Файл: А. С. Оганов, С. Л. Симонянц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

107 и обсадных труб к спуску и работ по спуску колонны, акт о выполнении этих работ и акт о проверке герметичности обсадной колонны.
Если предусмотрен расчет промежуточной колонны, рекомендуется получить в буровом предприятии данные об изменении зенитного и азимутального углов на участке от устья до глубины спуска колонны аналогичного назначения в двух - трех фактически пробуренных скважинах (инклинограммы); о компоновке бурильной колонны для бурения участка, расположенного от глубины спуска данной обсадной колонны до глубины спуска последующей сплошной обсадной колонны (диаметр и длина секций УБТ, диаметр бурильных труб); о режиме бурения и показателях работы долот на том же участке (частота вращения, число долблений, время механического бурения - из режимно-технологической карты).
11. Если предстоит исследовать вопросы строительства наклонной скважины, рекомендуется получить в буровом предприятии профиль оси скважины по указанным в задании глубине скважины и величине горизонтального смещения забоя относительно устья, а также основные характеристики, профиля (длины каждого из участков профиля, величины углов набора и снижения зенитного угла, интенсивность искривления разных участков).
12. Если необходимо исследовать процесс цементирования скважины, то необходимо получить материалы по расчету цементирования нескольких конкретных обсадных колонн (эксплуатационной, промежуточной, хвостовика, кондуктора); о рецептурах тампонажных растворов, используемых для каждого из интервалов цементирования, свойствах этих растворов и изменении их в зависимости от температуры, давления или концентрации компонентов; условиях, применительно к которым разработана каждая из рецептур; о составе и размещении технологической оснастки на обсадной колонне; о составе и объемах буферных жидкостей о режиме работы колонны в период ОЗЦ (с избыточным давлением; без давления на устье; время стравливания давления после окончания цементирования; продолжительность ОЗЦ); о способах проверки качества цементирования и используемой для этого аппаратуры; о составе опрессовочной жидкости, сроке и давлении опрессовки обсадной колонны и цементного камня, а также способе опрессовки (в один прием, по частям; в последнем случае - какова длина каждой части). Необходимо также получить или составить на основании личных наблюдений план размещения и обвязки цементировочной техники для цементирования обсадной колонны, получить план работ по подготовке скважины к цементированию и по цементированию ее, акты о выполнении цементирования и проверке качества его. Желательно также получить данные о продолжительности работ и стоимости цементирования скважины. Все эти материалы следует собрать по двум-трем фактически зацементированным обсадным колоннам.
13. Если тема диссертации связана с процессом заканчивания скважины, необходимо собрать данные о методах вхождения в продуктивную залежь, которые применяются на данной площади; о типах промывочных жидкостей, которые используются для первичного вскрытия залежи, и характере влияния каждой жидкости на продолжительность скважины (номер скважины, состав, плотность,


108 вязкость, водоотдача, рН промывочной жидкости, которая использовалась в этой скважине для вскрытия пласта, реагенты, которыми промывочную жидкость обрабатывали; продолжительность воздействия жидкости от момента начала вскрытия до окончания цементирования скважины; способ вызова притока при освоении скважины; величина депрессии при освоении; способ и интервал перфорации; начальный дебит скважины; продолжительность освоения); о составе и свойствах жидкости, которой заполняют обсадную колонну перед перфорацией; получить план работ по подготовке скважины к освоению и работ по освоению
(включая сведения о режимах пробной эксплуатации и продолжительности работ при каждом режиме), схему оборудования устья для перфорации и освоения, акты о перфорации скважины, об освоении и сдаче заказчику в эксплуатацию.
Помимо указанных в перечне материалов студент должен привлекать результаты собственных наблюдений и материалов, полученных при прохождении производственно-технологической практики.
Аттестация по итогам преддипломной практики проводится в форме собеседования и дифференцированного зачета. Ст удент вместе с научным руководителем выпускной квалификационной работы от кафедры бурения нефтяных и газовых скважин обсуждает итоги практики, собранные материалы и текст магистерской диссертации. При сдаче зачета обучающемуся задаются вопросы, сформулированные так, чтобы, по возможности, проверить его знания, относящиеся к различным компетенциям, формируемым в результате изучения дисциплины.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

6.6
. Научно-исследовательская работа
Целями научно-исследовательской работы (НИР) являются развитие и закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся во время аудиторных занятий, путем непосредственного участия в научно-исследовательской работе кафедры, приобретение им общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
Задачами НИР являются:

закрепление и развитие теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для выполнения научно-исследовательских работ;

ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на кафедре бурения нефтяных и газовых скважин;

принятие участия в выполнении конкретной научно-исследовательской работы;

109

проведение прикладных научных исследований по проблемам нефтегазовой отрасли, оценка возможного использования достижений научно-технического прогресса в нефтегазовом производстве;

разработка физических, математических и компьютерных моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;

совершенствование и разработка методов анализа информации по технологическим процессам и работе технических устройств в области бурения скважин;

совершенствование и разработка новых методик экспериментальных исследований физических процессов нефтегазового производства и технических устройств;

проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;

сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;

подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

разработка систем обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов, оборудования и технологий нефтегазового производства.

непосредственное участие в рабочем процессе научного коллектива с выполнением должностных обязанностей исследователя;

сбор материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.
Научно-исследовательская работа входит составной частью в Блок
«Практика, в т.ч. НИР» ФГОС ВО по направлению подготовки 21.04.01
«Нефтегазовое дело» (уровень магистратуры), и является одним из важнейших разделов структуры учебного плана подготовки магистранта. Раздел «Практика и научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся.
Научно-исследовательская работа базируется на профессиональном цикле учебного плана. В результате выполнения научно-исследовательской работы обучающийся должен изучить методы планирования НИР, включающие ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования; овладеть навыками написания обзоров, докладов, рефератов и научных статей по избранной теме; принять участие в проведении научно- исследовательской работы кафедры, в том числе в виртуальной среде обучения – виртуальном нефтепромысле, а также в системе дистанционного интерактивного производственного обучения; ознакомиться с методами корректировки плана проведения научно-исследовательской работы, составления отчета о НИР и освоить приемы публичной защиты выполненной работы. Кроме того, обучающийся должен


110 освоить практические навыки научно-исследовательской работы специалиста в научных коллективах, занимающихся проблемами бурения нефтегазовых скважин.
Научно-исследовательская работа проводится в форме непосредственного участия обучающегося в работе кафедры бурения нефтяных и газовых скважин или другого научного коллектива, занимающегося проблемами бурения нефтегазовых скважин. Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования с научным руководителем и (или) в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в научно-учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся.
Научно-исследовательская работа проводится на кафедре бурения нефтяных и газовых скважин, в научных центрах и институтах РГУ нефти и газа
(НИУ) имени И.М. Губкина, а также может проводиться в научно- исследовательских организациях ОАО НПО «Буровая техника», НИИБТ и др.
Научно-исследовательская работа проводится в течение всего срока обучения магистранта.
В процессе освоения данной дисциплины магистрант формирует и демонстрирует следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВО, реализующей ФГОС ВО:

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

способность формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно- исследовательской и практической деятельности;

способность использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских, проектных и конструкторских работ, в управлении коллективом;

способность изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности;

способность разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований;

готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;

способность оценивать перспективы и возможности использования достижений научно-технического прогресса в инновационном развитии отрасли, предлагать способы их реализации;

способность использовать методологию научных исследований в профессиональной деятельности;

способность планировать и проводить аналитические, имитационные и


111 экспериментальные исследования, критически оценивать данные и делать выводы;

способность использовать профессиональные программные комплексы в области математического моделирования технологических процессов и объектов;

способность проводить анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, осуществлять выбор методик и средств решения задачи, проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;

способность проводить экономический анализ затрат и результативности технологических процессов и производств;

способность разрабатывать технико-экономическое обоснование инновационных решений в профессиональной деятельности;

способность анализировать и обобщать экспериментальные данные о работе технологического оборудования;

способность совершенствовать методики эксплуатации и технологии обслуживания оборудования;

способность применять инновационные методы для решения производственных задач;

способность конструировать и разрабатывать новые инновационные технологические процессы и оборудование нефтегазодобычи и транспорта нефти и газа;

способность анализировать возможные инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем.
Вследствие освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
- основные этапы технологического процесса строительства скважин в сложных горно-геологических условиях и их характеристику;
- основные организационно-методические и нормативные документы, требуемые для решения отдельных задач на предприятии по месту прохождения практики;
- содержание основных работ и исследований, выполняемых в научном коллективе по месту прохождения практики;
- обоснование технических, технологических, технико-экономических, социально-психологических и других необходимых показателей, характеризующих технологические процессы, объекты, системы, проекты, нефтегазовые организации;
- методы анализа информации по технологическим процессам и работе технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на

112 море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
- новые методики экспериментальных исследований физических процессов нефтегазового производства и технических устройств;
- свои должностные обязанности во время выполнения НИР;
уметь:
- проводить прикладные научные исследования по проблемам нефтегазовой отрасли и оценивать возможное использование достижений научно-технического прогресса в нефтегазовом производстве;
- инициировать создание, разработку и проведение экспериментальной проверки инновационных технологий нефтегазового производства;
- разрабатывать физические, математические и компьютерные модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;
- проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;
- определять ценность собранных материалов для написания магистерской диссертации;
владеть:
- теоретическими знаниями, полученными при изучении базовых и специальных дисциплин;
- навыками разработки конкретных организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач;
- методами сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
- методами подготовки научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.
В процессе выполнения студентами научно-исследовательской работы применяются стандартные образовательные и научно-исследовательские технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе научного коллектива, в т.ч. с научным руководителем, в научно-исследовательской группе, лаборатории, научно-исследовательской или проектной организации, занимающихся проблемами бурения нефтегазовых скважин. Проводятся разра- ботка и опробование различных методик проведения научно-исследовательских работ, проводится первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных, составляются рекомендации и предложения. При этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения.