Файл: Тема учетно операционная работа в банке сущность и основные понятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


* на своевременное исполнение распоряжений клиентов на перевод (выдачу) денежных средств;

* на перевод и зачисление денежных средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.

Методы и технические средства, применяемые для осуществления внутреннего контроля, определяет сама кредитная организация, исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема.

Внутренний контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе (бланке), с последующей сверкой счетным методом равенства оборотов по дебету и кредиту.

Организация внутреннего контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.

Руководитель кредитной организации обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков для исключения возможности их утери или использования в целях злоупотреблений. Учет печатей и угловых штампов кредитной организации ведется в специальной книге, в которой указываются фамилии и должности лиц, у которых они находятся, и выдаются им под роспись. Книга должна храниться в несгораемом шкафу у руководителя кредитной организации или по его усмотрению у главного бухгалтера. Под штампом понимается прямоугольная или иной формы печать, в которой в зависимости от назначения указываются полное или сокращенное фирменное наименование кредитной организации, ее адрес, телефоны или название структурного подразделения кредитной организации, номер БИК, а при необходимости текстовое изображение совершаемой операции (принято, проведено и другие текстовые изображения). В штамп можно включить фамилию и инициалы работника кредитной организации, подписывающего документы, и календарную дату.

Фирменные бланки с названием кредитной организации должны храниться надежно.

Рабочие места сотрудников кредитной организации должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печати, штампам, документам и бланкам кредитной организации, к средствам автоматизации.

При применении технических средств руководитель кредитной организации должен обеспечить:

* ограничение доступа к совершению операций;

* конфиденциальность применяемых кодов и паролей;


* невозможность использования аналога собственноручной подписи другим лицом;

* применение программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки несанкционированного доступа.

Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль.

Главные бухгалтеры кредитных организаций, их заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны по должности систематически производить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы.

При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими документами совершенных операций.

В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков.

Последующие проверки проводятся с таким расчетом, чтобы работа каждого бухгалтерского работника проверялась в сроки, установленные руководителем, но не реже одного раза в год.

Состав работников, привлекаемых к проведению последующих проверок, помимо специальных работников по контролю, заместителей главного бухгалтера и начальников отделов, определяется главным бухгалтером исходя из объема выполняемых кредитной организацией операций.

Результаты последующих проверок оформляются справками; руководящие работники (руководитель или его заместители) кредитной организации обязаны в пятидневный срок после дня получения справки о недостатках, выявленных при последующей проверке, лично рассмотреть справку в присутствии сотрудников бухгалтерского аппарата и принять необходимые меры для устранения причин, вызвавших отмеченные недостатки.

Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, и в необходимых случаях организовать повторную проверку.
ТЕМА 3. ПЛАН СЧЕТОВ КБ: НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Данные о хозяйственной деятельности кредитной организации должны обобщаться по отраслям, экономическим регионам и по всей стране в целом. Это требует единообразия отражения объектов бухгалтерского учета на всех предприятиях, что достигается использованием типового плана счетов.

План счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов, в котором используется классификация счетов по экономическому содержанию. В плане счетов приведены названия и номера синтетических счетов 1-го и 2-го порядка.

План счетов коммерческого банка состоит из десяти классов, и его структура выглядит следующим образом:

Глава А. Балансовые счета:

  • Раздел 1. Капитал

        • Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы

  • Раздел 3. Межбанковские операции (расчеты, кредиты, депозиты)

  • Раздел 4. Операции с клиентами (расчеты, кредиты, депозиты)

  • Раздел 5. Операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами

  • Раздел 6. Средства и имущество

  • Раздел 7. Финансовые результаты

Глава Б. Счета доверительного управления (8 раздел)

Глава В. Внебалансовые счета (9 раздел)

Глава Г. Счета по учету требований и обязательств по производным финансовым инструментам и прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после дня заключения договора (сделки) Глава Д. Счета депо

В Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях принята следующая структура: главы, разделы, подразделы, счета первого порядка, счета второго порядка.

Банки ежедневно составляют балансы: по филиалам, по головному банку, сводный. В них отражается в разрезе балансовых счетов обороты по дебету и кредиту, остатки по активу и пассиву. Для публикации в печати на основании годового баланса составляется баланс по укрупненным позициям, с таким расчетом, чтобы по активам можно было судить о наличии средств их размещении, а по пассивам - видеть обязательства банка и его собственные средства. Форма баланса должна публиковаться ежегодно на 01 января. Основный активы и пассивы банка:

АКТИВ

ПАССИВ

а) Касса и другие денежные средства

б) Средства в ЦБ

в) Средства в других кредитных организациях:

  • - у резидентов;

  • - у нерезидентов.

г) Средства в ценных бумагах

д) Кредиты клиентам, в том числе:

  • - просроченные;

  • - пролонгированные.

е) Инвестиционный портфель банка

ж) Основные средства и нематериальные активы

з) Прочие активы

  • Обязательства:

  • а) Средства национального банка

  • б) Средства кредитных организаций:

  • - резидентов;

  • - нерезидентов.

  • в) Средства клиентов:

  • - средства КБ;

  • - юридических лиц;

  • - физических лиц.

  • г) Выпущенные банком долговые обязательства;

  • д) Прочие обязательства.



  • Собственные средства:

  • а)  уставный фонд;

  • б) прочие фонды и собственные средства;

  • в)  нераспределенная прибыль.

БАЛАНС

БАЛАНС


Схема нумерации лицевых счетов:

Количество знаков




Корреспондентские счета, счета по учету средств клиентов и кредитных организаций

Счета по учету кредитов, в т. ч. просроченных, просроченных процентов по ним и другие счета

Бюджетные счета

Счета по учету доходов и расходов

2

3

4

5

6

Номер раздела

1

1

1

1

Номер счета первого порядка

2

2

2

2

Номер счета второго порядка

2

2

2

2

Код валюты или драгоценного металла

3

3

3

3

Защитный ключ

1

1

1

1

Номер филиала (отделения, структурного подразделения)

4

4

4

4

Символ бюджетной отчетности

-

-

3

-

Символ отчета о финансовых результатах

-

-

-

5

Порядковый номер лицевого счета

7

7

4

2

Итого знаков

20

20

20

20


Знаки в номере лицевого счета располагаются, начиная с первого разряда, слева. Нумерация лицевого счета начинается с номера раздела.

Примеры нумерации лицевых счетов.

Пример 1. Открытие лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета средств клиента:

балансовый счет второго порядка - 40502 (разряды 1 - 5)

код валюты (доллар США) - 840 (разряды 6 - 8)

защитный ключ - К (разряд 9)

номер филиала - 21 (разряды 10 - 13)

порядковый номер лицевого счета - 128 (разряды 14 - 20)


.
Пример 2. Открытие транзитного лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета экспортной валютной выручки, подлежащей обязательной продаже:

балансовый счет второго порядка - 40502 (разряды 1 - 5)

код валюты (доллар США) - 840 (разряды 6 - 8)

защитный ключ - К (разряд 9)

номер филиала - 21 (разряды 10 - 13)

признак счета (транзитный валютный счет) - 1 (разряд 14)

порядковый номер лицевого счета - 129 (разряды 15-20)

.
Пример 3. Открытие лицевого счета по учету доходов - процентов, полученных по предоставленным кредитам коммерческим организациям, находящимся в федеральной собственности:

балансовый счет второго порядка - 70601 (разряды 1 - 5)

признак рубля - 810 (разряды 6 - 8)

защитный ключ - К (разряд 9)

номер филиала - 1 (разряды 10 - 13)

символ отчета о финансовых результатах - 11106 (разряды 14 - 18)

порядковый номер лицевого счета - 1 (разряды 19 - 20)

.
Практическое задание:

А) Открыть транзитный лицевой счет финансовой организации, находящейся в государственной собственности, для учета экспортной выручки.

Балансовый счет 2-го порядка: 40601

Код валюты:840 или 978

Защитный ключ:5

Номер филиала: 14(0014)

Порядковый номер: 245787(0245787)

Лицевой счет: 40601 840(978) 5 0014 0245787
Каждая хозяйственная операция отражается на двух статьях баланса в равновеликих величинах. Следовательно, так как счета открываются на каждую статью баланса, то хозяйственная операция всегда будет отражаться на двух счетах в равновеликих величинах. Такой способ отражения операций на счетах получил название двойной записи. Связь, возникающая при этом, между счетами называется корреспонденцией счетов, а сами счета корреспондирующими.

Выраженная в письменном виде связь между счетами называется бухгалтерской проводкойили бухгалтерской записью.
Различают бухгалтерские проводки простые и сложные.

Простой бухгалтерской проводкой является запись, в которой один счет дебетуется, а другой кредитуется на ту же самую сумму, то есть в корреспонденции счетов участвуют два счета.

НАПРИМЕР: В кассу поступили денежные средства для зачисления на расчетный счет клиента.