Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так как оно вытекает из стиля художника, который он построил сам для себя. Эль Греко специально видоизменяет фигуры для придания им большей выразительности. Стоит сказать о том, что в XVII в. у данного живописца не было последователей.
Многие испанские художники пошли по другому пути – пути караваджизма. Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран являются представителями реализма в испанском изобразительном искусстве. Двух этих живописцев объединяла правдивость восприятия жизни, обращение к натуре, демократизм, повышенный интерес к характеру человека и его внутреннему миру.
Хусепе Рибера (ок. 1591 —1652). Творческая деятельность мастера была достаточно многообразной, он обращался не только к религиозным, но и к мифологическим сюжетам и портрету. Рибера — художник драматического плана. Он изображал бедных людей и нарекал их именами апостолов. Его привлекала тема мученического подвига, страдания человека. В этих сценах художник выявил победу духа и воли над телесной немощью и страданием. Но Рибера не хотел, чтобы его героев жалели39. К примеру, картина «Хромоножка» не просит жалости, она гордо взирает на нас. Творчество Риберы шло по пути преодоления караваджизма. Живописец писал в манере «тенебросо» - манера живописи, в которой темные краски преобладают над светлыми40.
Противоположность искусству Риберы представляет суровое искусство Франсиско Сурбарана (1598—ок. 1664). Основными заказчиками Сурбарана были различные испанские монастыри. Черты мистицизма, присущие многим произведениям Сурбарана, и в его позднем творчестве становятся определяющими41. Все действующие лица написаны с натуры. Его герои замкнуты, погружены в себя, в свой внутренний мир. Картины Сурбарана построены на соотношении светлых и темных пятен. Строгая гамма серебристо-серых, черно-коричневых тонов обогащается акцентами насыщенно красного цвета. Лучшим произведением цикла является «Молитва св. Бонавентуры» (Дрезден). Подводя итоги характеристики творчества Сурбарана, стоит сказать о том, что его живопись была достаточна проста. «Величие Сурбарана заключается в величии простоты»42.
Искусство другого испанского художника Веласкеса приобрело мировое значение. Он пишет в это время главным образом картины в жанре бодегонес. «Бодегонес — жанр живописи, характеризующийся изображением сцен в трактире, на улице, в лавке, с участием небольшого количества персонажей, сочетающий в себе элементы бытовой сцены и натюрморта»43
. Бытовая испанская живопись получила наиболее яркое выражение именно в творчестве молодого Веласкеса. Как живописец Веласкес был ограничен преимущественно заказами своего господина — Филиппа IV. В первых придворных портретах Веласкеса появляется умение художника достигнуть единства парадного и живого, правдивого изображения, в котором раскрывались черты конкретного человеческого характера. Стоит только взглянуть на «Портрет папы Иннокентия X», и мы сразу можем дать точную характеристику этому человеку. Именно портреты принесли Веласкесу славу мастера этого жанра.
Во Фландрии период расцвета искусства охватывает собой первую половину XVII в. Именно в это время складывается фламандская художественная школа, занявшая выдающееся место в истории европейской культуры и давшая таких мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Иордане, Снейдерс.
Именно в живописи с наибольшей полнотой выразились прогрессивные черты культуры Фландрии: реализм, народность, яркая жизнерадостность, торжественная праздничность образов44. Также одной из характерных черт фламандского барокко является выделение жанров: пейзажа, портрета, натюрморта. В условиях Фландрии официально господствующим искусством было барокко. Более того, именно Фландрия наряду с Италией явилась в первой половине XVII в. одним из основных очагов формирования барочного направления в искусстве. Однако фламандское барокко отличалось от итальянского. Искусство Рубенса, Снейдерса и других мастеров отражало дух оптимизма, порожденный жизненными силами фламандского общества. Именно эта особенность развития барокко во Фландрии, выраженная в искусстве Рубенса, давала возможность развития реалистических черт в барочного стиля. Период относительного подъема искусства во Фландрии завершается примерно к середине XVII в.
Голландия была единственной европейской страной, в которой городское население преобладало над сельским. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине XVII века. Обогащение правящих классов Голландии сопровождалось ухудшением положения народных масс, чему способствовало разорение крестьян и ремесленников, страна была переполнена бродягами и нищими.
Новые экономические и общественные условия содействовали бурному расцвету наук и искусства. Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Буржуазно-республиканский строй и кальвинистская реформа определили две важные черты голландской живописи: во-первых, почти полное отсутствие влияния придворной культуры; во-вторых, чисто светский характер образов
45. На первый план выходит бытовой пейзаж. Религиозная тематика имела в голландском искусстве значительно меньший удельный вес, чем в искусстве других стран, но также и свобода художника в трактовке религиозных сюжетов, так как живописец в данном случае не был связан запретами специальных церковных установлений. Все эти факторы благоприятствовали укоренению в голландском искусстве прогрессивных тенденций.
Чертами голландского барокко становятся: специализация живописцев внутри каждого жанра, ясность композиций, целостность, гармоничность. К особенностям голландской школы относится и то, что картины были предназначены для бюргеров, ремесленников и, в некоторой степени, для крестьян46. Бытовая живопись для голландцев становится определяющей. Главными героями картин становятся врачи, торговцы, профессоры. Также выделяется натюрморт. Видным представителем этого жанра становится П. Клас. Его картина «Завтрак» пример высшего развития натюрморта.
Голландского барокко также прославил Рембрандт. Особенностью его работ становится светотень47. В работе «Портрет старушки» Рембрандт выделяет светотенью только лицо старушки, так как, по мнению живописца, оно важнее всего. Другими известными работами являются «Возвращение блудного сына», Рембрандт также использует светотень, и «Ночной дозор». Стоит отметить, что «Ночной дозор» является эталоном художественного мастерства в живописи
В последней трети XVII в. - вначале XVIII в., в связи с общими явлениями застоя в экономической жизни страны, промышленная и торговая буржуазия постепенно превращается в класс рантье, живущих на проценты со сданных им собственных земель. В своем жизненном укладе она начинает подражать дворянству, усваивать вкусы французской придворной культуры. Данный период стал временем упадка голландского искусства.
В XVII в. перед Францией после периода гражданских войн и хозяйственной разрухи встали задачи дальнейшего развития во всех областях экономической, политической и культурной жизни. Абсолютная власть монарха усиливается. Абсолютизм предопределил многие характерные особенности в развитии французской культуры XVII в. «Барокко на службе абсолютистского государства»48. Такой термин можно встретить разных информационных источниках. Но было бы неверно сводить все многообразие французской культуры XVII в. только к выражению идей абсолютизма. Развитие французской культуры носило более сложный характер. Острая социальная борьба накладывала определенный отпечаток на все развитие французской культуры того времени. Общественные противоречия проявились в том, что некоторые передовые деятели французской культуры оказались в состоянии конфликта с королевским двором и были вынуждены жить и работать вне Франции. К примеру, Пуссен провел почти всю свою жизнь в Италии. Официальное придворное искусство в первой половине XVII в. развивалось главным образом в формах помпезного барокко.
В борьбе с официальным искусством сложились две художественные линии, каждая из которых явилась выражением реалистических тенденций эпохи. Художники первого из этих направлений, получившие у французских исследователей наименование peintres de la realite, то есть живописцев реального мира, работали в столице, а также в провинциальных художественных школах.49 Они были объединены одной общей чертой: избегая идеальных форм, они обратились к прямому, непосредственному воплощению явлений и образов реальной действительности. Их лучшие достижения относятся, прежде всего, к бытовой картине и портрету; библейские и мифологические сюжеты также воплощались этими живописцами в образах повседневной реальности.
Но наиболее глубокое отражение существенных особенностей эпохи проявилось во Франции в формах второго из этих прогрессивных течений — в искусстве классицизма. Представители классицизма находили воплощение своих общественных идеалов в Древней Греции и Риме. Основоположником классицизма и главным представителем которой был величайший французский художник XVII в. Никола Пуссен. Ведущим считался жанр так называемой исторической живописи, включавший произведения на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Творчество Пуссена падает на первую половину века, ознаменованную подъемом общественной и художественной жизни во Франции и активной социальной борьбой.50
В последних десятилетиях XVII в. абсолютизм усилился. Те художники, которые были объединены в Королевскую Академию, были вынуждены прославлять монархию своими произведениями.
В Начале XVIII века во Франции возникает стиль рококо. Этот стиль вобрал в себя черты барокко. Но рококо отличается тем, что оно более изящное и легкое. Темные цвета, пышные формы барокко сменяются светлыми легкими тонами. К чертам рококо относятся: легкость, интимно-кокетливым характер, грациозность. Термин «рококо» происходит от французского слова rocaille – осколки раковины. Некоторые искусствоведы склоны полагать, что этот стиль является поздним этапом развития барокко.51
Таким образом, в первой главе рассмотрены история формирования барокко, его характерные черты. Также были рассмотрены основные школы барочного стиля, которые сложились в Италии, Испании, Фландрии, Голландии и во Франции; указаны представители этих школ, и их работы.
Глава II. Творческая деятельность Рубенса.
§1. Биография художника.
Петер Пауль Рубенс – знаменитый фламандский художник, происходил из старинной антверпенской семьи (см. приложение №1). Его отцу, Яну Рубенсу, из-за приверженности к реформации пришлось уехать из Антверпена в Кёльн. В Кёльне Ян Рубенс получил должность секретаря при Анне Саксонской, жене Вильгельма I Оранского.52 Позднее между Яном и Анной Саксонской возникла любовная связь, которая, в скором времени, была обнаружена. Мария Пейпелинкс, жена Яна Рубенса, смогла добиться для своего мужа более мягкого наказания, чем смертная казнь. Семью Рубенса отправляют в маленький город Зиген. Мария Пейпелинск смогла простить мужа. Она писала ему: «Вы его [прощение] уже получили, я даю Вам его и всегда дам, когда Вы его у меня попросите, но с условием, что Вы будете любить меня по-прежнему…»53
29 июня 1577 г. в Зигене родился Петер Пауль Рубенс. Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а затем в Кёльне.54 В 1587 г. Ян Рубенс умирает. Мария Пейпелинск получила возможность вернуться в Антверпен.55
В Антверпене одиннадцатилетний Петер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу. Но уже в 1590 г. Петер Пауль оставляет латинскую школу из-за неодолимого влечения к искусству. С четырнадцати лет он начал обучаться живописи у антверпенских художников. 56
В 1598 г. Рубенс получил звание свободного мастера антверпенской гильдии Св. Луки.57 Его учителями были Тобиас Верхахт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вен. Последний оказал большое влияние на становление молодого живописца. Отто ван Вен работал в Италии в эпоху Возрождения, он сумел вселить в Рубенса любовь ко всему античному.58
В 1600 г., по установившемуся обычаю нидерландских художников, П.П. Рубенс отправился заканчивать свое обучение в Италию.59 В Италии молодой живописец получил приглашение поступить на службу к Винченцо Гонзага, страстному любителю наук и искусств. Он поручил Рубенсу снимать копии с картин Тициана, Корреджо и других известных художников.60
В 1603 – 1604 гг. Рубенс отправился в Испанию с подарками для испанского короля Филиппа III и его премьер – министра Лерме. В октябре 1608 г. Рубенс получил известие о том, что его мать тяжело больна. Петер Пауль Рубенс возвращается в Антверпен.61
23 сентября 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем при дворе эрцгерцога Альберта. Через некоторое время Рубенс женился на 17 – летней Изабелле Брант, дочери секретаря города Анверпена.
Многие испанские художники пошли по другому пути – пути караваджизма. Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран являются представителями реализма в испанском изобразительном искусстве. Двух этих живописцев объединяла правдивость восприятия жизни, обращение к натуре, демократизм, повышенный интерес к характеру человека и его внутреннему миру.
Хусепе Рибера (ок. 1591 —1652). Творческая деятельность мастера была достаточно многообразной, он обращался не только к религиозным, но и к мифологическим сюжетам и портрету. Рибера — художник драматического плана. Он изображал бедных людей и нарекал их именами апостолов. Его привлекала тема мученического подвига, страдания человека. В этих сценах художник выявил победу духа и воли над телесной немощью и страданием. Но Рибера не хотел, чтобы его героев жалели39. К примеру, картина «Хромоножка» не просит жалости, она гордо взирает на нас. Творчество Риберы шло по пути преодоления караваджизма. Живописец писал в манере «тенебросо» - манера живописи, в которой темные краски преобладают над светлыми40.
Противоположность искусству Риберы представляет суровое искусство Франсиско Сурбарана (1598—ок. 1664). Основными заказчиками Сурбарана были различные испанские монастыри. Черты мистицизма, присущие многим произведениям Сурбарана, и в его позднем творчестве становятся определяющими41. Все действующие лица написаны с натуры. Его герои замкнуты, погружены в себя, в свой внутренний мир. Картины Сурбарана построены на соотношении светлых и темных пятен. Строгая гамма серебристо-серых, черно-коричневых тонов обогащается акцентами насыщенно красного цвета. Лучшим произведением цикла является «Молитва св. Бонавентуры» (Дрезден). Подводя итоги характеристики творчества Сурбарана, стоит сказать о том, что его живопись была достаточна проста. «Величие Сурбарана заключается в величии простоты»42.
Искусство другого испанского художника Веласкеса приобрело мировое значение. Он пишет в это время главным образом картины в жанре бодегонес. «Бодегонес — жанр живописи, характеризующийся изображением сцен в трактире, на улице, в лавке, с участием небольшого количества персонажей, сочетающий в себе элементы бытовой сцены и натюрморта»43
. Бытовая испанская живопись получила наиболее яркое выражение именно в творчестве молодого Веласкеса. Как живописец Веласкес был ограничен преимущественно заказами своего господина — Филиппа IV. В первых придворных портретах Веласкеса появляется умение художника достигнуть единства парадного и живого, правдивого изображения, в котором раскрывались черты конкретного человеческого характера. Стоит только взглянуть на «Портрет папы Иннокентия X», и мы сразу можем дать точную характеристику этому человеку. Именно портреты принесли Веласкесу славу мастера этого жанра.
Во Фландрии период расцвета искусства охватывает собой первую половину XVII в. Именно в это время складывается фламандская художественная школа, занявшая выдающееся место в истории европейской культуры и давшая таких мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Иордане, Снейдерс.
Именно в живописи с наибольшей полнотой выразились прогрессивные черты культуры Фландрии: реализм, народность, яркая жизнерадостность, торжественная праздничность образов44. Также одной из характерных черт фламандского барокко является выделение жанров: пейзажа, портрета, натюрморта. В условиях Фландрии официально господствующим искусством было барокко. Более того, именно Фландрия наряду с Италией явилась в первой половине XVII в. одним из основных очагов формирования барочного направления в искусстве. Однако фламандское барокко отличалось от итальянского. Искусство Рубенса, Снейдерса и других мастеров отражало дух оптимизма, порожденный жизненными силами фламандского общества. Именно эта особенность развития барокко во Фландрии, выраженная в искусстве Рубенса, давала возможность развития реалистических черт в барочного стиля. Период относительного подъема искусства во Фландрии завершается примерно к середине XVII в.
Голландия была единственной европейской страной, в которой городское население преобладало над сельским. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине XVII века. Обогащение правящих классов Голландии сопровождалось ухудшением положения народных масс, чему способствовало разорение крестьян и ремесленников, страна была переполнена бродягами и нищими.
Новые экономические и общественные условия содействовали бурному расцвету наук и искусства. Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Буржуазно-республиканский строй и кальвинистская реформа определили две важные черты голландской живописи: во-первых, почти полное отсутствие влияния придворной культуры; во-вторых, чисто светский характер образов
45. На первый план выходит бытовой пейзаж. Религиозная тематика имела в голландском искусстве значительно меньший удельный вес, чем в искусстве других стран, но также и свобода художника в трактовке религиозных сюжетов, так как живописец в данном случае не был связан запретами специальных церковных установлений. Все эти факторы благоприятствовали укоренению в голландском искусстве прогрессивных тенденций.
Чертами голландского барокко становятся: специализация живописцев внутри каждого жанра, ясность композиций, целостность, гармоничность. К особенностям голландской школы относится и то, что картины были предназначены для бюргеров, ремесленников и, в некоторой степени, для крестьян46. Бытовая живопись для голландцев становится определяющей. Главными героями картин становятся врачи, торговцы, профессоры. Также выделяется натюрморт. Видным представителем этого жанра становится П. Клас. Его картина «Завтрак» пример высшего развития натюрморта.
Голландского барокко также прославил Рембрандт. Особенностью его работ становится светотень47. В работе «Портрет старушки» Рембрандт выделяет светотенью только лицо старушки, так как, по мнению живописца, оно важнее всего. Другими известными работами являются «Возвращение блудного сына», Рембрандт также использует светотень, и «Ночной дозор». Стоит отметить, что «Ночной дозор» является эталоном художественного мастерства в живописи
В последней трети XVII в. - вначале XVIII в., в связи с общими явлениями застоя в экономической жизни страны, промышленная и торговая буржуазия постепенно превращается в класс рантье, живущих на проценты со сданных им собственных земель. В своем жизненном укладе она начинает подражать дворянству, усваивать вкусы французской придворной культуры. Данный период стал временем упадка голландского искусства.
В XVII в. перед Францией после периода гражданских войн и хозяйственной разрухи встали задачи дальнейшего развития во всех областях экономической, политической и культурной жизни. Абсолютная власть монарха усиливается. Абсолютизм предопределил многие характерные особенности в развитии французской культуры XVII в. «Барокко на службе абсолютистского государства»48. Такой термин можно встретить разных информационных источниках. Но было бы неверно сводить все многообразие французской культуры XVII в. только к выражению идей абсолютизма. Развитие французской культуры носило более сложный характер. Острая социальная борьба накладывала определенный отпечаток на все развитие французской культуры того времени. Общественные противоречия проявились в том, что некоторые передовые деятели французской культуры оказались в состоянии конфликта с королевским двором и были вынуждены жить и работать вне Франции. К примеру, Пуссен провел почти всю свою жизнь в Италии. Официальное придворное искусство в первой половине XVII в. развивалось главным образом в формах помпезного барокко.
В борьбе с официальным искусством сложились две художественные линии, каждая из которых явилась выражением реалистических тенденций эпохи. Художники первого из этих направлений, получившие у французских исследователей наименование peintres de la realite, то есть живописцев реального мира, работали в столице, а также в провинциальных художественных школах.49 Они были объединены одной общей чертой: избегая идеальных форм, они обратились к прямому, непосредственному воплощению явлений и образов реальной действительности. Их лучшие достижения относятся, прежде всего, к бытовой картине и портрету; библейские и мифологические сюжеты также воплощались этими живописцами в образах повседневной реальности.
Но наиболее глубокое отражение существенных особенностей эпохи проявилось во Франции в формах второго из этих прогрессивных течений — в искусстве классицизма. Представители классицизма находили воплощение своих общественных идеалов в Древней Греции и Риме. Основоположником классицизма и главным представителем которой был величайший французский художник XVII в. Никола Пуссен. Ведущим считался жанр так называемой исторической живописи, включавший произведения на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Творчество Пуссена падает на первую половину века, ознаменованную подъемом общественной и художественной жизни во Франции и активной социальной борьбой.50
В последних десятилетиях XVII в. абсолютизм усилился. Те художники, которые были объединены в Королевскую Академию, были вынуждены прославлять монархию своими произведениями.
В Начале XVIII века во Франции возникает стиль рококо. Этот стиль вобрал в себя черты барокко. Но рококо отличается тем, что оно более изящное и легкое. Темные цвета, пышные формы барокко сменяются светлыми легкими тонами. К чертам рококо относятся: легкость, интимно-кокетливым характер, грациозность. Термин «рококо» происходит от французского слова rocaille – осколки раковины. Некоторые искусствоведы склоны полагать, что этот стиль является поздним этапом развития барокко.51
Таким образом, в первой главе рассмотрены история формирования барокко, его характерные черты. Также были рассмотрены основные школы барочного стиля, которые сложились в Италии, Испании, Фландрии, Голландии и во Франции; указаны представители этих школ, и их работы.
Глава II. Творческая деятельность Рубенса.
§1. Биография художника.
Петер Пауль Рубенс – знаменитый фламандский художник, происходил из старинной антверпенской семьи (см. приложение №1). Его отцу, Яну Рубенсу, из-за приверженности к реформации пришлось уехать из Антверпена в Кёльн. В Кёльне Ян Рубенс получил должность секретаря при Анне Саксонской, жене Вильгельма I Оранского.52 Позднее между Яном и Анной Саксонской возникла любовная связь, которая, в скором времени, была обнаружена. Мария Пейпелинкс, жена Яна Рубенса, смогла добиться для своего мужа более мягкого наказания, чем смертная казнь. Семью Рубенса отправляют в маленький город Зиген. Мария Пейпелинск смогла простить мужа. Она писала ему: «Вы его [прощение] уже получили, я даю Вам его и всегда дам, когда Вы его у меня попросите, но с условием, что Вы будете любить меня по-прежнему…»53
29 июня 1577 г. в Зигене родился Петер Пауль Рубенс. Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а затем в Кёльне.54 В 1587 г. Ян Рубенс умирает. Мария Пейпелинск получила возможность вернуться в Антверпен.55
В Антверпене одиннадцатилетний Петер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу. Но уже в 1590 г. Петер Пауль оставляет латинскую школу из-за неодолимого влечения к искусству. С четырнадцати лет он начал обучаться живописи у антверпенских художников. 56
В 1598 г. Рубенс получил звание свободного мастера антверпенской гильдии Св. Луки.57 Его учителями были Тобиас Верхахт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вен. Последний оказал большое влияние на становление молодого живописца. Отто ван Вен работал в Италии в эпоху Возрождения, он сумел вселить в Рубенса любовь ко всему античному.58
В 1600 г., по установившемуся обычаю нидерландских художников, П.П. Рубенс отправился заканчивать свое обучение в Италию.59 В Италии молодой живописец получил приглашение поступить на службу к Винченцо Гонзага, страстному любителю наук и искусств. Он поручил Рубенсу снимать копии с картин Тициана, Корреджо и других известных художников.60
В 1603 – 1604 гг. Рубенс отправился в Испанию с подарками для испанского короля Филиппа III и его премьер – министра Лерме. В октябре 1608 г. Рубенс получил известие о том, что его мать тяжело больна. Петер Пауль Рубенс возвращается в Антверпен.61
23 сентября 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем при дворе эрцгерцога Альберта. Через некоторое время Рубенс женился на 17 – летней Изабелле Брант, дочери секретаря города Анверпена.