Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такое обстоятельство прокуратура посчитала противоречащим федеральному законодательству. Установление льготного получения мест в
детских садах только детьми, достигшими возраста трех лет, нарушает
принцип общедоступности и равенства получения образования. Возможность обучаться в детском саду не должна ставиться в зависимость от достижения кем-либо из детей определенного возраста, иначе допускается
дискриминация в отношении иных детей.
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании». Документ утратил
силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
3 Определение Конституционного Суда РФ от 23.03.2010 № 443-О-О.
16
В связи с выявленными нарушениями прокуратура Ленинского района г. Иваново направила в суд соответствующее заявление. Требования
прокурора полностью удовлетворены1.
Таким образом, право на образование относится к числу важнейших конституционных прав человека. Но полноценная реализация
данного права возможна только при наличии в действующей системе
нормативного регулирования эффективных механизмов, гарантирующих такую реализацию. Механизмы реализации гарантий права на
образование, как отмечают ученые, «представляют собой совокупность условий, средств и мер, обеспечивающих возможность реально
на практике осуществить предоставленные права и защиту данных
прав от незаконных ограничений и посягательств»2
.
К числу механизмов реализации права на образование относятся
организационные, социально-экономические, информационные и
правовые механизмы
3
. Только совокупность всех указанных механизмов, работающих эффективно, может обеспечить реализацию права
на образование в полном объеме.
В настоящее время идет процесс формирования и совершенствования всех механизмов реализации права на образование, но имеющаяся судебная практика свидетельствует о том, что в данной сфере еще
встречаются многочисленные и порой весьма серьезные нарушения.
1.2. Место образовательного права
в правовой системе России
Рассматривая место образовательного права в правовой системе
России, прежде всего необходимо остановиться на имеющихся доктринальных подходах к понятию «правовая система».
Как справедливо отмечает А.Х. Саидов, в современной юридической литературе даются неодинаковые определения правовой системы. Это объясняется тем фактом, что правовая система — сложное
социальное явление, многогранность которого можно определить
только с помощью системы научных категорий. Обращаясь к самому
узкому понятию правовой системы, А.Х. Саидов утверждает, что под
правовой системой понимается право определенного государства.
Наряду с институциональной структурой права (системой права) оно
включает в себя ряд других компонентов правовой жизни общества4
.
1 URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-80655
2 Образовательное право: учебник / А.И. Рожков [и др.] ; под общ. ред.
А.И. Рожкова. М.: Юрайт, 2016. С. 52.
3 Образовательное право / А.И. Рожков [и др.]. С. 53.
4 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М.: Юрист, 2000. С. 117.
17
О правовой системе общества как целостном комплексе правовых
явлений, который складывается в результате взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов юридической надстройки пишет М.Н. Марченко
1
. В то время как Г.И. Муромцев определяет правовую систему как
научную категорию, дающую многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях
2
.
«Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, — пишут Н.И. Матузов и А.В. Малько,
— то правовая система — более широкая реальность, охватывающая
собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных,
социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивноорганизующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность»
3
.
Как видно, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Г.И. Муромцев и А.Х. Саидов полагают, что кроме права как своего стержневого элемента правовая система включает в себя множество других составляющих: правотворчество, правосудие, юридическую практику,
нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения
(суд, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины, иное
Социальное образование, существующее относительно независимо
от ее символической структуры, выраженной посредством языка, понимает под правовой системой В. Кравитц. Данное социальное образование, считает ученый, нельзя отождествлять с системой юридических норм, т.е. нормативно-правовых предписаний или установлений,
символически воспроизводящих правовую систему. Она складывается
из юридических норм и соответствующих действий, включая условия
их совершения
4
.
Один из крупнейших немецких правоведов ХХ в. К. Энгиш рассматривает право как систему, выделяя при этом внутреннюю систему
правопорядка, т.е. систему ценностей и принципиальных суждений, и
1 Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М.: Зерцало,
2000. С. 104-105.
2 Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2006. С. 282.
3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юрист, 2004.
С. 83.
4 Krawitz B. Recht und Systemtheorie // Vernunft und Erfahrung in Rechtsdenken
der Gegenwart. Berlin, 1986.
18
внешнюю систему права, проявляющуюся в расчлененности всего
комплекса правовых предписаний на кодексы, части, разделы и пр.
Вместе с тем К. Энгиш выделял научную систему права как систему
знаний о данном правопорядке. Элементами системы могут быть не
только нормы, правоотношения, но и отдельные части их содержания
1
.
По мнению авторов, правовая система — это структурированная
совокупность правовых норм, институтов и правоприменительных
механизмов, существующих в данном конкретном государстве, достигших достаточно высокой степени развития, исторически обусловленных и соответствующих определенному уровню правосознания.
В отечественной теории государства и права принято разграничивать такие понятия, как «правовая система» и «система права». Под
системой права обычно понимают внутреннее строение права, его
подразделение на отрасли, подотрасли и институты. Если рассматривать образовательное право с данных позиций, возникает вопрос:
можно ли считать его самостоятельной отраслью права или это нечто
иное?
Традиционно в отечественной юриспруденции в качестве критериев выделения отраслей права рассматривают предмет и метод правового регулирования. Предметом образовательного права можно
считать отношения, возникающие в сфере образования, в том числе
различающиеся по субъектному составу. Характерно, что образовательные отношения возникают именно в сфере образования, т.е. они
так или иначе связаны с образованием как составной и важной частью
жизни человеческого общества.
Среди всех субъектов образовательного процесса наиболее важное
место занимают обучающиеся и педагогические работники. Именно
между ними возникают отношения по передаче знаний, умений,
навыков и формирования компетенций, что и составляет основной
смысл образовательного процесса, цель развития всей системы образования. Именно учителя и ученики, профессора и студенты — главные действующие лица системы образования, а вовсе не государственные и муниципальные служащие, учредители или инспекторы,
осуществляющие надзор и контроль. Понимание этой простой истины
позволит сделать образовательный процесс более демократичным и
эффективным.
Метод регулирования той или иной отрасли права — это совокупность приемов и способов правового воздействия на родовые общественные отношения. При этом правовая доктрина на основе данных юридической практики выделяет два основных метода правового
регулирования: 1) императивный, базирующийся на применении
1
Engisch K. Beitrage zur Rechtstheorie. Frankfurt am Main, 1984.
19
властных, авторитарных и административно-правовых предписаний и
субординации; 2) диспозитивный (автономный, координации), при
котором субъекты права самостоятельно определяют свое поведение в
рамках правовых предписаний.
Метод образовательного права представляется комплексным,
сочетающим диспозитивный и императивный методы. В разных видах
отношений в сфере образования эти два метода играют неодинаковую
роль. Например, договор об оказании платных образовательных услуг
регулируется в рамках диспозитивного метода, а контроль и надзор в
сфере образования — в рамках императивного метода. По нашему
мнению, в сфере действия образовательного права императивные
нормы преобладают над диспозитивными (характерно и для правовой
системы России). Охарактеризовать метод образовательного права
можно как императивно-диспозитивный. Несмотря на активное продвижение термина «образовательные услуги», большинство отношений в сфере образования остаются по своему характеру управленческими отношениями, и в этом плане образовательное право ближе к
административному праву, чем к гражданскому.
В российской юридической литературе ведется дискуссия о том,
какие виды правоотношений преобладают в образовании и какими
отраслями права эти отношения преимущественно регулируются.
Как полагает Г.А. Дорохова, административно-правовые отношения с участием гражданина являются основными, определяющими
правоотношениями в сфере народного образования. А метод их регулирования, хотя отчасти и отличается от традиционного административно-правового метода с характерным для него признаком власти —
подчинения, оказывает существенное влияние на регулирование всех
отношений по народному образованию1
.
Исследуя специфику правовых отношений в области образования,
И.Е. Фарбер предполагал, что отношения, возникающие в сфере образования, являются не только административно-правовыми как отношения власти — подчинения, но и правоотношениями в области трудового, гражданского, семейного законодательства2