ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
100
- основные организационно-методические и нормативные документы, требуемые для решения отдельных задач по месту прохождения практики;
- содержание основных учебных программ образовательной организации;
- свои должностные обязанности во время прохождения практики;
уметь:
- описать основные положения учебной программы по заданной дисциплине в соответствии с учебным заданием;
- проводить лабораторные и семинарские занятия с группами студентов;
- обсудить основные трудности, существующие с преподаванием и воспитанием студентов и наметить пути к их преодолению;
- определить ценность собранных материалов для написания магистерской диссертации;
владеть:
- теоретическими знаниями, полученными при изучении базовых и специальных дисциплин;
- навыками разработки конкретных организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач;
- навыками написания учебных планов и конспектов, подготовки информационных материалов, в т.ч. в виде электронных презентаций;
- методами и приемы проведения семинарских и лабораторных занятий.
В процессе проведения педагогической практики применяются стандартные образовательные технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе преподавательского коллектива кафедры, в т.ч. с научным руководителем, при проведении лекционных, семинарских или лабораторных занятий по дисциплинам в области бурения нефтегазовых скважин.
Во время прохождения педагогической практики обучающийся обязан вести дневник, в котором он отражает в хронологическом порядке ход выполнения учебного задания. Дневник может вестись в электронном виде с использованием персонального компьютера.
Перед началом и по ходу проведения педагогической практики обучающемуся выдаются учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной учебно-воспитательной работы, в т.ч. по сбору материалов для подготовки будущей диссертационной работы.
Конкретное содержание учебно-методических материалов, обеспечивающих самостоятельную работу обучающихся на педагогической практике, определяется в соответствии с темой будущей магистерской диссертации.
101
Качество исходной информации и полнота сведений предопределяют глубину проработки проблем и качество будущей диссертационной работы. На практике обучающийся накапливает первичную информацию в различной, в т.ч. электронной форме.
Помимо сбора различных материалов, обучающийся должен активно общаться с научным руководителем и другими преподавателями кафедры, обсуждая с ними полученные результаты собственных наблюдений, материалов из учебных планов других сотрудников и т.д.
Аттестация по итогам педагогической практики проводится в форме собеседования и зачета. Обучающийся вместе с научным руководителем регулярно обсуждает ход выполнения учебных заданий, а также итоги практики и собранные материалы. Обучающийся пишет отчет о практике, который включает в себя сведения выполненной педагогической работе. Защита отчета о педагогической практике происходит перед специальной комиссией кафедры. При сдаче зачета обучающемуся задаются вопросы, сформулированные так, чтобы, по возможности, проверить его знания, относящиеся к различным компетенциям, формируемым в результате изучения дисциплины.
6.5
. Преддипломная практика
Целями преддипломной практики являются закрепление и углубление теоретических знаний, являются развитие и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимся во время аудиторных занятий, умений и навыков, освоенных во время научно-исследовательской, производственно-технологической и педагогической практик, приобретение им общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере, а также подготовка и написание выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.
Задачами преддипломной практики являются:
применение теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, для подготовки и написания выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации;
анализ и обобщение материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы, полученных при прохождении научно- исследовательской, производственно-технологической и педагогической практик;
ознакомление с содержанием основных печатных работ и исследований, по теме выпускной квалификационной работы;
приобретение навыков написания одного из видов научно-литературного труда - выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.
Преддипломная практика является одним из важнейших разделов структуры основных общеобразовательных программ (ООП) магистратуры, базирующимся на
102 профессиональном цикле ООП. Раздел ООП «Преддипломная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Освоение практического учебного материала позволит подготовить обучающегося для успешной подготовки, написания и публичной защиты выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.
Преддипломная практика проводится в форме непосредственной работы студента с дипломными материалами, анализа и обобщения полученных данных, написания текста выпускной квалификационной работы, подготовки доклада и презентации, подготовки публичного выступления при защите магистерской диссертации.
Преддипломная практика проводится на учебной базе образовательной организации, в т.ч. в лабораториях кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, библиотеке, компьютерных классах и тренажёрах.
В процессе преддипломной практики магистрант формирует и демонстрирует следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВО, реализующей ФГОС ВО:
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
способность разрабатывать научно-техническую, проектную и служебную документацию, оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований;
готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;
способность оценивать перспективы и возможности использования достижений научно-технического прогресса в инновационном развитии отрасли, предлагать способы их реализации;
способность использовать методологию научных исследований в профессиональной деятельности;
способность использовать профессиональные программные комплексы в области математического моделирования технологических процессов и объектов;
способность проводить анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, осуществлять выбор методик и средств решения задачи, проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых разработок;
способность применять полученные знания для разработки и реализации проектов, различных процессов производственной деятельности;
способность применять методологию проектирования;
способность использовать автоматизированные системы проектирования;
способность проводить экономический анализ затрат и результативности технологических процессов и производств;
103
способность разрабатывать технико-экономическое обоснование инновационных решений в профессиональной деятельности;
способность анализировать и обобщать экспериментальные данные о работе технологического оборудования;
способность анализировать возможные инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем;
способность применять полученные знания для разработки проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве.
Вследствие освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
- основные этапы производственного цикла и технологического процесса строительства скважин;
- особенностей построения, состояния, поведения и функционирования конкретных технологических процессов;
- основные права и обязанности инженера по бурению нефтегазовых скважин;
уметь:
- описать технологический процесс бурения и крепления скважины, с оценкой рисков;
- анализировать деятельность первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин;
- анализировать информацию по технологическим процессам и техническим устройствам в области бурения скважин;
- составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы;
- осуществлять необходимые расчеты при решении научно- технологических задач процесса бурения скважин;
владеть:
- навыками применения на практике знаний, полученных во время теоретического и практического обучения в образовательной организации;
- навыками подготовки и написания выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации, по выбранной теме.
В процессе проведения преддипломной практики применяются стандартные образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе бурового предприятия, научно-исследовательской или проектной организации,
104 занимающихся строительством нефтегазовых скважин. Проводятся разработка и опробование различных методик проведения соответствующих работ, проводится первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных, составляются рекомендации и предложения. При этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения.
В процессе преддипломной практики студент изучает материалы по технологии бурения, крепления и заканчивания нефтяных и газовых скважин, организации производства, функциям и формам работы вспомогательных подразделений бурового предприятия, сервисных предприятий. В результате анализа и обработки материалов, студент готовит структурный план выпускной квалификационной работы и приступает к написанию ее основного текста.
Для выполнения выпускной квалификационной работы необходим следующий промысловый материал:
1. Краткие общие сведения о площади, рельеф местности, пути сообщения, ближайшие населенные пункты, условия транспортировки грузов в разные сезоны года, источники водоснабжения, энергоснабжения, местонахождение и удаленность от площади основных баз снабжения, бурового и тампонажного предприятий, климатические условия.
2. Стратиграфия месторождения и особенности тектонического строения
(тип и размеры структуры, углы падения пород, наличие тектонических нарушений и положение их на структуре).
3. Литологический состав пород месторождений. Если в разрезе имеются глинистые породы, из которых в процессе бурения нарабатывается глинистый раствор, следует выяснить, где такие породы залегают и примерный минералогический состав их. Если встречаются хемогенные породы, нужно знать, где они залегают и их химический состав.
4. Коллекторские свойства горных пород. Следует выяснить, какие горизонты сложены проницаемыми породами, каков характер проницаемости (поровый коллектор, трещиновато-поровый, трещинный); по возможности выявить значения пористости и проницаемости.
5. Насыщенность горных пород. Необходимо выявить все горизонты, которые содержат газ, нефть, воду; пластовые давления в этих горизонтах; состав пластовых флюидов (для газоносных горизонтов - состав пластового газа, для нефтеносных горизонтов - газовый фактор, состав попутного газа, плотность дегазированной нефти, плотность газа; для водоносных горизонтов - степень минерализации пластовой воды, ее плотность и основной ионный состав).
Какие горизонты являются эксплуатационными, какие из них можно одновременно совместно эксплуатировать в одной скважине? Какова допустимая депрессия для каждого горизонта? Рекомендуется в геологическом отделе получить диаграмму электрокаротажа и по ней выявить положение продуктивных
105 объектов друг относительно друга и относительно водоносных объектов, в том числе расстояния между объектами.
В геологической службе нужно выявить также все объекты, насыщенные водами, а для разведочных площадей - перспективные на нефть или газ.
6. Какие виды осложнений возможны на данной площади в процессе бурения и, к каким горизонтам они приурочены?
6.1. Неустойчивость горных пород. Взять кавернограммы по пробуренным скважинам (участкам, в которых имели место осыпи, размывы стенок, сужения стволов). Если на площади при бурении использовались разные типы промывочных жидкостей, следует взять кавернограммы, характерные для каждого вида промывочной жидкости и данные о составе и свойствах этих жидкостей.
Если в разрезе имеются многолетнемерзлые породы, следует выяснить, в каком интервале они залегают, какова их температура и каков состав цементирующих веществ, связывающих зерна таких пород (лед, минеральные вещества).
Рекомендуется выяснить, были ли случаи повреждения обсадных колонн из- за проявления неустойчивости пород (хемогенных или глинистых). Если такие случаи имели место, нужно выяснить интервал повреждений в скважинах и охарактеризовать условия, при которых повреждения возникали (вид, состав и свойства промывочной жидкости, кавернограмма этого участка ствола; плотность промывочной жидкости в обсадной колонне во время обнаружения ее повреждения; срок, прошедший от момента разбуривания неустойчивой породы до момента обнаружения повреждения обсадной колонны; во время каких работ в скважине обнаружено повреждение; уровень промывочной жидкости в обсадной колонне в момент обнаружения повреждения).
6.2. Зоны поглощения промывочной жидкости и тампонажного раствора в скважинах; выяснить численные значения градиентов пластового (порового) давления и давления разрыва пород; построить кривые изменения эквивалентов этих давлений с глубиной. Размещение скважин, в которых были поглощения, на структуре (в купольной зоне, на крыльях, в зонах тектонических нарушений, в зонах повышенной трещиноватости пород и т.д.). Собрать по этим скважинам данные, характеризующие зоны поглощения, а также материалы о мероприятиях по изоляции этих зон поглощения. Если имеются случаи недоподъема тампонажного раствора до проектной отметки, следует по нескольким из таких скважин получить данные о составе и свойствах применяющихся тампонажных растворов, промывочных и буферных жидкостей; объемах каждой из жидкостей (промывочной, буферной, облегченного и необлегченного тампонажного раствора), характере изменения плотности тампонажных растворов в процессе цементирования (по акту о цементировании), кавернограммы этих скважин; кривые изменения температуры с глубиной, записанные после ОЗЦ, проектные и фактические отметки кровли цементного камня.
106 6.3. Газонефтеводопроявления. Следует выявить зоны возможных газонефтеводопроявлений, а также номера скважин, при бурении после цементирования которых возникали эти осложнения. По тем скважинам, где были проявления, следует выявить действительный характер проявления; момент, когда проявление возникло, интервал, из которого возникло проявление в характеристику проявления.
6.4. Прихваты и затяжки. Следует выяснить возможные зон возникновения этих осложнений по нескольким скважинам, в которых они возникли, собрать данные о причинах этого рода осложнений. Полезно получить диаграммы индикатора веса, на которых зафиксированы такие осложнения, и данные по определению глубин мест прихвата с помощью прихватоопределителя.
7. Условия эксплуатации скважин. Следует выявить, какие способы эксплуатации применяются на том участке площади, где предполагается бурить проектную скважину; какова наибольшая глубина снижения уровня жидкости в трубах при эксплуатации, каково наибольшее давление на устье в кольцевом зазоре между эксплуатационной колонной и насосно-компрессорными трубами при эксплуатации; какова температура на устье и на забое при эксплуатации.
8. Необходимо получить кривую изменения геостатической температуры с глубиной. Если такой кривой получить не удается, следует выяснить значения геотермических градиентов в разных интервалах скважин, температуру нейтрального слоя Земли и среднегодовую температуру на данной площади.
Желательно также найти данные измерений температуры промывочной жидкости на забое скважины, а также на устье при выходе из скважины и близ всасывающей линии бурового насоса.
9. Конструкция скважин. Необходимо выяснить, какие типы конструкций скважин применяются на данной площади; выяснить каковы причины спуска каждой из обсадных колонн, в каких случаях применяют конструкцию каждого из типов.
10. Если студенту предстоит выполнять диссертационную работу по теме исследование крепления скважины, то необходимо собрать материалы о конструкциях фактически спущенных обсадных колонн в конкретных скважинах на данной площади; о продолжительности работ по спуску колонны, а при спуске по частям - о продолжительности работ по спуску каждой части колонны; о составе технологической оснастки и расположении элементов ее по длине колонны; о конструкции узла стыковки частей колонны; о способах подвески и конструкции узла подвески хвостовика; о конструкции колонной головки, применяемой для обвязки обсадных колонн на устье; способах уменьшения износа обсадных труб, применяемых в буровом предприятии; усилиях натяжения обсадных колонн, опущенных в несколько конкретных скважин, и об условиях, для которых эти усилия были рассчитаны; способах проверки герметичности обсадных колонн, составе и свойствах жидкости, которой заполняют колонну для проверки герметичности, и давлениях опрессовки. Желательно выявить баланс времени за период от начала работ по подготовке скважины и спуску колонны до завершения спуска и цементирования. Необходимо также получить план работ по подготовке скважины