Файл: Современные этнополитические конфликты содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что в Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской и Ростовской областях в этнополитическом отношении обстановка остается относительно стабильной и спокойной. Причиной тому является доминирование в составе населения русских и украинцев, часть которых считает себя отдельным народом - казаками. Преобладание русскоязычного населения в данной части региона является основным стабилизирующим фактором, не допускающим эскалацию напряженности на межэтнической основе и эволюцию сепаратистских идей и настроений.

Взрывоопасная ситуация на Юге России стала одним из приоритетных направлений в рамках обсуждений стратегии национальной безопасности. Так, нестабильная ситуация в Северо-Кавказском регионе стала главной темой выездного заседания Совбеза РФ, состоявшегося в июне 2009 г. в Махачкале на который были приглашены главы всех южных регионов. Место встречи было выбрано не случайно, как уже отмечалось выше в Дагестане – одна из самых сложных ситуаций с экстремизмом.

В ходе заседания Президент сообщил, что с начала 2009 года «В регионе Северного Кавказа было совершено 308 преступлений террористической направленности. Из них: один теракт в Чеченской республике, 104-105 преступлений, связанных с подрывами. В результате были убиты 75 сотрудников правоохранительных органов и 48 гражданских лиц. Число уничтоженных боевиков составило 112 человек[106]. В связи с этой ситуацией президент заявил, что необходимо разработать комплекс мер по противодействию этим угрозам, и поручил Национальному антитеррористическому комитету (НАК) подготовить комплекс организационных и оперативных мероприятий по преодолению террористической активности и бандитизма.

 Проблемам борьбы с терроризмом и стабилизации социально-политической обстановки в республиках Северного Кавказа также было посвящено и августовское выездное заседание Совета безопасности в Ставрополе, на котором были рассмотрены основные действия силовых структур, проанализированы внешние и внутренние негативные тенденции, которые имеют место в республиках Северного Кавказа в части обеспечения безопасности населения, противодействия экстремизму и терроризму. В ходе заседания президентом были определены программные направления реформирования силовых структур, которые позволят значительно снизить уровень террористической угрозы и стабилизировать обстановку в регионе. Также президент заострил внимание на необходимость кардинальным образом перестроить работу с кадрами по всем направлениям, начиная от патрульно-постовой службы, заканчивая руководством соответствующих подразделений МВД, ФСБ и других структур, что также поможет стабилизировать ситуацию в регионе.


Совершенно очевидно, что в последнее время ситуация во многих регионах Северного Кавказа значительно обострилась. Этому способствуют объективные факторы: финансовая подпитка боевиков из-за рубежа, а также значительные социальные проблемы регионов – безработица и низкий уровень жизни. Судя по ситуации, у федеральных силовых структур пока не получается нейтрализовать повышенную активность боевиков и стабилизировать социально-политическую обстановку в северокавказских республиках, хотя органами государственной власти и местного самоуправления проводится определенная работа, направленная на укрепление межнационального мира и согласия, постоянно подчеркивается многонациональный характер населения субъектов Южного федерального округа, прививаются идеи толерантности терпимости.

Заканчивая анализ ситуации на Кавказе согласимся с мнением Г. Матишова, который полагает, что: «Сегодня на Юге очевидна общая тенденция расползания партизанской войны из прежде локальных очагов в доселе относительно спокойные Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, юго-восточную часть Ставропольского края, Ростовскую область, Краснодарский край, Астрахань… Именно с южного направления России грозит главная опасность. Сюда в первую очередь должны быть направлены все усилия власти»[107]. Поэтому задачей властей всех уровней должна быть продуманная государственная политика на Северном Кавказе, выработка научно-обоснованной концепции повышения уровня экономического развития северокавказских республик с широкой интеграцией хозяйственно-экономического сотрудничества, в том числе для успешного преодоления одной из наиболее острых кавказских проблем - безработицы. Также необходимо создание мер эффективного противодействия против идеологического и религиозного экстремизма с активным привлечением к этому как профессиональных пропагандистов, так и видных творческих, общественных и научных деятелей.

Также, для поддержания стабильности в северо-кавказском регионе необходимо, полагает  В.А. Михайлов, «... создавать все предпосылки для интеграции в духовное и экономическое поле России всех народов Кавказа, не исключать возможность создания в составе России нового крупного субъекта Российской Федерации, объединяющего в себе сегодняшние республики Северного Кавказа с возможным включением в его состав Абхазии и объединенной Осетии»

[108].

 

 

 





Осетино-ингушский конфликт: история и современное состояние

 

На протяжении всей истории нашей страны Северный Кавказ являлся самой нестабильной ее частью; большая часть конфликтов, носящих межэтнический характер, берут свои истоки именно на южных границах государства. Между тем, ошибочно полагать, что причины не спокойной обстановки в регионе кроются исключительно в коренных особенностях народностей, проживающих в кавказских республиках. Немалая часть противоречий, сохранившихся до сих пор, были заложены еще при царской власти – в период присоединения территорий, или при СССР, когда было принято немало крайне спорных решений. К таковым, без сомнения, относится осетино-ингушский конфликт, «унаследованный» Российской Федерацией от своих предшественников и не урегулированный до сих пор.

Указанный конфликт развивается в течение достаточно длительного времени волнообразно – периоды некоторого спокойствия сменяются максимально агрессивными фазами. Рассмотрим историю противостояния, выявив основные его причины.

Осетино-ингушский конфликт является этнополитическим и представляет собой одну из его разновидностей, характерную борьбой за территорию. Подобные противостояния, наряду с конфликтами, ставящими своей целью борьбу за независимость, наиболее остры и имеют наименьший успех на урегулирование. В рассматриваемом случае спорной территорией является Пригородный район Северной Осетии. На сегодняшний день противостояние неоднократно приводило к вооруженным столкновениям с многочисленными жертвами, кроме того, вызвало исход ингушского населения с указанной территории.

Хронология причин конфликта такова. С 1922 г. Пригородный район был частью Ингушской автономной области, а в 1934 г. перешел под юрисдикцию объединенной Чечено-Ингушской АССР.

В 1944 г., после депортации чеченцев и ингушей в отдаленные районы Казахстана и Сибири, район включили в состав Северо-Осетинской АССР и заселили осетинами.

24 ноября 1956 г. президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов, однако, Пригородный район остался в составе Северной Осетии. В качестве компенсации в состав ЧИАССР были включены три района Ставропольского края - Наурский, Шелковской и Каргалинский, которые и сегодня принадлежат Чечне.


В целом после 1957 г. в составе Северной Осетии осталась примерно одна треть территории Ингушетии, причем наиболее развитая ее часть. До депортации здесь проживало 34 тыс. человек, из них 31 тысяча человек - ингуши[109].

Необходимо также отметить, что после 1944 года в Пригородном районе осели тысячи осетинских семей. В правобережной части города Владикавказа расположены руководящие органы Северной Осетии, министерства и ведомства, высшие учебные заведения, объекты культурного назначения, а также крупные промышленные предприятия, выпускавшие в конце 80-х годов более половины из всего объема промышленной продукции Северо-Осетинской АССР.

В 1963 г. руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека. В это же время ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но, даже получив отказ, не примирились с потерей земель. Это было вполне логично, так как до депортации здесь проживала значительная часть ингушского населения, с этой территорией связаны многие важные факты истории Ингушетии – именно здесь находился, например, административный центр ингушской автономии 1924-1934 годов.

После возвращения из ссылки многие ингуши поселились в Пригородном районе и в городе Орджоникидзе (Владикавказ). По переписи 1970 г. в Северо-Осетинской АССР проживало 18 387 ингушей, что составляло примерно 11,7% всех ингушей СССР[110]. В это же время начинается ингушское движение за восстановление ингушской автономии в прежних границах. Вначале это были лишь коллективные письма в ЦК КПСС, а в январе 1973 г. состоялся трехдневный митинг в г. Грозный с требованием рассмотреть вопрос о восстановлении автономии и возвращении Пригородного района. Не желали расставаться со спорными землями и в Северной Осетии: в октябре 1981 г. в Орджоникидзе прошли многолюдные выступления протеста.

С началом перестройки ингуши вновь пытаются переломить ход неудачно складывающихся для них переговоров с центральной властью по территориальному вопросу. В 1988 г. была создана общественно-политическая организация «Нийсхо» (Справедливость), ставящая своей целью восстановление ингушской автономии в исторических границах. С положительным решением этого вопроса национальное движение связывало будущее возрождение ингушского народа и его государственности.

Промежуточной победой ингушей стало принятие 26 апреля 1991 г. Верховным советом РСФСР закона «О реабилитации репрессированных народов», предусматривавший, среди прочего, территориальную реабилитацию этого народа. Однако уже через год Верховный совет страны принял закон «Об образовании Ингушской республики в составе РФ» без демаркации границ.


Наибольшей кажется вероятность того, что роль катализатора в осетино-ингушском конфликте образца 1992 г. сыграли процессы, связанные с событиями в Чечне. Тяга чеченцев к независимости и решение ингушей остаться в составе России, естественно, привели Чечено-Ингушетию к расколу, хотя среди вайнахов (населения Ингушетии) было много сторонников сохранения ее единства.

15 сентября 1991 г., в день самороспуска последнего Верховного Совета советской Чечено-Ингушетии, в г. Назрани состоялся чрезвычайный съезд народных депутатов Ингушетии всех уровней, где было декларировано провозглашение Ингушской республики с включением исторической территории и с административным центром в г. Владикавказе. 4 июня 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации», в котором, однако не были определены границы вновь образованной республики. Российское руководство не спешило приступить к реализации им самим принятого закона о реабилитации репрессированных народов. Москва явно стала склоняться на сторону осетин, считающихся самым лояльным к России народом на Северном Кавказе, в отличие от ингушей, относящихся к «бунтарскому»[111] вайнахскому этносу. Вполне вероятно также, что определенные силы в федеральном Центре не препятствовали развитию конфликта между осетинами и ингушами, строя планы благодаря этому изменить ситуацию в Чеченской республике.

По предложению Северной Осетии Верховный Совет Российской Федерации 12 июня 1992 г. ввел чрезвычайное положение в осетинских районах, граничащих с Ингушетией и Чечней. Во исполнение этого постановления в республику были переброшены воинские контингенты с тяжелой техникой. Одновременно в Северной Осетии, при явном содействии Москвы, начали создавать вооруженные структуры - национальную гвардию и народное ополчение для противодействия так называемой «ингушской экспансии». Российское руководство передало в распоряжение осетин большое количество оружия и военной техники, более того, всевозможные предметы вооружения, в том числе гранатометы, взрывчатые устройства, стали выпускаться на заводах Владикавказа. Многие эксперты полагают, что позиция российского руководства в конфликте формировалась под воздействием событий в Чечне и «выражалась в формуле: главное - не обеспечение безопасности граждан, а обеспечение целостности и безопасности России - фактически давалась официальная санкция Владикавказу на проведение масштабных этнических чисток в республике»