Файл: Современные этнополитические конфликты содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Межнациональные конфликты, по мнению ученого, сами по себе не играют решающей роли, «они лишь используются в качестве средства для решения вопросов иного характера, не выступающих на поверхность с той же очевидностью, как национальные противостояния»[24]. С точки зрения А.Г. Здравомыслова, в этнополитических конфликтах важнейшую роль играют культурные, демографические и политические факторы, а так же осознание этническими группами угрозы их физическому и культурному существованию.

Существуют и иные подходы, подчеркивающие политические причины и факторы этнополитических конфликтов.

Так, например, С. В. Соколов видит причины этнополитических конфликтов в естественном стремлении народов России к государственной независимости, в процессах изменения статуса народов СССР, выравнивании в правах автономных и союзных республик, что спровоцировало сепаратизм автономий, которого без обновленного Союзного договора могло и не быть, поддержка «демократическими» силами в Центре националистических движений и организаций в союзных и автономных республиках как альтернативы находившейся у власти в них партийной номенклатуре[25].

Сходного мнения о причинах этнополитических конфликтов придерживается Г.И. Козырев. К ним он относит политическую борьбу за власть между различными этническими группами на всех уровнях (местном, региональном, государственном), борьбу этноса за свой политический статус в рамках единого государства, борьбу за полную (политическую) независимость [26].

Из сказанного можно сделать вывод, что причины российских этнополитических конфликтов лежат не только в политической сфере, но и в области культуры, религии, экономики, демографии, в международных отношениях, выступающих внешней средой по отношению к России.

Одной из весомых причин возникновения этнополитических конфликтов является наличие неравенства между этническими элитами в сфере представительства в органах государственной власти и органах местного самоуправления национальных республик, а также соперничество между ними по поводу желаемого политического контроля над теми или иными сферами жизненно-важных интересов этнических республик.

Мотивами, вследствие которых этнические элиты идут на конфликты на базе сепаратизма, могут являться[27]:

- стремление представителей элиты воспользоваться повышением статуса автономных республик РСФСР до положения союзных республик в результате подписания Союзного договора 1991 г;


социально-статусные причины - повышение статуса региональных элит до уровня общенациональных, возможность отстаивать свои интересы в противоборстве с федеральным Центром и его элитами;

- ослабление влияния федерального Центра (период с 1991 г. и до подписания Федеративного договора, первых договоров о разграничении полномочий с субъектами Федерации.

Также следует обрисовать блок этно-демографических причин возникновения этнополитических конфликтов, которые связаны с этническим составом населения России, относительным преобладанием того или иного народа по стране в целом либо в отдельных федеральных округах и на территориях субъектов Федерации.

Перспективы сохранения целостности России связаны с особенностями ее этнического состава. Российская Федерация, в отличие от СССР, в целом достаточно однородна в этническом отношении: русские составляют более 80% населения страны и численно преобладают в ряде ее республик. Тем не менее, демографическая ситуация меняется, и уже более 40 лет доля русского и в целом славянского населения в России сокращается, а удельный вес представителей других народов быстро растет. Особенно заметны перемены в этническом составе отдельных российских регионов. Русские уже являются этническим меньшинством в подавляющем большинстве республик Северного Кавказа (за исключением Республики Адыгея). Процесс их оттока начался еще в 1970-е гг., а вооруженные конфликты в регионе, особенно военная фаза разрешения этнополитического конфликта в самопровозглашенной Чеченской республике 1994-1996 гг., сделали этот процесс необратимым[28].

Схожая ситуация сложилась и в республиках Сибири - в Якутии-Саха, Тыве и Бурятии. В этих республиках главным стимулом миграции русских выступают преимущественно экономические факторы: закрытие предприятий, где они работали, прекращение выплат северных надбавок к зарплате и лишение трудящихся льгот, длительные задержки зарплат и др.

Таким образом, если прогнозы относительно дальнейшего уменьшения русских в Поволжье и Сибири осуществятся, то уже в ближайшие годы русские будут составлять меньшинство на значительной части Российской Федерации, при этом как раз в тех зонах, где население так называемых титульных национальностей переживает период интенсивного роста этнического самосознания, сопровождающегося усилением его региональной самоидентификации.



Можно сделать вывод, что современные процессы воспроизводства населения России по разным этносам, характеризуются тенденцией к снижению численности русского населения в Поволжье, Северном Кавказе, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, преимущественно в национальных республиках вследствие низкой рождаемости, высокой смертности и стремления этой категории населения выехать из указанных регионов по социально-экономическим причинам, в результате дискриминации по национальному признаку в центрально-европейскую часть России.

Следующий блок возникновения этнополитических конфликтов – это социально-экономическая группа предпосылок, связанная с неравенством уровней развития регионов внутри федеральных округов и России в целом. Данный блок предпосылок целесообразно разделить на две части.

Первая из них выражается в относительно низком социально-экономическом уровне развития некоторых республик, например, Северного Кавказа. Вследствие распада СССР, длительного экономического кризиса темпы и объем падения производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в северокавказских национальных республиках оказались существенно выше, чем в других регионах России. Практически во всех республиках, особенно в республиках с большим числом беженцев, просматриваются высокие показатели численности безработных.

В этих условиях стремление национальных элит реально прийти к власти на волне общего подъема национальных движений в СССР, суверенизация республик в России стали факторами этнополитической напряженности.

Иными являются социально-экономические причины конфликтов в республиках Поволжья, где уровень развития достаточно высок по сравнению с другими российскими регионами. Так, например, руководству Татарстана и Башкортостана удалось не допустить резкого снижения уровня жизни населения. Благодаря этому во многом удалось сохранить этнополитическую стабильность, в целом снизить напряженность межэтнических отношений. Меры по укреплению экономического суверенитета республик Поволжья, способствовали стабилизации этнополитической ситуации в этом регионе.

Значимыми предпосылками возникновения этнополитических конфликтов являются экономические интересы этнических элит, которыесосредоточены в сфере добычи и переработки природных ресурсов, их  экспорта, во внешнеэкономической деятельности в целом, в области контроля над сферой налогообложения в республиках и распоряжения распределением трансфертов из федерального бюджета. Так, ряд руководителей республик использовали межнациональные трения для удержания власти, апеллируя при этом за поддержкой к этническим движениям, массам населения национальных республик, а также за поддержкой руководства других национально-государственных образований в составе РФ, этническим движениям, действующим в их составе
[29].

К числу исторических предпосылок возникновения этнополитических конфликтов в Российской Федерации можно отнести сохранившиеся в исторической памяти народов воспоминания о существовании в прежнее время их собственной государственности. Это характерно, например, для Чеченской республики, Татарстана, Дагестана, националистских движений Тывы.

К числу исторических причин возникновения этноконфликтов относятся и общие для ряда народов Северного Кавказа обиды по поводу их депортации в конце Великой Отечественной войны.

Территориальные предпосылки являются ведущими в основном для северокавказских этнополитических конфликтов. Они переплетены систорическими причинами возникновения конфликтов, давними хозяйственными спорами, проблемами передела, незаконного  занятия, реального или мнимого неравенства народов во владении землей. На Северном Кавказе вопрос о земле, особенно в горных районах, вследствие особой важности этого ресурса хозяйствования, является наиболее сложным, трудноразрешимым и имеет продолжительную историю.

Внешние предпосылки этнополитических конфликтов заключаются в обусловленном экономическими, военно-политическими и иными интересами стремлении иностранных государств, их союзов, международных организаций дестабилизировать межэтнические отношения в России путем оказания дипломатического давления, угрозы силой, иных форм вмешательства во внутренние дела.

Таким образом, причины возникновения и эскалации современных этнополитических конфликтов разнообразны, но в тоже время тесно переплетены между собой. Выделение одной исключительной причины возникновения этнополитического конфликта является сложной задачей, так как, по сути, к проявлению конфликтного противостояния приводит обострение сразу нескольких причин, влекущих за собой открытое недовольство конфликтующих сторон.

В этой вязи, представляется рациональным использование мониторинга политического и социально-экономического состояния социума. Под мониторингом следует понимать специально организованную и постоянно действующую систему необходимой статистической отчетности, сбора и анализа статистической отчетности, сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.д.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты политической ситуации и конкретных проблем. Главная задача мониторинга состоит в создании эффективной политики предупреждения этнополитических конфликтов и выработке действенной методики для конфликтного регулирования.