Файл: Проект Детский сад безопасное образовательное пространство Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ориентирована на развитие компетенций ребенка, его эмоционально-оценочного отношения к здоровью, субъектно-поведенческого опыта детей в подвижных играх.
Таким образом, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить организацию оздоровительной работы и оптимальную физическую активность детей.
3.3.Повышение уровня компетентности сотрудников ДОУ в вопросах охраны труда и безопасности, обучение мерам безопасного поведения.
Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, тревожной кнопки и видеонаблюдения не снижает последствий ЧС, если работники учреждения сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением об обучении по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в МДОУ д/с № 14 и планами работы, а так же Программой вводного инструктажа по охране труда, Программой первичного инструктажа на рабочем месте, Программой обучения пожарно-техническому минимуму сотрудников МБОУ «Гимназия №2»
В соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель, в частности, должен проводить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку
знания работниками требований охраны труда, а также не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В процессе обучения работников ДОУ охране труда заведующий детского сада и уполномоченные лица, прошедшие обучение по охране труда (начальник хозяйственного отдела, заместитель заведующего по УВР), проводят следующие виды инструктажей:
Безопасность жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях в большой степени зависит от психологической подготовленности и готовности персонала и администраций к своевременным и умелым действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Важным этапом формирования готовности персонала администраций дошкольных образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях является проведение учебно-тренировочных мероприятий, в ходе которых совершенствуются знания, умения и навыки персонала по защите от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминального и бытового характера, при угрозе и осуществлении террористических актов.
При подготовке программы обучения персонала широко используются информационно-коммуникационные технологии и Интернет- ресурсы
Глава 4. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Реализация образовательной области «Безопасность» в практике работы ДОУ.
Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, из них 35 детей – в России. Более эффективные меры по профилактике детского травматизма могли бы сохранить жизнь по меньшей мере половине из них. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма».
Решающим условием обеспечения безопасности детей является формирование у них с детства навыков личной безопасности. Ребёнок может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался один в квартире, нашёл подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе, он должен усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом конкретном случае. В детском саду эти знания закладываются через систему игровых заданий и моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование основ личной безопасности ребёнка, ценностей здорового образа жизни, на успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу.
4.1.Система работы по реализации образовательной области «Безопасность».
Система работы по образовательной области «Безопасность» включает в себя:
Система работы с детьми по реализации программы предполагает соблюдение следующих принципов:
Обеспечение безопасности детей является приоритетной задачей общества. Свидетельством этого являются целевые программы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
В комплексной программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом
Мы проанализировали парциальную программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, разработанные на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Программа является первым документом, способствующим решению социально-педагогической задачи — воспитанию у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Однако, в данной программе представлено содержание работы по формированию безопасного поведения только для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому мы разработали модифицированную программу на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, которая рассчитана на 4 возрастных периода (от младшей до подготовительной группы).
Модифицированная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей 3-7 лет содержит пять разделов:
1. Ребенок и другие люди.
2. Ребенок и природа.
3. Ребенок дома.
4. Здоровье ребенка.
5. Ребенок на улицах города.
В 2010 году в дошкольном учреждении была разработана основная общеобразовательная программа МДОУ д/с №14 (приказ Министерства образования и науки от 23.11.2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»), включающая содержание работы по образовательной области «Безопасность», которое реализуется в соответствии с модифицированной программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
4.2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обеспечения безопасности детей дошкольного возраста.
Для оказания повседневной и целенаправленной помощи педагогам при ознакомлении дошкольников с правилами безопасности, особое внимание уделяется вопросам повышения их профессиональной компетентности.
Основные формы работы с педагогами:
4.3. Создание развивающей среды в ДОУ.
При создании предметно - развивающей среды опирались на следующие нормативно - правовые документы:
Для успешной реализации задач образовательной области «Безопасность» в МДОУ:
При организации предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, закреплению навыков в различных видах деятельности.
4.4. Организация образовательного процесса.
Основная цель работы с детьми по формированию безопасного поведения– познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Таким образом, условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить организацию оздоровительной работы и оптимальную физическую активность детей.
3.3.Повышение уровня компетентности сотрудников ДОУ в вопросах охраны труда и безопасности, обучение мерам безопасного поведения.
Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, тревожной кнопки и видеонаблюдения не снижает последствий ЧС, если работники учреждения сами не готовы к адекватным действиям. Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых кампаний, а исключительно в рамках систематического изучения основ безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением об обучении по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в МДОУ д/с № 14 и планами работы, а так же Программой вводного инструктажа по охране труда, Программой первичного инструктажа на рабочем месте, Программой обучения пожарно-техническому минимуму сотрудников МБОУ «Гимназия №2»
В соответствии с частью второй ст. 212 ТК РФ в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель, в частности, должен проводить инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку
знания работниками требований охраны труда, а также не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В процессе обучения работников ДОУ охране труда заведующий детского сада и уполномоченные лица, прошедшие обучение по охране труда (начальник хозяйственного отдела, заместитель заведующего по УВР), проводят следующие виды инструктажей:
-
вводный инструктаж по охране труда,
-
первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, -
повторный, -
внеплановый и целевой инструктажи по охране труда.
Безопасность жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях в большой степени зависит от психологической подготовленности и готовности персонала и администраций к своевременным и умелым действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Важным этапом формирования готовности персонала администраций дошкольных образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях является проведение учебно-тренировочных мероприятий, в ходе которых совершенствуются знания, умения и навыки персонала по защите от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминального и бытового характера, при угрозе и осуществлении террористических актов.
При подготовке программы обучения персонала широко используются информационно-коммуникационные технологии и Интернет- ресурсы
Адреса веб-сайтов | Материалы сайтов | 1 2 3 4
Глава 4. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Реализация образовательной области «Безопасность» в практике работы ДОУ.
Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, из них 35 детей – в России. Более эффективные меры по профилактике детского травматизма могли бы сохранить жизнь по меньшей мере половине из них. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма».
Решающим условием обеспечения безопасности детей является формирование у них с детства навыков личной безопасности. Ребёнок может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался один в квартире, нашёл подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе, он должен усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом конкретном случае. В детском саду эти знания закладываются через систему игровых заданий и моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование основ личной безопасности ребёнка, ценностей здорового образа жизни, на успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу.
4.1.Система работы по реализации образовательной области «Безопасность».
Система работы по образовательной области «Безопасность» включает в себя:
-
условия для развития представлений об основах безопасности жизнедеятельности; -
организацию образовательного процесса; -
сотрудничество с внешними организациями.
Система работы с детьми по реализации программы предполагает соблюдение следующих принципов:
-
Принцип полноты - содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадет из раздела, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности. -
Принцип системности - работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе. -
Принцип сезонности - при ознакомлении детей с природой учитываются региональные условия. -
Принцип возрастной адресованности - при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе. -
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи- содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
Обеспечение безопасности детей является приоритетной задачей общества. Свидетельством этого являются целевые программы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
В комплексной программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом
Мы проанализировали парциальную программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, разработанные на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Программа является первым документом, способствующим решению социально-педагогической задачи — воспитанию у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Однако, в данной программе представлено содержание работы по формированию безопасного поведения только для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому мы разработали модифицированную программу на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, которая рассчитана на 4 возрастных периода (от младшей до подготовительной группы).
Модифицированная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей 3-7 лет содержит пять разделов:
1. Ребенок и другие люди.
2. Ребенок и природа.
3. Ребенок дома.
4. Здоровье ребенка.
5. Ребенок на улицах города.
В 2010 году в дошкольном учреждении была разработана основная общеобразовательная программа МДОУ д/с №14 (приказ Министерства образования и науки от 23.11.2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»), включающая содержание работы по образовательной области «Безопасность», которое реализуется в соответствии с модифицированной программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
4.2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обеспечения безопасности детей дошкольного возраста.
Для оказания повседневной и целенаправленной помощи педагогам при ознакомлении дошкольников с правилами безопасности, особое внимание уделяется вопросам повышения их профессиональной компетентности.
Основные формы работы с педагогами:
-
консультации, беседы; -
семинары - практикумы; -
практические занятия; -
анкетирование; -
выставки; -
приобретение и изготовление современных методических игр, пособий; -
обзор педагогической литературы.
4.3. Создание развивающей среды в ДОУ.
При создании предметно - развивающей среды опирались на следующие нормативно - правовые документы:
-
Методическое письмо МО РФ от 26.05.99 № 109/23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек»; -
«Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова (Концепция).
Для успешной реализации задач образовательной области «Безопасность» в МДОУ:
-
функционирует музыкальный и физкультурный зал, оснащенный аудиовизуальным и музыкальным оборудованием; -
методический кабинет оснащен современной оргтехникой и демонстрационными пособиями, слайдами, аудиокассетами и DVD; -
уголки безопасности в групповых помещениях оснащены разнообразными материалами по безопасности: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игровые макеты дороги, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку поведения на дороге и др.); -
в холле детского сада имеется уголок пожарной безопасности, постоянно действующие стенды и выставки по основам безопасности жизнедеятельности; -
транспортная площадка на территории ДОУ.
При организации предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:
-
принцип стабильности-динамичности. Предметная среда меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. -
принцип эмоционального благополучия. Учитывая, что ребёнок находится в детском саду целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для разнообразной деятельности. -
принцип активности, самостоятельности, творчества. Каждый ребёнок должен найти себе интересное занятие, способствующее закреплению полученных знаний по безопасности самостоятельной деятельности.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, закреплению навыков в различных видах деятельности.
4.4. Организация образовательного процесса.
Основная цель работы с детьми по формированию безопасного поведения– познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.