Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Планы и анализ занятий проведенных
Всего на практике мною совместно с педагогом-психологом было разработано, проведено и проанализировано 3 занятия. Конспекты занятий представлены в приложении 6.
2.3.1 Самоанализ коррекционно-развивающего индивидуального занятия класс 3 (УО вариант 1)
Цель: Развитие мышления у младшего школьника.
Задачи:
1. Развитие наглядно-образного мышления;
2. Развитие словесно-логического мышления;
3. Развитие таких мыслительных операций, как обобщение и классификация.
План занятия:
1. Организационный момент (проверка эмоционального состояния).
2. Основная часть (упражнение «Сложи фигуру», упражнение «Раздели на группы».
3. Разминка
4. Продолжение занятия (методика «Исключение четвертого лишнего», задание «Подбери обобщающее понятие».
5. Рефлексия и разминка.
Структура и содержание занятия соответствовало целям, задачам и особенностям ребенка. Для каждого вида работы было выделено достаточное количество времени. При реализации занятия использовались следующие методы и приемы: упражнения, методики, задания, разминка, пальчиковая гимнастика. Все подобранные упражнения и задания соответствуют цели и задачам занятия.
Таблица 7. Цель заданий
№ | Название | Цель |
1 | Упражнение «Сложи фигуру» | развитие образного мышления. |
2 | Упражнение «Раздели на группы» | формирование умения классифицировать по признаку. |
3 | Методика «Исключение четвертого лишнего» | развитие словесно-логического мышления (обобщение, умение выделять существенные признаки). Протокол представлен в приложении 6. |
4 | Задание «Подбери обобщающее понятие» | развитие словесно-логического мышления (классификация, обобщение). |
Во время методики «Исключение четвертого лишнего», Алиса исключала все предметы верно, кроме карточки 6. В названии предметов не могла назвать герань луговую и радиоприемник. Во время объяснения причины исключения не смогла придумать группу для наручных часов (аксессуар). В целом с заданием справилась хорошо, но после 6
карточки пришлось закончить это упражнение, так как она расстроилась и устала, и мы перешли на следующее задание. Протокол методики в приложении 6.
Таким образом, я считаю, что содержание коррекционно-развивающего занятия, использованные методы и приемы, чередование различных видов деятельности позволили обеспечить хорошую работоспособность, удерживать внимание и интерес ребенка к своей деятельности. Считаю, что запланированный результат занятия, развитие мышления у младшего школьника, был достигнут.
2.3.2 Самоанализ коррекционно-развивающего группового занятия
с учащимся 3 класса (ЗПР вариант 2)
Цель: организовать деятельность детей по выполнению упражнений, направленных на развитие УУД.
Задачи:
1. развитие мышления, памяти, внимания и мелкой моторики;
2. закрепление умения искать и выделять необходимую информацию;
3. воспитывать умение выслушать и услышать собеседника, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть (Активизация мозговой деятельности, задание «Развивай зрительную память»).
3. Разминка
4. Продолжение занятия (задание «Шифр», упражнение «Лишнее слово», упражнение «Графический диктант»
5. Рефлексия и разминка
Структура и содержание занятия соответствовало целям, задачам и особенностям детей. Для каждого вида работы было выделено достаточное количество времени и даны точные инструкции по выполнению. При реализации занятия использовались следующие методы и приемы: упражнения и задания, активизация мозговой деятельности, разминка и упражнение на развитие координации движений «Кулак – кольцо». Все подобранные упражнения и задания соответствуют цели и задачам занятия.
Таблица 8. Цель заданий
№ | Название | Цель |
1 | Задание «Развивай зрительную память» | развитие зрительной памяти и внимания |
2 | Задание «Шифр» | работа с информацией, развитие мышления и внимания. |
3 | Упражнение «Лишнее слово» | развитие словесно-логического мышления (обобщение, умение выделять существенные признаки). |
4 | Упражнение «Графический диктант» | развитие мелкой моторики рук, слухового восприятия, произвольности внимания. |
Со всеми заданиями дети справились, трудностей во время занятия не было, дети с азартом выполняли задания и старались еще и чтобы первее спросили и проверили. Таким образом, я считаю, что содержание коррекционно-развивающего занятия, использованные методы и приемы, чередование различных видов деятельности позволили обеспечить высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей. Трудностей на занятии не было. Считаю, что запланированный результат занятия, был достигнут.
2.3.3. Тренинг на сплочение коллектива.
Цель: Продолжать развивать навыки сотрудничества и сплоченности.
Задачи:
1. Развивать коммуникативные УУД;
2. Развитие навыков планирования деятельности, саморегуляции;
3. Сплочение коллектива.
Оборудование: Листы А3, карточки с изображениями, клубок пряжи.
План занятия:
1. Орг. Момент (Приветствие, Игра «Добрые пожелания!»).
2. Подготовка к деятельности (Притча «Гвозди»)
3. Основная часть (Упражнение «Кто быстрее?», упражнение «Картина», игра «Веселые молекулы», игра «Что такое?»).
4. Подведение итогов и рефлексия (Упражнение «Клубок»).
Структура и содержание тренинга соответствовало поставленным целям и задачам. Для каждого вида работы было выделено достаточное количество времени. Ребята в классе активные, идут на контакт, хорошо выполняют творческие задания. Обучающиеся на занятии чувствовали себя достаточно комфортно. При реализации занятия использовались следующие методы проведения занятия: групповые и фронтальные. Выбраны обоснованно и соответствовали задачам занятия, взаимосвязаны: практические упражнения, игры, беседы (интерактивная, аналитическая). Все выбранные методические приёмы направлены на комплексное развитие коммуникативных УУД, навыков сотрудничества и на сплочение коллектива. Содержание каждого этапа работы проводилось с учётом поставленной цели и задач.
Таблица 9. Цель заданий
№ | Название | Цель |
1 | Игра «Добрые пожелания!» | Создание доброжелательной обстановки; Развитие навыков позитивного общения учащихся. |
2 | Притча «Гвозди» | Подготовка учащихся к деятельности на основном этапе занятия. Воспитывать терпимость, соблюдение правил морали |
3 | Упражнение «Кто быстрее?» | Сплочение коллектива, координация совместных действий. |
4 | Упражнение «Картина» | Развитие навыков взаимодействия, умения договариваться и распределять задачи (роли). |
| Игра «Веселые молекулы». | Сплочение команды, стимуляция двигательной расторможенности участников, формирование самоконтроля. |
| Игра «Что такое?» | Развитие навыков взаимодействия, словесно-логического мышления. |
| Упражнение «Клубок» | Показать значимость каждого участника в коллективе, сплочение коллектива. |
В ходе тренинга поставленные задачи и цель были полностью реализованы. Общение с детьми отличалось проявлением эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, что существенно подкрепляло ситуации успеха для каждого ребёнка и достижению целей и задач занятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе прохождения Производственной (проектно-технологической) практики по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование: профиль Учитель начальных классов».
Целью практики являлось формирование, закрепление, развитие профессиональных умений и навыков и компетенций, том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в области психологии и педагогики.
Задачами практики выступают:
• эффективное использование имеющихся психолого-педагогических знаний в учебно-воспитательном процессе;
• приобретение умений и навыков применения изученных педагогических и психологических методов, средств, приёмов и форм работы в образовательном процессе учреждения;
• приобретение практического опыта психолого-педагогической работы и опыта взаимодействия с другими педагогическими работниками;
• овладение необходимым набором общекультурных и общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
В ходе практики были выполнены следующие основные работы и задания:
• Дана общая характеристика школы и организационной структуры управления образовательным учреждением;
• Изучены особенности организации учебно-воспитательного процесса;
• Познакомилась с особенностями работы педагога-психолога;
• Познакомилась с методами психолого-педагогической диагностики обучающихся и провела диагностику и интерпретировать результаты;
• Разработала, провела и проанализировала занятия;
• Подготовила дополнительный материал дидактического и развивающего характера;
В ходе практики я столкнулась со следующими трудностями, как:
• 21 мая в школе проводился «Последний звонок» и занятий в этот день с педагогом психологом не было. Помогала по мелким поручениям во время мероприятия.
• с 23 мая ученики стали сдавать ОГЭ и в дни, когда психолог сопровождал и участвовал в ОГЭ, занятий также не было. Меня к этому мероприятию не допустили, так как я не квалифицирована в данном вопросе. В такие дни самостоятельно изучала документацию и составляла свою папку педагога психолога.
• С 25 мая ученики начальных классов ушли на каникулы, а ученики средних классов с 31 мая.
В связи с перечисленными обстоятельствами я провела небольшое количество занятий и диагностик.
Данная практика была интересной и очень полезной. За время пройденной практики я познакомилась с особенностями деятельности педагога-психолога в школе, провела несколько диагностик, разработала и провела несколько занятий, познакомилась с различными методиками, играми и упражнениями, собрала папку методик, игр и упражнений с приложениями к ним. В ходе прохождения практики я некоторыми обязательными профессиональными и общепрофессиональными компетенциями. Закрепила свои теоретические знания, данный опыт послужит хорошей ступенькой в моей дальнейшей деятельности.