ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[101].
То же можно сказать и о режиме М. Саакашвили. Грузинская демократия приняла совершенно немыслимый для этого строя вид. Стоит лишь вспомнить о безжалостных разгонах демонстраций оппозиции. Апофеозом внутренней политики Саакашвили стал, разумеется, геноцид мирных жителей Цхинвали – населения территории, считающейся Тбилиси республикой в составе Грузии. Эта ситуация, которая всколыхнула весь мир, не приветствовалась и США, первые лица которых несколько охладели к грузинскому президенту.
Гримасы демократии в Украине и Грузии настолько непредсказуемы, что, наверняка, в Белом Доме не раз задумывались о правильности выбора кандидатов в президенты этих стран. Тем не менее, относительные неудачи вряд ли помешают Вашингтону продолжить политику, направленную на «демократизацию» постсоветского пространства.
Новые шаги США в этом направлении, а также ответ России на них, станут очередными вехами в поисках нового мирового порядка.
Расхождение в подходах к урегулированию региональных конфликтов между Россией и США заключается, прежде всего, в том, что нынешнее российское руководство, считающее себя привилегированным игроком на постсоветском пространстве, начало навязывать свои позиции силовыми методами. Именно этот факт не позволяет теперь нашей стране играть роль посредника, которая была определена ей после распада СССР. Изменение модели поведения российского руководства при применении силы в решении грузино-осетинского конфликта предполагает полное расхождение позиций с Западом по принципиальным вопросам, что в свою очередь, предполагает поиск новых посреднических сил.
Северный Кавказ: современные угрозы и вызовы
Начало нового столетия поставило перед человечеством новые вызовы и угрозы, пришедшие на смену угрозам «холодной войны» - такие как международные терроризм, трансграничная преступность, формирование нового мирового порядка, «дробление» национальных государств, усиление сепаратистских и националистических выступлений. Кавказ – традиционно является одним из тех регионов мира, в которых обозначенные процессы протекают наиболее в острых и агрессивных формах. Ситуация, развивающаяся на Кавказе в целом в последние десятилетия представляет собой реальную угрозу для Российской Федерации. Именно в этом регионе Россия столкнулась с наиболее серьезными геополитическими вызовами и угрозами, преодоление которых является общенациональной задачей. От решения проблем в кавказском регионе во многом зависит будущее устройство России, сохранение внутренней стабильности и развитие политических процессов во всем государстве.
Исследование этнической проблемы на Северном Кавказе чрезвычайно актуально, так как предпринятые в последние годы меры по урегулированию внутренней ситуации в регионе являются явно недостаточными. Как отмечают аналитики, развитию негативных явлений, способствуют[102]:
- отсутствие хорошо продуманной федеральной политики в регионе;
- нестабильная политическая и социально-экономическая ситуацию;
-неконтролируемые процессы миграции и связанная с этим криминализация ряда этнических диаспор;
- коррупция, воровство, разбазаривание государственных средств органами государственной власти;
- эпизодичность принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления мер по противодействию экстремизму;
- высокий уровень безработицы и, соответственно, низкий жизненный уровень населения как питательная среда для формирования кризисных межэтнических процессов.
Среди других, наиболее актуальных проблем Северного Кавказа, можно назвать: наличие большого количества беженцев и вынужденных переселенцев, ускоренную исламизацию и распространение радикальных течений ислама (ваххабизм); проблему разделенных народов; локальные конфликты в приграничных закавказских государствах; деятельность ряда этнонациональных региональных и международных организаций; неупорядоченную и слабую идеологическую работу среди населения, особенно среди молодежи, направленную на неприятие терроризма в любых проявлениях и оптимизацию межнациональных отношений; смещение традиционного межэтнического баланса в северокавказских республиках (в структурах власти, бизнесе, национально-этническом составе населения) из-за оттока русскоязычных граждан в сторону титульной нации; отсюда – усиление напряженности отношений с другими кавказскими народами, составляющими численное меньшинство отрицательно влияющих на формирование общественно-политических настроений народов Северного Кавказа, и, безусловно, тлеющий вооруженный конфликт в Чеченской Республике.
Таким образом, современное состояние межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе можно охарактеризовать как достаточно сложное и неоднозначное, хотя открытых массовых выступлений на этнической почве не наблюдается. Этническое противостояние носит в основном скрытый характер и локализуется на бытовом уровне. Тем не менее, время от времени, проблемы на этнополитической почве выплескиваются наружу. Особой напряженностью отличаются межэтнические отношения в так называемых двунациональных республиках – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также в многонациональном Дагестане.
Кабардино-Балкарская Республика находится в центре Северного Кавказа. Кабардинцы, как и другие адыгские народы, наряду с осетинами, - наиболее интегрированное в российскую цивилизацию кавказское население. Но противоречие, заложенное в национально-государственном устройстве республики, периодически напоминает о себе, особенно на бытовом уровне. Ситуация в межэтнических отношениях, в частности, осложняется тем, что балкарцы - один из репрессированных народов Кавказа. В начале 90-х гг. было предпринято несколько попыток провозгласить суверенитет Балкарии и преобразовать ее в самостоятельный субъект Российской Федерации или объединиться с карачаевцами в единое национально-территориальное образование. Последняя такая попытка была предпринята в ноябре 1996 г. провозглашением представителями балкарской оппозиции так называемой «Балкарской республики».
Не менее острыми остаются этнополитические процессы в Карачаево-Черкесской Республике. Согласно республиканской конституции, субъектообразующими народами в республике являются карачаевцы, черкесы, русские, абазины, ногайцы.
Парад суверенитетов, начавшийся с развалом Советского Союза, непосредственно затронул и республику. В июле 1991 г. был создан оргкомитет по созданию Карачаевской Республики. На казачьих съездах были провозглашены Баталпашинская Республика (август 1991 г.) и Урупско-Зеленчукская Республика (ноябрь 1991 г.). Съезд черкесского народа в октябре 1991 г. провозгласил Черкесскую Республику, съезд абазин - Абазинскую Республику. Вторая волна требований о разделе территории пришлась на конец 1994 - начало 1995 гг. Объединенный съезд черкесов, абазин и части русских предложил воссоздать Черкесскую автономную область в составе Ставропольского края. По времени этот политический кризис совпал с общим кризисом власти в республике, связанным с окончанием срока полномочий Народного Собрания. В результате кризиса в республике на несколько лет была восстановлена система назначения высшего должностного лица федеральным Центром.
Третий, не менее острый этнополитический кризис, разгорелся в мае 1999 г. во время выборов главы республики, когда вновь был выдвинут лозунг о возвращении Черкесской автономии в состав Ставропольского края. Причем, на одной стороне были карачаевцы, на другой – черкесы, абазины и часть русского населения.
Новый политический кризис в Карачаево-Черкесии в октябре 2004 г. в очередной раз обострил проблемы взаимоотношений между ее крупнейшими этническими группами: черкесами, карачаевцами, абазинами и русскими. К этому времени практически завершился передел собственности бывших «казачьих» районов – Зеленчукского и Урупского - в пользу карачаевцев за счет вытеснения русских из республики.
Тот факт, что основными участниками криминального инцидента, связанного с убийством семерых человек на даче зятя президента Карачаево-Черкесии, являются карачаевцы, не перевел конфликт в стадию межэтнического противостояния. Но при этом эксперты отмечают, что если бы в числе пострадавших находился хотя бы один представитель черкесской диаспоры, то конфликт вышел бы за рамки кризиса власти в республике[103].
Острой проблемой в республике является проблема чеченских беженцев, количество которых не поддается точному учету, так как большинство чеченцев живет в Карачаево-Черкесии нелегально. По некоторым источникам чеченская диаспора в республике насчитывает около 22 тыс. человек. В результате получается, что беженцев из Чечни в Карачаево-Черкесии больше, чем, например, коренных ногайцев. Такой стремительный наплыв беженцев волнует жителей республики, так как подрывает сложившееся межнациональное равновесие, традиционные отношения между коренным населением.
По-прежнему нестабильной остается ситуация и в Дагестане. Это единственная из республик в составе России, не имеющая так называемой «титульной» этнической группы. Коренными в ней признаны 14 этносов. Дагестан - это самый полиэтничный регион в пределах Северного Кавказа. Здесь, по разным оценкам, проживают более 50 народов. Само название республики означает «страна гор» и не связано с каким-либо этносом. Ни одна из этнических групп, входящих в официальный круг коренных народов Дагестана, не составляет большинства в республике (доминирует альянс даргинцев и аварцев, которые также конкурируют друг с другом). Ни одна из групп не имеет такого численного или историко-культурного превосходства
, чтобы исключать всякое участие представителей других групп в принятии важнейших политических решений. Поэтому основной особенностью формирования органов власти в республике, проведения выборов и принятия важных политических решений является квотирование национального представительства и достижение межнационального согласия.
Тем не менее, эти меры не всегда в состоянии установить межнациональный консенсус. Они провоцируют многочисленные малые народности Дагестана зафиксировать свое представительство во властной республиканской элите (например, цезов) или требовать отдельного государственного образования (как, например, кумыкское национальное движение «Тенглик» в середине 90-х гг. прошлого века)[104].
Этнический фактор, квотирование по национальному признаку и сложившаяся система «пакетных» соглашений между представителями основных народов и народностей Дагестана не вписывается в новую систему формирования региональных органов государственной власти. Пока ситуация держится на добровольном соглашении между основными политическими силами в республике о национально-этническом представительстве в органах власти. Но при условии политического или экономического усиления одной из сторон нельзя исключить новое обострение межэтнических отношений.
Остроту ситуации в Краснодарском крае определяет нерешенность проблемы турок-месхетинцев, а также вынужденных переселенцев из государств Закавказья. Чрезмерная плотность населения и фактически нелегальный статус их пребывания на территории края формирует криминогенную обстановку в регионе и предпосылки к конфликтам на бытовой основе с местным населением.
Сложной остается этнополитическая обстановка на административной границе Ставропольского края и Чеченской Республики в результате проникновения на территорию края мелких бандгрупп и отдельных боевиков. Наиболее острая ситуация - в трех приграничных районах Ставропольского края: Степновском, Нефтекумском и Курском. Здесь продолжаются набеги со стороны соседей из Чечни и Дагестана, поджоги, кражи, убийства и похищения людей[105].
В Левокумском, Нефтекумском, Степновском, Труновском, Георгиевском районах края за последние годы за счет переселенцев из других республик заметно прибавилось число жителей. Только в 2004 г. в крае пришлось гасить локальные конфликты между местными и переселенцами в станице Лысогорской Георгиевского района, станице Советской Кировского района, на хуторах Новоалександровского района, в селе Ключевском Труновского района. Было предотвращено и крупное столкновение в Степном. Другой стороной конфликта по отношению к коренным жителям были выходцы из Чечни, Дагестана, турки-месхетинцы, но схема развития конфликта происходила практически по одному и тому же сценарию. Чаще всего, как отмечают некоторые аналитики, это было связано с продажей муниципальными властями земель вынужденным переселенцам, самозахватом ими пастбищ, несанкционированным выпасом многочисленного поголовья скота.
То же можно сказать и о режиме М. Саакашвили. Грузинская демократия приняла совершенно немыслимый для этого строя вид. Стоит лишь вспомнить о безжалостных разгонах демонстраций оппозиции. Апофеозом внутренней политики Саакашвили стал, разумеется, геноцид мирных жителей Цхинвали – населения территории, считающейся Тбилиси республикой в составе Грузии. Эта ситуация, которая всколыхнула весь мир, не приветствовалась и США, первые лица которых несколько охладели к грузинскому президенту.
Гримасы демократии в Украине и Грузии настолько непредсказуемы, что, наверняка, в Белом Доме не раз задумывались о правильности выбора кандидатов в президенты этих стран. Тем не менее, относительные неудачи вряд ли помешают Вашингтону продолжить политику, направленную на «демократизацию» постсоветского пространства.
Новые шаги США в этом направлении, а также ответ России на них, станут очередными вехами в поисках нового мирового порядка.
Расхождение в подходах к урегулированию региональных конфликтов между Россией и США заключается, прежде всего, в том, что нынешнее российское руководство, считающее себя привилегированным игроком на постсоветском пространстве, начало навязывать свои позиции силовыми методами. Именно этот факт не позволяет теперь нашей стране играть роль посредника, которая была определена ей после распада СССР. Изменение модели поведения российского руководства при применении силы в решении грузино-осетинского конфликта предполагает полное расхождение позиций с Западом по принципиальным вопросам, что в свою очередь, предполагает поиск новых посреднических сил.
Северный Кавказ: современные угрозы и вызовы
Начало нового столетия поставило перед человечеством новые вызовы и угрозы, пришедшие на смену угрозам «холодной войны» - такие как международные терроризм, трансграничная преступность, формирование нового мирового порядка, «дробление» национальных государств, усиление сепаратистских и националистических выступлений. Кавказ – традиционно является одним из тех регионов мира, в которых обозначенные процессы протекают наиболее в острых и агрессивных формах. Ситуация, развивающаяся на Кавказе в целом в последние десятилетия представляет собой реальную угрозу для Российской Федерации. Именно в этом регионе Россия столкнулась с наиболее серьезными геополитическими вызовами и угрозами, преодоление которых является общенациональной задачей. От решения проблем в кавказском регионе во многом зависит будущее устройство России, сохранение внутренней стабильности и развитие политических процессов во всем государстве.
Исследование этнической проблемы на Северном Кавказе чрезвычайно актуально, так как предпринятые в последние годы меры по урегулированию внутренней ситуации в регионе являются явно недостаточными. Как отмечают аналитики, развитию негативных явлений, способствуют[102]:
- отсутствие хорошо продуманной федеральной политики в регионе;
- нестабильная политическая и социально-экономическая ситуацию;
-неконтролируемые процессы миграции и связанная с этим криминализация ряда этнических диаспор;
- коррупция, воровство, разбазаривание государственных средств органами государственной власти;
- эпизодичность принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления мер по противодействию экстремизму;
- высокий уровень безработицы и, соответственно, низкий жизненный уровень населения как питательная среда для формирования кризисных межэтнических процессов.
Среди других, наиболее актуальных проблем Северного Кавказа, можно назвать: наличие большого количества беженцев и вынужденных переселенцев, ускоренную исламизацию и распространение радикальных течений ислама (ваххабизм); проблему разделенных народов; локальные конфликты в приграничных закавказских государствах; деятельность ряда этнонациональных региональных и международных организаций; неупорядоченную и слабую идеологическую работу среди населения, особенно среди молодежи, направленную на неприятие терроризма в любых проявлениях и оптимизацию межнациональных отношений; смещение традиционного межэтнического баланса в северокавказских республиках (в структурах власти, бизнесе, национально-этническом составе населения) из-за оттока русскоязычных граждан в сторону титульной нации; отсюда – усиление напряженности отношений с другими кавказскими народами, составляющими численное меньшинство отрицательно влияющих на формирование общественно-политических настроений народов Северного Кавказа, и, безусловно, тлеющий вооруженный конфликт в Чеченской Республике.
Таким образом, современное состояние межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе можно охарактеризовать как достаточно сложное и неоднозначное, хотя открытых массовых выступлений на этнической почве не наблюдается. Этническое противостояние носит в основном скрытый характер и локализуется на бытовом уровне. Тем не менее, время от времени, проблемы на этнополитической почве выплескиваются наружу. Особой напряженностью отличаются межэтнические отношения в так называемых двунациональных республиках – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также в многонациональном Дагестане.
Кабардино-Балкарская Республика находится в центре Северного Кавказа. Кабардинцы, как и другие адыгские народы, наряду с осетинами, - наиболее интегрированное в российскую цивилизацию кавказское население. Но противоречие, заложенное в национально-государственном устройстве республики, периодически напоминает о себе, особенно на бытовом уровне. Ситуация в межэтнических отношениях, в частности, осложняется тем, что балкарцы - один из репрессированных народов Кавказа. В начале 90-х гг. было предпринято несколько попыток провозгласить суверенитет Балкарии и преобразовать ее в самостоятельный субъект Российской Федерации или объединиться с карачаевцами в единое национально-территориальное образование. Последняя такая попытка была предпринята в ноябре 1996 г. провозглашением представителями балкарской оппозиции так называемой «Балкарской республики».
Не менее острыми остаются этнополитические процессы в Карачаево-Черкесской Республике. Согласно республиканской конституции, субъектообразующими народами в республике являются карачаевцы, черкесы, русские, абазины, ногайцы.
Парад суверенитетов, начавшийся с развалом Советского Союза, непосредственно затронул и республику. В июле 1991 г. был создан оргкомитет по созданию Карачаевской Республики. На казачьих съездах были провозглашены Баталпашинская Республика (август 1991 г.) и Урупско-Зеленчукская Республика (ноябрь 1991 г.). Съезд черкесского народа в октябре 1991 г. провозгласил Черкесскую Республику, съезд абазин - Абазинскую Республику. Вторая волна требований о разделе территории пришлась на конец 1994 - начало 1995 гг. Объединенный съезд черкесов, абазин и части русских предложил воссоздать Черкесскую автономную область в составе Ставропольского края. По времени этот политический кризис совпал с общим кризисом власти в республике, связанным с окончанием срока полномочий Народного Собрания. В результате кризиса в республике на несколько лет была восстановлена система назначения высшего должностного лица федеральным Центром.
Третий, не менее острый этнополитический кризис, разгорелся в мае 1999 г. во время выборов главы республики, когда вновь был выдвинут лозунг о возвращении Черкесской автономии в состав Ставропольского края. Причем, на одной стороне были карачаевцы, на другой – черкесы, абазины и часть русского населения.
Новый политический кризис в Карачаево-Черкесии в октябре 2004 г. в очередной раз обострил проблемы взаимоотношений между ее крупнейшими этническими группами: черкесами, карачаевцами, абазинами и русскими. К этому времени практически завершился передел собственности бывших «казачьих» районов – Зеленчукского и Урупского - в пользу карачаевцев за счет вытеснения русских из республики.
Тот факт, что основными участниками криминального инцидента, связанного с убийством семерых человек на даче зятя президента Карачаево-Черкесии, являются карачаевцы, не перевел конфликт в стадию межэтнического противостояния. Но при этом эксперты отмечают, что если бы в числе пострадавших находился хотя бы один представитель черкесской диаспоры, то конфликт вышел бы за рамки кризиса власти в республике[103].
Острой проблемой в республике является проблема чеченских беженцев, количество которых не поддается точному учету, так как большинство чеченцев живет в Карачаево-Черкесии нелегально. По некоторым источникам чеченская диаспора в республике насчитывает около 22 тыс. человек. В результате получается, что беженцев из Чечни в Карачаево-Черкесии больше, чем, например, коренных ногайцев. Такой стремительный наплыв беженцев волнует жителей республики, так как подрывает сложившееся межнациональное равновесие, традиционные отношения между коренным населением.
По-прежнему нестабильной остается ситуация и в Дагестане. Это единственная из республик в составе России, не имеющая так называемой «титульной» этнической группы. Коренными в ней признаны 14 этносов. Дагестан - это самый полиэтничный регион в пределах Северного Кавказа. Здесь, по разным оценкам, проживают более 50 народов. Само название республики означает «страна гор» и не связано с каким-либо этносом. Ни одна из этнических групп, входящих в официальный круг коренных народов Дагестана, не составляет большинства в республике (доминирует альянс даргинцев и аварцев, которые также конкурируют друг с другом). Ни одна из групп не имеет такого численного или историко-культурного превосходства
, чтобы исключать всякое участие представителей других групп в принятии важнейших политических решений. Поэтому основной особенностью формирования органов власти в республике, проведения выборов и принятия важных политических решений является квотирование национального представительства и достижение межнационального согласия.
Тем не менее, эти меры не всегда в состоянии установить межнациональный консенсус. Они провоцируют многочисленные малые народности Дагестана зафиксировать свое представительство во властной республиканской элите (например, цезов) или требовать отдельного государственного образования (как, например, кумыкское национальное движение «Тенглик» в середине 90-х гг. прошлого века)[104].
Этнический фактор, квотирование по национальному признаку и сложившаяся система «пакетных» соглашений между представителями основных народов и народностей Дагестана не вписывается в новую систему формирования региональных органов государственной власти. Пока ситуация держится на добровольном соглашении между основными политическими силами в республике о национально-этническом представительстве в органах власти. Но при условии политического или экономического усиления одной из сторон нельзя исключить новое обострение межэтнических отношений.
Остроту ситуации в Краснодарском крае определяет нерешенность проблемы турок-месхетинцев, а также вынужденных переселенцев из государств Закавказья. Чрезмерная плотность населения и фактически нелегальный статус их пребывания на территории края формирует криминогенную обстановку в регионе и предпосылки к конфликтам на бытовой основе с местным населением.
Сложной остается этнополитическая обстановка на административной границе Ставропольского края и Чеченской Республики в результате проникновения на территорию края мелких бандгрупп и отдельных боевиков. Наиболее острая ситуация - в трех приграничных районах Ставропольского края: Степновском, Нефтекумском и Курском. Здесь продолжаются набеги со стороны соседей из Чечни и Дагестана, поджоги, кражи, убийства и похищения людей[105].
В Левокумском, Нефтекумском, Степновском, Труновском, Георгиевском районах края за последние годы за счет переселенцев из других республик заметно прибавилось число жителей. Только в 2004 г. в крае пришлось гасить локальные конфликты между местными и переселенцами в станице Лысогорской Георгиевского района, станице Советской Кировского района, на хуторах Новоалександровского района, в селе Ключевском Труновского района. Было предотвращено и крупное столкновение в Степном. Другой стороной конфликта по отношению к коренным жителям были выходцы из Чечни, Дагестана, турки-месхетинцы, но схема развития конфликта происходила практически по одному и тому же сценарию. Чаще всего, как отмечают некоторые аналитики, это было связано с продажей муниципальными властями земель вынужденным переселенцам, самозахватом ими пастбищ, несанкционированным выпасом многочисленного поголовья скота.