Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Рабочие программы педагога-психолога;
• Аналитический отчет о проделанной работе за учебный год;
• Диагностико-коррекционные и методические материалы (протоколы обследований, результаты тестирования и т.п.);
• Журнал учета видов работы: развивающих занятий, консультаций, диагностик;
• Индивидуальные карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка;
• Документы по сопровождению развития детей (карты, дневники сопровождения).
Кабинет является важным пространством для работы педагога-психолога, выделение кабинета психолога является обязательным. В МБОУ «ООШ п. Приморье» выделяются несколько мест работы педагога-психолога. Рабочий кабинет педагога-психолога для работы с диагностическими материалами, обработки результатов, работы с документацией и консультирования. Помещения для проведения занятий с детьми и педагогами, тренинговой работы и консультирования (учебные кабинеты, кабинет для внеурочной деятельности).
В рабочем кабинете педагога-психолога размещены:
• Письменный стол, рабочее кресло и стул для посетителей;
• Шкафы и полки для размещения методических пособий, литературы, диагностических методик, документации, канцелярских принадлежностей;
• Психолого-методический инструментарий;
Кабинет психолога оснащен следующими учебно-методическими материалами:
• Образовательные и учебные программы;
• Диагностическими и коррекционными методиками;
• Наборами коррекционно-развивающих игр и пособий;
• Литературой по психологии;
• Методическими пособиями и наглядными материалами;
2.2 Методы и результаты психолого-педагогической диагностики обучающихся
Психологическая диагностика обучающихся проводится в течение всего учебного года в основном с сентября по апрель. На практике мною были проведены диагностики групповые и индивидуальные.
2.2.1 Анкета «Оценка школьной мотивации» (по Н.Г. Лускановой)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Необходимые материалы: анкета (см. приложение 3).
Инструкция: Подпишите листочки. В анкете даны вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и обведите буквенное обозначение этого варианта.
После анкетирования я просчитывала количество баллов по ключу и по количеству набранных баллов определяем уровень сформированности мотивации к обучению. В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
Таблица 3. Ключ
№ вопроса | Вариант - А | Вариант - Б | Вариант - В |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Таблица 4. Результаты
ФИ ребенка | Варианты ответа | Кол-во баллов | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | ||
Баженов Савелий | Б | Б | А | Б | В | А | А | В | Б | А | 20 | |
Волков Александр | А | Б | Б | В | В | В | Б | Б | Б | А | 10 | |
Жуйкова Ульяна | Б | Б | А | В | В | А | В | А | А | А | 12 | |
Ловкина Валерия | Б | В | В | В | Б | А | А | В | Б | А | 25 | |
Поздеева Злата | Б | В | А | В | В | А | А | Б | А | А | 16 | |
Роготнев Артем | Б | В | В | В | В | А | А | А | Б | А | 21 | |
Тронина Юлия | Б | В | В | В | В | А | В | Б | Б | А | 17 | |
Яковлев Степан | Б | В | А | В | А | А | Б | А | А | А | 14 |
Таблица 5. Уровень мотивации
Баллы | Уровень мотивации | Описание |
25 – 30 | высокий уровень школьной мотивации, учебной активности | Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. |
20 – 24 | хорошая школьная мотивация | Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой. |
15 – 19 | положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами | Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. |
10 – 14 | низкая школьная мотивация. | Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. |
Ниже 10 | негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. | Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья. |
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 0
Низкая школьная мотивация – 3
Положительное отношение к школе – 4
Хорошая школьная мотивация – 2
Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности – 1
Так как у 3 детей низкая школьная мотивация педагогу-психологу нужно выяснить, что является причиной низкой мотивации и в соответствии с причиной принять меры.
2.2.2 Графическая методика «Кактус»
Класс: 3
Цель: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Оборудование: лист А4, простой карандаш.
Графическая методика проводится с каждым ребенком индивидуально. Рисунки детей представлены в приложении 4.
ИНСТРУКЦИЯ: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь».
После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:
• Этот кактус домашний или дикий?
• Этот кактус сильно колется?
• Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
• И т.д.
В рисунке могут проявляться следующие качества учащихся:
• Агрессивность – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности.
• Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
• Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
• Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов и цветов.
• Интровертность – на рисунке изображен один кактус.
• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы.
Михаил лет. Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность, интровертность, отсутствие стремления к защите, чувство одиночества. Педагогу-психологу необходимо выяснить, что является причиной такого эмоционального состояния и в соответствии с причиной принять меры.
Юля. Женственно-экстравертный кактус. Наличие импульсивности, демонстративность, открытость, женственность, экстравертность, стремление к домашней защите, чувство семейной общности, отсутствие агрессивности.
Ульяна. Агрессивный кактус. Наличие высокой агрессивности, эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность, интровертность, женственный, стремление к домашней защите, чувство семейной общности. Педагогу-психологу необходимо выяснить, что является причиной такого эмоционального состояния и в соответствии с причиной принять меры.
Злата. Интровертированный кактус. Наличие эгоцентризма, стремления к лидерству импульсивности, интровертность, стремление к домашней защите, чувство семейной общности, отсутствие агрессивности.
Лера . Кактус. Наличие слабой агрессии, импульсивность, женственность, экстравертность, стремление к домашней защите, чувство семейной общности.
2.2.3 Методика «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку)
Класс: 8
Цель: Определение уровней тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.
Оборудование: анкета (см. в приложении 5)
Обработка результатов:
«0» баллов, если состояние получило оценку «Никогда»;
«1» баллов, если состояние получило оценку «Редко»;
«2» баллов, если состояние получило оценку «Часто».
Шкала «Тревожность» = сумма баллов оценок состояний 1–10.
Шкала «Фрустрация» = сумма баллов оценок состояний 11–20.
Шкала «Агрессия» = сумма баллов оценок состояний 21–30.
Шкала «Ригидность» = сумма баллов оценок состояний 31–40.
Средний балл по классу:
Тревожность – 6,82;
Фрустрация – 8,17;
Агрессивность – 8,47;
Ригидность – 8,47.
Вывод: По результатам самооценка психических состояний учащихся соответствует нормальной. Индивидуальная консультация требуется Ежову Кириллу (14 б. – высокая агрессивность).
Таблица 6. Интерпретация значений шкал методики
Шкала «Тревожность» | |
До 6 баллов | у человека редко бывают ожидания: негативного развития событий, неудач в решении различных задач, возникновения трагических исходов ситуаций. |
От 7 до 13 баллов | у человека время от времени бывают ожидания: негативного развития событий, неудач в решении различных задач, возникновения трагических исходов ситуаций. |
От 14 баллов | у человека часто бывают ожидания: негативного развития событий, неудач в решении различных задач, возникновения трагических исходов ситуаций. |
Шкала «Фрустрация» | |
До 6 баллов | у человека редко бывают отрицательные эмоциональные состояния, возникающие при появлении препятствия на пути к достижению цели, как осознание невозможности его преодолеть. |
От 7 до 13 баллов | у человека время от времени бывают отрицательные эмоциональные состояния, возникающие при появлении препятствия на пути к достижению цели, как осознание невозможности его преодолеть. |
От 14 баллов | у человека часто бывают отрицательные эмоциональные состояния, возникающие при появлении препятствия на пути к достижению цели, как осознание невозможности его преодолеть. |
Шкала «Агрессия» | |
До 6 баллов | у человека редко бывают активные состояния, проявляемые для достижения своей цели с помощью физического, невербального, словесного и иного воздействия на окружающих. |
От 7 до 13 баллов | у человека время от времени бывают активные состояния, проявляемые для достижения своей цели с помощью физического, невербального, словесного и иного воздействия на окружающих. |
От 14 баллов | у человека часто бывают активные состояния, проявляемые для достижения своей цели с помощью физического, невербального, словесного и иного воздействия на окружающих. |
Шкала «Ригидность» | |
До 6 баллов | у человека редко бывают слабо осознаваемые состояния затрудненности и неспособности изменения способов достижения намеченной человеком цели в условиях, объективно требующих использования новых способов для ее достижения. |
От 7 до 13 баллов | у человека время от времени бывают слабо осознаваемые состояния затрудненности и неспособности изменения способов достижения намеченной человеком цели в условиях, объективно требующих использования новых способов для ее достижения. |
От 14 баллов | у человека часто бывают слабо осознаваемые состояния затрудненности и неспособности изменения способов достижения намеченной человеком цели в условиях, объективно требующих использования новых способов для ее достижения. |