Файл: Практикум по дисциплине Документационное обеспечение управления предназначен для студентов очной формы обучения по специальностям 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 624

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2

3

4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….
4
Практическая работа № 1. Оформление реквизитов документов.…...… 5
Практическая работа № 2. Оформление бланков документов …….…… 10
Практическая работа № 3. Оформление организационно-правовых документов…………………………………………………………………….
11
Практическая работа
№ 4.
Оформление распорядительных документов…………………………………………………………………….
12
Практическая работа № 5. Оформление информационно-справочных документов: служебных, докладных, объяснительных записок, заявления и справки…………………..………………………………………………..…
15
Практическая работа № 6. Оформление информационно-справочных документов: протокола и акта ……………………………………………….
17
Практическая работа № 7. Оформление служебных писем ……….…… 18
Практическая работа № 8. Организация работы с документами ….....… 23
Список литературы………………………………………………………..... 25
Приложение 1. ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»………….…….....
27
Приложение 2. Формы документов…………………………...……………. 52
Глоссарий…………………………………………………………………….. 58

5
ВВЕДЕНИЕ
Практикум по дисциплине
«Документационное обеспечение управления» предназначен для студентов очной формы обучения по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),
40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 21.02.05 Земельно- имущественные отношения.
Цель практических занятий – закрепление студентами теоретических знаний лекционного курса и приобретение ими практических умений составления и оформления управленческих документов.
Тематика учебного пособия предполагает обращение к следующим темам дисциплины:
«Правила оформления документов»,
«Система организационно-правовой документации», «Система распорядительной документации», «Система информационно-справочной документации»,
«Служебная переписка»,
«Технологии работы с документами в организации».
В результате выполнения практических работ студенты должны знать:
 порядок документирования управленческих документов,
 особенности составления документов различных систем документации;
 технологии организации документооборота и порядок работы с документами в организации.
Студенты должны уметь:
 анализировать документы организации;
 использовать унифицированные формы документов;
 самостоятельно составлять и оформлять различные виды документов, используемые в документационном обеспечении управленческой деятельности организации.
Для выполнения практических работ требуются учебные пособия
(учебники, опорные конспекты, раздаточный материал), компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения. Работы выполняются на компьютере, формой отчетности о выполненном практическом занятии является текст документа, оформленный на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word в соответствии с заданием.
Предметом оценки практического занятия являются умения, знания, способность применять их в практической и профессиональной деятельности. Практические занятия оцениваются по пятибалльной системе.
Положительная оценка выставляется при правильном выполнении практически всей работы – не менее восьмидесяти процентов.


6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ ДОКУМЕНТОВ
Цель
работы: приобретение
умений оформления реквизитов
документов.
В результате выполнения практической работы студенты должны:
 знать основные реквизиты документов;
 уметь оформлять реквизиты документов;
 уметь определять реквизиты в документе.
Задания:
1. Оформите следующие реквизиты:
1. Комитет по труду при администрации Волгоградской области РФ существует по адресу: 400131, ул. Рокоссовского,10. Телефон организации:
(8442)32-97-83.
ОКПО
50945576,
ОГРН
1033349923974,
ИНН/КПП
3445746353/344010980. Оформите реквизиты «наименование организации»,
«справочные данные организации».
2. Письмо было отправлено из организации (см. задание 1) 16.05.22 за № 221-02/16 в ответ на письмо от 06.05.22 за № 435/122. Оформите реквизиты
«дата, регистрационный номер», «ссылка на дату и регистрационный номер».
3. Документ утвержден директором ЗАО «Торговый дом ЗИЛ» В.П.
Шрамовым 25.04.2022. Оформите реквизит «гриф утверждения».
4. Положение согласуют с президентом Союза «Торгово-промышленная палата Волгоградской области» Ткаченко В.Е. Оформите реквизит «гриф согласования».
5. В организацию поступило письмо, сообщающее о появлении новой продукции. Директор Иванов И.В. передает письмо для информации Фомину
М.Н. 15.10.2021. Оформите реквизит «резолюция».
6. К документу прилагается программа конференции на 2 листах в 1 экземпляре. Оформите реквизит «отметка о приложении» в двух вариантах:
1) если программа названа в документе 2) если программа не названа в документе.
7. Письмо подготовлено Свиридовой Марией Сергеевной, специалистом отдела маркетинга (тел. (8442)73-15-33). Оформите реквизит «отметка об исполнителе».
8. Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России) издает постановление от 12 декабря 2021 г. за № 45 «Об утверждении типовых форм договоров о материальной ответственности». Документ издан в г. Москве. Оформите следующие реквизиты: «наименование организации», наименование вида документа», «дата, «регистрационный номер», «место издания документа», «заголовок к тексту», используя продольный вариант расположения.

7
2. Назовите реквизиты, представленные ниже. Определите, верно или
неверно они оформлены.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8 8.
9.
10.
11.
12.
13.

9 14.
15.
16.
17.
18.
19.

10 20.
3.Определите, какие реквизиты представлены в данном документе.
Укажите реквизиты, придающие юридическую силу документу.
Открытое акционерное общество
«Технологии 21 века»
Генеральному директору
ООО «Новострой»
А.Н. Старцеву ул. Никольская, 5, Москва, 123456
Тел./факс: (495) 11-22-33
ОКПО 37448854, ОГРН 109934938277
ИНН/КПП 3323492933/553211191
__09.03.2022___№ 132/02-15_____
На № ___________от ___________
Степанову А.В.
Проанализировать новые возможности автоматизации
складского учета и доложить о необходимости перехода на
новую версию программы к 29.03.2022
Антонов 15.03.2022
О выходе новой версии системы автоматизации складского учета «Склад»
Уважаемый Анатолий Николаевич!
Сообщаем Вам о выходе новой версии автоматизации складского учета «Склад», а также направляем Вам CD-диск с модулем обновления и инструкцией по проведению обновления.
Приложения: 1. Инструкция по проведению обновления системы автоматизации складского учета «Склад» на 4 л. в 1 экз.
2. CD-диск с модулем обновления в 1 экз.
Управляющий директор Соболев Н.Г. Соболев
ООО «Новострой»
Лебедева Ирина Петровна Вх. № ____82____
(495) 11-22-32 От __15.03.2022_


11
Контрольные вопросы

1. Какой состав реквизитов устанавливает ГОСТ Р 7.0.97-2016?
2. Какие существуют способы расположения реквизитов?

3. Какие реквизиты относятся к обязательным?
4. Какие реквизиты относятся к дополнительным?
5. Назовите реквизиты, придающие документу юридическую силу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.
ОФОРМЛЕНИЕ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ
Цель работы: приобретение умений составления бланков.
В результате выполнения практической работы студенты должны:
 знать основные реквизиты общего бланка и бланка письма;
 уметь составлять бланки для конкретной организации.
Задания:
1. Оформите общий бланк организации (продольный вариант расположения
реквизитов), используя следующие данные:
МВД России, УВД г. Волгограда, Управление внутренних дел Центрального района г. Волгограда (УВД Центрального района г. Волгограда).
2. Оформите бланк приказа (угловой вариант расположения реквизитов),
используя следующие данные:
Администрация Волгограда, Комитет по управлению жилищной политики.
3. Оформите бланк письма (угловой и продольный вариант), используя
следующие данные:
Государственное унитарное предприятие, Управление эксплуатации и хозяйственного обслуживания, 119115, Москва, Солнцевский проспект, 25, корп. 5, тел. 143-90-97, факс 932-60-70, ОКНО 03842088, ОГРН
1037700388796, ИНН/КПП 7709703314/7710020011.
4.
Оформите бланк письма и должностного лица (угловой и продольный
вариант):
ООО «Сбербанк России», председатель правления банка (недостающие реквизиты оформите самостоятельно).
5.
Проанализируйте
бланк,
найдите
ошибки
в
его
оформлении.
Сконструируйте для данной организации общий бланк (продольный), бланк приказа (угловой), бланк распоряжения (продольный), бланк письма
(угловой), бланк генерального директора (продольный).

12
Контрольные вопросы
1. Дайте определение бланка документа.

2. Какие существуют виды бланков?
3. Что представляет собой формуляр, формуляр-образец?
4. Назовите отличия общего бланка от бланка письма.

5. Проектируются ли бланки для конкретных (отделов) подразделений организации?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.
ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
Цель работы: приобретение умений в оформлении положений,
должностной
инструкции
специалиста,
изучение
тарифно-
квалификационных характеристик.
В результате выполнения практической работы студенты должны:
 знать основные реквизиты должностной инструкции и положения;
 знать порядок подписания, согласования, утверждения инструкции и положения, назначение данных документов;
 уметь разрабатывать на основе типовых документов положение и должностную инструкцию специалиста.


13
Задания:
1. Изучите типовое положение о структурном подразделении и на его
основе
разработайте
положение
об
отделе
(экономическом
или
юридическом, или отделе геодезии и картографии).
2. Изучите Квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и других служащих, ознакомьтесь с должностными
обязанностями юриста (экономиста, техника по инвентаризации строения
и сооружения).
3. Используя Квалификационный справочник, разработайте должностную
инструкцию юриста, или экономиста, или техника по инвентаризации
строения и сооружения (права работника, функции, ответственность,
взаимоотношения), работающего в следующей организации:
Общество с ограниченной ответственностью «Медиа-проект» (ООО «Медиа- проект»), генеральный директор М.Ю. Шишков.
Контрольные вопросы

1. Каково назначение должностной инструкции?
2. Назовите основные разделы текста инструкции.
3. Перечислите реквизиты должностной инструкции.

4. Кто подписывает должностную инструкцию?
5. С каким должностным лицом согласовывается текст инструкции?

6. С какого момента должностная инструкция вступает в силу?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.
ОФОРМЛЕНИЕ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Цель работы: приобретение умений в оформлении распорядительных
документов организации.
В результате выполнения практической работы студенты должны:
 знать реквизиты ОРД, правила оформления распорядительных документов;
 знать порядок подписания и согласования распорядительных документов;
 уметь оформлять распорядительные документы.
Задания:
1. Оформите распоряжение (продольный и угловой вариант расположения
реквизитов), используя следующие данные:
ООО «Конверсия», Первомайский филиал (г. Волгоград), генеральный директор О.Ю. Трофимов.
В целях обеспечения сохранности бланков строгой отчетности необходимо назначить главного бухгалтера Романову Т.П. ответственной за поступление

14
и хранение бланков строгой отчетности, создать комиссию по списанию бланков строгой отчетности в составе: председатель – заместитель генерального директора А.В. Селезнев, члены комиссии – ведущий бухгалтер
С.А. Петрова, инспектор по кадрам А.В. Николаева. Контроль за исполнением распоряжения директор оставляет за собой.
Недостающие реквизиты оформите самостоятельно.
2. Оформите приказ (продольный вариант расположения реквизитов),
используя следующие данные:
Генеральный директор ООО «Конверсия» Трофимов О.Ю. 7 апреля текущего года издал приказ об утверждении Положения о порядке расчетов за оказание информационных услуг.
Юрисконсульту по финансово- хозяйственным вопросам Морозову В.П. и секретарю-референту Дягилевой
Е.А. было поручено к 10 апреля разработать типовые формы договоров об оказании различных видов информационных услуг и строго контролировать их применение в деятельности предприятия.
Ответственность за изготовление, учет и сохранность бланков договоров возложена на Дягилеву
Е.А. Контроль за исполнением приказа возложен на заместителя генерального директора А.В. Селезнева.
Недостающие реквизиты оформите самостоятельно.
3. Оформите приказ (угловой вариант расположения реквизитов), используя
следующие данные:
Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Ресурсы-ЮГ» (Ростов-на-
Дону), Директор С.Н. Михайличенко.
В связи с аварийным состоянием отопительной системы цеха № 3 необходимо привлечь к сверхурочной работе работников цеха № 3 - начальника цеха Петрова М.И., мастера пуско-наладочного участка Зайцева
С.С., слесаря-наладчика Рыбакова В.П. Начальнику ремонтно-технической службы Д.И. Макарову организовать ремонтные работы в цехе. Срок исполнения – 15.02.2022. Главному бухгалтеру Гладышевой Н.П. оплатить сверхурочную работу вышеуказанным работникам в соответствии с утвержденным в МУП «Ресурсы-ЮГ» Положением об оплате труда.
Недостающие реквизиты оформите самостоятельно.
4. Оформите выписку из предыдущего приказа для начальника ремонтно-
технической службы Д.И. Макарова.
3. Проанализируйте предложенный распорядительный документ, найдите
ошибки в его оформлении. Оформите документ в соответствии с
нормативными актами.


15
4. Проанализируйте предложенный распорядительный документ, найдите
ошибки в его оформлении. Оформите документ в соответствии с
нормативными актами.

16
Контрольные вопросы
1. Дайте определение приказа (распоряжения), решения (постановления).
2. Назовите отличия приказа от решения.

3. Что включает в себя текст распорядительного документа по основной деятельности?
4. Какими словами разделяются констатирующая и распорядительная части в решениях, приказах, распоряжениях, указаниях?

5. Где размещается виза согласования на приказе, распоряжении?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5.
ОФОРМЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ
ДОКУМЕНТОВ: СЛУЖЕБНЫХ, ДОКЛАДНЫХ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ
ЗАПИСОК, ЗАЯВЛЕНИЯ, СПРАВКИ
Цель работы: приобретение умений в оформлении служебных,
докладных и объяснительных записок, заявления, справки.
В результате выполнения практической работы студенты должны:
 знать особенности составления и оформления информационно- справочных документов;
 уметь оформлять записки, заявление, справки.
Задания:
1. Напишите от своего имени объяснительную записку об опоздании на
работу.
2. Оформите докладную записку, используя следующие данные:
Генеральному директору ООО «Медиа-проект» М.Ю. Шишкову от начальника отдела новых проектов Иванковой Л.Ф. об увеличении штатной численности отдела.
Для успешной работы агентства необходимо увеличение базы данных потенциальных клиентов, в связи с чем требуется увеличить количество сотрудников отдела с 3 до 5 (добавить 2 должности менеджеров).
Недостающие реквизиты оформите самостоятельно.
3. Оформите служебную записку, используя следующие данные:
Начальнику службы охраны Д.В. Еремину от начальника административно- хозяйственного отдела А.С. Антипова.
В субботу 18.02.2021 с 13-00 до 15-00 в офисе будут проводиться работы, связанные с сервисным обслуживанием кондиционеров. Для выполнения указанных работ необходимо разрешить доступ в офис компании ООО
«АэроВент» следующих сотрудников: Королева Р.Н., Машкова Г.С.
Недостающие реквизиты оформите самостоятельно.
4. Разработайте унифицированную форму – шаблон докладной записки на
имя директора ВФ МГГЭУ о назначении академической стипендии.