Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы ства в целом. При этом на российском платежном рынке, несмотря на большое количество по- ставщиков платежных услуг, основную долю занимают лишь 1 – 2 крупнейших участника. Так, более 65% всех банковских счетов и платежей граждан, а также более 70% рынка
6
по выпу- ску и обслуживанию платежных карт (доля клиентов и переводов с использованием этих карт) приходятся на одного игрока.
Данное положение не только позволяет таким участникам платежного рынка достигать зна- чительного эффекта масштаба в своей деятельности, но и способно привести к ограничению их клиентов в использовании продуктов и услуг других поставщиков, поскольку они становят- ся экономически невыгодны по сравнению с продуктами и услугами основного поставщика.
Также доминирующее положение отдельных игроков на платежном рынке может оказать негативное воздействие на доступность платежных услуг. И доминирующий игрок, и игроки с малой долей на рынке не заинтересованы в оказании услуг в отдаленных или малонаселен- ных пунктах. Это особенно важно для России с учетом ее географического масштаба и нерав- номерного развития региональной инфраструктуры.
В других странах уровень концентрации в платежной сфере значительно ниже. Например, хотя в США около 50% активов банковской системы приходится на четыре крупнейших банка, доля любого из них на платежном рынке не превышает 15% и они активно конкурируют между собой.
2.6. УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕГУЛЯТОРОВ
Указанные тренды детально изучаются регуляторами ведущих стран мира. Зарубежные ре- гуляторы в ряде случаев оказывают активное влияние на рынок, предоставляя равноудален- ную и доступную инфраструктуру, стимулируя развитие конкуренции и поддерживая внедре- ние инноваций в платежной сфере.
Действуя как операторы платежной инфраструктуры, в ряде стран регуляторы стремятся обеспечить граждан и бизнес современными платежными сервисами и инструментами. Так, в 56 странах
7
работают
системы быстрых платежей. Европейский центральный банк в кон- це 2018 года запустил общеевропейский сервис моментальных платежей (TIPS). Федераль- ная резервная система США объявила о решении создать аналогичный сервис (FedNow) в 2023 – 2024 годах. Народный банк Китая создал специальный расчетный сервис для интер- нет-торговли (IBPS), а также специальную инфраструктуру для взаимодействия банков и не- банковских поставщиков платежных услуг (Nets). Резервный банк Индии совместно с индий- скими банками развивает общую инфраструктуру для мобильных и биометрических платежей.
Также многие регуляторы поддерживают и координируют деятельность участников по раз- витию платежных продуктов и услуг на основе новых технологий, предоставляют
поддерж-
ку новым, перспективным инициативам, одновременно стремясь обеспечить вывод на ры- нок надежных и безопасных продуктов. Например, монетарное агентство Сингапура (MAS) как инициатор изменений в поддержку инноваций обеспечивает деятельность «регулятивной песочницы», ведение каталога финансовых API, разработку платежных стандартов, выделяет гранты для перспективных стартапов. Кроме того, MAS инициировано создание участниками рынка профессионального объединения – платежного совета, выпущены рекомендации по ки- бербезопасности и использованию современных технологий. Аналогичные меры реализованы в Великобритании, Нидерландах и ряде других стран.
При существенном росте уровня концентрации и отсутствии рыночных механизмов для под- держания конкурентной среды на платежном рынке регуляторы вынуждены прибегать к ме- рам воздействия структурного характера. Так, когда в Великобритании доля семи крупнейших
6
По количеству клиентов и объему переводов с использованием карт.
7
FIS, «Flavors of Fast», 2020.
19
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы банков в сегменте массовых платежей и розничного кредитования превысила 66%, регулято- ры установили для них обязанность открыть свободный доступ сторонним поставщикам ус- луг к счетам клиентов банков. Это стало отправной точкой для развития
открытого банкин-
га в Великобритании и активного вовлечения небанковских организаций в платежную сферу.
Требования к банкам предоставлять доступ к сведениям о счетах клиентов и возможности проведения при согласии клиента платежных операций любому участнику платежного рынка установили органы государственного регулирования Австралии, Великобритании, Евросоюза и ряда других стран. Эти нормы стали основным стимулом для
внедрения Open API для плате-
жей илиреализации банками открытых программных интерфейсов. Для развития конкуренции на платежном рынке регуляторы Китая, США, Евросоюза и других стран ввели институт
неза-
висимого небанковского поставщика платежных услуг.
Учитывая существенные отличия небанковских организаций от традиционных финансовых институтов, регуляторами разработаны специальные процедуры допуска на рынок, регулиро- вания и надзора за небанковскими поставщиками. Так, в Китае и США введены специальные требования к таким организациям, при соблюдении которых выдается специальное разреше- ние по видам услуг, оказываемых небанковскими поставщиками. В Евросоюзе
8
и Великобри- тании
9
применяется механизм регистрации небанковских поставщиков. При этом осущест- вляется проверка небанковского поставщика на соответствие законодательным требованиям и указание при регистрации разрешенных видов деятельности на платежном рынке – напри- мер, выпуск электронных денег, инициация платежных транзакций, прием электронных плате- жей и т.п.
Кроме того, важнейшей инициативой регуляторов многих стран стал анализ возможно- сти ввести
цифровые валюты центральных банков как новый государственный платежный инструмент.
8
Вторая платежная директива Евросоюза (PSD2).
9
Свод правил FCA (FCA Rulebook).
Запущена ЦВЦБ
Завершено пилотирование
Планируется пилотирование
Исследование ЦВЦБ
Идет разработка
Идет пилотирование
ПРОЕКТЫ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ В СТРАНАХ МИРА
Рис. 7
20
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Заключение по разделу 2:
•
Платежная индустрия проходит
цифровую трансформацию.
•
Для России цифровая трансформация открывает новые возможности для
развития конкурент-
ного и инновационного платежного рынка.
Основные вызовы для Банка России:
•
усиливается рыночная власть крупнейших компаний – лидеров цифровой трансформации;
•
возрастает роль экосистем;
•
неравномерность регионального развития инфраструктуры влияет на доступность платежных услуг для потребителей;
•
повышается значение обеспечения бесперебойности и кибербезопасности;
•
отмечается слабая конкуренция в отдельных сегментах платежного рынка;
•
появляются и развиваются национальные цифровые валюты.
21
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Цель Стратегии развития НПС на 2021 – 2023 годы – предоставление удобных и доступных
1
платежных услуг населению, бизнесу, государству.
При этом ключевыми задачами Стратегии являются:
•
обеспечение стабильности функционирования НПС и платежного суверенитета Россий- ской Федерации;
•
создание условий для внедрения инноваций в платежной сфере;
•
развитие конкуренции на платежном рынке и снижение издержек потребителей;
•
содействие международному сотрудничеству в платежной сфере и экспорту платежных услуг.
Достижение поставленной стратегической цели и реализация указанных задач будут осу- ществляться во взаимодействии с участниками платежного рынка по следующим взаимосвя- занным направлениям:
1. Развитие регулирования в НПС.
2. Развитие национальной платежной инфраструктуры.
3. Развитие конкуренции и технологий на платежном рынке.
4. Развитие международного сотрудничества в платежной сфере.
3.1. РАЗВИТИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В НПС
Развитие конкурентного и технологичного платежного рынка, на котором представлены со- временные платежные решения, требует создания безопасной среды, стимулирующей внедре- ние инноваций.
3.1.1. Совершенствование регуляторной среды
Расширение пропорционального регулирования
Принципы пропорционального регулирования, применяемые в настоящее время в отноше- нии значимых платежных систем, планируется распространить и на иных значимых участников рынка платежных услуг. При этом для участников рынка, деятельность которых не имеет зна- чимого масштаба и не несет существенных рисков для потребителей и общества в целом, ряд регуляторных требований целесообразно исключить.
Банк России также рассмотрит возможность создания саморегулируемых организаций в тех сегментах рынка, где контроль за соблюдением нормативных требований целесообраз- но и эффективно передать СРО.
Регулирование платежных сервисов в экосистемах
Учитывая глобальный тренд в развитии платежной индустрии создания и расширения эко- систем, Банк России продолжит анализ и оценку практики предоставления платежных ус- луг, а также использования транзакционной информации в рамках глобальных и российских экосистем. Особое внимание планируется уделить обеспечению свободы выбора поставщика платежных услуг и легкости его смены для потребителя, в том числе за счет доступа постав- щиков платежных услуг к клиентской базе, общим данным и сервисам экосистем.
1
В данном контексте под доступностью понимается ментальная готовность и техническая возможность полу-
чения платежной услуги потребителем, а также приемлемость ее финансовых условий.
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НПС НА 2021 – 2023 ГОДЫ
22
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 – 2023 годы
Принимая во внимание риски для конкурентной среды, возможность возникновения барье- ров для развития инноваций и необходимость поддержания доверия потребителей к безна- личным расчетам, Банк России планирует разработать методы регулирования предоставления платежных сервисов в рамках экосистем, в том числе в отношении защиты информации и обе- спечения банковской тайны.
1 2 3 4 5 6
Регулирование института небанковских поставщиков платежных услуг
В целях развития конкурентной среды Банк России планирует сформировать правовую базу для введения института небанковской (не являющейся банком или НКО) организации как самостоятельного поставщика платежных услуг, включая определение критериев и процедуры выхода таких организаций на рынок, формирование правовой базы их деятельности.
При этом введение нового субъекта НПС не должно приводить к возникновению регуля- тивного арбитража с иными участниками рынка.
Определение порядка контроля за деятельностью платежных агентов
Деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рын- ка платежных услуг. На законодательном уровне планируется определить механизмы их допу- ска на рынок, сбора отчетности и проведения надзора за оказанием услуг по приему плате- жей. Кроме того, учитывая значительное количество действующих платежных агентов (более
5 тыс.), целесообразно предусмотреть создание СРО в сфере приема платежей.
Планируется наделить Банк России полномочиями по надзору за деятельностью платежных агентов, которые будут реализовываться во взаимодействии с СРО.
Для повышения прозрачности информации об участниках рынка платежных агентов целе- сообразно закрепить за Банком России ведение реестра операторов по приему платежей.
3.1.2. Создание правовой основы для внедрения платежных стандартов
и технологий
В целях создания условий для перехода к внедрению национальных и международных стандартов в платежной отрасли Банк России планирует продолжить развитие правовой базы по стандартизации.
Правовое обеспечение использования платежных стандартов
Для расширения возможности формирования универсальных платежных реквизитов Банк
России оценит целесообразность и при необходимости создаст правовые условия использо- вания международных платежных стандартов, таких как IBAN
2
и иные. Регулятор также обсу- дит совместно с рынком подходы к введению универсального стандарта платежных QR-кодов.
Переход к применению Open API потребует формирования правовой базы использования этого механизма, определения ролей, прав и обязанностей субъектов НПС при работе с Open