Файл: Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах, том второй 27. 04. 2023 Система гарант 1543 Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С. А.) (учебное пособие в двух томах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1954
Скачиваний: 115
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
102/543
Поэтому надо учитывать соображения иного рода: а) заключенный вряд ли будет свободен в голосовании, его результаты могут предопределяться криминальными "авторитетами"; б) нежелательно, чтобы преступники становились депутатами, президентами, главами субъектов РФ, муниципальных образований - это дискредитирует органы власти; в) создается категория так называемого криминального электората, представителями которого вольно или невольно станут выборные лица; г) возникнут огромные проблемы с дальнейшим отбытием наказания для преступника, выигравшего выборы.
С точки зрения конституционно-правовой ответственности неучастие в выборах лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, - это не лишение, а приостановление их избирательных прав на соответствующий срок. Как только заключенный выходит на свободу, в том числе при условно-досрочном освобождении, когда он и далее считается отбывающим наказание, он приобретает право избирать и быть избранным.
О праве избирать в данном случае вопросов нет. Но, спрашивается, так ли надо, чтобы преступник, недавно находившийся в месте лишения свободы либо осужденный к наказанию, не связанному с лишением свободы, становился кандидатом в депутаты на выборную государственную, муниципальную должность?
Ученые высказывают такое соображение: принцип всеобщего избирательного права предполагает предоставление всем гражданам только права избирать, т.е. активного избирательного права. А право быть избранным не является и не может считаться всеобщим, поскольку предполагает различные ограничения. И прежде всего такие ограничения должны существовать для лиц с криминальным прошлым и настоящим.
Законодатель сначала не пошел на подобную трактовку пассивного избирательного права.
Но определенный шаг в данном направлении сделал: о преступных деяниях кандидата должно быть известно избирателям. И с учетом такой информации пусть они решают, голосовать за него или нет. Для этого уже на стадии выдвижения и подачи заявления в избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидат обязан сообщить о неснятой или непогашенной судимости. Эта информация отражается в избирательной документации, касающейся кандидата, на последующих стадиях избирательного процесса.
Но далее последовали весьма жесткие новые предписания. В дополнениях Закона об основных гарантиях избирательных прав федеральными законами от 5 декабря 2006 г. и от 24 июля
2007 г. законодатель пошел на резкое ограничение пассивного избирательного права для лиц, совершивших серьезные уголовные и административные правонарушения. Согласно п. 3.2 ст. 4
Закона не имели права быть избранными граждане РФ:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (далее - УК РФ), и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ (Кодекса РФ об административных правонарушениях), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 20.3 - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, ст. 20.29 - производство и распространение экстремистских материалов);
г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 названного Закона, либо совершения действий, предусмотренных подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76 названного Закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы
(говоря обобщенно, названные положения Закона требуют: предвыборные программы кандидатов,
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
103/543
избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и доверенных лиц, граждан на публичных мероприятиях, в СМИ не должны содержать призывы к экстремистской деятельности, содержать агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, а также агитацию, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики).
По первой категории лиц 2 мая 2012 г. было установлено еще более строгое ограничение: не имеют права быть избранными граждане РФ, "осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями". К этому дополнению Закона не было равнозначного отношения. Одни посчитали ограничение излишне суровым, так как преступление могло быть совершено несколько десятилетий назад, судимость давно снята, погашена, деяние не отягощено морально-нравственными факторами (например, не было направлено против детей) и т.д. По мнению других, для выборных должностей у нас достаточно людей с незапятнанной репутацией. В связи с этим потребовалась оценка данной нормы Конституционным Судом РФ.
В постановлении от 19 октября 2013 г. Конституционный Суд РФ, касаясь указанных вопросов, изложил следующие важные правовые позиции. Во-первых, он признал не соответствующим Конституции РФ бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан РФ, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений. Сроки вводимых федеральным законом ограничений пассивного избирательного права по общему правилу должны устанавливаться соответственно дифференциации сроков судимости, предусмотренных УК РФ. В исключительных случаях за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя из повышенной степени их общественной опасности, федеральным законом могут вводиться ограничения пассивного избирательного права и на более продолжительные сроки - с соблюдением конституционных критериев соразмерности и необходимости. Во-вторых, противоречат Конституции РФ сохранение ограничений и отказ в восстановлении пассивного избирательного права гражданам, которые были осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и судимость которых снята или погашена, в случае принятия нового уголовного закона, в соответствии с которым совершенные ими деяния более не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, - это нарушает гарантии юридического равенства и обратной силы закона, вытекающие из Конституции РФ.
Соответствующие изменения внесены 21 февраля 2014 г. в законы об основных гарантиях избирательных прав, о выборах Президента РФ, они отражены и в Законе о выборах депутатов
Государственной Думы. Согласно новым правилам не имеют права быть избранными граждане РФ:
- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
- осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости.
Кроме того, установлено: если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие названных ограничений пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, указанные выше ограничения пассивного избирательного права действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.
Новеллой от 23 мая 2020 г. ч. 3.2 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав была дополнена п. "б.1", согласно которому не имеют права быть избранными лица, осужденные к
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
104/543
лишению свободы за совершение довольно широкого круга преступлений, которые хотя и не относятся к особо тяжким или тяжким, но все же свидетельствуют об общественной опасности соответствующих лиц. Определено: эти лица не имеют права быть избранными, если имеют на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости. Это такие преступления, как: убийство матерью новорожденного ребенка; убийство двух и более лиц, совершенное в состоянии аффекта; содействие совершению самоубийства; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью с отягчающими обстоятельствами; угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; похищение человека; принудительное использование труда человека; дискриминационное нарушение прав человека; вмешательство в деятельность избирательной комиссии с использованием своего служебного положения; вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; кража, мошенничество с отягчающими обстоятельствами; грабеж; хулиганские действия с отягчающими обстоятельствами; легализация добытого преступным путем; незаконный экспорт из России сырья, материалов и т.д.; публичное распространение заведомо ложной информации, если это вызвало отягчающие последствия; аналогичные действия, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения; и еще ряд деяний примерно такой же направленности.
В целом можно констатировать, что лицам, совершившим и названные выше тяжкие деяния, и только что перечисленные преступления, которые не относятся к разряду особо опасных, не запрещено баллотироваться - по истечении сроков, о которых было сказано. Но названный Закон требует, чтобы претенденты сообщали о своем криминальном прошлом, причем ранее - лишь о неснятой или непогашенной судимости, а по новеллам 2014 г. - о наличии любой судимости.
Теперь, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости, а если судимость снята или погашена - также сведения о дате снятия или погашения судимости. На информационном стенде в помещении для голосования размещаются сведения о любой судимости кандидата (ранее только о неснятой или непогашенной), а если судимость снята или погашена - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Сведения о судимости должны указываться и в избирательном бюллетене (п. 2.1 ст. 33, п. 4 ст. 61, п. 7 ст. 63 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Коснемся еще одной категории - это лица, в отношении которых возбуждены уголовные дела; такие лица могут находиться в следственных изоляторах. Для этой категории граждан закон не приостанавливает избирательных прав, они могут избирать и быть избранными. По
Конституции РФ существует презумпция невиновности, а виновность в совершении преступления должна быть установлена приговором суда; до этого каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным. Значит, нет и оснований препятствовать ему голосовать и претендовать на мандат. При необходимости такое лицо под стражей доставляется на встречи с избирателями. Администрация мест лишения свободы представляет в участковую избирательную комиссию по месту своего нахождения список задержанных лиц. Члены комиссии выезжают в эти учреждения и организуют там голосование.
Пока не нашел правового решения вопрос, надо ли информировать избирателей о том, что в отношении кандидата в данное время возбуждено уголовное дело. Сам кандидат в этом не заинтересован, а если он не взят под стражу, то можно скрывать подобную информацию. Но дело в том, что, если человек стал кандидатом, такого рода сведения будут уже не конфиденциальной информацией и избиратель вправе иметь подобные сведения, чтобы определиться в своих симпатиях и антипатиях.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 72
Недееспособность.
По законодательству не имеют права избирать и быть избранными лица, признанные судом недееспособными. Законодатель отказался от прежних формулировок, использовавшихся в нормативных актах, которые говорили об умалишенных, лицах, страдающих психическими заболеваниями, и т.п. Естественно, неучастие в выборах недееспособных не есть
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
105/543
мера какой-либо ответственности - просто эти лица не в состоянии сознательно отдавать отчет в своих действиях. И важно то, что недееспособность констатируется не просто медицинским учреждением, а решением суда. Лица, сомневающиеся в психическом состоянии избирателя, особенно кандидата, могут сообщить о своих сомнениях в избирательную комиссию, которая обязана выяснить обстоятельства дела и при необходимости поставить вопрос о принятии соответствующего судебного решения.
Гарантии всеобщего избирательного права.
Каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, включается в избирательный список и может проголосовать в день выборов. Допускается включение в избирательные списки либо разрешение участия в голосовании на основе не только данных о регистрации избирателей, но и иных документов, подтверждающих проживание человека на территории избирательного округа. В определенных случаях допускается досрочное голосование. Если избирателю трудно прийти на избирательный участок, члены участковой избирательной комиссии по его просьбе прибудут к нему домой. Если в день голосования избиратель предполагает находиться вне места жительства, он может взять открепительное удостоверение и проголосовать на избирательном участке по месту своего нахождения. Избирательные законы позволяют создавать избирательные участки и проводить голосование там, где вне места своего жительства находится значительное число избирателей
(больницы, санатории, дома отдыха и т.д.).
Законодательство гарантирует всеобщность избирательного права обеспечением беспрепятственного участия избирателя во всех текущих избирательных мероприятиях - встречах с кандидатами, получении информации о кандидатах, ведении предвыборной агитации, оказании помощи кандидатам и т.д.
Для обладателей пассивного избирательного права всеобщность гарантируется также возможностями самовыдвижения в качестве кандидата, использованием различных форм предвыборной агитации, защиты своих интересов, а также одинаковыми обязанностями по соблюдению избирательного законодательства. Кстати, при выборах депутатов по партийным спискам ограничивается пассивное избирательное право граждан - членов партии, поскольку в такой список кандидата может включить только руководящий орган партии. Законом разрешено включение также и беспартийных кандидатов в список политической партии, однако и это целиком зависит от ее руководящего органа.
2. Принцип равного избирательного права
Этот принцип избирательной системы означает следующее:
- все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом;
- при голосовании избиратели обладают равным количеством голосов на выборах в один и тот же орган власти, т.е. получают одинаковое число избирательных бюллетеней (например, при выборах депутатов Государственной Думы по партийным спискам избиратель получал один бюллетень, теперь же он будет получать два бюллетеня: один для избрания депутата по территориальному избирательному округу, второй для избрания депутатов по списку политической партии;
- существует также равенство голосов избирателей по принципу "один бюллетень - один голос";
- равное избирательное право предполагает равенство возможностей избирателей по участию в избирательных действиях.
Иногда равное избирательное право характеризуют - при выборах депутатов - еще и равенством числа избирателей в избирательных округах и в этом плане как бы одинаковой "ценой" выборного мандата, равной представленностью избирателей различных округов в органе власти, что обеспечивается одинаковой нормой представительства избирателей на округ. Эта норма определяется делением общего числа избирателей всей территории, на которой проводятся
Конституционное право России. Учебный курс (Авакьян С.А.) (учебное пособие в двух томах, том второй;
27.04.2023
Система ГАРАНТ
106/543
выборы, на число депутатов, которых надо избрать.
Однако полное равенство избирательных округов и по территории, и по числу избирателей, приходящихся на избирательный округ, на выборах обеспечить трудно. Избирательное законодательство говорит, что при создании одномандатных избирательных округов (т.е. в округе избирается один депутат) соблюдается примерное равенство избирательных округов и допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей на один округ в сторону увеличения и уменьшения (см. об этом ниже). Такое отклонение означает, что избирательные округа будут неодинаковыми по числу избирателей.
3. Принцип прямого избирательного права
Этот принцип появился в отечественном избирательном праве после принятия Конституции
СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Сегодня он означает, что депутаты и другие выборные лица избираются непосредственно (прямо) населением.
Альтернативой прямым выборам являются многостепенные или косвенные выборы.
При многостепенных выборах, применяемых в СССР до 1936 г., депутаты (делегаты) представительных органов вышестоящего уровня избирались представительными органами нижестоящего уровня. Многостепенные выборы были проще в плане организационном, не требовали особых расходов. Кроме того, они давали возможность не пропустить в представительные органы власти так называемых классовых врагов. При косвенных выборах население избирает выборщиков, а они непосредственно избирают депутатов или выборных должностных лиц. Наиболее типичный пример косвенных выборов - избрание Президента США.
Косвенные выборы не применяются в избирательной практике нашего государства. Правда, иногда, и скорее образно, у нас называют косвенными выборами избрание члена Совета Федерации
(теперь - сенатора Российской Федерации) органом законодательной власти субъекта РФ. Депутаты этого органа избираются населением субъекта, а затем на заседании органа тайным голосованием избирают члена Совета Федерации - представителя от данного органа власти в верхней палате парламента, причем по последнему Федеральному закону о порядке формирования Совета
Федерации (2012 г.) - из числа депутатов этого законодательного органа. Этот вариант трудно назвать косвенными выборами, поскольку выборщики при косвенных выборах избираются населением только с одной целью - проголосовать за кандидата на соответствующий пост. У органа законодательной власти долгий срок полномочий и разнообразные дела, которыми он занимается.
Что касается многостепенных выборов, в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 35) закреплены два варианта формирования представительного органа муниципального района. Этот орган может: 1) избираться населением путем прямых выборов; 2) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. По второму варианту получается своеобразная система двухстепенных выборов. Новеллами 2014-2016 гг. допускается возможность в городских округах, поделенных на муниципальные районы, формировать городское собрание из депутатов районных собраний. Это еще больше напоминает двухстепенные выборы.
Сейчас в законодательстве о местном самоуправлении взят курс на преобразование муниципальных районов и городских округов в муниципальные округа. С их введением нижестоящий уровень местного самоуправления упраздняется, т.е. сельские, городские поселения, входящие в муниципальный район, городские районы, входящие в городской округ, становятся просто административно-территориальными единицами. Значит, там не будет депутатских собраний, а глав единиц станет назначать глава муниципального округа; соответственно, некому будет делегировать лиц в собрание депутатов муниципального округа, у "двухстепенности" таких выборов нет перспективы.