ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
94 деятельности, связанной с исследованием, разработкой, проектированием, конструированием, реализацией и управлением технологическими процессами и производствами в области добычи, транспорта и хранения углеводородов;
способность проводить экономический анализ затрат и результативности технологических процессов и производств;
способность проводить маркетинговые исследования;
способность разрабатывать технико-экономическое обоснование инновационных решений в профессиональной деятельности;
способность разрабатывать предложения по повышению эффективности использования ресурсов;
способность управлять сложными технологическими комплексами
(автоматизированными промыслами, системой диспетчерского управления и т.д.), принимать решения в условиях неопределенности и многокритериальности;
способность анализировать и обобщать экспериментальные данные о работе технологического оборудования;
способность совершенствовать методики эксплуатации и технологии обслуживания оборудования;
способность применять инновационные методы для решения производственных задач;
способность конструировать и разрабатывать новые инновационные технологические процессы и оборудование нефтегазодобычи и транспорта нефти и газа;
способность анализировать возможные инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем;
способность применять полученные знания для разработки проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве.
Вследствие освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
- основные этапы технологического процесса строительства скважин в сложных горно-геологических условиях и их характеристику;
- основные организационно-методические и нормативные документы, требуемые для решения отдельных задач на предприятии по месту прохождения практики;
- содержание основных работ и исследований, выполняемых на предприятии
(организации) по месту прохождения практики;
- методы предупреждения осложнений, возникающих при бурении глубоких нефтяных и газовых скважин в сложных горно-геологических условиях;
- свои должностные обязанности во время прохождения практики;
95
- систему обеспечения безопасности жизнедеятельности нефтегазового производства;
- основные положения действующего законодательства РФ об охране труда, охраны недр и окружающей среды, промышленной и экологической безопасности, нормативно-технические документы, действующие в данной сфере, технические методы и средства защиты человека на производстве от опасных и вредных факторов, основные методы защиты атмосферного воздуха от вредных выбросов;
- правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности;
- основные стандарты и технические условия, технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных технологий в области строительства нефтегазовых скважин;
уметь:
- описать организационную структуру предприятия и систему ее управления;
- обсудить основные трудности, существующие на предприятии и наметить пути к их преодолению;
- анализировать и обобщать передовой опыт разработки новых технологических процессов и технологического оборудования в нефтегазовой отрасли;
- применять новые и регламентированные методы эксплуатации и обслуживания технологического оборудования, используемого при бурении скважин;
- проводить многокритериальную оценку выгод от реализации технологических процессов, проектов, работы нефтегазовой организации;
- оценивать инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем;
- интерпретировать результаты экспериментальных лабораторных и промысловых исследований;
- определить ценность собранных материалов для написания магистерской диссертации;
владеть:
- теоретическими знаниями, полученными при изучении базовых и специальных дисциплин;
- навыками разработки конкретных организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач;
- навыками работы специалиста на производственных предприятиях, в научных и проектных организациях, занимающихся строительством нефтегазовых скважин.
В процессе проведения производственно-технологической практики применяются стандартные образовательные, научно-исследовательские и
96 научно-производственные технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе бурового предприятия, научно-исследовательской или проектной организации, занимающихся строительством нефтегазовых скважин.
Проводятся разработка и опробование различных методик проведения соответствующих работ, проводится первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных, составляются рекомендации и предложения. При этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения.
Во время прохождения производственно-технологической практики обучающийся обязан вести дневник, в котором он отражает в хронологическом порядке ход выполнения производственного задания, а также записывает полученные сведения о наблюдениях, измерениях и других видах самостоятельно выполненных работ. Дневник может вестись в электронном виде с использованием персонального компьютера.
Перед началом производственно-технологической практики обучающемуся выдаются учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы по сбору материалов для подготовки будущей диссертационной работы:
1. Проверить соответствие заданного расхода промывочной жидкости условиям обеспечения очистки забоя и ствола скважины от шлама.
2. Проверить соответствие заданной плотности промывочной жидкости геологическим условиям разбуриваемой толщи пород. Если плотность завышена, то выбрать необходимую.
3. Выбрать количество работающих насосов и диаметры цилиндровых втулок.
4. Разделать заданный интервал отработка долот за участки залегания пород одинаковой буримости.
5. Для одного из интервалов одинаковой буримости найти режимы бурения конкурирующими долотами с минимальной стоимостью метра проходки.
6. Выбрать лучшее долото из конкурирующих для одного из интервалов одинаковой буримости.
7. Выбрать компоновку, геометрические и прочностные характеристики бурильной колонны.
8. Произвести гидравлический расчет потерь давления во всех элементах циркуляционной системы.
9. Исходя из peзеpвa давления, определить возможность использования гидромониторного эффекта и подобрать диаметры гидромониторных насадок.
10. Выбрать наиболее рациональный тип гидравлического забойного двигателя.
Качество исходной информации и полнота сведений предопределяют глубину проработки проблем и качество будущей диссертационной работы. На практике обучающийся накапливает первичную производственную информацию в различной форме: рабочие записи для отчета, дневниковые записи, выкопировки журналов, копии геологических разрезов, геолого-технических нарядов, режимно- технологических карт и т.д. Особое внимание необходимо обращать на получение
97 достоверных сведений, ознакомление с журналами по внедрению новых типов породоразрушающего инструмента, по совершенствованию технологических режимов бурения, ознакомление с достигнутыми в организации успехами по снижению удельных эксплуатационных затрат на метр проходки и повышению качества буровых работ. Если на площадях или месторождении пробурены опорно- технологические скважины, необходимо ознакомиться с материалами по ним и использовать для сбора первичной информации.
Для подготовки и написания диссертационной работы необходима следующая первичная производственная информация:
1. Географическая и природно-климатическая характеристика района работ.
2. Подробные сведения о стратиграфическом делении и литологическом составе горных пород в заданном интервале. Данные по твердости, абразивности и буримости горных пород.
3. Тектоническое строение разреза. Углы падения пластов.
4. Характеристика сложности геологического разреза. Зоны возможных осложнений с привязкой к литологическим разностям горных пород.
Характеристика осложнений.
5. Сведения о состоянии ствола скважин в аналогичных интервалах
(кавернозность, устойчивость, искривление и т.д.).
6. Выкопировки из журналов отработки долот (по 3-4 скважинам) в горных породах выделенного интервала с привязкой к стратиграфическим подразделениям. В материалах должны быть сведения о типе и диаметре долота, режиме его отработки, показателях его работы и кодовая характеристика износа, а также сведения о типе забойного двигателя.
7. Сведения о денежных затратах за час работы буровой установки, цены используемых долот, стоимость проката гидравлических забойных двигателей
(ГЗД).
Фактическая продолжительность спускоподъемных операций и вспомогательных работ при бурении в заданном интервале. Сравнительные данные по удельным эксплуатационным затратам на метр проходки для применявшихся типов долот и ГЗД.
8. Сведения о применяемых конструкциях скважин (схема). Их обоснованность.
9. Применяемая конструкция бурильной колонны и ее низа.
10. Применяемый тип промывочной жидкости для проходки выделенного интервала. Ее состав и свойства. Обоснованность ее использования.
11. Фактическая подача промывочной жидкости, наблюдаемые значения давления нагнетания на устье.
Помимо указанных в перечне материалов обучающийся должен привлекать результаты собственных наблюдений, материалов из сообщений и докладов сотрудников организации и т.п.
98
Аттестация по итогам производственно-технологической практики проводится в форме собеседования и дифференцированного зачета. По возвращении с производственно-технологической практики в вуз обучающийся вместе с научным руководителем от кафедры обсуждает итоги практики и собранные материалы. При этом уточняется тема будущей магистерской диссертационной работы. В дневнике по производственно-технологической практике руководитель дает отзыв о работе обучающегося, ориентируясь на его доклад и отзыв руководителя от производственной организации, приведенный в дневнике. Обучающийся пишет краткий отчет о практике, который включает в себя общие сведения об изучаемом объекте. Защита отчета о производственно- технологической практике происходит перед специальной комиссией кафедры.
При сдаче зачета обучающемуся задаются вопросы, сформулированные так, чтобы, по возможности, проверить его знания, относящиеся к различным компетенциям, формируемым в результате изучения дисциплины.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
6.4
. Педагогическая практика
Целями педагогической практики являются развитие и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимся во время аудиторных занятий, путем непосредственного участия в учебном процессе образовательной организации, а также приобретение им общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
Задачами педагогической практики являются:
закрепление и развитие теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;
развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для выполнения учебно-воспитательных работ;
ознакомление с содержанием основных учебных программ образовательной организации;
принятие участия в выполнении конкретного учебного задания;
непосредственное участие в учебном процессе кафедры с выполнением должностных обязанностей ассистента (лаборанта);
сбор материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.
Педагогическая практика является одним из важных разделов структуры учебного плана подготовки магистранта, выбираемых им самостоятельно.
Педагогическая практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Педагогическая практика базируется на профессиональном цикле учебного плана. В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен изучить методы разработки учебных программ; овладеть навыками
99 написания учебных планов и конспектов, подготовки информационных материалов, в т.ч. в виде электронных презентаций; принять участие в учебном процессе, в т. ч. в виртуальной среде обучения – виртуальном промысле, а также в системе дистанционного интерактивного производственного обучения; ознакомиться с методами корректировки учебного плана, составления отчета об учебной работе; освоить приемы проведения семинарских и лабораторных занятий.
Педагогическая практика проводится в форме непосредственного участия обучающегося в учебно-воспитательной работе кафедры бурения нефтяных и газовых скважин. Обучающийся принимает участие в обсуждении учебных планов и программ, готовит информационные материалы и пособия для проведения лекций, семинаров и лабораторных занятий, непосредственно участвует в проведении занятий, приеме зачетов и экзаменов.
Педагогическая практика проводится на кафедре бурения нефтяных и газовых скважин, а также на других кафедрах и подразделениях университета.
В процессе прохождения практики магистрант формирует и демонстрирует следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВО, реализующей ФГОС ВО:
способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
способность использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских, проектных и конструкторских работ, в управлении коллективом;
способность изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности;
готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;
способность оценивать перспективы и возможности использования достижений научно-технического прогресса в инновационном развитии отрасли, предлагать способы их реализации;
способность использовать методологию научных исследований в профессиональной деятельности;
способность применять полученные знания для разработки и реализации проектов, различных процессов производственной деятельности;
способность применять инновационные методы для решения производственных задач;
способность анализировать возможные инновационные риски при внедрении новых технологий, оборудования, систем.
Вследствие освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать: