Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 750
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, сердцу курящего приходится увеличить частоту сердечных сокращений и силу сокращения для того чтобы доставить кровь с кислородом органам – отсюда повышенный пульс и давление. На фоне такого кислородного голодания оно быстро изнашивается, ведь сердце курящего за сутки делает более 10000 лишних сокращений.
д)Эксперимент «Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы».
Для определения состояния дыхательной системы и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом используют следующие пробы. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд. Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей.
Оборудование: секундомер.
Выполнение работы.
Для оценки состояния дыхательной системы исследовались показатели: частота дыхания в минуту (ЧД), гипоксические пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи). Для изучения функционального состояния дыхательной системы подростков мы использовали методику определения времени задержки дыхания до и после физической нагрузки по следующему алгоритму:
1. Сделайте обычный вдох. Задержите дыхание, сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксируйте время задержки. (проба Штанге)
2. Сделайте обычный выдох. Задержите дыхание, сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксируйте время задержки. (проба Генчи)
3. Выполните дозированную нагрузку: бег в течение 30 секунд.
4. Повторите задержку дыхания на выдохе. Зафиксируйте время задержки.
Воздействие никотина на функциональное состояние дыхательной системы подростков изучалось на группе учащихся, которые курят. Для контроля обследовались некурящие подростки тех же возрастных групп. При курении влияние вредных веществ, содержащихся в табаке, начинается с раздражения дымом дыхательных путей и продолжается при всасывании их в кровь.
Обработка результатов:
• У здоровых детей 12 - 16 лет время задержки дыхания на вдохе колеблется от 35 до 55 секунд.
• У здоровых школьников дыхания на выдохе 12 – 13 секунд.
• При дозированной физической нагрузке за норму принимается уменьшение времени задержки дыхания на выдохе не более чем на 50 %
Результаты исследования показывают, что способность к задержкам дыхания на уровне спокойного выдоха, глубокого вдоха и выдоха у большинства учащихся соответствует возрастной норме. Если сделать анализ по полу, то картина следующая:
результаты исследования свидетельствуют о том, что у курящих подростков в возрасте от 13-16 лет сравнительно с некурящими в большинстве случаев выше частота дыхания. Это указывает на меньшую экономичность дыхания. Способность к задержкам дыхания на уровне спокойного выдоха, глубокого вдоха и выдоха у большинства курящих снижена по сравнению с возрастной нормой. Курильщики вследствие привычки к «затяжкам» во время курения способны в некоторых случаях задерживать дыхание на более длительное время, чем некурящие школьники. Показатели времени задержки дыхания после нагрузки отличаются. У курящих учащихся оно незначительно ниже, чем у некурящих.
Незначительные отклонения от нормы у курящих учеников можно объяснить тем, что они имеют пока небольшой стаж курения, поэтому кардинальных изменений в состоянии их дыхательной системы не наблюдается. Отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить у курящих учащихся действием компонентов табака на легкие.
Известно, что сердечно-сосудистая и дыхательная системы являются ведущими звеньями при адаптации к условиям окружающей среды и в формировании реакции организма на воздействие метеофакторов. Становление функциональных показателей данных систем в период роста и развития детей подчинено как общим возрастным закономерностям, так и адаптивным реакциям на климатическую среду своего региона.
Выводы эксперимента: курение табака отрицательно влияет на все гипоксические пробы дыхательной системы.
е) Исследование «Бюджет семьи и курение».
Цель: доказать подросткам, что курение не только вредно, но и слишком дорого стоит.
Рассчитаем, как влияет курение на бюджет семьи подростка. По данным анкетирования, родители шестиклассников выкуривают в среднем в день от 9 до 15 сигарет, в неделю от 3,5 до 10 пачек. Стоимость пачки сигарет составляет от 31 до 45 рублей.
Возьмем среднюю стоимость пачки сигарет – 40 рублей. В неделю на сигареты подросток тратит от 140 рублей до 400 рублей, что в месяц составляет 560 – 1600 рублей; в году 12 месяцев, эта сумма становится равной 6720 – 19200 рублей. В среднем за год тратится на сигареты 12960 рублей.
По оценкам профессиональных экспертов, на лечение заболеваний, приобретённых в результате курения, национальные экономики тратят до 1%.
На лечение семья курильщиков тратит в год более 1000 – 2000 рублей в год при доходе семьи 20000 руб. в месяц. Добавим сюда стоимость лечения болезней, спровоцированных курением, т.к. курение ослабляет иммунитет курильщика.. Итого: 14960 рублей.
На эти деньги можно приобрести около 500 буханок хлеба, что хватило бы на два года. Можно купить на сэкономленные на курении за год деньги компьютер, или электронный планшет, или нетбук, или 2 – 3 электронные книги на всю семью, или мобильный телефон с аксессуарами. Можно съездить в отпуск с семьей на юг (стоимость отдыха одного человека). Можно приобрести спортивный инвентарь (коньки, клюшка, шайба, футбольный мяч и др.); спортивную куртку, модные джинсы, кроссовки и другую одежду. Я бы купила себе хороший фотоаппарат.
Таким образом, мы видим, что курение слишком дорого обходится для бюджета семьи подростка, причем цена курению выражается не только в денежном отношении - у курящих больше заболеваний.
Изучив литературу о влиянии курения на живой организм, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества.
Анализ результатов анкетирования показал, что из 51 опрошенных обучающихся 10 (19,6%) пробовали курить. Причины этой вредной привычки: курят за компанию с товарищем, проявление интереса, казаться взрослее, снимает стресс, плохое настроение. Из проведенного опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков фасоли» следует, что табачный дым губительно влияет на проростки бобовых растений: в опытных чашках они пожелтели и погибли. По результатам опытов с табачным дымом обнаружили наличие смол в табачном дыме, других вредных веществ.
Провели эксперимент « Влияние табачного дыма на пульс, частоту дыхания и кровяное давление». Результаты опыта: после выкуривания сигареты у участников опыта наблюдается повышение кровяного давления, замедление пульса и замедление дыхания, причина – сужение сосудов, кислородному голоданию. Нагрузка на сердце возрастает – отсюда повышенный пульс и давление. Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы провели с применением следующих проб: проба Штанге и Генче, по резултатам котрых приходим к выводу, что курение табака отрицательно влияет на все гипоксические пробы дыхательной системы.
Таким образом, мы доказали, что курение пагубно действует на здоровье.
Также провели математические расчеты, доказывающие негативное воздействие на бюджет семьи курения: выяснилось, что в среднем в год семьи моих одноклассников тратят на курение около 15 тысяч рублей.
На основании этого мы решили составить программу по отказу от курения и предложить её ученикам и их родителям. Также разработали план внутришкольных мероприятий по профилактике курения. Провели акцию «Я не курю и мне это нравится!» среди 5-8 классов. Некоторые материалы представлены в приложении.
Освоенные методики и проведенный эксперимент позволили не просто оценить влияние курения на живой организм, но и помогли приобрести новые научные знания и практические навыки.
Среди обучающихся младшего подросткового возраста необходимо проводить просветительную работу. Планируем проводить больше опытов, доказывающих вредное воздействие наркотических веществ на организм.
Свою работу нам хотелось бы окончить словами Ф. Г. Углова, академика, АМН СССР: «Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведенного в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты». «От курения тупеешь. Оно не совместимо с творческой работой» писал великий В. Гёте, и я с ним согласна.
И если хоть один человек, изучив нашу работу, бросит курить или никогда не начнет этого делать, мы будем считать свою цель достигнутой.
Список использованной литературы
1.Беляев И.И. Табак - враг здоровья. Издательство. Медицина. Москва. 2001
2.«Вредным привычкам–нет!» Школьный вечер.//Биология в школе,2003.№2- с. 59-62.
3.Воропай А. В. «Бросьте сигарету». – М., Просвещение, 2005.
4.Дацун Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся.// Биология в школе,2006. №6-с.63-68
5.Зяблова Е.В. Курить или не курить?//Химия в школе,2002. №7– с. 83-85.
6. Кузнецова С.А. Я сегодня бросил курить. Биология в школе. 2001. № 6. 13.Костюченков В.Н. и др. Вредные привычки или здоровье – выбирайте сами. – Смоленск, 2001.
7.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 2006.
8. Интернет – ресурсы:
www.sigarets.ru
www.nosmoking.ru
www.adic.org.ua
www.mv.ru
Приложение 1
ВОЗДЕЙСТВИЕ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
РАКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
БОЛЕЗНИ КРОВИ
БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
КАНЦЕРОГЕННЫЕ СМОЛЫ
НЕРВНО – СЕРДЕЧНЫЕ ЯДЫ
РАДИОАКТИВНЫЙ ПОЛОНИЙ
ТАБАЧНЫЙ ДЫМ
УГАРНЫЙ ГАЗ
СИЛЬНАЯ КИСЛОТА
ОТРАВЛЕНИЕ ВСЕГО ОРГАНИЗМА
НАРУШЕНИЕ ДЫХАНИЯ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
СТИРОЛ
НИКОТИН
МЫШЬЯК
НАРУШЕНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
ПОРАЖЕНИЕ
д)Эксперимент «Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы».
Для определения состояния дыхательной системы и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом используют следующие пробы. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд. Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей.
Оборудование: секундомер.
Выполнение работы.
Для оценки состояния дыхательной системы исследовались показатели: частота дыхания в минуту (ЧД), гипоксические пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи). Для изучения функционального состояния дыхательной системы подростков мы использовали методику определения времени задержки дыхания до и после физической нагрузки по следующему алгоритму:
1. Сделайте обычный вдох. Задержите дыхание, сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксируйте время задержки. (проба Штанге)
2. Сделайте обычный выдох. Задержите дыхание, сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксируйте время задержки. (проба Генчи)
3. Выполните дозированную нагрузку: бег в течение 30 секунд.
4. Повторите задержку дыхания на выдохе. Зафиксируйте время задержки.
Воздействие никотина на функциональное состояние дыхательной системы подростков изучалось на группе учащихся, которые курят. Для контроля обследовались некурящие подростки тех же возрастных групп. При курении влияние вредных веществ, содержащихся в табаке, начинается с раздражения дымом дыхательных путей и продолжается при всасывании их в кровь.
Обработка результатов:
• У здоровых детей 12 - 16 лет время задержки дыхания на вдохе колеблется от 35 до 55 секунд.
• У здоровых школьников дыхания на выдохе 12 – 13 секунд.
• При дозированной физической нагрузке за норму принимается уменьшение времени задержки дыхания на выдохе не более чем на 50 %
Результаты исследования показывают, что способность к задержкам дыхания на уровне спокойного выдоха, глубокого вдоха и выдоха у большинства учащихся соответствует возрастной норме. Если сделать анализ по полу, то картина следующая:
результаты исследования свидетельствуют о том, что у курящих подростков в возрасте от 13-16 лет сравнительно с некурящими в большинстве случаев выше частота дыхания. Это указывает на меньшую экономичность дыхания. Способность к задержкам дыхания на уровне спокойного выдоха, глубокого вдоха и выдоха у большинства курящих снижена по сравнению с возрастной нормой. Курильщики вследствие привычки к «затяжкам» во время курения способны в некоторых случаях задерживать дыхание на более длительное время, чем некурящие школьники. Показатели времени задержки дыхания после нагрузки отличаются. У курящих учащихся оно незначительно ниже, чем у некурящих.
Незначительные отклонения от нормы у курящих учеников можно объяснить тем, что они имеют пока небольшой стаж курения, поэтому кардинальных изменений в состоянии их дыхательной системы не наблюдается. Отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить у курящих учащихся действием компонентов табака на легкие.
Известно, что сердечно-сосудистая и дыхательная системы являются ведущими звеньями при адаптации к условиям окружающей среды и в формировании реакции организма на воздействие метеофакторов. Становление функциональных показателей данных систем в период роста и развития детей подчинено как общим возрастным закономерностям, так и адаптивным реакциям на климатическую среду своего региона.
Выводы эксперимента: курение табака отрицательно влияет на все гипоксические пробы дыхательной системы.
е) Исследование «Бюджет семьи и курение».
Цель: доказать подросткам, что курение не только вредно, но и слишком дорого стоит.
Рассчитаем, как влияет курение на бюджет семьи подростка. По данным анкетирования, родители шестиклассников выкуривают в среднем в день от 9 до 15 сигарет, в неделю от 3,5 до 10 пачек. Стоимость пачки сигарет составляет от 31 до 45 рублей.
Возьмем среднюю стоимость пачки сигарет – 40 рублей. В неделю на сигареты подросток тратит от 140 рублей до 400 рублей, что в месяц составляет 560 – 1600 рублей; в году 12 месяцев, эта сумма становится равной 6720 – 19200 рублей. В среднем за год тратится на сигареты 12960 рублей.
По оценкам профессиональных экспертов, на лечение заболеваний, приобретённых в результате курения, национальные экономики тратят до 1%.
На лечение семья курильщиков тратит в год более 1000 – 2000 рублей в год при доходе семьи 20000 руб. в месяц. Добавим сюда стоимость лечения болезней, спровоцированных курением, т.к. курение ослабляет иммунитет курильщика.. Итого: 14960 рублей.
На эти деньги можно приобрести около 500 буханок хлеба, что хватило бы на два года. Можно купить на сэкономленные на курении за год деньги компьютер, или электронный планшет, или нетбук, или 2 – 3 электронные книги на всю семью, или мобильный телефон с аксессуарами. Можно съездить в отпуск с семьей на юг (стоимость отдыха одного человека). Можно приобрести спортивный инвентарь (коньки, клюшка, шайба, футбольный мяч и др.); спортивную куртку, модные джинсы, кроссовки и другую одежду. Я бы купила себе хороший фотоаппарат.
Таким образом, мы видим, что курение слишком дорого обходится для бюджета семьи подростка, причем цена курению выражается не только в денежном отношении - у курящих больше заболеваний.
-
Заключение
Изучив литературу о влиянии курения на живой организм, мы пришли к выводу, что данная проблема является актуальной для современного общества.
Анализ результатов анкетирования показал, что из 51 опрошенных обучающихся 10 (19,6%) пробовали курить. Причины этой вредной привычки: курят за компанию с товарищем, проявление интереса, казаться взрослее, снимает стресс, плохое настроение. Из проведенного опыта «Влияние табачного дыма на рост проростков фасоли» следует, что табачный дым губительно влияет на проростки бобовых растений: в опытных чашках они пожелтели и погибли. По результатам опытов с табачным дымом обнаружили наличие смол в табачном дыме, других вредных веществ.
Провели эксперимент « Влияние табачного дыма на пульс, частоту дыхания и кровяное давление». Результаты опыта: после выкуривания сигареты у участников опыта наблюдается повышение кровяного давления, замедление пульса и замедление дыхания, причина – сужение сосудов, кислородному голоданию. Нагрузка на сердце возрастает – отсюда повышенный пульс и давление. Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы провели с применением следующих проб: проба Штанге и Генче, по резултатам котрых приходим к выводу, что курение табака отрицательно влияет на все гипоксические пробы дыхательной системы.
Таким образом, мы доказали, что курение пагубно действует на здоровье.
Также провели математические расчеты, доказывающие негативное воздействие на бюджет семьи курения: выяснилось, что в среднем в год семьи моих одноклассников тратят на курение около 15 тысяч рублей.
На основании этого мы решили составить программу по отказу от курения и предложить её ученикам и их родителям. Также разработали план внутришкольных мероприятий по профилактике курения. Провели акцию «Я не курю и мне это нравится!» среди 5-8 классов. Некоторые материалы представлены в приложении.
Освоенные методики и проведенный эксперимент позволили не просто оценить влияние курения на живой организм, но и помогли приобрести новые научные знания и практические навыки.
Среди обучающихся младшего подросткового возраста необходимо проводить просветительную работу. Планируем проводить больше опытов, доказывающих вредное воздействие наркотических веществ на организм.
Свою работу нам хотелось бы окончить словами Ф. Г. Углова, академика, АМН СССР: «Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведенного в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты». «От курения тупеешь. Оно не совместимо с творческой работой» писал великий В. Гёте, и я с ним согласна.
И если хоть один человек, изучив нашу работу, бросит курить или никогда не начнет этого делать, мы будем считать свою цель достигнутой.
Список использованной литературы
1.Беляев И.И. Табак - враг здоровья. Издательство. Медицина. Москва. 2001
2.«Вредным привычкам–нет!» Школьный вечер.//Биология в школе,2003.№2- с. 59-62.
3.Воропай А. В. «Бросьте сигарету». – М., Просвещение, 2005.
4.Дацун Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся.// Биология в школе,2006. №6-с.63-68
5.Зяблова Е.В. Курить или не курить?//Химия в школе,2002. №7– с. 83-85.
6. Кузнецова С.А. Я сегодня бросил курить. Биология в школе. 2001. № 6. 13.Костюченков В.Н. и др. Вредные привычки или здоровье – выбирайте сами. – Смоленск, 2001.
7.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 2006.
8. Интернет – ресурсы:
www.sigarets.ru
www.nosmoking.ru
www.adic.org.ua
www.mv.ru
Приложение 1
ВОЗДЕЙСТВИЕ ТАБАЧНОГО ДЫМА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
РАКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
БОЛЕЗНИ КРОВИ
БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
КАНЦЕРОГЕННЫЕ СМОЛЫ
НЕРВНО – СЕРДЕЧНЫЕ ЯДЫ
РАДИОАКТИВНЫЙ ПОЛОНИЙ
ТАБАЧНЫЙ ДЫМ
УГАРНЫЙ ГАЗ
СИЛЬНАЯ КИСЛОТА
ОТРАВЛЕНИЕ ВСЕГО ОРГАНИЗМА
НАРУШЕНИЕ ДЫХАНИЯ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
СТИРОЛ
НИКОТИН
МЫШЬЯК
НАРУШЕНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
ПОРАЖЕНИЕ