шел всегда одиноко по своему пути»38. Особенностью картин художника стало то, что живописец начинает вытягивать в длину фигуры. Это вытягивание выглядит необычно