ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тихоходный вал.
Изгибающий момент:
а) XOZ:
сечение A: 0
сечение C: Н м;
сечение B: Н м;
сечение D: 0;
б) YOZ:
сечение A: 0
сечение C: Н м;
сечение B: 0
сечение D: 0;
Крутящий момент Т=363 Н м.
Рисунок 4 Эпюра изгибающих моментов
Определяем суммарный изгибающий, эквивалентный моменты и диаметр в наиболее нагруженном сечении.
Тихоходный вал.
Наиболее нагруженное сечение С.
Суммарный изгибающий момент:
Н м.
Эквивалентный момент:
Н м.
Диаметр вала:
мм.
Ранее принятое значение dп=45 мм. Это больше, чем требуется по расчету. Прочность по напряжениям изгиба обеспечена.
П роверочный расчет подшипников качения тихоходного вала
Для тихоходного вала - легкая серия, 209, d=45 мм, D=85 мм, B=19 мм, r=2 мм, С=33,2 кН, Со=18,6 кН.
Определяем суммарные реакции в опорах
Н;
Н.
Принимаем для заданного случая Кк = 1 - коэффициент, зависящий от того, какое кольцо вращается (вращается внутреннее кольцо подшипника); -
коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки (примем
) ; = 1 - температурный коэффициент (при
.
Эквивалентная нагрузка для радиальных шарикоподшипников при отсутствии осевой нагрузки
.
Определяем значение эквивалентной нагрузки для наиболее нагруженного подшипника
Н.
Определяем динамическую грузоподъемность
где коэффициент долговечности в функции необходимой надежности;
обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла и условий эксплуатации;
- требуемая долговечность подшипника ( ч);
p- показатель степени ( для шариковых подшипников р=3);
кН.
Условие кН выполняется.
Определяем действительную долговечность подшипника(в часах):
Действительная долговечность подшипника оказалась больше принятой , следовательно, работоспособность подшипника обеспечена.
7. Расчет соединений шпоночных или шлицевых с подбором посадок
Муфта на быстроходном валу.
Для данного элемента подбираем шпонку призматическую. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности проверяем по формуле:
Мпа
где Т - момент на валу, T=31 Н·м; d - диаметр вала, d=24 мм; h - высота шпонки, h=6 мм; b - ширина шпонки, b=6; l
раб – рабочая длина шпонки, lраб=l-b=40-6=34 мм, t1 - глубина паза вала, t1.=3,5 мм. Допускаемые напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [σсм] = 100 МПа. Условия прочности выполнены.
Колесо прямозубой цилиндрической передачи.
Для данного элемента подбираем шпонку призматическую. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности проверяем по формуле:
Мпа
где Т - момент на валу, T=135 Н м; d - диаметр вала, d=42 мм; h - высота шпонки, h=8мм; b - ширина шпонки, b=12; lраб – рабочая длина шпонки, lраб=l-b=56-12=44 мм, t1 - глубина паза вала, t1.=5 мм. Допускаемые напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [σсм] = 100 МПа. Условия прочности выполнены.
Колесо прямозубой цилиндрической передачи.
Для данного элемента подбираем шпонку призматическую. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности проверяем по формуле:
Мпа
где Т - момент на валу, T=363 Н м; d - диаметр вала, d=52 мм; h - высота шпонки, h=9мм; b - ширина шпонки, b=14; lраб – рабочая длина шпонки, lраб=l-b=76-14=62 мм, t1 - глубина паза вала, t1.=5,5 мм. Допускаемые напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [σсм] = 100 МПа. Условия прочности выполнены.
Звездочка на тихоходном валу.
Д ля данного элемента подбираем шпонку призматическую. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности проверяем по формуле:
Мпа
где Т - момент на валу, T=363Н м; d - диаметр вала, d=38 мм; h - высота шпонки, h=10 мм; b - ширина шпонки, b=12; lраб – рабочая длина шпонки, l
раб=l-b=62-12=50 мм, t1 - глубина паза вала, t1.=6 мм. Допускаемые напряжения смятия [σсм] = 100 МПа. Условия прочности выполнены.
Т аблица 2. Посадки
Сопряжение | Условное обозначение по ГОСТ |
Внутреннее кольцо подшипника на вал | k6 |
Наружное кольцо подшипника в корпус (или в стакан) | H7 |
Зубчатое колесо на валу | H7/s6 |
Шкивы и звездочки | H7/k6 |
Крышки подшипников в корпус (или в стакан) | H7/h8H7/d11 |
Полумуфта на валу | H7/k6 |
Шпоночная канавка в ступице по ширине | JS9 |
8 . Выбор схем смазки
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижение интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку.
В настоящее время в машиностроении для смазывания передач широко применяют картерную смазку. Масло заливают так, чтобы венцы колес были в него погружены. При их вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю часть корпуса. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.
Объем масла заливаемого в масляную ванну
V = 0,6N =0,6∙2,72=1,63 дм3
где N - мощность, передаваемая редуктором.
Рекомендуемая кинематическая вязкость масла (т. 11.1с. 200 [2])
Vs = 2,14 м/с; = 158 МПа
Марка масла И-Т-Д-220 (т. 11.2. с. 200 [2]).
Смазка подшипников происходит тем же маслом, что и детали передач.
9. Уточненный расчет вала выходного (ведомого)
Для опасного сечения вала по формуле определяем коэффициент запаса усталостной прочности S и сравниваем его с допускаемым значением [S], принимаемым обычно 1,5...2,5.
где Sσ — коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
где σ-1 — предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба; σ-1 = 250 МПа принимается по таблице 1 (см. с. 8);
kσ— эффективный коэффициент концентрации нормальных
напряжений;
β— коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности; при RА=0,32...2,5 мкм принимают β= 0,97...0,90;
εσ — масштабный фактор для нормальных напряжений; отношение kσ/εσ = 2,50 (см. табл. 8, с. 32);
σа— амплитуда цикла нормальных напряжений, МПа:
МПа,
где W— момент сопротивления при изгибе, мм3; для сплошного круглого сечения диаметром d
;
ψσ — коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла нагружения; ψσ = 0,2 для углеродистых сталей, ψσ = 0,25...0,3 для легированных сталей;
σm — среднее напряжение цикла нормальных напряжений, МПа; если осевая сила Fана вал отсутствует или пренебрежимо мала, то σm = 0;
S τ — коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
где τ-1 — предел выносливости стали при симметричном цикле;
τ-1 =0,58 σ-1 , τ-1=150 МПа;
kτ — эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений;
β— коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности; при RА=0,32...2,5 мкм принимают β= 0,97...0,90;
ετ — масштабный фактор для касательных напряжений; отношение kτ/ετ =0,6 kσ/εσ+0,4=0,6*2,50 + 0,4 = 1,90 (см. табл. 8, с. 32);
ψτ — коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла нагружения; ψτ = 0,1 для всех сталей;
τаи σт— амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений, МПа:
Мпа,
где Wк— момент сопротивления при кручении, мм3; для сплошного круглого сечения диаметром d