ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 669
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Упр. 217 (с. 122).
— Прочитайте стихотворение. О чём в нём говорится?
- Какое настроение оно вызывает?
- Обсудите и выполните задание в парах.
- Прочитайте глаголы, назовите их род, число и окончания.
2. Комментированное письмо
Потемнел., небо. Налетел., первая гроза. Полил., землю тёплый весенний дождь. Он сразу смыл., последний снег в лесу.
По Г. Скребицкому
(Следует обратить внимание учащихся на нулевое окончание в глаголах прошедшего времени мужского рода.)
VIII. Рефлексия
Игра «Не подведи свой ряд»
(Первый ряд записывает глаголы женского рода, второй — мужского, третий - среднего.)
Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
- Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— От чего зависит род глагола?
Домашнее задание
Упр. 218 (с. 122).
Тема: Род глаголов в прошедшем времени
Цель:развивать умение определять род глаголов в прошедшем времени.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары глаголов в неопределённой форме.
- Прочитайте пары глаголов в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Спишите, измените время глаголов на прошедшее.
Подуют студёные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жёсткой, как камень. Лужицы промёрзнут до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы и на улицу не пойдёт.
По Л. Воронковой
— Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на настоящее.
Спала Маша в постельке и видела чудесный сон. Шла она будто лесом дремучим и видела: перед ней сидел старик Мороз-Иванович, седой-седой. Сидел он на ледяной лавочке да снежные комочки ел; когда головой тряс, — от волос иней сыпался, а когда дышал, - валил пар густой.
По В. Одоевскому
2. Фронтальная работа
— Прочитайте. В каком времени стоят глаголы? Спишите, измените время глагола на будущее.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
— О чём идёт речь в сказке-загадке?
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Запишите по три глагола прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 219(с. 123).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте нераспространённые предложения.
— Назовите род глаголов.
Упр. 220(с. 123).
— Прочитайте предложения.
— По какому признаку можно узнать глаголы прошедшего времени? (По суффиксу -л-.)
— Выполните задания.
— Прочитайте предложения.
— Назовите род глаголов и их окончания.
2. Выборочный диктант
— Выпишите глаголы с приставками. Приставки выделите.
Вышли мы из леса на поляну и удивились. Сколько цветов! Они покрыли ярким ковром всю поляну. Зацвели ромашки, лиловые колокольчики. Набежал лёгкий ветерок. Поклонились нам колокольчики. С реки потянуло прохладой.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 221(с. 123).
— Прочитайте предложения.
— Составьте текст из данных предложений.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте текст.
— Какими предложениями можно дополнить этот текст?
VIII. Рефлексия
— Найдите в каждой строке лишнее слово и запишите его.
1) Ищи, блестит, береги, найдёшь.
2) Жить, служить, петь, решает.
3) Отдал, начал, приняли, услышит.
4) Поиграл, получишь, вспомнишь, исправишь.
— Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 222 (с. 124).
Тема: Правописание частицы не с глаголами
Цели:познакомить с ролью частицы не; учить писать частицу не с глаголами раздельно.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Объясните лексическое значение каждого глагола.
— Назовите слова с орфограммами и объясните их написание.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— От данных глаголов образуйте формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Запишите по образцу. Выделите приставки.
Образец: (что делать?) кормить — (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что сделает?) накормит, (что будет делать?) будет кормить.
Читать, лепить, прыгать, свистеть.
2. Фронтальная работа
- Запишите глаголы в прошедшем времени. Выделите приставки.
Прочитаю, потеряю, прилечу, сохраню, привяжу, угощу, запищу, разнесу, приплыву, размещу, наточу, накошу.
IV. Самоопределение к деятельности
Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Я согласен даже не
Рисовать на карте!
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упрёков,
Если даже я и не
Выучу уроков!
Ю. Вронский
- Чем необычно это стихотворение? (В нём много глаголов с частицей не.)
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 223 (с. 124).
- Прочитайте стихотворение.
- А что вы можете рассказать о своём друге? Составьте рассказ.
- Объясните написание слов с орфограммами.
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Назовите глаголы, которые вы выписали.
- Как пишется не с глаголами? (Раздельно.)
- Прочитайте ниже сведения о языке.
2. Упражнение в написании глаголов с частицей не
- Спишите. Подчеркните глаголы двумя чертами. Подчеркните частицу не.
1) Не за своё дело не берись, а за своим не ленись. 2) Не гордись званием, а гордись знанием. 3) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 4) Лёжа пишу не добудешь. 5) Не потрудишься — счастья не узнаешь.
— Объясните смысл пословиц.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 224 (с. 124).
— Прочитайте выражения. Объясните их смысл.
— Спишите пословицы. (Взаимопроверка.)
Упр. 225 (с. 125).
— Прочитайте, как нужно говорить правильно.
— Какое значение вносит частица не? (Отрицания.)
VIII. Рефлексия
— Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами.
1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто (не)сеет, тот (не)жнёт. 4) Кто сегодня обманет, тому и завтра (не)поверят. 5) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 6) Торопливость делу (не)помогает.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Как пишется частица не с глаголами?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не.
Тема: Правописание частицы не с глаголами
Цель: развивать умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей не.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения.
— Назовите глаголы.
— Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно.)
III. Актуализация знаний
— От данных глаголов образуйте однокоренные глаголы с помощью приставок на-, за-, с-, при- так, чтобы они отвечали на вопрос что сделает? Запишите, укажите время глаголов.
Образец: пишет - напишет.
Поёт, рисует, колет, темнеет, топит, веет, свищет, спит, смеётся, тает, греет, бежит, печёт, гладит, играет.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
— Спишите пословицу. Обозначьте орфограммы.
— Как написан глагол с частицей не? (Раздельно.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 226 (с. 125).
— Прочитайте текст.
— Какие по цели высказывания предложения встретились в этом тексте?
— Обсудите и выполните задание в парах.
— Прочитайте глаголы, которые вы выписали.
— Какие ещё просьбы могут быть у библиотечной книги?
Упр. 227(с. 125).
(Работа в парах. Проверка.)
— Прочитайте предложения, которые вы выписали.
— Прочитайте полезные советы, которые вы записали.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 228 (с. 126).
— Прочитайте стихотворение.
— Какой заголовок к нему подойдёт?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Произнесите выделенные буквосочетания.
— Прочитайте, как эти буквосочетания обозначаются на письме.
2. Выборочное списывание
— Выпишите глаголы с частицей не.
Весёлые стихи
— Слезь со стула!
— Не хочу!
— Упадёшь!
— Не упаду!
— Отойди!
— Не отойду!
— Приедешь?
— Не приеду!
— Услышишь?
— Не услышу!
— Мечтаешь?
— Не мечтаю!
— Молчишь?
— Нет, не молчу!
— Конфетку, может, хочешь?
— Нет! Да, хочу, хочу!
А. Шибаев
— Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно.)
3. Упражнение в написании глаголов с приставками
— Спишите. Укажите время глаголов. Выделите в глаголах приставки. Устно поставьте к ним вопросы.
— Улетели сегодня стрижи...
— А куда улетели, скажи?
— А туда улетели они,
Где на солнышке греются дни,
Где совсем не бывает зимы...
Но милее им всё-таки мы!
И они прилетят по весне
И опять засвистят в вышине.
Е. Благинина
VIII. Рефлексия
— Отгадайте загадки. Выпишите глаголы с частицей не.
Маленький сторож дом сторожит,
(Не)шумит, (не)лает,
А в дом (не)пускает. (Замок.)
Овсом (не)кормят,
Кнутом (не)гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. (Трактор.)
Мы день (не)спим,
Мы ночь (не)спим.
И день и ночь стучим, стучим. (Часы.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Как пишется частица не с глаголами?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с глаголами с частицей не.
Тема: Обобщение знаний
Цель: развивать умения определять время, число, лицо глаголов, разбирать предложения по членам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Прочитайте предложения.
- Назовите глаголы с частицей не.
- Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно.)
III. Актуализация знаний
Словарный диктант
Герой, квартира, самолёт, комната, кровать, солома, приветливо, потом, вдруг, сирень, растение, животное.
IV. Самоопределение к деятельности
- Расскажите, что вы знаете о глаголе.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 229 (с. 126).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Назовите глаголы, которые вы подчеркнули.
- Как пишутся глаголы с частицей не?
2. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме
- Прочитайте. Найдите в стихотворении глаголы в неопределённой форме. Выпишите сначала глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, а затем — глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Умеет он одеться в срок,
Умыться и поесть
И раньше, чем звенит звонок,