Файл: Курсовой проект по дисциплине Тема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тихоходный вал.

Изгибающий момент:

а) XOZ:

сечение A: 0

сечение C: Н м;

сечение B: Н м;

сечение D: 0;

б) YOZ:

сечение A: 0

сечение C: Н м;

сечение B: 0

сечение D: 0;

Крутящий момент Т=363 Н м.



Рисунок 4 Эпюра изгибающих моментов

Определяем суммарный изгибающий, эквивалентный моменты и диаметр в наиболее нагруженном сечении.

Тихоходный вал.

Наиболее нагруженное сечение С.

Суммарный изгибающий момент:

Н м.

Эквивалентный момент:

Н м.

Диаметр вала:

мм.

Ранее принятое значение dп=45 мм. Это больше, чем требуется по расчету. Прочность по напряжениям изгиба обеспечена.
П роверочный расчет подшипников качения тихоходного вала

Для тихоходного вала - легкая серия, 209, d=45 мм, D=85 мм, B=19 мм, r=2 мм, С=33,2 кН, Со=18,6 кН.
Определяем суммарные реакции в опорах

Н;

Н.

Принимаем для заданного случая Кк = 1 - коэффициент, зависящий от того, какое кольцо вращается (вращается внутреннее кольцо подшипника); -

коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки (примем

) ; = 1 - температурный коэффициент (при
.

Эквивалентная нагрузка для радиальных шарикоподшипников при отсутствии осевой нагрузки

.

Определяем значение эквивалентной нагрузки для наиболее нагруженного подшипника

Н.

Определяем динамическую грузоподъемность



где коэффициент долговечности в функции необходимой надежности;

обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла и условий эксплуатации;

- требуемая долговечность подшипника ( ч);

p- показатель степени ( для шариковых подшипников р=3);

кН.

Условие кН выполняется.

Определяем действительную долговечность подшипника(в часах):





Действительная долговечность подшипника оказалась больше принятой , следовательно, работоспособность подшипника обеспечена.


7. Расчет соединений шпоночных или шлицевых с подбором посадок
Муфта на быстроходном валу.
Для данного элемента подбираем шпонку призматическую. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия и условие прочности проверяем по формуле:



Мпа

где Т - момент на валу, T=31 Н·м; d - диаметр вала, d=24 мм; h - высота шпонки, h=6 мм; b - ширина шпонки, b=6; l

раб – рабочая длина шпонки, lраб=l-b=40-6=34 мм, t1 - глубина паза вала, t1.=3,5 мм. Допускаемые напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [σсм] = 100 МПа. Условия прочности выполнены.
Колесо прямозубой цилиндрической передачи.

Для данного элемента подбираем шпонку призматическую. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия и условие прочности проверяем по формуле:



Мпа

где Т - момент на валу, T=135 Н м; d - диаметр вала, d=42 мм; h - высота шпонки, h=8мм; b - ширина шпонки, b=12; lраб – рабочая длина шпонки, lраб=l-b=56-12=44 мм, t1 - глубина паза вала, t1.=5 мм. Допускаемые напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [σсм] = 100 МПа. Условия прочности выполнены.
Колесо прямозубой цилиндрической передачи.
Для данного элемента подбираем шпонку призматическую. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия и условие прочности проверяем по формуле:



Мпа

где Т - момент на валу, T=363 Н м; d - диаметр вала, d=52 мм; h - высота шпонки, h=9мм; b - ширина шпонки, b=14; lраб – рабочая длина шпонки, lраб=l-b=76-14=62 мм, t1 - глубина паза вала, t1.=5,5 мм. Допускаемые напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [σсм] = 100 МПа. Условия прочности выполнены.
Звездочка на тихоходном валу.
Д ля данного элемента подбираем шпонку призматическую. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия и условие прочности проверяем по формуле:



Мпа

где Т - момент на валу, T=363Н м; d - диаметр вала, d=38 мм; h - высота шпонки, h=10 мм; b - ширина шпонки, b=12; lраб – рабочая длина шпонки, l
раб=l-b=62-12=50 мм, t1 - глубина паза вала, t1.=6 мм. Допускаемые напряжения смятия [σсм] = 100 МПа. Условия прочности выполнены.


Т аблица 2. Посадки

Сопряжение

Условное обозначение по ГОСТ

Внутреннее кольцо подшипника на вал

k6

Наружное кольцо подшипника в корпус (или в стакан)

H7

Зубчатое колесо на валу

H7/s6

Шкивы и звездочки

H7/k6

Крышки подшипников в корпус (или в стакан)

H7/h8H7/d11

Полумуфта на валу

H7/k6

Шпоночная канавка в ступице по ширине

JS9



8 . Выбор схем смазки
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижение интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку.

В настоящее время в машиностроении для смазывания передач широко применяют картерную смазку. Масло заливают так, чтобы венцы колес были в него погружены. При их вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю часть корпуса. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.

Объем масла заливаемого в масляную ванну

V = 0,6N =0,6∙2,72=1,63 дм3

где N - мощность, передаваемая редуктором.

Рекомендуемая кинематическая вязкость масла (т. 11.1с. 200 [2])

Vs = 2,14 м/с; = 158 МПа

Марка масла И-Т-Д-220 (т. 11.2. с. 200 [2]).

Смазка подшипников происходит тем же маслом, что и детали передач.

9. Уточненный расчет вала выходного (ведомого)

Для опасного сечения вала по формуле определяем коэффи­циент запаса усталостной прочности S и сравниваем его с до­пускаемым значением [S], принимаемым обычно 1,5...2,5.




где Sσ — коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:



где σ-1 — предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба; σ-1 = 250 МПа принимается по таблице 1 (см. с. 8);

kσ— эффективный коэффициент концентрации нормальных

напряжений;

β— коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности; при RА=0,32...2,5 мкм принимают β= 0,97...0,90;

εσ — масштабный фактор для нормальных напряжений; отношение kσσ = 2,50 (см. табл. 8, с. 32);

σа— амплитуда цикла нормальных напряжений, МПа:

МПа,

где W— момент сопротивления при изгибе, мм3; для сплошного круглого сечения диаметром d

;

ψσ — коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла нагружения; ψσ = 0,2 для углеродистых сталей, ψσ = 0,25...0,3 для легированных сталей;

σm — среднее напряжение цикла нормальных напряжений, МПа; если осевая сила Fана вал отсутствует или пренебрежимо мала, то σm = 0;

S τ — коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:



где τ-1 — предел выносливости стали при симметричном цикле;

τ-1 =0,58 σ-1 , τ-1=150 МПа;

kτ — эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений;

β— коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности; при RА=0,32...2,5 мкм принимают β= 0,97...0,90;

ετ — масштабный фактор для касательных напряжений; отношение kττ =0,6 kσσ+0,4=0,6*2,50 + 0,4 = 1,90 (см. табл. 8, с. 32);

ψτ — коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла нагружения; ψτ = 0,1 для всех сталей;

τаи σт— амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений, МПа:

Мпа,

где Wк— момент сопротивления при кручении, мм3; для сплошного круглого сечения диаметром d