Файл: Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное методическое объединение
учителей начальных классов сельских школ городского округа Навашинский
2022 – 2023 учебный год
«Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе»
Подготовила
учитель высшей категории
МАОУ «Натальинская СШ»
Мурагина Наталья Ивановна
Натальино 2023
Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе
Не секрет, что профессию учителя часто сравнивают с какой-либо другой профессией. Актриса одного из столичных театров как-то сказала: «Учитель в какой-то мере актер. Он, так же, как и мы, актеры, не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания. Учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, - какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в жизни. В момент, когда учитель с детьми, он обязан забыть обо всем. Это очень трудно».
И в то же время, по словам Василия Александровича Сухомлинского, главное отличие педагога от других профессий заключается в том, что «Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла - это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».
СЛАЙД 1:
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, выбрать профессии или людей, с которыми можно сравнить учителя на уроке, а с кем не стоит сравнивать: садовник, цветовод, провидец, психолог, творец, созидатель, капитан, штурман, волшебник, гид, воспитатель, учёный, наставник, президент, мама, папа, Айболит, врач, спутник, мудрец, помощник, философ…
Или учитель - судья, прокурор, следователь, сторож, полицейский, командир, пастух, критик, мститель, мученик, страдалец, каторжник.
СЛАЙД 2:
- Вы критически отнеслись к выбору слов, которое характеризуют нас? Конечно.
Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Научить осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
СЛАЙД 3:
Тема моего выступления «Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе»
СЛАЙД 4
Развитие критического мышления - это одна из технологий, соответствующих требованиям новых образовательных стандартов.
Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей, навыков ученика, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, позволяющих ему учиться самостоятельно,
Использование приемов развития критического мышления позволяет детям чётче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения.
Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И. Ожегов
- А что такое мышление?
Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредствованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать и проанализировать аргументы.
Думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
СЛАЙД 5
Урок, построенный в соответствии с технологиями критического мышления, состоит из трёх стадий: 1 стадия вызова, 2 осмысление, 3 рефлексия.
Первая стадия называется вызов. Здесь важно, чтобы учитель говорил, как можно меньше и давал слово учащимся, направляя их. Обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной теме. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это даёт учащимся возможность эффективнее увязать новую информацию с известной.
Урок русского языка. Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.
Оргмомент. Сообщение темы урока.
СЛАЙД 6
Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?
1)Обида, огорчение, жестокость, ударить.
2)Смех, улыбка, хохотать, радость.
3)Печалиться, грусть, настроение, веселье.
Учитель: Слова какой части речи назвали? (Глаголы) Назовите тему урока
Сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».
СЛАЙД 7
Мозговой штурм.
Ответьте на вопросы, представленные на слайде «Кто что делает?» (Слайды № 2-11)
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, молния - .., трава - .., дождь - …
Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).
СЛАЙД 8
«Корзина» идей.
- Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
СЛАЙД 9
На уроке Анны Юрьевны мы наблюдали приём «Верю-не верю»
Вторая стадия называется осмысление или смысловой. Здесь учитель оказывает наименьшее влияние на обучаемого, который должен научиться самостоятельно и активно работать. Главная задача смысловой стадии - поддержать у обучающихся активность, созданную во время вызова. Хорошие учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные же ученики обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании.
СЛАЙД 10
На уроке русского языка по теме Обобщение о глаголе на стадии осмысления можно:
- Составить кластер
Что делать? Что сделать?
Ч
Действие предмета
Глагол
Спряжение
Время
Вид
1-ое
2-ое
Несовершен.
настоящееее
Совершен.
будущее
Число
прошедшее
Множ.
Единств.
Жен.род
Сред.род
Муж.род
- Морфологический разбор глаголов.
СЛАЙД 11
- Написание синквейна
Например: Глагол
Важный, особенный
Действует, обозначает, изменяется
Устами младенца глаголет истина
Учение
СЛАЙД 12
«Пометки на полях» (ИНСЕРТ)
Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией. Он является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста.
Работа требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного, активного чтения. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то приём Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста, выделить нужную информацию.
Приём может применяться как индивидуально, так и в парах или группах.
СЛАЙД 13
Что ?
Где ?
Когда ?
Зачем ?
Почему ?
Объясните, почему...?
В чём различие ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Почему, вы думаете ...?
Верно ли ...?
- А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ»
Третья стадия урока – рефлексия.
Именно на этой стадии, учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.