Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 544

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема занятия №2. Педагогика как наука, педагогические
составляющие деятельности врача
Цель занятия: изучить общие основы педагогики, ознакомиться с основными категориями и понятиями. Изучить цели, содержание обучение, ознакомиться с методами обучения, педагогические ситуации в работе врача. Барьеры общения. Ознакомить с условиями эффективного общения. Конфликты в медицине.
Место проведения: аудитория.
Студент должен знать:
1. Определение понятия «педагогика».
2. Функции педагогической науки в медицинском образовании. Инновационные педагогические технологии.
3. Основные категории и понятия педагогики.
4. Цели высшего медицинского образования.
5. Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения.
6. Методы обучения в медицинских вузах.
7. Формы организации учебного процесса.
8. Функции педагогического контроля.
9. Педагогическое общение в работе врача.
10. Средства общения. Невербальные компоненты общения.
11. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.
Студент должен уметь:
1. Использовать педагогический процесс, используя следующие аспекты:
-цели - для чего учиться;
-содержание - чему учиться;
-методы и средства - как учиться.
2. Использовать методы и формы обучения в учебном процессе.
3. Владеть определенным минимумом информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.
4. Владеть средствами общения, невербальными компонентами, необходимыми для успешного диалога с пациентом.
5. Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации.

Темы проектов, рефератов:
1. Становление и развитие науки «педагогика».
2. Выдающиеся педагогические деятели в Античный период.
3. Выдающиеся педагогические деятели в Средние века.
4. Выдающиеся педагогические деятели в эпоху Возрождения.
5. Выдающиеся педагогические деятели Нового времени.
6. Функции педагогической науки в медицинском образовании.
7. Инновационные педагогические технологии.
8. Цели высшего медицинского образования.
9. Методы обучения в медицинских вузах.
10. Формы организации учебного процесса.
11. Функции педагогического контроля.
12. Педагогическое общение в работе врача.
13. Средства общения. Вербальные и невербальные компоненты общения.
14. Конфликты в медицине.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Педагогика в медицине : учеб. пособие под.ред. Н.В.Кудрявая М.: Академия,2006 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970425022.html
2. Клиническая психология: учебник Сидоров П.И. Парняков А.В. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html
3. Педагогическая наука. История и современность: учебное пособие Лукацкий М.А.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2012 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970420874.html
Дополнительная литература:
1. Психология взаимоотношений врача и пациента: учеб. Пособие Ларенцова Л.И.,
Смирнова
Н.Б.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2014 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Медицинская психология: учеб пособие Тюльпин Ю.Г. СМ.: Медицина, 2004 3. Общая психология. Маклаков А.Г. СПб:, Питер, 2007 4. Психология развития. Словарь 6 т. Под.ред. А.Л. Венгера М.: ПЕРСЭ,2006 5. Психология управления. Лекции: учеб. Пособие Творогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -Медиа,
2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
6. Психология управления. Практикум: учеб. пособиеТворогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
7. Психология : учеб.- метод. пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. А. С.
Татров. М.: Академия естествознания, 2010 8. Педагогические технологии в медицине: учеб. пособие Романов М.Г., Сологуб Т.В.
М.: ГЭОТАР -Медиа,2007 2010. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970404997.html
Исходный контроль уровня знаний:
1. Что вы понимаете под термином «педагогика»?
2. Какие педагогические методы вы знаете?
3. Как взаимосвязаны психология и педагогика?
4. Какие формы педагогического воздействия вы знаете?
5. Какие педагогические методы могут применяться в медицине?


Основные вопросы темы:
1.
Определение понятия «педагогика».
2.
Инновационные педагогические технологии.
3.
Основные категории и понятия педагогики.
4.
Цели высшего медицинского образования.
5.
Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения.
6.
Методы обучения в медицинских вузах.
7.
Формы организации учебного процесса.
8.
Функции педагогического контроля.
9.
Функции педагогической науки в медицинском образовании.
10.
Педагогическое общение в работе врача.
11.
Средства общения. Невербальные компоненты общения.
12.
Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные категории и понятия педагогики.
2. Каковы цели высшего медицинского образования на современном этапе?
3. Что для вас означают понятия «воспитание», «обучение», «развитие»? Как ваше собственное понимание этих понятий соотносится с их научной трактовкой?
4. В чем вы обнаруживаете сходство и различие процессов обучения и лечения как древнейших видов гуманитарной практики?
5. Влияние каких типов образовательных сред вы ощущаете в большей степени? В чем оно проявляется?
6. Назовите преимущества и ограничения каждой из рассмотренных моделей обучения.
7. Какие модели обучения оптимальны на доклиническом и клиническом этапах медицинского образования?
8. Какие формы и методы обучения наиболее рационально использовать на разных этапах обучения в медицинском вузе и при обучении разных категорий обучаемых
(медицинского персонала, пациентов, их родственников)?
9. Укажите сходство и отличия форм и методов контроля в разных моделях обучения.
Какие из них способствуют развитию самоконтроля в профессиональной деятельности?
10. Какие представления о личностно и практико-ориентированном обучении вы используете для понимания собственного образовательного процесса?
11. Приходилось ли вам осознавать какую - либо жизненную ситуацию в медицинской практике, как педагогическую?
12. Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом?
Какими качествами должен быть наделен врач?
13. Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью?
14. Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?
15. Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания.
16. Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга.


17. Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?
18. Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи?
19. Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной.
20. К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?
Содержание занятия.
Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики
Профессиональное и личностное становление студента-медика и овладение в процессе высшего медицинского образования основами культуры врачебной деятельности и профессионального общения опираются на пласты общей культуры общества, которые отражены в педагогике.
Что такое педагогика в высшем медицинском образовании? Ответы на этот вопрос могут быть самыми различными: педагогика — это педагогическая составляющая в медицинском образовании; педагогика — это искусство врачевания и общения с пациентом, искусство, которому необходимо научить студентов; педагогика — это разнообразные методические рекомендации по разработке учебных планов и программ, учебных пособий, задач, тестов.
Педагогика одновременно и теоретическая и прикладная наука. В медицинском образовании она описывает и объясняет организацию педагогического процесса.
Надо учитывать, что педагогика впервые была введена в базовое образование будущих врачей сравнительно недавно. С середины 90-х гг. XX в. на основании ГОСа
(Государственного образовательного стандарта) началось ее преподавание студентам медицинских вузов совместно с психологией в дисциплине «Педагогика и психология»
(90 ч). В нашей стране педагогика высшей школы, в том числе и в медицинском образовании, стала самостоятельной отраслью с середины 70-х гг. XX в.
Невозможно не учитывать огромный практический опыт отечественных медиков- педагогов, который составляет «золотой фонд» высшего медицинского образования.
Большой вклад в развитие отечественного высшего медицинского образования внесли такие ученые и практики, как М.Я.Мудров (1776—1831), Н.И.Пирогов (1810-1891),
И.М.Сеченов (1829-1905), Г.А.Захарьин (1829/30-1897), С.П.Боткин (1832-1889),
И.П.Павлов (1849-1936), С.С.Корсаков (1854-1900), В.М.Бехтерев (1857-1927),
А.В.Вишневский (1874—1948), П.Б.Ганнушкин (1875—1933), И.В.Давыдовский (1887—
1968), А.Н.Бакулев (1890—1967), А.А.Вишневский (1906—1975) и многие другие.
Что же представляет собой наука педагогика и что она изучает?
В самом общем виде педагогику определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация знаний о педагогической действительности (В. В. Краевский). В этом случае задача педагогики сводится к передаче культуры и социального опыта, приобретенного в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в области медицины.
До последнего времени в определении объекта и предмета педагогики отмечалось немало неясностей. В истории школьной педагогики объектом признавалось воспитание в широком понимании, включающее процессы обучения и воспитания в узком смысле.
Когда же педагогика высшей школы выделилась как самостоятельная наука, ее объектом стало считаться образование, в нашем случае — высшее медицинское.
Точка зрения, согласно которой в качестве объекта педагогики предлагается рассматривать образование как феномен, включающий обучение, воспитание в узком педагогическом смысле и развитие, утвердилась в конце XX в.


Вместе с тем на то, что образование, понимаемое как способ культурного наследования, является интегративным термином, еще в середине XIX в. указывал великий русский писатель, мыслитель и педагог Л. Н.Толстой. Он писал: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания, предметом же педагогики должно и может быть только образование.
Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает».
Современные отечественные ученые (В. В. Краевский, Г. Б. Корнетов) считают, что такое толкование образования, как объекта педагогики, снимает ряд противоречий в трактовке понятия воспитания (и в широком, и в узком смысле), помогает преодолеть рационалистическую установку понимания образования только как процесса и результата усвоения систематизированных научных знаний, умений и навыков познавательной деятельности.
Педагогика, как и любая другая наука, имеет не только объект исследования
(образование), но и предмет. Ее предметом является педагогический (учебно- воспитательный) процесс, с позиций которого она изучает и проектирует образование человека. При этом педагогический процесс рассматривается как особый вид взаимодействия людей, а педагогика изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы его организации.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, новая редакция — 1996) трактует образование в качестве общей педагогической категории, включающей в себя процессы воспитания и обучения.
Согласно такому пониманию, мы будем рассматривать воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования.
Подчеркнем еще раз, что педагогика раскрывает сущность, цели и механизмы целенаправленного образовательного процесса
(педагогического, учебно- воспитательного), включающего в себя подсистемы воспитания и обучения; разрабатывает пути и способы повышения их эффективности; конструирует их продуктивные модели.
Слово «образование», по определению словаря В.И.Даля, происходит от глаголов
«организовать», «образовывать». Этот глагол имеет много значений: создавать вид, образ; обтесывать; слагать целое, отдельное; улучшать духовно, просвещать.
Принято выделять три основных значения термина «образование»:
- образование как достояние личности;
- образование как процесс обретения личностью своего достояния;
- образование как система, как социальный инструмент, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние.
Процесс образования можно рассматривать как движение личности в культурном поле человеческого сообщества. С одной стороны, человек активен, он движется по пути познания, у него складывается индивидуальная система картины мира; с другой — личность развивается в культурной среде, присваивая нормы, обычаи, привычки (иногда нежелательные, но свойственные данному обществу), становясь ее неотъемлемой частью.
Образование — это ценностно-смысловое самоопределение личности в пространстве
культуры (ее значений, смыслов, образов). На этом пути исканий происходит культивирование в человеке человеческого, его «второе» рождение.
Огромное значение в образовании имеет текст (носитель информации). Если в прошлые эпохи это были письменные словесные источники, то в современную эпоху к ним прибавились аудиовизуальные, компьютерные тексты.


Само появление систем образования связано с сохранением и ретрансляцией культуры.
Вначале ее традиции передавались изустно, а после возникновения письменности — с помощью неживых носителей информации.
Зарождение первых образовательных учреждений связано с необходимостью встречи носителей культуры с теми, кто должен был ее унаследовать. В культурной среде появляются педагоги
(учителя), работающие в специально создаваемых образовательных учреждениях (школах, университетах).
По мере усложнения культуры система образования начинает отбирать необходимый для нее материал, преобразовывать его в содержание учебных дисциплин, т.е. создавать соответствующее эпохе и ее запросам содержание образования.
«Высшее образование — это образование, обеспечивающее активную социальную позицию субъекта, успешную интеллектуальную деятельность в избранной общественной жизни, не имеющую полного предписания и осуществляемую на научной основе, а также потенциал творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы».
По отношению к студенту образование — это одновременно и процесс и результат обучения, воспитания, его развития.
В содержании образования выделяются два аспекта:
- внешний — образовательная среда, учебные планы, учебники, методические пособия и различные средства наглядности (в медицинском вузе — пациент, внутренняя картина болезни);
- внутренний — личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента (знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности).
Педагогика в медицинском вузе — это наука о социально - личностно- детерминированном медицинском образовании, характеризующемся целеполаганием и руководством, созданием условий для освоения студентами основ профессиональной компетентности, духовного и профессионального развития.
Объектом педагогики становится медицинское образование, а предметом — педагогическое взаимодействие между участниками учебного процесса, обеспечивающее студентам овладение основами профессиональной компетентности. На клинических кафедрах такое взаимодействие достигается в триаде «врач - педагог- студент - будущий врач - пациент». Объект науки — область действительности, которую она исследует, в нашем случае такой действительностью является само высшее медицинское образование.
Медицинское образование осуществляется как додипломное, последипломное
(ординатура, аспирантура), дополнительное.
В последние десятилетия в связи с необходимостью гуманизации высшего образования в качестве дополнительного к медицинскому предлагаются психолого-педагогическое, психологическое образование, подготовка в области клинической психологии и др.
Цели высшего медицинского образования
К общим надпрофессиональным компетенциям относятся такие значимые для помогающих профессий навыки, как работа с собой, работа с людьми, работа с информацией. Они также предусматривают определенные знания, умения и качества более широкого личностного плана, которые помогают будущему врачу узнать, что такое быть и работать врачом, показывают, как научиться этому, а главное, как становиться хорошим врачом.
Цели высшего медицинского образования связаны с формированием личности будущего врача, компетентного и ответственного, способного оказывать помощь, человека милосердного и сострадающего. Они отражают две главные составляющие врачебной деятельности: первая из них — ценностно-смысловая — связана с развитием гуманистического профессионального самосознания, профессиональной идентичности, принятием гуманистических установок; вторая заключается в технологическом овладении