Файл: Методическое пособие по повышения квалификации по профессии рабочих Газоспасатель разработана на основе квалификационных требований к профессии Газоспасатель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оборудование:
- трибуна;
- классная доска;
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места Специалистов.
Технические средства обучения:
- плазменный телевизор;
- учебные материалы на электронных носителях.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
-
Крюкова М. А. и др. Экстренная психологическая помощь: практ. пособие. – М.: ЭНАС, 2007.
2 Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Шойгу Ю.С. – М.: Смысл, 2007.
Дополнительные источники:
-
Кузьменкова Л.В. и др. Памятка для спасателей. Методическое пособие.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение текущего и промежуточного контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится руководителем дисциплины в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются Учреждением и доводятся до сведения Специалистов в начале обучения.
Для текущего контроля Учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (см. таблицу):
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины Специалист должен знать: | |
- структуру личности; - пути социальной адаптации и мотивации личности; - этапы профессиональной адаптации; - стрессогенные факторы, воздействующие при работе в чрезвычайной ситуации; - методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях; - приемы бесконфликтного общения; - общие принципы техник саморегуляции; приемы саморегуляции; - возможные реакции на стрессовую ситуацию; - специфические особенности общения с пострадавшими в зоне ЧС; - способы и приемы конструктивного общения; - иметь представление: об основных психологических факторах, влияющих на личность и деятельность спасателя, | Устный опрос |
В результате освоения дисциплины Специалист должен уметь: | |
- применять полученные знания и навыки в практической деятельности и при общении с пострадавшими; - регулировать свое актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции; - определить уровень своей психологической подготовленности к выполнению работ в ЧС; - разбираться в психологических аспектах своей деятельности; - выдерживать и преодолевать психологические трудности; - применять полученные профессионально-психологические знания, навыки на практике. | Решение ситуационных задач Практические задания |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (см. таблицу):
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90-100 | 5 | отлично |
80-89 | 4 | хорошо |
70-79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Приложение 5
Федеральное государственное казенное учреждение
«Центр по проведению спасательных операций
особого риска «Лидер»»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ФГКУ «ЦСООР «Лидер»»
генерал-майор А.А. Саввин
«___» ________________ 20 ___ года
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ: ГАЗОСПАСАТЕЛЬ
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
г. Москва 2020 г.
Методическое пособие учебной дисциплины «Оказание первой помощи» разработана на основе квалификационных требований к профессии
«Газоспасатель».
Организация-разработчик: ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»».
Разработчик: Гуляев В.Г., начальник управления (медико-спасательного) ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»».
Правообладатель пособия: ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»».
Методическое пособие рассмотрено на заседании аттестационной комиссии Учреждения и рекомендована к использованию в образовательном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПОСОБИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………….. 44
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………. 45
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСОБИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……….. 50
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ …... 52
-
ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оказание первой помощи
-
Область применения пособия
Методическое пособие учебной дисциплины является частью пособия профессионального обучения – пособия повышения квалификации по профессии 11622 «Газоспасатель» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций(ПК):
ПК1. Способность оказывать пострадавшим первую помощь.
ПК2. Обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе выполнения служебных задач.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре профессиональной образовательной пособия повышения квалификации: общепрофессиональные дисциплины ОП.04 «Оказание первой помощи».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями Специалист в ходе освоения учебной дисциплины должен иметь практический опыт в организации и оказании первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
В результате изучения курса Специалист должен знать:
- содержание и объем первой помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях;
- способы и методы оказания первой помощи пострадавшим, в том числе с применением кислородо-оживляющей аппаратуры в условиях высоких и низких температур окружающей среды, в условиях загазованности среды;
- способы и методы оказания первой помощи пострадавшим на высоте и находящимися под завалами;
- приемы проведения реабилитационных и восстановительных мероприятий,
уметь:
- определять состояние пострадавших;
- оказывать первую помощь пострадавшим, в том числе с применением кислородо-оживляющей аппаратуры в условиях высоких и низких температур окружающей среды, в условиях загазованности среды;
- оказывать первую помощь пострадавшим на высоте и находящимися под завалами.
1.4 Количество часов на освоение рабочего пособия дисциплины:
максимальной учебной нагрузки слушателя 23 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки слушателя 23 часов;
- самостоятельной работы слушателя – в пределах самоподготовки (3 часа) во внеучебное время.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 23 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 23 |
в том числе: | |
теоретические | 6 |
практические занятия | 15 |
Промежуточный контроль в форме: дифференцированного зачета | 2 |
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Оказание первой помощи»
Наименование тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная подготовка Специалистов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 4.1. Общие рекомендации по оказанию первой помощи |
| 1 | 1 |
Практическое занятие:
| 3 | 2 | |
Тема 4.2. Оказание первой помощи при состоянии «внезапная смерть» | 1. Основные приемы оказания первой помощи: - искусственная вентиляция легких; - сердечно-легочная реанимация; - кислородная ингаляция. 2. Правила выполнения комплекса реанимации. Реанимационные мероприятия, выполняемые на месте ЧС и на спасательной базе. 5. Требования безопасности при работе с ГС-10. 6. Особенности реанимации в ограниченном пространстве. 7. Случаи, когда искусственное дыхание противопоказано или недопустимо без специальных масок, защищающих спасателя от выдоха пострадавшего. 8. Основания для прекращения реанимационных мероприятий. 9.Признаки состояния комы и их отличия от признаков внезапной смерти. Последовательность действий спасателей, если пострадавший находится в состоянии комы. 10. Обморочное состояние. Признаки, схема действий в случае обморока. | 1 | 1 |
Практическое занятие: 1.Отработка алгоритма действий по оказанию первой помощи с использованием приемов сердечно-легочной реанимации одним и двумя газоспасателями (с применением кислородно-оживляющей аппаратуры). | 4 | | |
Тема 4.3. Оказание первой помощи при общих травмах | 1.Виды механических травм, степень их опасности для здоровья и жизни. 2.Особая опасность закрытых повреждений черепа, груди, живота, признаки таких повреждений. 3.Артериальные кровотечения, их опасность. 4.Правила и способы остановки кровотечений. Первая помощь при повреждении грудной клетки и живота. Наложение повязки на раны. Особые запреты и ограничения в этом случае. Способы транспортировки пострадавших с ранениями груди и живота. 5.Повреждения, переломы конечностей. Причины указанных травм, их последствия в случае неправильного оказания первой помощи. Правила оказания первой помощи в случаях открытого и закрытого переломов конечностей. Случаи, в которых нельзя использовать шины (поза «лягушки»). Правила переноски пострадавшего на носилках. Переноска пострадавших методом «нидерландский мост». 6.Механические травмы при падении с высоты. Признаки опасных и крайне опасных повреждений в этом случае. Действия спасателей при переломах костей таза, бедренных костей, повреждении позвоночника, внутренних кровотечениях. Совместные действия нескольких спасателей при перекладывании и транспортировании пострадавшего. Используемые в этих случаях транспортные средства. 7.Длительное сдавливание конечностей. Схема действий спасателей при сдавливании конечностей 8.Действие электрического тока на человека, виды и степень опасности травм. Признаки поражения. Первая помощь при поражении электрическим током и статическим электричеством. 9. Термические ожоги I-III степени, признаки, последствия. Способы оказания первой помощи при термических ожогах. 10. Признаки обморожений и переохлаждений, в том числе при работе на холодильных установках. Степень обморожения. Оказание первой помощи при переохлаждении, обморожении | 2 | 1 |
Практическое занятие: 1. Наложение повязок, шин при механических травмах. 2. Алгоритм действий спасателей при сдавливании конечностей. 3. Отработка алгоритма действий по оказанию первой помощи пострадавшим при механических травмах, ожогах, обморожениях. | 4 | 2 | |
Тема 4.4. Оказание первой помощи при химических травмах | 1. Виды химических травм. 2. Пути поступления и выделения токсичных веществ в организм человека и из организма. 3. Травмирующее воздействие на организм химических веществ: воздействие кислот и щелочей, хлора, аммиака, угарного газа, паров нефтепродуктов, сероводорода. 4. Особенности действия на организм вредных химических веществ. 5. Местное и общее воздействие на человека токсичных веществ, признаки отравления. 6. Оказание первой помощи при химических травмах, ожогах, при сочетанных травмах. 7. Первая помощь при отравлении газами. 8. Правила транспортирования пострадавших от отравления газами. 9. Обморожение химическими веществами. Порядок оказания первой помощи. | 2 | 2 |
Практические занятия: 1.Особенности наложения жгутов при химических травмах.
3.Отработка алгоритма действий по оказанию первой помощи пострадавшим при химических травмах. | 4 | 3 | |
ПА | Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета с проверкой теоретических и практических знаний по билетам | 2 | |
| Самостоятельная работа Специалистов Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций | | |
| Всего: | 23 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по медицинской подготовке.
Оборудование учебного кабинета:
- трибуна;
- классная доска;
- рабочее место преподавателя;
- рабочее место Специалистов;
- информационные стенды;
- наглядные пособия;
Технические средства обучения:
- плазменный телевизор;
- медицинская сумка газоспасательного отделения;
- аппарат искусственной вентиляции легких «Горноспасатель-10»;
- тренажор СЛР «Гоша» - 1 шт.;
- скелет человека;
- повязка косыночная большая (1 шт.);
- шина-воротник транспортная детская ШВТ- М (1 шт.);
- шина-воротник транспортная взрослая ШВТ- L (1 шт.);
- шины вакуумные взрослые ВШВ-2 (1 шт.);
- матрас вакуумный иммобилизирующий взрослый МВИв (1 шт.);
- щит – носилки ЩН (1 шт.);
- носилки мягкие НМ-02 с фиксирующими ремнями(1 шт.);
- электрифицированная рельефная модель «Пищеварительный тракт» (1 шт.);
- комплект заготовок шин транспортных (1 шт.);
- шина транспортная эластичного типа (2 шт.);
- комплект шин транспортных складных для верхних и нижних конечностей –КШТС-НН (1 шт.);
- волокуша – носилки(1 шт.);
- аптечка индивидуальная первой помощи спасателя Аив-01.1 (1 шт.);
- укладка первой помощи с набором изделий мед. назначения НИТ-01 (1 шт.);
- дыхательный мешок «АМБУ» (8 шт.);
- манекен «Максим-3-01» (1 шт.);
- устройство «инфузионное» одноразового применения(10 шт.);
- модель уха (35х15х19см) (1 шт.);
- строения глаза(1 планшет, 42х66см) (1 шт.);
- таз мужской (Сагиттальный распил (1 планшет 36х48 см) (1 шт.);
- таз женский (Сагиттальный распил (1 планшет 36х48 см) (1 шт.);
- строение кожи человека (1 планшет 18х24) (1 шт.);
- нервная система (1 планшет 18х24) (1 шт.);
- модель сердца, демонстрационная, объемная модель из 2-х частей в натуральную величину (1 шт.);
- тонометр автомат. (1 шт.);
- молоток неврологический (1 шт.);
- фонендоскоп (1 шт.);
- термометр (1 шт.);
- жгут кровоостанавливающий (10 шт.);
- секундомер (1 шт.).
-
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Аппарат искусственной вентиляции легких «Горноспасатель-10». Руководство по эксплуатации. ВНИИГД, 1988.
2. Основные приемы оказания первой помощи при кислородной недостаточности. Методическое пособие. – г. Новомосковск, 2007.
3. Оказание первой помощи пострадавшим двумя спасателями. Методическое пособие. – г. Новомосковск, 2007.