Файл: Проект Детский сад безопасное образовательное пространство Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОЕКТ
«Детский сад –
безопасное образовательное пространство»
Содержание
| Введение | 3 |
Глава 1. | Проект «Детский сад – безопасное образовательное пространство». | 4-7 |
1.1. | Актуальность проблемы безопасности детей и сотрудников ОО. | 4 |
1.2. | Программа развития МБОУ «Гимназия №2». Описание проекта «Детский сад – безопасное образовательное пространство» в рамках программы развития МБОУ «Гимназия №2». | 7 |
Глава 2. | Система управления безопасностью образовательного пространства. | 14 |
Глава 3. | Создание безопасного образовательного пространства. | 17-23 |
3.1. | Совершенствование нормативно-правового обеспечения безопасного образовательного пространства ДОУ. | 17 |
3.2. | Материально-техническое оснащение. | 19 |
3.2.1. | Создание здоровых и безопасных условий труда. | 19 |
3.2.2. | Создание условий для безопасного образовательного процесса. | 20 |
3.2.3. | Создание здоровьесберегающей среды ОО. | 20 |
3.3. | Повышение уровня компетентности сотрудников ОО в вопросах охраны труда и безопасности, обучение мерам безопасного поведения. | 21 |
Глава 4. | Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Реализация образовательной области «Безопасность» в практике работы ДОУ. | 23-30 |
4.1. | Система работы по реализации образовательной области «Безопасность». | 23 |
4.2. | Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обеспечения безопасности детей дошкольного возраста. | 24 |
4.3. | Создание развивающей среды в ОО. | 25 |
4.4. | Организация образовательного процесса. | 25 |
4.5. | Сотрудничество с внешними организациями | 28 |
4.6. | Взаимодействие с родителями. | 29 |
Глава 5. | Система мониторинга деятельности ДОУ по обеспечению безопасного образовательного пространства. | 30-33 |
Глава 6. | Результаты работы по реализации проекта «Детский сад - безопасное образовательное пространство». | 34-35 |
Введение
Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию обозначил суть всех происходящих в стране обновлений. Он констатировал: «…Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей».
К сожалению, ежегодная статистика, показывает рост числа происшествий, в которых страдают дети. Это: пожары в жилых зданиях, дачных домах; аварии на дорогах; происшествия с детьми в доме, на улице, в образовательных учреждениях.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий безопасности образовательных учреждений, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Причины происшествий, несчастных случаев, травматизма воспитанников ДОУ можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от воспитанника или работника.
Часто причинами и негативными факторами возникновения опасных ситуаций являются:
-
отсутствие необходимой правовой и социальной информации; -
непонимание серьезности проблем безопасной жизнедеятельности; -
слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения; -
недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения; -
недисциплинированность и бесконтрольность персонала и воспитанников; -
сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к Правонарушителям.
Как видно, комплекс причин опасностей в образовательном учреждении не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Никакие дорогостоящие суперсистемы безопасности не гарантируют снижения травматизма в ДОУ, если в голове у каждого не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи. Поэтому главным звеном остается воздействие на воспитанников, родителей и персонал образовательного учреждения, т. e. на человеческий фактор. Для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход c участием всех субъектов безопасности: воспитанников, педагогов, родителей.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая:
-
постоянное обновление нормативно-правовой базы ДОУ по формированию безопасного образовательного пространства; -
совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей; -
создание здоровых и безопасных условия труда в образовательном учреждении и условий для безопасного образовательного процесса. Материально-техническое оснащение; -
создание эффективной системы обучения работников ДОУ; -
внедрение инновационных образовательных технологий, программ по ОБЖ; -
совершенствование системы взаимодействия с органами безопасности (службой МЧС, ОВД ГИБДД); -
разработку и внедрение системы мониторинга безопасности образовательного пространства ДОУ.
Интеграция всех элементов системы безопасности обеспечивает эффективность решения проблем данного направления. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ДОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.
Глава 1. Проект «Детский сад – безопасное образовательное пространство».
Проблемы обеспечения безопасности в ДОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям.
-
Актуальность проблемы безопасности детей и сотрудников ДОУ.
Гибель детей образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи – всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья наших детей и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами.
В 2022 году в Российской Федерации, по данным статистики, получили травмы 11393,0 детей (в расчёте на 100000 детей). Среди травмированных детей преобладали мальчики, на долю которых пришлось 61,8% всех травм. В целом по стране за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения обратились 3 млн. 77 тыс. 756 детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно.
Структура детского травматизма по видам травматизма
в Российской Федерации в 2022 г. (в %)
Анализ статистических данных о пожарах в Российской Федерации за 2020–2022 гг. показывает, что в зданиях и сооружениях дошкольных образовательных учреждений произошло 494 пожара (в среднем более 160 в год).
Как показывает статистика, по-прежнему остается высоким число ДТП, в которых погибли или пострадали дети.
Год | РФ | Мурманская область | ||||
Число ДТП | Погибло | Ранено | Число ДТП | Погибло | Ранено | |
2020 | 24 930 | 1 276 | 25 720 | 114 | 2 | 116 |
2021 | 23 851 | 1 116 | 24 707 | 113 | 1 | 117 |
2022 | 21 970 | 1 018 | 22 785 | 98 | 1 | 107 |
Дети-пешеходы | ||||||
2020 | 13 283 | 537 | 13 343 | | 0 | 75 |
2021 | 12 403 | 440 | 12 342 | | 0 | 75 |
2022 | 11 219 | 380 | 11 229 | | 0 | 77 |
Дети-велосипедисты | ||||||
2020 | 1 830 | 92 | 1 753 | | 0 | 6 |
2021 | 1 760 | 77 | 1 700 | | 0 | 5 |
2022 | 1 600 | 62 | 1 545 | | 0 | 2 |
Из общего числа детей, попавших в ДТП, - 15-17% - дети дошкольного возраста.
|
Анализ происшествий дает основания утверждать, что любая деятельность воспитанников и персонала потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий. Это возможно благодаря усилиям образовательного учреждения и родителям.
Анализ работы ДОУ за 2020-2022 учебные годы показывает низкий уровень (35%) сформированности у детей представлений о безопасном поведении и недостаточный уровень ответветственности родителей за жизнь и здоровье детей, что подтверждается результатами диагностики, беседами с дошкольниками и наблюдениями за ними.
Исходя из анализа мониторинга, включающего разные показатели (анализ статистики детского травматизма и происшествий с детьми в дошкольном учреждении, анализ состояния материально-технической и учебно-методической базы ДОУ, кадрового потенциала, анализ диагностики знаний детей в области безопасности) был разработан долгосрочный проект на 2020 – 2022 учебные годы «Детский сад – безопасное образовательное пространство».
-
Программа развития МБОУ «Гимназия №2». Описание проекта «Детский сад – безопасное образовательное пространство» в рамках программы развития МДОУ д/с №14.
Программа развития дошкольного учреждения на 2020-2022 годы разработана в рамках осуществления государственной политики о дошкольном учреждении и направлена на реализацию основных целей и задач.
Цель: создать в детском саду здоровьесберегающее и безопасное образовательное пространство, обеспечивающее гармоничное разностороннее развитие каждого ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни.
В ходе реализации программы решались следующие задачи:
-
Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития. -
Привести в соответствие с санитарно-гигиеническими требования и требованиями безопасности материально-техническую базу и предметно-развивающую среду в ДОУ. -
Внедрить в практику работы дошкольного учреждения программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. -
Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. -
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных программ, здоровьесберегающих технологий и технологий по основам безопасности жизнедеятельности. -
Повысить качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста.