Файл: Тема учетно операционная работа в банке сущность и основные понятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
* на своевременное исполнение распоряжений клиентов на перевод (выдачу) денежных средств;
* на перевод и зачисление денежных средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.
Методы и технические средства, применяемые для осуществления внутреннего контроля, определяет сама кредитная организация, исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема.
Внутренний контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе (бланке), с последующей сверкой счетным методом равенства оборотов по дебету и кредиту.
Организация внутреннего контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.
Руководитель кредитной организации обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков для исключения возможности их утери или использования в целях злоупотреблений. Учет печатей и угловых штампов кредитной организации ведется в специальной книге, в которой указываются фамилии и должности лиц, у которых они находятся, и выдаются им под роспись. Книга должна храниться в несгораемом шкафу у руководителя кредитной организации или по его усмотрению у главного бухгалтера. Под штампом понимается прямоугольная или иной формы печать, в которой в зависимости от назначения указываются полное или сокращенное фирменное наименование кредитной организации, ее адрес, телефоны или название структурного подразделения кредитной организации, номер БИК, а при необходимости текстовое изображение совершаемой операции (принято, проведено и другие текстовые изображения). В штамп можно включить фамилию и инициалы работника кредитной организации, подписывающего документы, и календарную дату.
Фирменные бланки с названием кредитной организации должны храниться надежно.
Рабочие места сотрудников кредитной организации должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печати, штампам, документам и бланкам кредитной организации, к средствам автоматизации.
При применении технических средств руководитель кредитной организации должен обеспечить:
* ограничение доступа к совершению операций;
* конфиденциальность применяемых кодов и паролей;
* невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;
* применение программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки несанкционированного доступа.
Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль.
Главные бухгалтеры кредитных организаций, их заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны по должности систематически производить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы.
При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими документами совершенных операций.
В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков.
Последующие проверки проводятся с таким расчетом, чтобы работа каждого бухгалтерского работника проверялась в сроки, установленные руководителем, но не реже одного раза в год.
Состав работников, привлекаемых к проведению последующих проверок, помимо специальных работников по контролю, заместителей главного бухгалтера и начальников отделов, определяется главным бухгалтером исходя из объема выполняемых кредитной организацией операций.
Результаты последующих проверок оформляются справками; руководящие работники (руководитель или его заместители) кредитной организации обязаны в пятидневный срок после дня получения справки о недостатках, выявленных при последующей проверке, лично рассмотреть справку в присутствии сотрудников бухгалтерского аппарата и принять необходимые меры для устранения причин, вызвавших отмеченные недостатки.
Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.
ТЕМА 3. ПЛАН СЧЕТОВ КБ: НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Данные о хозяйственной деятельности кредитной организации должны обобщаться по отраслям, экономическим регионам и по всей стране в целом. Это требует единообразия отражения объектов бухгалтерского учета на всех предприятиях, что достигается использованием типового плана счетов.
План счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов, в котором используется классификация счетов по экономическому содержанию. В плане счетов приведены названия и номера синтетических счетов 1-го и 2-го порядка.
План счетов коммерческого банка состоит из десяти классов, и его структура выглядит следующим образом:
Глава А. Балансовые счета:
-
Раздел 1. Капитал-
Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы
-
-
Раздел 3. Межбанковские операции (расчеты, кредиты, депозиты) -
Раздел 4. Операции с клиентами (расчеты, кредиты, депозиты) -
Раздел 5. Операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами -
Раздел 6. Средства и имущество -
Раздел 7. Финансовые результаты
Глава Б. Счета доверительного управления (8 раздел)
Глава В. Внебалансовые счета (9 раздел)
Глава Г. Счета по учету требований и обязательств по производным финансовым инструментам и прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после дня заключения договора (сделки) Глава Д. Счета депо
В Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях принята следующая структура: главы, разделы, подразделы, счета первого порядка, счета второго порядка.
Банки ежедневно составляют балансы: по филиалам, по головному банку, сводный. В них отражается в разрезе балансовых счетов обороты по дебету и кредиту, остатки по активу и пассиву. Для публикации в печати на основании годового баланса составляется баланс по укрупненным позициям, с таким расчетом, чтобы по активам можно было судить о наличии средств их размещении, а по пассивам - видеть обязательства банка и его собственные средства. Форма баланса должна публиковаться ежегодно на 01 января. Основный активы и пассивы банка:
АКТИВ | ПАССИВ |
а) Касса и другие денежные средства б) Средства в ЦБ в) Средства в других кредитных организациях:
г) Средства в ценных бумагах д) Кредиты клиентам, в том числе:
е) Инвестиционный портфель банка ж) Основные средства и нематериальные активы з) Прочие активы |
|
БАЛАНС | БАЛАНС |
Схема нумерации лицевых счетов:
Количество знаков | ||||
| Корреспондентские счета, счета по учету средств клиентов и кредитных организаций | Счета по учету кредитов, в т. ч. просроченных, просроченных процентов по ним и другие счета | Бюджетные счета | Счета по учету доходов и расходов |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Номер раздела | 1 | 1 | 1 | 1 |
Номер счета первого порядка | 2 | 2 | 2 | 2 |
Номер счета второго порядка | 2 | 2 | 2 | 2 |
Код валюты или драгоценного металла | 3 | 3 | 3 | 3 |
Защитный ключ | 1 | 1 | 1 | 1 |
Номер филиала (отделения, структурного подразделения) | 4 | 4 | 4 | 4 |
Символ бюджетной отчетности | - | - | 3 | - |
Символ отчета о финансовых результатах | - | - | - | 5 |
Порядковый номер лицевого счета | 7 | 7 | 4 | 2 |
Итого знаков | 20 | 20 | 20 | 20 |
Знаки в номере лицевого счета располагаются, начиная с первого разряда, слева. Нумерация лицевого счета начинается с номера раздела.
Примеры нумерации лицевых счетов.
Пример 1. Открытие лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета средств клиента:
балансовый счет второго порядка - 40502 (разряды 1 - 5)
код валюты (доллар США) - 840 (разряды 6 - 8)
защитный ключ - К (разряд 9)
номер филиала - 21 (разряды 10 - 13)
порядковый номер лицевого счета - 128 (разряды 14 - 20)
.
Пример 2. Открытие транзитного лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета экспортной валютной выручки, подлежащей обязательной продаже:
балансовый счет второго порядка - 40502 (разряды 1 - 5)
код валюты (доллар США) - 840 (разряды 6 - 8)
защитный ключ - К (разряд 9)
номер филиала - 21 (разряды 10 - 13)
признак счета (транзитный валютный счет) - 1 (разряд 14)
порядковый номер лицевого счета - 129 (разряды 15-20)
.
Пример 3. Открытие лицевого счета по учету доходов - процентов, полученных по предоставленным кредитам коммерческим организациям, находящимся в федеральной собственности:
балансовый счет второго порядка - 70601 (разряды 1 - 5)
признак рубля - 810 (разряды 6 - 8)
защитный ключ - К (разряд 9)
номер филиала - 1 (разряды 10 - 13)
символ отчета о финансовых результатах - 11106 (разряды 14 - 18)
порядковый номер лицевого счета - 1 (разряды 19 - 20)
.
Практическое задание:
А) Открыть транзитный лицевой счет финансовой организации, находящейся в государственной собственности, для учета экспортной выручки.
Балансовый счет 2-го порядка: 40601
Код валюты:840 или 978
Защитный ключ:5
Номер филиала: 14(0014)
Порядковый номер: 245787(0245787)
Лицевой счет: 40601 840(978) 5 0014 0245787
Каждая хозяйственная операция отражается на двух статьях баланса в равновеликих величинах. Следовательно, так как счета открываются на каждую статью баланса, то хозяйственная операция всегда будет отражаться на двух счетах в равновеликих величинах. Такой способ отражения операций на счетах получил название двойной записи. Связь, возникающая при этом, между счетами называется корреспонденцией счетов, а сами счета корреспондирующими.
Выраженная в письменном виде связь между счетами называется бухгалтерской проводкойили бухгалтерской записью.
Различают бухгалтерские проводки простые и сложные.
Простой бухгалтерской проводкой является запись, в которой один счет дебетуется, а другой кредитуется на ту же самую сумму, то есть в корреспонденции счетов участвуют два счета.
НАПРИМЕР: В кассу поступили денежные средства для зачисления на расчетный счет клиента.