ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 479
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
телей этой школы Лу Куем была написана «Книга законов», рассматривавшая различные преступления и наказания за них.
Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.
Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины 1 в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.
Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положении скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба.
Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К. III в. до н. э. относятся сведения о договоре личного найма.
Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу),
против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.
Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.
Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Уложении Му-ваиа (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног)— за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.
Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.
Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер.
14. Государственное устройство Афин. Высшие органы гос. власти.
Государственный аппаратафинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание (экклесия)- главный орган. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), с 20 лет, независимо от их имущественного положения и рода занятий.
Полномочия Нар. Собр. были широки. Нар. соб. принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. Нар. Собрание - охраняло законы (специальная коллегия - номофилаков). Кроме того, любой член Нар. собрания имел право выступить на нем с заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы (так называемая жалоба на противозаконие — графэ параномон). Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции. Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.
В конце V в. до н. э. была введена плата за посещение Народного собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем — шести оболов. Благодаря этому стало реальным участие в собрании широких народных масс.
Совет пятисот (булла) был его рабочим органом Нар. Собрания. Совет избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан с 30 лет, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.
Совета решал много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю.
Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу.
Ареопаг – орган власти, в него входили на пожизненный срок представители афинской аристократии. В V в. до и. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний).
Коллегия стратегов. Стратеги были военачальниками, дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Нар. собраниях из выдающихся людей путем открытого голосования. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии. Решали вопросы войны и мира (пр.: война с персами)
Коллегия архонтоврешались религиозные и семейные дела, дела нравственности.
Девять архонтов избирались с помощью жребия. Проходили тщательную проверку.
Гелиэя - высший судебный орган, действовал подруководством коллегии архонтов. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек. Функции в области законодательства. Функции гелиэи: судебное разбирательство, участие в охране Конституции и законодательстве. Разбор важных частных дел афинских граждан, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.
Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.
Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала полноправие только свободного населения. Во-вторых, она распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков.
15. Социальная структура Афин. Общая характеристика.
Афинская демократия основывалась на выраженном неравенстве населения. Полисный строй предполагал существенные различия в правах между отдельными классами жителей.
Полной правоспособностью обладали афинские граждане. По закону, гражданином считался афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых, в свою очередь, был афинским гражданином. По наступлении совершеннолетия — в 18 лет — юношу записывали во фратрию и в филу. С 18 до 20 лет юноши обязаны были пройти военную службу, и только после этого получали право присутствовать в нар. собрании
. Органы самоуправления — демоты — вели гражданские списки; общий контроль осуществлял булэ. Женщины не имели самостоятельного гражданского статуса и рассматривались юридически только в составе родовой семьи. При Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем — врожденной привилегией.
Права гражданства проявлялись, главным образом, в политической сфере — т.е. участием в деятельности органов власти, управления и суда. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи из общественных фондов, гарантированное право «доступа на рынок». Однако значительными были и гражданские обязанности: помимо воинской службы афиняне платили налоги, выполняли натуральные работы, из которых одной из самых обременительных была навкрария— постройка кораблей за свой счет или своими силами.
Категории населения: Низшая имущественная категория — фэты. Не назначались в магистраты (хотя к V в. до н.э. их число составляло от 2/3 до 1 /2 населения полиса). Даже после демократических реформ сохранялись привилегии родовой аристократии в семейно-религиозных делах и, отчасти, в положении в суде. Многократное исполнение общественных повинностей (что было типично для богатых людей) также давало неоспоримые преимущества перед судом.
Вхождение афинянина в число граждан обставлялось особой правовой процедурой — епитимией. За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии— лишению прав гражданства с изгнанием или без такового. Атимия следовала за: проявление в бою трусости, лжесвидетельство, растрату общественных средств, за попытку подкупа магистратов. лишение права доступа на рынок, в святилище, разумеется, участия в органах власти.
Второй категорией свободного, но неполноправного населения были метойки (метэки). Это были натурализовавшиеся выходцы из других полисов Эллады. Платили налоги, прав самоуправления и участия в государственной деятельности они не имели. Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. Их не записывали в филы и фратрии, они не принимали участия в полисных праздниках, религиозных церемониях и спортивных состязаниях (олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суд. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу — архонту-полемарху. Преступления в отношении метойков расценивались как менее важные: так, за убийство метойка полагалась не смертная казнь, а каторжные работы.
Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен многочисленными сборниками права.
Право собственности. В периоды Инь, Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владений в частную собственность. С середины 1 в. до н. э. в ряде царств стали совершаться торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.
Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь они находились на положении скота, считались государственной собственностью и, хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не подлежали.Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка раба.
Обязательства. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения — земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V—III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К. III в. до н. э. относятся сведения о договоре личного найма.
Уголовное право и процесс. Перечень преступлений, называемых в источниках, огромен. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных видов преступлений. Среди них — государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу),
против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь.
Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти.
Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Уложении Му-ваиа (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног)— за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться.
Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.
Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей был император. На местах судили представители местной администрации. В периоды Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер.
14. Государственное устройство Афин. Высшие органы гос. власти.
Государственный аппаратафинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание (экклесия)- главный орган. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), с 20 лет, независимо от их имущественного положения и рода занятий.
Полномочия Нар. Собр. были широки. Нар. соб. принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. Нар. Собрание - охраняло законы (специальная коллегия - номофилаков). Кроме того, любой член Нар. собрания имел право выступить на нем с заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы (так называемая жалоба на противозаконие — графэ параномон). Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции. Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.
В конце V в. до н. э. была введена плата за посещение Народного собрания: вначале в размере обола (денежная единица), а затем — шести оболов. Благодаря этому стало реальным участие в собрании широких народных масс.
Совет пятисот (булла) был его рабочим органом Нар. Собрания. Совет избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан с 30 лет, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.
Совета решал много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю.
Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу.
Ареопаг – орган власти, в него входили на пожизненный срок представители афинской аристократии. В V в. до и. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний).
Коллегия стратегов. Стратеги были военачальниками, дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Нар. собраниях из выдающихся людей путем открытого голосования. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии. Решали вопросы войны и мира (пр.: война с персами)
Коллегия архонтоврешались религиозные и семейные дела, дела нравственности.
Девять архонтов избирались с помощью жребия. Проходили тщательную проверку.
Гелиэя - высший судебный орган, действовал подруководством коллегии архонтов. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек. Функции в области законодательства. Функции гелиэи: судебное разбирательство, участие в охране Конституции и законодательстве. Разбор важных частных дел афинских граждан, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.
Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.
Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала полноправие только свободного населения. Во-вторых, она распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков.
15. Социальная структура Афин. Общая характеристика.
Афинская демократия основывалась на выраженном неравенстве населения. Полисный строй предполагал существенные различия в правах между отдельными классами жителей.
Полной правоспособностью обладали афинские граждане. По закону, гражданином считался афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых, в свою очередь, был афинским гражданином. По наступлении совершеннолетия — в 18 лет — юношу записывали во фратрию и в филу. С 18 до 20 лет юноши обязаны были пройти военную службу, и только после этого получали право присутствовать в нар. собрании
. Органы самоуправления — демоты — вели гражданские списки; общий контроль осуществлял булэ. Женщины не имели самостоятельного гражданского статуса и рассматривались юридически только в составе родовой семьи. При Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем — врожденной привилегией.
Права гражданства проявлялись, главным образом, в политической сфере — т.е. участием в деятельности органов власти, управления и суда. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи из общественных фондов, гарантированное право «доступа на рынок». Однако значительными были и гражданские обязанности: помимо воинской службы афиняне платили налоги, выполняли натуральные работы, из которых одной из самых обременительных была навкрария— постройка кораблей за свой счет или своими силами.
Категории населения: Низшая имущественная категория — фэты. Не назначались в магистраты (хотя к V в. до н.э. их число составляло от 2/3 до 1 /2 населения полиса). Даже после демократических реформ сохранялись привилегии родовой аристократии в семейно-религиозных делах и, отчасти, в положении в суде. Многократное исполнение общественных повинностей (что было типично для богатых людей) также давало неоспоримые преимущества перед судом.
Вхождение афинянина в число граждан обставлялось особой правовой процедурой — епитимией. За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии— лишению прав гражданства с изгнанием или без такового. Атимия следовала за: проявление в бою трусости, лжесвидетельство, растрату общественных средств, за попытку подкупа магистратов. лишение права доступа на рынок, в святилище, разумеется, участия в органах власти.
Второй категорией свободного, но неполноправного населения были метойки (метэки). Это были натурализовавшиеся выходцы из других полисов Эллады. Платили налоги, прав самоуправления и участия в государственной деятельности они не имели. Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. Их не записывали в филы и фратрии, они не принимали участия в полисных праздниках, религиозных церемониях и спортивных состязаниях (олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суд. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу — архонту-полемарху. Преступления в отношении метойков расценивались как менее важные: так, за убийство метойка полагалась не смертная казнь, а каторжные работы.