Файл: Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
телей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.

Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины 1 в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положении скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба.

Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К. III в. до н. э. относятся сведения о договоре личного найма.

Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу),
против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Уложении Му-ваиа (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног)— за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.

Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер.

14. Государственное устройство Афин. Высшие органы гос. власти.

Государственный аппаратафинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Сове­та пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия)- главный орган. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), с 20 лет, независимо от их имущественного положения и рода занятий.



Полномочия Нар. Собр. были широки. Нар. соб. принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полно­мочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. Нар. Собрание - охраняло законы (специальная коллегия - номофилаков). Кроме того, любой член Нар. собрания имел право выступить на нем с заявлением о государственных преступле­ниях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают сущест­вующие законы (так называемая жалоба на противозаконие — графэ параномон). Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции. Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.

В конце V в. до н. э. была введена плата за посещение На­родного собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем — шести оболов. Благодаря этому стало реальным уча­стие в собрании широких народных масс.

Совет пятисот (булла) был его рабочим органом Нар. Собрания. Совет из­бирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан с 30 лет, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

Совета решал много вопросов. Пританы со­зывали Народное собрание, причем один из них председательство­вал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выноси­лись на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматри­ваемому вопросу.

Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений На­родного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании го­сударственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалова­ны в гелиэю.

Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу.

Ареопаг – орган власти, в него входили на пожизненный срок пред­ставители афинской аристократии. В V в. до и. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных поврежде­ниях, нарушении религиозных предписаний).


Коллегия стратегов. Стратеги были военачальниками, дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Нар. собраниях из выдающихся людей путем от­крытого голосования. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии. Решали вопросы войны и мира (пр.: война с персами)

Коллегия архонтоврешались религиозные и се­мейные дела, дела нравственности.

Девять архонтов избирались с помощью жребия. Проходили тщательную проверку.

Гелиэя - высший су­дебный орган, действовал подруководством коллегии архонтов. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек. Функции в области законодательства. Функции гелиэи: су­дебное разбирательство, участие в охране Конституции и зако­нодательстве. Разбор важных частных дел афинских граждан, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государ­ственных должностей строилось на принципах выборности, сроч­ности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала пол­ноправие только свободного населения. Во-вторых, она распро­странялась только на тех, у кого родители были афиняне, преду­преждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков.
15. Социальная структура Афин. Общая характеристика.

Афинская демократия основывалась на выраженном неравенстве населения. Полисный строй предполагал существенные различия в пра­вах между отдельными классами жителей.

Полной правоспособностью обладали афинские граждане. По закону, гражданином считался афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых, в свою очередь, был афинским гражданином. По наступ­лении совершеннолетия — в 18 лет — юношу записывали во фрат­рию и в филу. С 18 до 20 лет юноши обя­заны были пройти военную службу, и только после этого получали право присутствовать в нар. собрании
. Органы самоуправления — демотыве­ли гражданские списки; общий контроль осуществлял булэ. Женщины не имели самостоятельного гражданского статуса и рассматривались юридически только в со­ставе родовой семьи. При Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем — врожденной привилегией.

Права гражданства проявлялись, главным образом, в политиче­ской сфере — т.е. участием в деятельности органов власти, управ­ления и суда. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи из общественных фон­дов, гарантированное право «доступа на рынок». Однако значи­тельными были и гражданские обязанности: помимо воинской службы афиняне платили налоги, выполняли натуральные рабо­ты, из которых одной из самых обременительных была навкрарияпостройка кораблей за свой счет или своими силами.

Категории населения: Низшая имущественная категория — фэты. Не назначались в магистраты (хотя к V в. до н.э. их число составляло от 2/3 до 1 /2 населения полиса). Даже после де­мократических реформ сохранялись привилегии родовой аристо­кратии в семейно-религиозных делах и, отчасти, в положении в су­де. Многократное исполнение общественных повинностей (что бы­ло типично для богатых людей) также давало неоспоримые преимущества перед судом.

Вхождение афинянина в число граждан обставлялось особой правовой процедурой епитимией. За совершенные против поли­са преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии— лишению прав граж­данства с изгнанием или без такового. Атимия ­следовала за: проявление в бою трусости, лжесви­детельство, растрату общественных средств, за попытку подкупа магистратов. лишение права доступа на рынок, в святилище, разумеется, участия в органах власти.

Второй категорией свободного, но неполноправного населения были метойки (метэки). Это были натурализовавшиеся выходцы из других полисов Эллады. Платили налоги, прав самоуправления и участия в государствен­ной деятельности они не имели. Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. Их не записы­вали в филы и фратрии, они не принимали участия в полисных праздниках, религиозных церемониях и спортивных состязаниях (олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суд. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу — архонту-полемарху. Преступления в отношении метойков расценивались как менее важные: так, за убийство метойка полага­лась не смертная казнь, а каторжные работы.