Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 5716
Скачиваний: 4
№ 1 Основные принципы питания детей.
Гармоничное развитие ребенка возможно только при правильной организации рационального питания с первых дней жизни, т.к. это один из наиболее важных и эффективных факторов в системе профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья детей. Питание детей должно соответствовать потребностям растущего организма, обеспечивать нормальное психомоторное развитие ребенка, повышать его иммунитет, выносливость при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды.
В период роста и развития организма обмен веществ характеризуется наибольшей интенсивностью и некоторым преобладанием анаболических процессов, что связано с удовлетворением потребностей для роста, пластических и структурных процессов, протекающих в организме в этот период. Детский и подростковый периоды характеризуются относительно высоким расходом энергии. Энергозатраты составляют (ккал на 1 кг массы тела):
У детей в возрасте от 1 – 5 лет – 80-100 ккал/кг;
У подростков 13-16 лет – 50-65 ккал/кг;
У взрослого человека 45 ккал/кг.
В связи с чем, при организации детского питания необходим особый подход.
Рациональное питание детей предусматривает поступление в организм пищевых веществ не только в достаточных количествах, но и определенного качественного состава, соответствующего адаптационным возможностям желудочно – кишечного тракта ребенка и уровню его обменных процессов. В связи с этим для каждого возраста характерна особая формула питания, которая определяется особенностями обмена веществ, адаптации к пище по мере физиологического и биохимического созревания, роста и развития ребенка.
Ребенку, чтобы он нормально развивался и рос здоровым, необходимо полноценное сбалансированное питание, соответствующее его физиологическим потребностям и возможностям, когда основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы), а также вода поступают в организм с пищей в оптимальных количествах и соотношениях.
№ 2 БЕЛКИ
Значение белков в организме огромно, поскольку они являются основным структурным компонентом клеток, из которых состоят органы и ткани (выполняют пластическую функцию). Кроме того, белки участвуют во многих других биологических процессах, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Так, все обменные процессы, протекающие в нем, осуществляются при участии белков, называемых ферментами. Белки принимают участие в формировании защитной функции организма — выработке иммунитета против инфекционных заболеваний, в процессах свертывания крови (фибриноген), осуществляют мышечное сокращение (миозин), являются главным компонентом крови (гемоглобин).
Поскольку белки выполняют в организме разнообразные функции, они должны постоянно и в достаточном количестве поступать с пищей. Это тем более важно, что в отличие, например, от жиров, углеводов и некоторых витаминов запасы белков в организме человека не образуются и при недостатке их в рационе расходуются белки тканей.
Белки — сложные органические соединения, состоящие из аминокислот. В состав пищевых продуктов входят 20 аминокислот, из различных сочетаний которых образуются многочисленные пищевые белки, используемые организмом для построения белков тканей. Среди них 8 в организме человека не образуются и обязательно должны поступать с пищей. К этим аминокислотам, называемым незаменимыми, относятся: валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан, фенилаланин. Для детей раннего возраста незаменимыми являются также аргинин и гистидин. Остальные, называемые заменимыми (аланин, аспарагин, аспарагиновая кислота, глютамин, глютаминовая кислота, глицин, пролин, серии, тирозин, цистин), образуются в самом организме.
Для нормальной жизнедеятельности детского организма, его роста и развития необходимо поступление с пищей всех аминокислот, как заменимых, так и незаменимых. Незаменимые содержатся в основном в продуктах животного происхождения: молоке, твороге, рыбе, мясе, яйцах, заменимые — в продуктах растительного происхождения: хлебе, крупах, овощах.
Дети, не получающие с пищей достаточного количества белков, отстают в физическом развитии {отставание роста, плохая прибавка в весе), а также нервно-психическом. При недостаточном поступлении белков снижается защитная функция организма, выработка ферментов и гормонов, регулирующих обменные процессы, повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, нарушается функция кроветворения. В то же время избыточное поступление белков в организм повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям и усиливает минерализацию костной ткани у детей.
Для удовлетворения потребностей растущего детского организма доля белков животного происхождения в питании детей первого месяца жизни должна составлять 90—99% по отношению ко всему суточному количеству белков, в питании детей до одного года — 75%, до 7 лет-65%.
№ 3 ЖИРЫ
За счет жиров растущий детский организм удовлетворяет около 30% своей энергетической потребности, а при грудном вскармливании за счет жиров молока матери — 50%. Поэтому как источник энергии жиры имеют особенно важное значение для детей грудного возраста. Функция жиров в организме не ограничивается обеспечением энергетических потребностей. Наряду с белками они являются важной составной частью клеток, осуществляют перенос к тканям и способствуют усвоению ими жирорастворимых витаминов (A, D, Е, К), участвуют в выработке иммунитета, способствуют лучшему усвоению организмом белков и минеральных солей.
Жиры, поступающие с пищей, имеют либо животное, либо растительное происхождение. Важно не только количество поступающих жиров, но и качественный состав образующих их жирных кислот. Особенно необходимы растущему детскому организму полиненасыщенные жирные кислоты: линолевая, линоленовая и арахидоновая. Поскольку эти жирные кислоты в организме человека не образуются и должны обязательно поступать с пищей, их называют также эссенциальными (или незаменимыми). Линолевую, линоленовую и арахидоновую жирные кислоты условно объединяют в одну группу под названием витамин F.
Основным источником незаменимых жирных кислот служат растительные жиры {подсолнечное, хлопковое, оливковое, соевое, кукурузное масла) и рыбий жир. В животных жирах содержатся в основном насыщенные жирные кислоты, которые лучше усваиваются организмом в присутствии ненасыщенных жирных кислот. Жирные кислоты входят в состав фосфадитов — жироподобных веществ, играющих важную роль в обмене холестерина и в обменных процессах, происходящих в нервных тканях.
При вскармливании грудным молоком ребенок получает все необходимые для нормального развития жиры. На долю растительных должно приходиться около 15% суточной потребности ребенка в жирах. Жиры животного происхождения, содержащиеся в сливочном масле, молоке, молочных продуктах, яйцах, должны составлять примерно 85% суточной потребности.
В отличие от белков в организме могут образовываться резервные запасы жира (например, подкожная жировая ткань), которые используются им при недостаточном поступлении жиров с пищей. Недостаток жиров оказывает отрицательное воздействие на организм ребенка, что выражается в отставании роста, плохой прибавке в весе или потере его, ослаблении защитной функции организма (подверженность различным инфекционным заболеваниям).
В то же время избыточное поступление жиров с пищей вызывает нарушение функционирования желез внутренней секреции, усиливает выведение из организма некоторых минеральных веществ (кальция, магния), что неблагоприятно сказывается на развитии и росте костной ткани.
№ 4 УГЛЕВОДЫ
Углеводы (сахара) составляют основную часть пищи и входят в состав всех клеток и тканей организма. Главная их функция — обеспечение энергией биологических процессов, протекающих в организме. Кроме того, углеводы и продукты их жизнедеятельности обладают высокой физиологической активностью, играют важную роль в образовании биологически активных веществ, обеспечивающих нормальное функционирование органов и систем.
Углеводы способствуют усвоению организмом белков и жиров. Особенно велика роль углеводов в осуществлении нормальной функции нервной и мышечной тканей. Они входят в состав нуклеиновых кислот (ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота и РНК — рибонуклеиновая кислота), осуществляющих передачу генетической информации и синтез собственных белков организма, без которого невозможны процессы роста и развития.
Некоторые гормоны и ферменты, регулирующие обменные процессы, представляют собой белковоуглеводные соединения. Сложные по своему строению углеводы (мукополисахариды) в комплексе с другими соединениями входят в состав слюны, секрета слизистых желез, соединительной костной, хрящевой и других тканей. Среди них необходимо отметить гепарин — углеводное соединение, препятствующее свертыванию крови. Мукополисахариды входят в состав антигенов крови, определяющих ее групповую принадлежность.
Как и жиры, углеводы, поступающие с пищей, не полностью участвуют в обмене веществ, а частично откладываются в мышечной ткани в виде сложного углевода гликогена, который затем используется организмом как источник энергии.
Углеводы (сахара) пищевых продуктов представлены простыми моносахаридами (глюкоза, фруктоза), сложными дисахаридами (сахароза, лактоза, мальтоза) и полисахаридами (крахмал, клетчатка, гемицеллюлоза, пектиновые вещества). Моно- и дисахариды в значительном количестве содержатся в меде, сахаре, ягодах и фруктах, быстро и легко всасываются в кишечнике и усваиваются организмом. Полисахарид крахмал, содержащийся в большом количестве в муке, картофеле, различных крупах и овощах, медленнее усваивается организмом, так как предварительно расщепляется в кишечнике до легкоусвояемой глюкозы.
При грудном вскармливании потребность ребенка в углеводах полностью обеспечивается за счет легкоусвояемой лактозы (молочного сахара), содержащейся в молоке.
Для поддержания оптимального и постоянного уровня сахара в организме ребенка необходимо использовать в питании продукты, содержащие как простые, быстро- и легкоусвояемые, так и сложные, медленноусвояемые углеводы.
При недостаточном поступлении углеводов с пищей у детей нарушаются процессы пищеварения, снижаются резервные запасы гликогена и жира, а также сопротивляемость организма действию неблагоприятных факторов внешней среды, замедляются процессы роста и развития. В то же время избыток углеводов в организме приводит к усиленному образованию жира и откладыванию его в подкожно-жировой клетчатке, вызывает склонность к аллергическим реакциям.
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ВОДА
Растущему детскому организму наряду с белками, жирами, углеводами, витаминами необходимы минеральные вещества, которые входят в состав всех тканей и органов. С участием минеральных веществ в организме протекают многие обменные процессы. Без них невозможны нормальный рост и развитие костной и мышечной тканей, выработка иммунитета, обмен витаминов, нормальное функционирование кроветворной, эндокринной, нервной и пищеварительной систем.
Все минеральные вещества в зависимости от их количественного содержания в организме разделяют на макро- и микроэлементы. К макроэлементам относятся железо, калий, натрий, хлор, кальций, фосфор и магний. Эти минеральные вещества содержатся в организме в количестве, превышающем 0,01 % от массы тела. К микроэлементам относятся алюминий, бром, ванадий, йод, кобальт, кремний, марганец, медь, молибден, никель, селен, титан, фтор, хром, цинк, содержащиеся в организме в количестве менее 0,01% от массы тела.
№ 6 Макроэлементы
Железо в организме человека содержится во всех органах и тканях. В красных кровяных тельцах (эритроцитах) сосредоточены основные его запасы. Содержащееся в эритроцитах железо входит в структуру белка гемоглобина, функция которого — обеспечение кислородом органов и тканей.
При недостаточном поступлении в организм железа с пищей развивается анемия (малокровие), что выражается в уменьшении количества эритроцитов и снижении уровня гемоглобина. Новорожденные и грудные дети, у которых запасы железа незначительны, наиболее чувствительны к его недостатку. К ним относятся печень, мясо, рыба, яичный желток, гречневая, перловая и овсяная крупы, ржаной хлеб, бобовые, фрукты и фруктовые соки, капуста.
Суточная потребность детского организма в железе составляет: в возрасте до 1 месяца — 1,5 мг, от 1 до 3 месяцев — 5 мг, от 4 до 6 месяцев — 7 мг, от 7 месяцев до 3 лет— 10 мг, от 4 до 6 лет — 15 мг, от 6 до 7 лет — 18 мг.
Калий обнаружен во всех органах и тканях организма, но большая его часть (до 98%) содержится в клетках. Калий участвует в процессах мышечного сокращения, образования новых белковых структур и резервного углевода гликогена. Содержащийся в клетках мышечной ткани калий усиливает мышечное сокращение, регулирует деятельность сердечной мышцы и кишечника.
Наиболее богаты калием продукты растительного происхождения: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, картофель, морковь, капуста, зелень петрушки, шпинат, бобовые, чернослив, бананы, абрикосы, изюм. Суточная потребность организма ребенка в калии составляет 240 — 320 мг.
Натрий, содержащийся в организме (в основном во внеклеточной жидкости), активно влияет на процессы водно-солевого обмена, перенос к клеткам тканей и органов аминокислот и углеводов. Обмен натрия в организме тесно связан с обменом калия, в частности при осуществлении процессов нервно-мышечной возбудимости.
Хлор совместно с натрием участвует в регуляции водно-солевого обмена. Образование в желудке соляной кислоты — важной составной части желудочного сока — происходит при участии хлора.
Если калия, натрия и хлора поступает в организм недостаточно, развивается мышечная слабость, нарушается водно-солевой обмен и функции желудочно-кишечного тракта.
В небольших количествах натрий и хлор содержатся в продуктах животного (говядина, телятина, печень, почки, куриные яйца, хек, скумбрия) и растительного (свекла, петрушка, морковь, картофель, капуста) происхождения. Однако потребность организма в натрии и хлоре удовлетворяется в основном за счет поваренной соли, добавляемой к пище в процессе приготовления.
Суточная потребность организма ребенка в натрии и хлоре составляет 240—320 мг.
Кальций имеет особо важное значение для детского организма, поскольку играет главную роль в формировании и развитии костной ткани. Кроме того, кальций участвует в осуществлении процессов нервной возбудимости, мышечного сокращения и свертывания крови. Обмен его в организме тесно связан с обменом витамина D.
На усвоение кальция организмом ребенка влияет количественное соотношение его с фосфором. Для детей в возрасте до 6 месяцев оптимальное соотношение фосфор — кальций должно быть 1,5:1, от 6 месяцев до 1 года—1,3:1, после 1 года—1:1.