Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
республики принял первую Конституцию независимого Казахстана, служащую фундаментом создания правового государства, гарантом становления его госу­дарственности, обеспечения независимости, экономического, куль­турного и научно-технического прогресса. Согласно Конституции, Республика Казахстан — демократическое, светское и унитарное государство, обеспечивающее равные права всем своим гражданам. Подчеркивается целостность, неделимость и неприкосновенность его территории. Государственная власть в Республике Казахстан основы­вается на принципе ее разделения на законодательную, исполнитель­ную и судебную, единственным источником государственной власти признается народ Казахстана.

10 декабря Указом Президента вводится в действие Закон «О местных предста­вительных (маслихаты) и исполнительных (администрация) органах Республики Казахстан».

Маслихаты должны были избираться населением сроком на пять лет, главы областных администраций (акимы) — назначаться Прези­дентом. 17 декабря 1993 г. был опубликован Кодекс Республики Ка­захстан «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому предлагалась новая (мажоритарная) система выборов в парламент из 117 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. 7 марта 1994 г. состоялись выборы в парламент республики. Но в ряде мест они про­шли с нарушениями.

В условиях отсутствия в республике с 19 апреля 1994 г. законно избранного Верховного Совета на период до избрания нового соста­ва парламента на основании Закона «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администра­ций дополнительных полномочий» Президенту были предоставлены право принятия решений законодательного характера и иные полно­мочия. До проведения выборов в новый парламент в октябре 1995 г. Президентом республики был издан пакет указов, регламентирую­щих различные стороны экономики, социальной политики и т.д. 29 апреля 1995 г. состоялся референдум о продлении сроков полномо­чий Президента до 2000 г. По официальным данным, в голосовании приняли участие свыше 91% граждан, имеющих право голосовать, свыше 95% из них высказались за продление полномочий.

30 июня 1995 г., выступив на 2-й сессии Ассамблеи народов Казахстана, Президент Н. Назарбаев поставил вопрос о принятии но­вой Конституции Казахстана. При этом Н. Назарбаев обосновал не­обходимость принятия новой Конституции, тем, что действовавшая на тот момент Конституция 1993 г., выполнив свою миссию, уже не отвечала вопросам времени.


30 августа 1995 года в результате проведенного референдума была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сфор­мулирована модель президентской республики, рационально решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночным преобразованиям. В соответствии с по­ложениями Конституции, Президент не только возглавляет исполни­тельную власть, но и осуществляет арбитражные и церемониальные функции. Кроме того, он является символом и гарантом единства на­рода и государственной власти.

Конституция РК 1995 г. завершила работу по законному строительству независимого государства, начатую с принятием

Декларации о государственном суверенитете республики (1990 г.) и Конституционного Закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан» (1991 г.). В ней были доведены до приемле­мого конца те предпосылки, которые уже содержались в Конституции 1993 года, закреплена стратегическая цель: «...Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социаль­ным государством, высшими ценностями которого являются чело­век, его жизнь, права и свободы”. Конституция 1995 года в новейшей истории страны стала водоразделом, проводящим границу между двумя этапами. Сущность их заключена в том, что, несмотря на не­зависимость страны, в ней еще слишком многое сохранялось от со­ветской системы, что порождало губительное противоречие между новым и старым, живущим бок о бок и не смешивающимся в единую целостность. Противоречивость и двойственность — основная харак­теристика начального периода становления страны и ее Конституции (1993 год) — полностью соответствовала тому времени. Конституция Казахстана, принятая в 1993 году, хоть и ушла на полшага вперед от теории и практики былого государства, все же полностью освобо­диться от его постулатов по объективным и субъективным причинам не смогла. Основное противоречие заключалось в неопределенности формы правления. В чем и был основной изъян Конституции 1993 года: нельзя говорить о крепком здании государственности, если нет четкого представления, какой будет наша республика — парламент­ской или президентской. Это же порождало нестыковку действий между различными ветвями власти и постоянные конфликты между ними, что в условиях переходного периода, когда особенно важна со­гласованность действий и повышенная управляемость всей системы для эффективного проведения реформ, просто губительно. Главное содержание старой Конституции — система сдержек и противове­сов, обеспечивающая координацию ветвей власти и действие госу­дарственных институтов в русле демократических норм. Система сдержек и противовесов — не слияние ветвей власти, угрожающее демократии, не конфликт между ними, парализующий государствен­ное управление, а эффективное функционирование, оптимальное их соотношение в рамках данной системы. Поэтому к 1995 г. естествен­ным путем созрел вопрос о новой Конституции, которая должна была преодолеть недостатки прежней. К тому же первая Конституция больше была нацелена прежде всего на выведение страны из кризи­са — экономического и политического. Заслуживает внимания ме­ханизм, которым была принята новая Конституция — референдум и предшествующий ему этап всенародного обсуждения, проходивший с 30 июня по 30 июля 1995 года. Подобная система не характерна для развитых демократических обществ, но в то же время для стран, не имеющих такого опыта, она представляется необходимой. Таким путем были решены две задачи. Первая из них — легитимация но­вой Конституции через факт обсуждения и принятия ее народом. В течение месяца имели место 33 тысячи коллективных обсуждений. Граждане, коллективы, сходы по месту жительства, маслихаты, об­щественные объединения высказали около 30 тысяч предложений и замечаний. В результате в 55 статьях новой Конституции были вне­сены 1100 поправок и дополнений. Таким образом, Основной Закон является в подлинном смысле «народной Конституцией». И вторая задача — консолидация общества и фокусирование внимания на новую Конституцию с тем, чтобы каждый гражданин почувствовал значение этого события. Общегосударственные мероприятия такого масштаба и значения всегда имеют особый смысл, позволяя ощутить общность, в которой и создается гражданин. Недавно обретенная независимость приводит к тому, что чувство государственной иден­тичности еще недостаточно развито. То же относится и к структуре общества. Кризис разрывает привычные нити социальных связей, и их уже не восстановить в прежнем виде. Полноценное и развитое общество — это прежде всего переплетение линий коммуникации между людьми. Создание этой сети есть создание единой общно­сти, где люди могут назвать, кто они, где живут, к чему стремятся. На пути преобразований в поддержку новой Конституции проголо­совало 81,9 процента казахстанцев, принявших участие в референ­думе, впервые в истории страны самому народу была представлена возможность сделать выбор — идти по пути дальнейших преобра­зований, по

пути прогресса, построения свободного, равноправного общества или по-прежнему оставаться между прошлым и будущим. Народ голосованием однозначно ответил «да» продвижению вперед, выражая этим свою суверенную волю. Начался новый этап развития страны, на который первостепенное влияние оказывала Конституция 1995 года. В результате ее принятия в республике была реализована основная система, необходимая для нормального функционирования демократических институтов — система сдержек и противовесов. Республика получила то, что необходимо для стабильного развития государства: президентскую форму правления, современную струк­туру Парламента, четко выстроенную систему власти.

6 сентября 1995 г. в резиденции Президента состоялась торжествен­ная церемония официального представления новой Конституции, после чего ее официальный текст был передан на хранение в Центральный государственный музей. 30 августа объявлен государ­ственным праздником — Днем Конституции. Новая конституция со­стояла из восьми разделов, на данный момент в связи с введением изменений состоит из следующих разделов: 1. Общие положения; 2. Человек и гражданин; 3. Президент; 4. Парламент; 5. Правительство; 6.Конституционный Совет; 7. Суды и правосудие; 8. Местное го­сударственное управление и самоуправление; 9. Заключительные и переходные положения. В новой Конституции декларировалось идеологическое и политическое многообразие. С новых позиций были рассмотрены и проблемы собственности — введена частная собственность на землю. Кроме того, в Конституции подчеркнуто, что признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. 7 декабря состоялись выборы в двухпалат­ный парламент Казахстана.

В целях совершенствования административно-территориального устройства государства упразднены Жезказганская, Кокшетауская, Семипалатинская, Талдыкорганская, Торгайская области, более 35 сельских и городских районов, малые города отнесены к категории районного подчинения. Эти меры способствовали дальнейшему укреплению государственного строя, сокращению расходов бюджет­ных средств.

7 октября 1998 г. на совместном заседании Сената и Мажилиса был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», устанавливающий сроки полномочий Президента — 7 лет, депутатов Сената — 6 лет, Мажилиса — 5 лет, вместо существующих соответственно 5 лет. Изменен возрастной ценз для избрания главы государства — нижний предел возрастал с 35 до 40 лет, верхний не регламентируется. Изменился и порог для прохождения в Мажилис представителей партий — с 10 % голосов избирателей на 7 %. Парламент также принял постановление о до­срочном проведении выборов Президента, которые на альтернатив­ной основе состоялись 10 января 1999 г. В намеченный срок выборы состоялись. По официальным данным, за Н.А. Назарбаева проголо­совало более 80% избирателей.


В мае 1999 г. были внесены очередные изменения в законодатель­ство Казахстана о выборах, существенно преобразившие законода­тельную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная, избирательная система, согласно которой 10 мест в парламенте распределялись на основе пропорционального предста­вительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одно­мандатным избирательным округам. 10 октября 1999 г. состоялись выборы в парламент республики по новой, смешанной, избиратель­ной системе. В октябре 1999 г. Центральная избирательная комиссия Казахстана подвела официальные итоги голосования, согласно кото­рым в республике прошли, безусловно, демократические выборы.

В июле 2000 г. вступил в силу конституционный Закон «О первом Президенте Республики Казахстан», который усиливал его неприкос­новенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после отставки (кроме случая государственной измены).

Дальнейшее развитие политической системы было рассмотре­но президентом, им были даны поручения исполнительному орга­ну в своем послании «Новый Казахстан в новом мире» в 2007 году. Основной задачей на новом этапе является дальнейшее укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в кото­ром гармонично сочетаются как общепризнанные демократические ценности, так и традиции нашего многонационального и многокон­фессионального общества.

По реализации дальнейших системных демократических реформ работали постоянно действующее совещание, потом националь­ная комиссия, в числе которых были депутаты, политические пар­тии. Они объездили все регионы страны, встречались с обществен­ностью, общественными движениями, собрали много материалов. Государственная комиссия, обобщив рекомендации, подготовила конкретные предложения по дальнейшим преобразованиям в госу­дарстве.

После озвучения послания народу последовали весенние преоб­разования в Конституцию страны. По Конституции РК Президент из­бирается сроком на пять лет, а не на семь, как было установлено ра­нее. Также президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты. С согласия Мажилиса парламен­та назначает на должность Премьер-министра Республики, а также с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и осво­бождает их от должностей. Нововведения коснулись и Парламента. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установлен­ном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики
с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Так страна вступила в новый этап политической модернизации. Этот этап характеризовался более значимой ролью парламента и усиле­нием веса партий в политической системе. Старт преобразованиям был дан конституционной реформой, проведенной по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

По предложению главы государства в Казахстане заметно увели­чилась численность депутатского корпуса. Это обеспечит предста­вительство в парламенте более широкого спектра партий и крупных социальных стран. Так, из 107 депутатов мажилиса 98 будут избраны строго по партийным спискам, а оставшиеся восемь доизбирают­ся Ассамблеей народа Казахстана, консультативно-совещательным органом при президенте страны. Этот механизм гарантированного представительства этнических групп принципиально важен для ста­бильности такой многонациональной страны как Казахстан.

Одновременно с конституционной реформой президентом Казахстана был предложен переход от преимущественно мажори­тарной системы выборов депутатов мажилиса к пропорциональной избирательной системе (т.н. выборы по партийным спискам). Теперь предвыборная борьба в Казахстане будет вестись не на основе про­тивоборства между амбициями отдельных кандидатов, а на базе кон­куренции партийных программ. Мировой опыт (Швеции, Австрии, Бельгии и других стран) показывает, что пропорциональная система обеспечивает более верное, чем мажоритарная схема, отражение ре­ального соотношения политических сил в парламенте. Это позволяет всем значимым политическим силам, преодолевшим установленный казахстанской конституцией семипроцентный порог, быть представ­ленными в этом органе власти.

Немаловажно, что пропорциональная система принципиально ре­зультативна, в ней не требуются повторные голосования. В ней ис­ключается «переход» голосов от побежденных к победителям, кото­рый нередко вызывает нарекание избирателей. Так, по результатам прошлых выборов в Казахстане (2004 года) правящая партия «Отан» по партийным спискам набрала всего 43% голосов избирателей, а по­лучила в парламенте 53 места из 77. Если бы выборы проходили по пропорциональной схеме, то у партии власти было бы не более 45 мест (т.е. отсутствовало бы квалифицированное большинство).

После озвучания информации о предстоящих реформах с прось­бой о роспуске нижней палаты парламента президенту Н. Назарбаеву обратились сами депутаты. Они заявили, что поправки в конститу­цию, принятые по инициативе президента и касающиеся работы парламента, должны вступить в силу как можно быстрее. По закону это могло произойти только в 2009 году, после того как по результа­там очередных выборов был бы сформирован новый состав палаты. Парламент не может распуститься сам, пояснили авторы обращения, поэтому президент, по их словам, должен был принять «историче­ское решение» и досрочно прекратить полномочия палаты, чтобы та «не была тормозом реформ». Президент после этого обращения ма- жилисменов принял предложение о роспуске Мажилиса. После одо­брения досрочные выборы были назначены на 18 августа 2007 года. Реформа, инициированная президентом, как было отмечено выше, подразумевает усиление власти парламента. Для мониторинга вы­борной парламентской кампании Центризберком республики аккре­дитовал, по его информации, 1129 международных наблюдателей. В день выборов, как и в предшествовавший ему день, любая предвы­борная агитация запрещена.