Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1909

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
526/543
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории (обычно это комитеты).
Территориальное общественное самоуправление образуется на собраниях или конференциях граждан по вопросу его организации и осуществления. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся: установление структуры его органов; принятие устава, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов; определение основных направлений деятельности; утверждение сметы доходов и расходов и отчета о ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов.
Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан.
Публичные слушания.
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Инициаторами таких слушаний могут быть население, представительный орган или глава муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься:
- проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта РФ в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
- проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (данный пункт Закона последовательно расширялся в
2004-2014 гг.);
- вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если для такого преобразования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Собрание граждан.
Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
527/543
муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению компетентными органами и должностными лицами местного самоуправления, с направлением письменного ответа.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Законом 2003 г., уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Конференция граждан (собрание делегатов).
Закон 2003 г. гласит, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан
(собранием делегатов).
Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Опрос граждан.
Это относительно новый институт непосредственной демократии, предусмотренный для местного самоуправления Законом 2003 г. Опрос проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе: представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами его представительного органа. Правда, в редакции от 3 февраля 2015 г. добавлено "в соответствии с законом субъекта Российской
Федерации". То есть федеральный законодатель отреагировал на практику принятия многими субъектами РФ актов (законов, положений) о местных опросах.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного образования о назначении опроса граждан устанавливаются: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Обращения граждан в органы местного самоуправления.
Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения установлено Конституцией РФ, оно может быть реализовано и на уровне местного самоуправления. В соответствии с Законом 2003 г. должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.


Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
528/543
Завершая рассмотрение институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении, обратим внимание читателя на то, что в последнее время гражданам предоставляются возможности интернет-участия в местных акциях. Для публичных слушаний это выражается в том, что локальными актами (т.е. на уровне субъектов РФ и местного самоуправления) предусматриваются так называемые очная и заочная формы участия в слушаниях; заочная состоит в том, что гражданин не присутствует на собрании, а направляет свое мнение либо в письменном обращении, либо на электронный адрес. Точно так же опрашивать население можно и с анкетами на улицах, в торговых точках и т.п., посредством их ответов на вопросы анкеты по
Интернету. Кроме того, на локальном уровне начинается развитие института российских общественных инициатив, осуществляемых тоже с помощью интернет-порталов (об этом говорилось в разд. IV настоящего учебного курса).
1   ...   64   65   66   67   68   69   70   71   72

§ 4. Органы и должностные лица местного самоуправления
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" использует понятие "структура органов местного самоуправления".
Согласно ст. 34 этого Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Обязательными в структуре указанных органов являются представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация
(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Следовательно, у муниципального образования нет выбора, оно должно предусмотреть эти органы. Правда, в числе иных органов местного самоуправления в
Законе названы контрольный орган и избирательная комиссия муниципального образования.
Весьма сомнительно, что избирательная комиссия - орган, создаваемый по усмотрению, тем более что Закон об основных гарантиях избирательных прав называет ее среди других избирательных комиссий, образуемых в обязательном порядке. В 2005 г. в Закон 2003 г. внесено изменение: указанная избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Таким образом, из прямо названных в Законе 2003 г. органов местного самоуправления остается контрольный орган муниципального образования, который пока еще действительно образован не повсеместно. "Иные органы" местного самоуправления, о возможности создания которых говорит Закон, нам не известны.
Закон 2003 г. гласит, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Это означает: что бы ни говорил данный Закон, а также законы субъектов РФ о местном самоуправлении, для конкретного муниципального образования соответствующие органы могут быть предусмотрены лишь его уставом. Однако в одном вопросе у муниципальных образований нет усмотрения - в наименованиях. Закон 2003 г. определил: наименования представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации

(исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Ранее довольно болезненным был вопрос об участии органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления. Такое участие допускалось, но только в случаях и в порядке, установленных законом, например при выдвижении кандидатур на должности главы муниципального образования, главы местной администрации,

Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
529/543
утверждаемых в должности муниципальным представительным органом. Теперь такое участие имеет конституционную основу: в ст. 131 Конституции в редакции 2020 г. включена ч. 1.1: "Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом".
1. Представительный орган муниципального образования
Федеральный закон 2003 г. предусматривает два пути формирования представительного органа муниципального образования:
- в поселении, городском округе (не имеющем внутригородских муниципальных образований), во внутригородском районе (если не только город в целом, но и его районы являются муниципальными образованиями), во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах;
- в муниципальном районе и городском округе с внутригородскими районами как муниципальными образованиями представительный орган может либо избираться непосредственно населением, либо формироваться из представителей нижестоящего уровня муниципальных образований (т.е. для муниципального района - из представителей входящих в его состав сельских и городских поселений; для городского округа - из представителей входящих в его состав внутригородских районов как муниципальных образований).
Обратимся к каждому из этих способов образования представительных органов муниципальных образований.
Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. В редакции 1999 г. в ст. 35 Закона 2003 г. было записано, что представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (п. 3). Однако возможен ведь рост населения. Поэтому в 2011 г. записали (п. 3.1): в случае если в поселении численность жителей, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, избирается представительный орган поселения; в редакции 2014 г. уже сказано - более 300 человек.
Представительный орган городского округа состоит из депутатов, также избираемых населением.
Избирательное законодательство допускает избрание депутатов как по одномандатным, так и многомандатным избирательным округам, а также избрание части депутатов по спискам политических партий.
Закон 2003 г. позволяет использовать один из двух способов образования представительного органа муниципального района. Согласно ст. 35 Закона этот орган может:
1) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. В Законе уточняется: если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района; но тогда представительный орган данного поселения дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района еще одного депутата.
Законом субъекта РФ и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной