ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
силы. Знание, насилие и богатство, взаимоотношения между ними, определяют силу в обществе. Современные конфликтологи определяют силу участвующих в конфликте сторон по следующим показателям: способность каждой из них причинить ущерб
противоположной стороне; способность и готовность наладить
работающее на их интересы сотрудничество; возможность
использовать на своей стороне официальные органы власти;
обладание знаниями, содействующими решению вызвавшей
конфликт проблемы.
Проанализировав субъектов конфликта, прейдем к рассмотрению объекта и предмета конфликта, которые характеризуют его содержательную сторону.
Объект конфликта — конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта, то, к обладанию или пользованию чем стремятся оба субъекта. Условием возникновения конфликта
является притязание одного из субъектов на неделимость
объекта, владение им. В конфликтологии выделяют 3 типа
объектов конфликта: во-первых, объекты, которые не могут быть
разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь
невозможно; во-вторых, объекты, которые могут быть разделены
на части в различных пропорциях; в-третьих, объекты, которыми
участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта). Объект конфликта обладает следующими
характеристиками:
не существует сам по себе, он становится таковым при
наличии интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов
(когда появляется желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить и т.д.);
имеет признак дефицитности и необходимости его
использования со стороны обоих субъектов;
имеет конкретно исторический характер (например, вторая мировая война происходила за землю, а Третья мировая война в качестве объекта может иметь пресную воду);
имеет релятивистский (относительный) характер,
связанный с разными субъективными оценками его значимости для
разных субъектов;
29
противоположной стороне; способность и готовность наладить
работающее на их интересы сотрудничество; возможность
использовать на своей стороне официальные органы власти;
обладание знаниями, содействующими решению вызвавшей
конфликт проблемы.
Проанализировав субъектов конфликта, прейдем к рассмотрению объекта и предмета конфликта, которые характеризуют его содержательную сторону.
Объект конфликта — конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта, то, к обладанию или пользованию чем стремятся оба субъекта. Условием возникновения конфликта
является притязание одного из субъектов на неделимость
объекта, владение им. В конфликтологии выделяют 3 типа
объектов конфликта: во-первых, объекты, которые не могут быть
разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь
невозможно; во-вторых, объекты, которые могут быть разделены
на части в различных пропорциях; в-третьих, объекты, которыми
участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта). Объект конфликта обладает следующими
характеристиками:
не существует сам по себе, он становится таковым при
наличии интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов
(когда появляется желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить и т.д.);
имеет признак дефицитности и необходимости его
использования со стороны обоих субъектов;
имеет конкретно исторический характер (например, вторая мировая война происходила за землю, а Третья мировая война в качестве объекта может иметь пресную воду);
имеет релятивистский (относительный) характер,
связанный с разными субъективными оценками его значимости для
разных субъектов;
29
может быть реалистическим и нереалистическим — тем,
который в самом себе содержит цель и содержание (девиантное поведение не ради достижения каких-то уступок, а ради самого акта).
Практика показывает, что основными объектами возникающих между социальными субъектами конфликтов выступают ресурсы, статус и духовные ценности.
Ресурсы в качестве объекта конфликтов выступают наиболее часто, главным образом, в предметном плане обладания ими или стремления к их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно использовано, т.е. с пользой употреблено для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его интересов и целей. Отсюда ясно, что речь идет об определенных средствах
обеспечения потребностей, вытекающих из них интересов и целей.
В отличие от ресурса, статус, являясь объектом конфликта, выступает для них главным образом не как средство, а как условие
обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое стоит побороться, если к тому принуждает сложившееся положение вещей.
Духовные ценности, понимаемые, разумеется, не в широком смысле — как все то, что положительно значимо с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей, а более узко — как нечто принципиально важное для определенного социального субъекта и его жизнедеятельности, также весьма часто выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за который он готов решительно бороться. Они не могут выступать средством для обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений субъекта, как это имеет место с ресурсами, а служат для него только
самоцелью, выражением его понимания самого себя, своей собственной сути, с потерей которой исчезает и он сам как нечто самостоятельное, самоопределяющееся, достойное признания и уважения со стороны общества.
Наряду с выяснением объекта конфликта, не менее важно определить то, что в нем составляет предмет собственно
конфликтного отношения.
Предмет конфликта — объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной разногласий между сторонами. Иными словами, предмет конфликта — это и есть то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.
30
Различия между объектом и предметом конфликта (по А.
Кармину).
1. Объект конфликта это та сторона реальности, которая вовлечена в процесс взаимодействия с субъектами конфликта. А предмет конфликта — это различия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
2. Объект конфликта может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным и иллюзорным, смещенным и т.д. Предмет конфликта всегда реален и актуален.
3. Объект конфликта может быть как явным, так и латентным, тогда как предмет всегда проявляется отчетливо.
Окружающая среда – это совокупность объективных условий конфликта, оказывающих существенное влияние на причины его возникновения и его динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают макро- и микросреду. Микросреда — ближайшее окружение субъектов конфликта. Макросреда — социальные группы, представителем которых является субъект конфликта, и качества, которые он унаследовал. По природе составляющих компонентов можно выделить физическую (гео, климатические, экологические и пр.) и социальную (социальными условиями, в которых развивается конфликт, включая его косвенных участников) окружающую среду. Поэтому в конфликтологии принято, что каждый конфликт имеет следующие характеристики:
пространственные: географические границы, сферы возникновения и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления, средства и действия, которыми пользуются субъекты, результат конфликта;
временные: длительность, частота, повторяемость, продолжительность участия каждого субъекта, временные характеристики каждого из этапов;
социально-пространственные: количество и интересы всех участников конфликта.
Кроме микро- и макросреды на социальный конфликт оказывает влияние и внешняя социальная среда. Это влияние сказывается, во-первых, на формировании целей и стратегии
конфликтного поведения (к
факторам внешней среды, оказывающим существенное воздействие на состояние и динамику
31
конфликта, относятся:
средства массовой информации,
общественное мнение, вовлечение в конфликтный процесс третьей
стороны и т.д.). Во-вторых, на степени институционализации
социального конфликта
(институционализация конфликта
представляет собой создание постоянных или временных форм отношений, в которых происходит взаимодействие сторон и которые способствуют его предупреждению, урегулированию и разрешению; она предполагает наличие или разработку определенных правил, на которых строится процесс поиска совместного решения и урегулирования на его основе возникшего конфликта).
Функция конфликта – это роль, которую играет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям и т.д. Функции конфликтаможно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и личностные (проявляющиеся на уровне конкретной личности, индивида). Как уже отмечалось, согласно теории Л. Козера, конфликт несет в себе две группы функций: положительную и отрицательную.
По этому поводу Л.
Козер писал: «Группы или системы, которым не брошен вызов, более неспособны к творческой реакции».
Общие положительные функции конфликта: устранение противоречия в функционировании коллектива; создание и поддержание баланса сил; социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей; создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих; установление неформальной иерархии в группе или обществе; более глубокое познание участниками конфликта друг друга; снятие синдрома покорности у подчиненных и т.д.
Положительные функции конфликта на личностном уровне:
познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие; самопознание и коррекция самооценки; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; адаптация и социализация индивидов в группе; способ самоутверждения и самореализации; возможность избавиться от проблем; развитие личности и др.
Общие отрицательные функции конфликта: большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте; возможно значительное ухудшение настроения участников,
32
средства массовой информации,
общественное мнение, вовлечение в конфликтный процесс третьей
стороны и т.д.). Во-вторых, на степени институционализации
социального конфликта
(институционализация конфликта
представляет собой создание постоянных или временных форм отношений, в которых происходит взаимодействие сторон и которые способствуют его предупреждению, урегулированию и разрешению; она предполагает наличие или разработку определенных правил, на которых строится процесс поиска совместного решения и урегулирования на его основе возникшего конфликта).
Функция конфликта – это роль, которую играет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям и т.д. Функции конфликтаможно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и личностные (проявляющиеся на уровне конкретной личности, индивида). Как уже отмечалось, согласно теории Л. Козера, конфликт несет в себе две группы функций: положительную и отрицательную.
По этому поводу Л.
Козер писал: «Группы или системы, которым не брошен вызов, более неспособны к творческой реакции».
Общие положительные функции конфликта: устранение противоречия в функционировании коллектива; создание и поддержание баланса сил; социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей; создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих; установление неформальной иерархии в группе или обществе; более глубокое познание участниками конфликта друг друга; снятие синдрома покорности у подчиненных и т.д.
Положительные функции конфликта на личностном уровне:
познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие; самопознание и коррекция самооценки; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; адаптация и социализация индивидов в группе; способ самоутверждения и самореализации; возможность избавиться от проблем; развитие личности и др.
Общие отрицательные функции конфликта: большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте; возможно значительное ухудшение настроения участников,
32
появление болезней, насилия и гибели людей; разрушение межличностных отношений; нарушение системы отношений; ухудшение социально-психо-логического климата и т.д.
Отрицательные функции на личностном уровне: ухудшение качества индивидуальной деятельности; разочарование в своих способностях, снижение самооценки; способствование социальной пассивности личности; потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.
Таким образом, социальный конфликт как общественное явление в своей структуре содержит субъектов и предмет конфликта, а также конфликтное взаимодействие и окружающую среду и имеет как положительные, так и отрицательные функции.
Отрицательные функции на личностном уровне: ухудшение качества индивидуальной деятельности; разочарование в своих способностях, снижение самооценки; способствование социальной пассивности личности; потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.
Таким образом, социальный конфликт как общественное явление в своей структуре содержит субъектов и предмет конфликта, а также конфликтное взаимодействие и окружающую среду и имеет как положительные, так и отрицательные функции.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
2. Причины возникновения конфликта
В общефилософском плане понятие «причина» означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, которое называется следствием. Длительное время считалось, что существует одна причина возникновения социальных конфликтов: К. Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства; Г. Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека; Р. Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения; Л. Козер рассматривал универсальным источником конфликтов борьбу за ресурсы.
Необходимо отметить, что на практике очень часто путают причину конфликта и его повод. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную
связь вещей.
Для более детального анализа причин конфликта, на основе результатов которого в дальнейшем будет строиться стратегия по разрешению конфликта, в конфликтологии выделили так называемые
«области конфликта», представляющие его потенциальные причины или движущие факторы. Всего было выделено шесть областей
конфликта, каждая из которых представляет его потенциальную
33
причину или движущий фактор: «ценности», «отношения»,
«настроения», «информация», «структура» и «интересы». Стоит заметить, что реальной причиной конфликта может быть только одна область или две и более взаимосвязанных области.
Конфликтологическая практика учит, что в ходе конфликта вокруг ценностей, отношений и настроений возникает наибольший накал страстей. Эти области составляют так называемые «верхние области»
конфликта. А «нижние области» конфликта — это информация, структура, интересы. Рассмотрим эти области.
Ценности. Относятся к системе убеждений человека: что правильно и ложно, что хорошо и плохо, справедливо и несправедливо. Различия в ценностях играют существенную роль в каждодневных экономических, политических, духовных и других конфликтах. В любой ситуации, когда один из участников предконфликтной ситуации говорит, например: «Мы хорошие
ребята, а они плохие», мы видим пример того, как ценности приводят к конфликту.
Отношения. Здесь идет речь о взаимоотношениях сторон в прошлом. В ходе многих конфликтов текущая предконфликтная ситуация является лишь выражением проблем во взаимоотношениях в прошлом. В любом случае суть движущего фактора взаимоотношений находится в прошлом, которое существенно влияет на будущее и препятствует прогрессивному движению сторон.
Настроения. Существуют факторы, не связанные с конфликтом, но которые могут его породить. Это может быть как небольшая семейная ссора, так и серьезная проблема, связанная, например, со здоровьем.
Информация. Проблемы с информацией могут стать серьезным движущим фактором конфликта, который имеет множество форм: слишком мало или слишком много информации; неадекватная информация; недоверие к методам сбора и к методам оценки информации; различия в экспертных оценках и т.д.
Структура. Некоторые конфликты обусловлены структурой или средой, в которой они возникают. Зачастую структурные проблемы возникают вследствие недостатка ресурсов: нехватка денег, времени, людей. Другие примеры структурных проблем включают ограничения в сфере общения и вопросы организационного управления. Суть этого движущего фактора
34
«настроения», «информация», «структура» и «интересы». Стоит заметить, что реальной причиной конфликта может быть только одна область или две и более взаимосвязанных области.
Конфликтологическая практика учит, что в ходе конфликта вокруг ценностей, отношений и настроений возникает наибольший накал страстей. Эти области составляют так называемые «верхние области»
конфликта. А «нижние области» конфликта — это информация, структура, интересы. Рассмотрим эти области.
Ценности. Относятся к системе убеждений человека: что правильно и ложно, что хорошо и плохо, справедливо и несправедливо. Различия в ценностях играют существенную роль в каждодневных экономических, политических, духовных и других конфликтах. В любой ситуации, когда один из участников предконфликтной ситуации говорит, например: «Мы хорошие
ребята, а они плохие», мы видим пример того, как ценности приводят к конфликту.
Отношения. Здесь идет речь о взаимоотношениях сторон в прошлом. В ходе многих конфликтов текущая предконфликтная ситуация является лишь выражением проблем во взаимоотношениях в прошлом. В любом случае суть движущего фактора взаимоотношений находится в прошлом, которое существенно влияет на будущее и препятствует прогрессивному движению сторон.
Настроения. Существуют факторы, не связанные с конфликтом, но которые могут его породить. Это может быть как небольшая семейная ссора, так и серьезная проблема, связанная, например, со здоровьем.
Информация. Проблемы с информацией могут стать серьезным движущим фактором конфликта, который имеет множество форм: слишком мало или слишком много информации; неадекватная информация; недоверие к методам сбора и к методам оценки информации; различия в экспертных оценках и т.д.
Структура. Некоторые конфликты обусловлены структурой или средой, в которой они возникают. Зачастую структурные проблемы возникают вследствие недостатка ресурсов: нехватка денег, времени, людей. Другие примеры структурных проблем включают ограничения в сфере общения и вопросы организационного управления. Суть этого движущего фактора
34
состоит в том, что в структуре ситуации имеется то, что влечет за собой конфликт.
Интересы. Под интересами понимаются желания и потребности вовлеченных в конфликт сторон. Можно разделить интересы на три категории: материальные, процедурные и
психологические.
Материальные интересы представляют собой суть вопроса, который рассматривается в ходе конфликта. Например, в споре по контракту материальным интересом различных сторон обычно являются деньги. Одна сторона хочет получить больше, а другая – хочет меньше заплатить (или, еще лучше, ничего не платить).
Процедурные интересы связаны с процессом, при помощи которого будет разрешен конфликт. Зачастую существует совместный процедурный интерес по скорейшему и наименее дорогостоящему разрешению конфликта. Фактически этот простой интерес является одной из мотиваций для людей, вовлеченных в посредничество. В случаях, когда стороны поддерживают отношения, как правило, существует единый процедурный интерес гармоничного развития этих отношений.
Психологические интересы связаны с потребностью людей в уважении и наличии чувства собственного достоинства. Например, людям чрезвычайно трудно признать свою неправоту. Часто они заинтересованы в том, чтобы им не пришлось признаваться в своей неправоте, т.е. в нахождении иных путей разрешения конфликта без потери своего престижа. В других случаях извинения от чистого сердца могут значительно помочь в разрешении конфликта, так как они учитывают психологический интерес (признание) стороны, которая принимает извинения.
Таким образом, та или иная область только тогда является
причиной конфликта, когда она выступает для его субъектов как
потребность. Потребность — это нужда или недостаток в чем-
либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,
личности, социальной группы или всего общества. П. Сорокин
указывал, что удовлетворение потребности людей является побудителем конфликта. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать. А. Маслоу сгруппировал и выделил пять иерархически связанных уровней основных
35
Интересы. Под интересами понимаются желания и потребности вовлеченных в конфликт сторон. Можно разделить интересы на три категории: материальные, процедурные и
психологические.
Материальные интересы представляют собой суть вопроса, который рассматривается в ходе конфликта. Например, в споре по контракту материальным интересом различных сторон обычно являются деньги. Одна сторона хочет получить больше, а другая – хочет меньше заплатить (или, еще лучше, ничего не платить).
Процедурные интересы связаны с процессом, при помощи которого будет разрешен конфликт. Зачастую существует совместный процедурный интерес по скорейшему и наименее дорогостоящему разрешению конфликта. Фактически этот простой интерес является одной из мотиваций для людей, вовлеченных в посредничество. В случаях, когда стороны поддерживают отношения, как правило, существует единый процедурный интерес гармоничного развития этих отношений.
Психологические интересы связаны с потребностью людей в уважении и наличии чувства собственного достоинства. Например, людям чрезвычайно трудно признать свою неправоту. Часто они заинтересованы в том, чтобы им не пришлось признаваться в своей неправоте, т.е. в нахождении иных путей разрешения конфликта без потери своего престижа. В других случаях извинения от чистого сердца могут значительно помочь в разрешении конфликта, так как они учитывают психологический интерес (признание) стороны, которая принимает извинения.
Таким образом, та или иная область только тогда является
причиной конфликта, когда она выступает для его субъектов как
потребность. Потребность — это нужда или недостаток в чем-
либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,
личности, социальной группы или всего общества. П. Сорокин
указывал, что удовлетворение потребности людей является побудителем конфликта. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать. А. Маслоу сгруппировал и выделил пять иерархически связанных уровней основных
35
потребностей человека: физиологические, в безопасности и
защищенности, социальные, потребности в уважении, потребности
самовыражения. Жизнь показывает, что в случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.
Есть и другая классификация потребностей, краткая, но наиболее обобщающая и рассматривающая потребности личности с точки зрения функционального подхода, т.е. какую основную функцию в жизни человека они выполняют: биологические
потребности, социальные потребности, высшие потребности.
Биологические потребности включают физиологические
потребности (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и др.) и потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, не испытывать страх, быть здоровым). Основная функция биологических потребностей – «быть живым»: обеспечить видовое и/или индивидуальное существование человека.
Социальные потребности состоят из потребности в при-
надлежности к общности (необходимость находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими) и потребности уваже-
ния (компетентность, достижение успехов, признание, авторитет и др.) Основная функция социальных потребностей — это принадле- жать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием окружающих, испытывая чувство зна- чимости в форме любви, авторитета или власти среди себе подобных.
Человек как вид закрепился в «стадном» существовании, и, таким образом, к чисто биологическим потребностям присоединяется требование не просто «быть живым», а «быть живым в стаде».
Высшие потребности – это познавательно-творческие
(знать, понимать, уметь, исследовать, создавать что-либо новое),
духовные (познание смысла своего существования и смысла жизни),
нравственные и эстетические. Высшие потребности – это реализация своих способностей, развитие собственной личности, и как следствие, самоактуализация человека.
Необходимо отметить, что если два первых вида потребностей присущи практически всем биологическим сообществам живой природы, то третий вид принадлежит только представителям человеческого сообщества. Именно наличие высших потребностей является видовым признаком человека. Наличие и реализация этих потребностей выполняет функцию «очеловечивания» человека.
36
защищенности, социальные, потребности в уважении, потребности
самовыражения. Жизнь показывает, что в случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.
Есть и другая классификация потребностей, краткая, но наиболее обобщающая и рассматривающая потребности личности с точки зрения функционального подхода, т.е. какую основную функцию в жизни человека они выполняют: биологические
потребности, социальные потребности, высшие потребности.
Биологические потребности включают физиологические
потребности (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и др.) и потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, не испытывать страх, быть здоровым). Основная функция биологических потребностей – «быть живым»: обеспечить видовое и/или индивидуальное существование человека.
Социальные потребности состоят из потребности в при-
надлежности к общности (необходимость находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими) и потребности уваже-
ния (компетентность, достижение успехов, признание, авторитет и др.) Основная функция социальных потребностей — это принадле- жать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием окружающих, испытывая чувство зна- чимости в форме любви, авторитета или власти среди себе подобных.
Человек как вид закрепился в «стадном» существовании, и, таким образом, к чисто биологическим потребностям присоединяется требование не просто «быть живым», а «быть живым в стаде».
Высшие потребности – это познавательно-творческие
(знать, понимать, уметь, исследовать, создавать что-либо новое),
духовные (познание смысла своего существования и смысла жизни),
нравственные и эстетические. Высшие потребности – это реализация своих способностей, развитие собственной личности, и как следствие, самоактуализация человека.
Необходимо отметить, что если два первых вида потребностей присущи практически всем биологическим сообществам живой природы, то третий вид принадлежит только представителям человеческого сообщества. Именно наличие высших потребностей является видовым признаком человека. Наличие и реализация этих потребностей выполняет функцию «очеловечивания» человека.
36