Файл: Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нет никакой надобности сводить их к взаимоисключа- ющим понятиям.
«Я сам отвечаю за себя — с тех пор как родители и учите- ля научили и сформировали меня. Мое поведение — это выражение того, кто я есть и что я чувствую. Я отвечаю и за то, как складываются мои отношения с другими».
Я знаю, что я — причина и источник своей собственной враждебности.
За это в ответе не кто-то во вселенной,
а именно я.
Джон Энрайт

ГЛАВА 5
СПОСОБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ
Идея гештальт-терапии состоит в превращении
бумажных людей в настоящих.
Фриц Перлз
Способность ответить миру зависит от осознания и при- нятия всех частей своего существа: именно не признанные нами части самих себя и обусловливают потерю способности , дать ответ. Поэтому в гештальт-терапии слово ответствен-
ность часто расширяется до значения способности ответить.
В повседневном языке ответственность обычно подра- зумевает некие моральные или этические императивы обще- ства. В кратком оксфордском словаре читаем: «респектабель- ность, очевидная доверительность». И в результате констата- ция безответственности носит некий обвинительный уклон.
Если мы, на чей-то взгляд, ведем себя ответственно, это зна- чит, что наше поведение отвечает его ожиданиям, независи- мо от того, учитываются ли при этом наши собственные по- требности. В таком обыденном понимании быть ответствен-
ным означает также соответствовать ожиданиям, которые чужды нашей собственной природе; быть способным отве-
57

тить, однако, означает, что мы можем выбирать, как отве- тить. Если мы способны к ответу в этом понимании, мы со- всем необязательно и неизбежно бунтуем против диктата об- щества. Такое опасение обычно высказывается людьми, ко- торые упрощенно трактуют гештальт-философию, как по- ведение «в соответствии только с собственными представ- лениями, без всякого учета каких бы то ни было чувств дру- гих людей». Но поскольку каждый из нас является частью общества и одновременно индивидуальностью, и у нас у всех есть значимые общественные потребности, существует на- дежда, что наш выбор не будет противоречить требованиям общества. Важно самоосознание существования Выбора как такового.
Следующее упражнение демонстрирует нашу способность
к ответу, используя внутреннее и внешнее сенсорное осозна- ние. Оно показывает возможности выбора нашего внутрен- него поведения.
УПРАЖНЕНИЕ 1. СПОСОБНОСТЬ К ОТВЕТУ
И НАПРЯЖЕНИЯ В ТЕЛЕ
Сидя в удобном кресле или лежа на полу, закройте глаза — пусть ваше сознание омывает ваше тело. Позвольте свое- му вниманию блуждать по телу, пока в сознании не всплы- вет зона дискомфорта, напряжения или боли. Сначала просто исследуйте это место без попыток изменить ощу- щения. Попытайтесь найти границы этого напряжения или боли. Определите мышцы, которые участвуют в со- здании этого напряжения. Для этого лучше всего поста- раться усилить дискомфорт или напряжение. Сделайте так несколько раз, и вы сможете почувствовать свою роль в вызывании напряжения. Как только это произойдет, вы станете способны ответить на эту боль (в смысле гештальт- терапии). И как только вы станете способны к ответу, у вас появится гораздо больше возможностей управлять сво- ими собственными напряжениями и своим миром.
«Я чувствую себя отдохнувшим и расслабленным после
10—20 минут выполнения этого упражнения».
58


Итак, первым шагом в становлении способности ответить
миру является обучение владению собственным телом и уме- нию отвечать на его сообщения. Важным шагом на этом пути становится прояснение наших собственных потребностей и желаний. От их прояснения зависят возможности нашего удовлетворения в мире, где мы живем.
Познание — это открытие, что нечто новое возможно.
Фриц Перлз
С самого раннего детства у нас много потребностей, кото- рые нужно удовлетворять, поскольку мы растем и развиваемся.
Поначалу мы полностью зависим от других — тех, кто нам по- могает. Но по мере того как мы «встаем на ноги», мы все больше берем ответственность за удовлетворение своих потребностей на себя. Или, другими словами, мы становимся способными от- ветить окружающему нас миру и проникнуть в него, чтобы по- лучить то, что нам нужно. В то время как это происходит, мы открываем для себя разнообразные способы удовлетворения своих нужд. Но часто мы действуем так, будто многие из наших сегодняшних нужд необходимы для нашего выживания так же, . как для ребенка необходимо быть накормленным. Мы отвеча-. ем на угрозы лишений ощущением страха такой необычайной силы, которое больше соответствует нашим старым детским страхам. Например, принято считать, что такие привычные ас- пекты жизни, как работа, семья, машина, жизненно необходимы для поддержания нашего существования. Они, конечно же, важны и приятны. Тем не менее, потеря одного или нескольких из них отнюдь не означает конца жизни. Подобно этому потеря важного для нас человека или, например, зрения может оз- начать существенные изменения в жизни, но сама жизнь так или иначе продолжается.
Если мы убедим себя в том, что наше выживание зависит от Материальных вещей, то можем стать одержимы идеей их сохранения. Тогда идея сохранения статус-кво отбирает у нас огромное количество энергии, которую можно было бы зна- чительно плодотворнее использовать для удовольствия и пол- ноценного участия в ежедневной жизни. Чем больше мы об- ременяем себя материальными вещами, которые считаем не-
59


обходимыми для нашего существования, тем больше мы теря- ем ощущение своей собственной свободы. И постепенно это обладание становится для нас бременем, а не радостью. Мы теряем осознание собственной ответственности за свое суще- ствование и перестаем осознавать, что сами выбираем, чем обладать и что накапливать. Это может привести к ощущению беспомощности, зависимости от окружения, к ощущению себя в роли пассивного исполнителя в пьесе своей жизни, а не автора и ее руководителя.
Следующее упражнение позволит вам сфокусироваться на своих потребностях прямо сейчас.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОТРЕБНОСТИ
Придумайте как можно больше предложений, начинаю- щихся со слов «мне нужно...» Включите сюда все сторо- ны своей жизни — физическую, эмоциональную, ин- теллектуальную и духовную. Теперь вернитесь к началу и замените слова «мне нужно» на «я хочу». Прислушай- тесь к себе и отметьте различия в ощущениях, если они существуют.
«Слово «нужно» вызывает у меня ощущение беспомощ- ности, исчезающее, когда я говорю «хочу». Прямо сей- час я нуждаюсь в поддержке, но чтобы мне ее удовлетво- рить, мне нужно попросить кого-либо словами «я хочу, чтобы ты поддержал меня». Если я найду человека, ко- торый сможет мне помочь, моя потребность будет удов- летворена, момент неуверенности пройдет, и я пойду по жизни дальше».
Нематериальные отклики со стороны других иногда столь же значимы и важны, как и материальные вещи, которыми мы обладаем. И возможно, сохраняя нечто, что мы считаем жизненно важным (например, одобрение старших), можно придти к нелепым и ущербным ситуациям. Так, можно сбиться со своего пути, демонстрируя другим, насколько мы успешны в достижении того, чего от нас ожидают. Временами такое
60

поведение может быть полезным и в высшей степени благора- зумным, но в конечном счете оно становится саморазрушаю- щим, поскольку энергия и внимание, которые могли бы быть использованы для достижения некой цели, распыляются на по- иски одобрения. Кроме того, если мы ведем себя так, чтобы все время нравиться другим, можно заметить, что нам приходится постоянно себя контролировать и сдерживать свое поведение и потребности из страха, что кому-то где-то не понравится то, что мы делаем.
Следующее упражнение поможет вам почувствовать, на- сколько вы сдерживаете себя в том, чего хотите, из страха поте- ри одобрения или популярности.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ОДОБРЕНИЕ
Мысленно представьте себе человека, чьей похвалы, при- знания или любви вам не хватает. Поговорите с этим че- ловеком в своем воображении и расскажите ему, какими способами вы иногда пытаетесь все это получить.
Теперь представьте, что произойдет, если этот человек вам откажет.
Какова цена этих вечных попыток заслужить одобрение?
Чем вы рискуете, не получив одобрения?
Стоит ли цена риска? Что делает вас более живым?
По мере того как нам становятся понятны наши страхи и потребности, пришедшие из детства и те, что непосредствен- но относятся к настоящему времени, нашей задачей- стано- вится удовлетворение этих законных потребностей. По мере взросления мы обнаруживаем, что наши горизонты расши- ряются и что существует гораздо большее число способов удовлетворения потребностей, чем мы себе представляли. Так, например, можно заметить, что другие иногда занимают ме- сто наших родителей, ухаживая за нами и заботясь о нас. И теперь мы можем ответить им взаимностью. Некоторые люди из нашего окружения питают нас и тем самым удовлетворя- ют наши потребности. Другие же только кажутся к этому спо- собными, но все происходит как-то не так и заканчивается тем, что мы недовольны, неудовлетворены или нам просто на-
61
вредили; такие люди, словами Келемана, являются для нас
«токсичными». Способность избегать токсичных людей и на- ходить тех, которые нас питают и нам приятны, является важ- ным шагом на пути к зрелости. Даже если однажды мы уже сделали свой выбор друзей и любимых, у нас все равно оста- ется право выбора: мы можем прямо попросить их сделать то, что нам нужно, или можем ими манипулировать.
Прямо просить других удовлетворить наши потребности — это рискованно: они могут отказать, в результате чего мы по- чувствуем себя задетыми, отвергнутыми или покинутыми.
Если же мы будем манипулировать ими, то шансов оказаться отвергнутыми меньше, поскольку чаще всего манипуляции не осознаются. Но если удовлетворение наших нужд так или ина- че задевает какое-либо из желаний другого, то он, являясь объектом нашей манипуляции, может случайно заметить ее и обидеться.
Непрямая манипуляция может принимать форму беспо- мощности, бесконечных вопросов, видимости обиды или дру- гих типов поведения, которые создают у того, кем манипули- руют, ощущение, что тот, кто манипулирует, никак не может обойтись без его помощи. К несчастью, подобные попытки манипулирования другими людьми с целью достижения того, что кажется нам жизненно необходимым, часто входят в при- вычку и становятся бессознательными: манипулирование дру- гими заменяет подлинное межличностное общение и подпи- тывает нашу зависимость от их ответа.
Наше стремление пользоваться манипуляциями уменьша- ется по мере того, как мы проясняем свои желания и начинаем осознавать разные способы их удовлетворения. При этом риск, заключенный в прямой просьбе, уменьшается Настолько зна- чительно, что мы решительно можем себе позволить выразить свою просьбу. Рискуя, мы позволяем себе стать более уязви- мыми и именно поэтому более способными ответить.
Если я буду проявлять себя не заботясь о том, как отреаги- руют другие, то кому-то будет все равно, а кому-то — нет.
Но кто сможет полюбить меня, если никто меня не знает?
Я должен рискнуть или жить в одиночестве.
С. Копп
62


Хотя как индивидуальности мы должны взаимодействовать с другими людьми, чтобы удовлетворить свои потребности, но иногда мы становимся чрезмерно зависимыми и теряем спо- собность стоять на своих собственных ногах и быть самодос- таточными. Когда это происходит, мы теряем часть своей ав- тономии и свободы действий.
Согласно Фрицу Перлзу, зрелость — это переход от поддер- жки со стороны окружающих к самоподдержке». Продолже- ние Нашего роста зависит от нашей способности поддержи- вать самого себя и использовать эту самоподдержку для того, чтобы найти поддержку в своем окружении. Нужно переме- щаться между умением поддерживать себя и умением просить и принимать поддержку со стороны. Ничем не стесняемое дви- жение между этими состояниями дает нам максимум свобо- ды. Когда у нас есть выбор, мы несем ответственность за то, что выбираем в качестве источника своей поддержки — нахо- дится ли он внутри нас или в нашем окружении.
Теперь поэкспериментируйте со своими чувствами поддерж- ки от окружения и зависимости. Шарлотта Роснер показала нам это прекрасное упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
САМОПОДДЕРЖКА ПРОТИВ ЗАВИСИМОСТИ
Договоритесь с партнером, кто из вас будет зависимым человеком, а кто - поддерживающим. Теперь оба встаньте, и тот, кто выбран зависимым, должен прислониться к поддерживающему; Позвольте человеку, который под- держивает ваш вес, сделать вам приятное и расслабьтесь, ощущая, как вас поддерживают. Тот, кто поддерживает, должен принять на себя вес того, кто к нему прислонил- ся, и постараться, чтобы тому было удобно, насколько это возможно.
Постойте несколько минут в этом положении, пока тот, кто поддерживает, не начнет физически уставать. В этом положении оба человека взаимозависимы, и тот, кто ис- полняет поддерживающую роль, должен выразить свои чувства.
63

Например:
Тот, кто поддерживает: «О, я так устала. На самом деле я хотела бы, чтобы он стоял сам».
Зависимый: «Знаете, это так приятно, расслабиться в ее ру- ках; очень похоже, будто я совсем себя не контролирую».
Тот, кто поддерживает: «На самом деле мне очень грустно оттого, что мне приходится держать весь этот вес. Поче- му бы ему самому не стоять на своих ногах?»
Зависимый: «Так приятно растянуться здесь. Я чувствую, что обо мне действительно заботятся».
Тот, кто поддерживает: «Мне и правда плохо от всего этого, и если ты не будешь стоять сам, я брошу тебя на пол».
Зависимый: «Пожалуйста, не бросай меня — я по-настоя- щему боюсь, что не смогу подняться».
Знакома ли вам какая-нибудь из этих ролей? Какую из ро- лей вы бы предпочли? Обсудите это со своим партнером.
Мы можем по привычке искать поддержки у окружающих, следуя правилам и прямо не отвечая за свои действия. Как гос- служащие следуют законам правительства, так и мы можем жить, рабски следуя ожиданиям и правилам своих родителей.
Если мы однажды вступили на эту дорогу, когда родители были еще живы, и получили от них за это некое вознаграждение — больше любви, одобрения или принятия — мы можем так ни- когда и не попытаться понять, чего же мы сами хотим от жиз- ни, и лишь постоянно будем оправдывать ожидания своих ро- дителей. Жесткое следование правилам или ожиданиям уве- ковечивает нашу собственную беспомощность и в результате приводит к неподвижности и снижению спонтанности. Ко- нечно, некоторые правила действительно непреложны. Напри- мер, езда на машине по правой стороне дороги предотвращает столкновение с другими автомобилями, и лично я предпочи- таю следовать этому правилу.
«Указание помнить о правилах означает, что у каждого есть выбор — следовать им или нет; и если нет, то прихо- дится брать на себя ответственность за последствия».
В более личных аспектах своей будничной жизни мы дол- жны осознавать свои нужды и желания и нести за них ответ-
64

ственность, а не пытаться следовать чьим бы то ни было прави- лам о том, чего бы нам следовало хотеть и в чем нуждаться.
Например, если непосредственно сейчас я чувствую, что мне нужен кто-то, кто помассирует мне шею, то проще всего по- просить об этом кого-то из окружающих. Позже мне может понадобиться поесть, тогда я могу либо сам найти еду, либо попросить кого-то сделать это для меня.
Чем больше я способен к ответу, тем больше у меня возмож-
'ностей обогатить свою жизнь и, пользуясь тем, что я человек, стать хозяином своей судьбы, более ясно осознать и полу- чить от жизни то, что мне нужно. Я знаю себя всего, до конца, так что когда я вопрошаю мир: «Что ты от меня хочешь?» Сам
Бог отвечает мне: «А что ты хочешь от Меня ? »
Суфий Сеинг

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10