Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 747
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»
Ровеньского района Белгородской области
индивидуальный итоговый проект
«Влияние табачного дыма на организм человека»
Выполнил:
Чумак Александр Олегович,
ученик 9 класса
Руководитель:
Ольшанская Юлия Александровна
учитель биологии.
2020г.
Содержание
-
Введение………………………………………………………………3 -
Основная часть………………………………………………………..4-
Общий обзор литературы…………………………………………....4 -
Практическая часть…………………………………………………..5
-
а) Анкетирование «Мое отношение к проблеме курения»
б) Эксперимент «Влияние табачного дыма на рост проростков фасоли»
в) Результаты опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков фасоли»
г) Эксперимент «Влияние табачного дыма на пульс, частоту дыхания и кровяное давление»
д) Эксперимент «Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы»
е) Исследование «Бюджет семьи и курение»
3. Заключение……………………………………………………………11
4. Список использованной литературы……………………………..12
5. Приложения..…………………………………………………………13
-
Введение
«Курение – вредно для здоровья» - такую фразу нам часто приходится слышать на уроке, от взрослых, и по телевизору. Мы видели рекламу, которая предлагает помощь в избавлении от табака курения. «Неужели действительно все так серьезно?» – подумала я. Возникли вопросы: что будет с людьми, которые курят? Как курение влияет на здоровье человека? Я считаю, что наше поколение очень мало знает о курении, его вреде, поэтому мы выбрали эту тему для исследовательской работы.
Цель проекта: изучение вредного воздействия табачной продукции на жизнедеятельность человека.
Задачи:
- изучить теоретический материал по проблеме курения;
-установить причины курения в раннем возрасте с помощью анкетирования;
- провести опыты, доказывающие отрицательное влияние табачного дыма на рост и развитие живого организма (растения), опыты на выявление содержания в табаке вредных веществ;
- провести ряд мероприятий по профилактике курения;
- представить результаты эксперимента в таблицах и графиках, презентации.
Объект исследования: учащиеся школы, прохожие, родители
Гипотеза : могу предположить, что курение вредит здоровью.
При работе над темой использованы следующие методы исследования:
1. Работа с научной литературой.
2. Анкетирование «Мое отношение к проблеме курения».
3. Эксперимент: Влияние табачного дыма на живой организм», опыты.
4. Профилактические мероприятия.
-
Основная часть
-
Общий обзор литературы
Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия. Тревожным фактором является ухудшение здоровья молодых людей. Так, по данным Института гигиены детей и подростков, только 20% юношей призывного возраста, если пользоваться мировыми стандартами при оценке их здоровья, могут служить в армии. Что касается девушек, то уже в подростковом возрасте у 9,9 % регистрируется дисгармоничное развитие. Почти две трети из них имеют хронические заболевания и нуждаются в оздоровлении, в противном случае рождаемые ими дети рискуют заболеть. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, и эта несовместимость принципиальная, ибо курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни (оптимальная организация досуга, физическая активность, рациональное питание и т.д.). Табака курение входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказывается на состоянии здоровья молодежи и населения в целом. Даже первые затяжки несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем пристрастия к табакокурению. Проблема преодоления табака курения особенно актуальна, так как вплоть до последнего времени отмечалась тенденция к увеличению частоты табака курения среди молодежи.
Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. В листьях табака находится от 0,7 до 69% никотина. При курении, помимо горения, происходит сухая возгонка содержащихся в табаке веществ с образованием никотина, окиси углерода (угарного газа), аммиака, сероводорода, различных кислот, канцерогенных веществ, сажи. Из других веществ в табаке обнаружены эфирные масла (яды, действующие на нервную систему), жиры растительного происхождения, древесные волокна, свинец, радиоактивные элементы.
Все составные части табака (более 500) являются вредными для организма и вызывают различные заболевания. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3- 4 мг попадают в кровь).Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. К тому же часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке.
С курением связано до 90% смертей от рака легких, 75% - от бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца среди мужчин в возрасте до 65 лет. Рассмотрев схему «Влияние табачного дыма на здоровье человека» (Приложение 1), понимаешь, что химические вещества, входящие в его состав, оказывают разрушительное действие на все системы органов человека.
Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростка достаточно полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.
2.2 Практическая часть.
а)Анкетирование «Мое отношение к проблеме курения».
Для проведения исследований были опрошены обучающиеся 6-9 классов по следующим вопросам:
1.Курят ли дома родители?
2.Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось.
3.Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым?
4.Как ты думаешь, почему люди начинают курить?
5.Что ты знаешь о вреде курения?
6.Я курю только тогда, когда …
7.Сигарета в руке – это показатель …
8.Не курить – это значит …
9.В моей семье курит лишь …
10.Курение в нашей семье – это …
Общий анализ результатов анкетирования:
№ вопроса | Ответ | Количество человек |
1. | Только папа | 22 (43,1%) |
2. | Пробовали курить- Не понравилось - | 10 (19,6%) 4 (40%) |
3. | Возможно нет | 1 (1,9%) 6 (11,8%) |
4. Причины курения: | Проявление интереса, казаться взрослее, за компанию, снимает стресс, плохое настроение- | 45 (88,2%) 6 (11,8%) |
5. | О вреде курения знают- влияет на легкие | 36 (70,6%) 15 (29,4%) |
6. | Не курю вообще | 2 (4%) 2 (4%) |
7. | Сигарета в руке –это показатель: вредной привычки, слабости, болезни, невоспитанности. | 32 (62,7%) 19 (37,3%) |
8. | Не курить- это значит: Быть здоровым- | 33 (64,8%) 6 (11,8%) 12 (23,5%) |
9. | В моей семье курит: Папа | 17 (33,3%) 5 (9,9%) 3 (5,9%) 26 (50%) |
10. | Курение –это: Вред- Привычка- | 25 (49%) 19 (37,3%) 7 (13,7%) |
Из 51 опрошенных обучающихся 10 (19,6%) пробовали курить. В настоящее время продолжают курить 4, что составляет 7,8%.
Анализ курящих учеников и их распределение по классам школы
Класс | Количество учеников, участвующих в анкетировании | Не курят | Курят |
7 | 9 | 9 | |
8 | 9 | 8 | 1 |
9 | 7 | 7 | |
10 | 16 | 15 | 1 |
11 | 10 | 8 | 2 |
Всего | 51 | 47 | 4 (7,8%) |
Причины этой вредной привычки: курят за компанию с товарищем, проявление интереса, казаться взрослее, снимает стресс, плохое настроение.
О вреде курения знают 70,6% обучающихся.
б) Эксперимент «Влияние табачного дыма на рост проростков фасоли».
Поскольку проводить исследования по выявлению непосредственного влияния на человека табачного дыма в условиях школы не представляется возможным, в качестве объекта исследования мы взяли проростки фасоли. Фасоль – такой же живой организм, как и человек, ей присущи те же свойства: рост, развитие и т.д.
Ход опыта. В чашках Петри на увлажненную фильтровальную бумагу разложили по 6 семян фасоли. После прорастания семян чашки поместили под стеклянные банки. Проростки в первой чашке – контрольные. Во второй окуривали 4 раз в день. Для окуривания поджигали сигарету через трубку и пропускали дым в банку с семенами. Данные заносили в таблицу.
в) Результаты опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков фасоли»
Дата | Что наблюдаем | 1 чашка Петри | 3 чашка Петри |
1 марта | Замачивание семян Набухание семян | 6 семян фасоли Все семена набухли | 6 семян фасоли Все семена набухли |
3 марта | Появление корешка | У 4 семян появились корни, у 2-х корешки | У 3 семян появились корни, у 3-х корешки |
Окуривание проростков | |||
5марта | Развитие корешка | У всех проростков | У всех проростков |
6 марта | Развитие корневой системы | h =12,5см увеличивается корневая система | h =9,1см появление желтых листьев у всех растений |
10 марта | Развитие стебля | h =15,3см утолщение стебля, разветвленная корневая система | h =9,3см проростки становятся тонкими, хилыми |
12 марта | Развитие растений | h =25,5см мощные стебли и разветвление корневой системы | h =9,6см погибли 2 проростка, остальные слабые |
В первой чашке Петри все 6 проростков хорошо росли и развивались.
Во второй чашке Петри из 6 проростков остались живы 4, они были слабые и желтые, на 12 день все проростки пожелтели и погибли.
Из этого следует, что табачный дым губительно влияет на живые организмы: в опытных чашках они пожелтели и погибли.
г) Эксперимент «Влияние табачного дыма на пульс, частоту дыхания и кровяное давление».
Первый эксперимент мы проводили в группе курящих взрослых из четырех человек.
Участники | До курения | После курения | ||||
пульс | Частота дыхания | давление | пульс | Частота дыхания | давление | |
1 участник | 90 | 25 | 120/70 | 85 | 20 | 130/75 |
2 участник | 90 | 24 | 120/80 | 80 | 18 | 135/80 |
3 участник | 96 | 32 | 110/70 | 87 | 28 | 130/80 |
4 участник | 90 | 30 | 125/80 | 85 | 32 | 125/80 |
Результаты опыта: после выкуривания сигареты у участников опыта наблюдается повышение кровяного давления, замедление пульса и замедление дыхания. Причина – никотин вызывает сужение периферических сосудов, это способствует кислородному голоданию, и сердцу курильщика требуется больше усилий, чтобы вытолкнуть кровь через суженые сосуды. Нагрузка на сердце возрастает в разы