Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
республики принял первую Конституцию независимого Казахстана, служащую фундаментом создания правового государства, гарантом становления его государственности, обеспечения независимости, экономического, культурного и научно-технического прогресса. Согласно Конституции, Республика Казахстан — демократическое, светское и унитарное государство, обеспечивающее равные права всем своим гражданам. Подчеркивается целостность, неделимость и неприкосновенность его территории. Государственная власть в Республике Казахстан основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, единственным источником государственной власти признается народ Казахстана.
10 декабря Указом Президента вводится в действие Закон «О местных представительных (маслихаты) и исполнительных (администрация) органах Республики Казахстан».
Маслихаты должны были избираться населением сроком на пять лет, главы областных администраций (акимы) — назначаться Президентом. 17 декабря 1993 г. был опубликован Кодекс Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому предлагалась новая (мажоритарная) система выборов в парламент из 117 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. 7 марта 1994 г. состоялись выборы в парламент республики. Но в ряде мест они прошли с нарушениями.
В условиях отсутствия в республике с 19 апреля 1994 г. законно избранного Верховного Совета на период до избрания нового состава парламента на основании Закона «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» Президенту были предоставлены право принятия решений законодательного характера и иные полномочия. До проведения выборов в новый парламент в октябре 1995 г. Президентом республики был издан пакет указов, регламентирующих различные стороны экономики, социальной политики и т.д. 29 апреля 1995 г. состоялся референдум о продлении сроков полномочий Президента до 2000 г. По официальным данным, в голосовании приняли участие свыше 91% граждан, имеющих право голосовать, свыше 95% из них высказались за продление полномочий.
30 июня 1995 г., выступив на 2-й сессии Ассамблеи народов Казахстана, Президент Н. Назарбаев поставил вопрос о принятии новой Конституции Казахстана. При этом Н. Назарбаев обосновал необходимость принятия новой Конституции, тем, что действовавшая на тот момент Конституция 1993 г., выполнив свою миссию, уже не отвечала вопросам времени.
30 августа 1995 года в результате проведенного референдума была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, рационально решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночным преобразованиям. В соответствии с положениями Конституции, Президент не только возглавляет исполнительную власть, но и осуществляет арбитражные и церемониальные функции. Кроме того, он является символом и гарантом единства народа и государственной власти.
Конституция РК 1995 г. завершила работу по законному строительству независимого государства, начатую с принятием
Декларации о государственном суверенитете республики (1990 г.) и Конституционного Закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан» (1991 г.). В ней были доведены до приемлемого конца те предпосылки, которые уже содержались в Конституции 1993 года, закреплена стратегическая цель: «...Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы”. Конституция 1995 года в новейшей истории страны стала водоразделом, проводящим границу между двумя этапами. Сущность их заключена в том, что, несмотря на независимость страны, в ней еще слишком многое сохранялось от советской системы, что порождало губительное противоречие между новым и старым, живущим бок о бок и не смешивающимся в единую целостность. Противоречивость и двойственность — основная характеристика начального периода становления страны и ее Конституции (1993 год) — полностью соответствовала тому времени. Конституция Казахстана, принятая в 1993 году, хоть и ушла на полшага вперед от теории и практики былого государства, все же полностью освободиться от его постулатов по объективным и субъективным причинам не смогла. Основное противоречие заключалось в неопределенности формы правления. В чем и был основной изъян Конституции 1993 года: нельзя говорить о крепком здании государственности, если нет четкого представления, какой будет наша республика — парламентской или президентской. Это же порождало нестыковку действий между различными ветвями власти и постоянные конфликты между ними, что в условиях переходного периода, когда особенно важна согласованность действий и повышенная управляемость всей системы для эффективного проведения реформ, просто губительно. Главное содержание старой Конституции — система сдержек и противовесов, обеспечивающая координацию ветвей власти и действие государственных институтов в русле демократических норм. Система сдержек и противовесов — не слияние ветвей власти, угрожающее демократии, не конфликт между ними, парализующий государственное управление, а эффективное функционирование, оптимальное их соотношение в рамках данной системы. Поэтому к 1995 г. естественным путем созрел вопрос о новой Конституции, которая должна была преодолеть недостатки прежней. К тому же первая Конституция больше была нацелена прежде всего на выведение страны из кризиса — экономического и политического. Заслуживает внимания механизм, которым была принята новая Конституция — референдум и предшествующий ему этап всенародного обсуждения, проходивший с 30 июня по 30 июля 1995 года. Подобная система не характерна для развитых демократических обществ, но в то же время для стран, не имеющих такого опыта, она представляется необходимой. Таким путем были решены две задачи. Первая из них — легитимация новой Конституции через факт обсуждения и принятия ее народом. В течение месяца имели место 33 тысячи коллективных обсуждений. Граждане, коллективы, сходы по месту жительства, маслихаты, общественные объединения высказали около 30 тысяч предложений и замечаний. В результате в 55 статьях новой Конституции были внесены 1100 поправок и дополнений. Таким образом, Основной Закон является в подлинном смысле «народной Конституцией». И вторая задача — консолидация общества и фокусирование внимания на новую Конституцию с тем, чтобы каждый гражданин почувствовал значение этого события. Общегосударственные мероприятия такого масштаба и значения всегда имеют особый смысл, позволяя ощутить общность, в которой и создается гражданин. Недавно обретенная независимость приводит к тому, что чувство государственной идентичности еще недостаточно развито. То же относится и к структуре общества. Кризис разрывает привычные нити социальных связей, и их уже не восстановить в прежнем виде. Полноценное и развитое общество — это прежде всего переплетение линий коммуникации между людьми. Создание этой сети есть создание единой общности, где люди могут назвать, кто они, где живут, к чему стремятся. На пути преобразований в поддержку новой Конституции проголосовало 81,9 процента казахстанцев, принявших участие в референдуме, впервые в истории страны самому народу была представлена возможность сделать выбор — идти по пути дальнейших преобразований, по
пути прогресса, построения свободного, равноправного общества или по-прежнему оставаться между прошлым и будущим. Народ голосованием однозначно ответил «да» продвижению вперед, выражая этим свою суверенную волю. Начался новый этап развития страны, на который первостепенное влияние оказывала Конституция 1995 года. В результате ее принятия в республике была реализована основная система, необходимая для нормального функционирования демократических институтов — система сдержек и противовесов. Республика получила то, что необходимо для стабильного развития государства: президентскую форму правления, современную структуру Парламента, четко выстроенную систему власти.
6 сентября 1995 г. в резиденции Президента состоялась торжественная церемония официального представления новой Конституции, после чего ее официальный текст был передан на хранение в Центральный государственный музей. 30 августа объявлен государственным праздником — Днем Конституции. Новая конституция состояла из восьми разделов, на данный момент в связи с введением изменений состоит из следующих разделов: 1. Общие положения; 2. Человек и гражданин; 3. Президент; 4. Парламент; 5. Правительство; 6.Конституционный Совет; 7. Суды и правосудие; 8. Местное государственное управление и самоуправление; 9. Заключительные и переходные положения. В новой Конституции декларировалось идеологическое и политическое многообразие. С новых позиций были рассмотрены и проблемы собственности — введена частная собственность на землю. Кроме того, в Конституции подчеркнуто, что признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. 7 декабря состоялись выборы в двухпалатный парламент Казахстана.
В целях совершенствования административно-территориального устройства государства упразднены Жезказганская, Кокшетауская, Семипалатинская, Талдыкорганская, Торгайская области, более 35 сельских и городских районов, малые города отнесены к категории районного подчинения. Эти меры способствовали дальнейшему укреплению государственного строя, сокращению расходов бюджетных средств.
7 октября 1998 г. на совместном заседании Сената и Мажилиса был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», устанавливающий сроки полномочий Президента — 7 лет, депутатов Сената — 6 лет, Мажилиса — 5 лет, вместо существующих соответственно 5 лет. Изменен возрастной ценз для избрания главы государства — нижний предел возрастал с 35 до 40 лет, верхний не регламентируется. Изменился и порог для прохождения в Мажилис представителей партий — с 10 % голосов избирателей на 7 %. Парламент также принял постановление о досрочном проведении выборов Президента, которые на альтернативной основе состоялись 10 января 1999 г. В намеченный срок выборы состоялись. По официальным данным, за Н.А. Назарбаева проголосовало более 80% избирателей.
В мае 1999 г. были внесены очередные изменения в законодательство Казахстана о выборах, существенно преобразившие законодательную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная, избирательная система, согласно которой 10 мест в парламенте распределялись на основе пропорционального представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам. 10 октября 1999 г. состоялись выборы в парламент республики по новой, смешанной, избирательной системе. В октябре 1999 г. Центральная избирательная комиссия Казахстана подвела официальные итоги голосования, согласно которым в республике прошли, безусловно, демократические выборы.
В июле 2000 г. вступил в силу конституционный Закон «О первом Президенте Республики Казахстан», который усиливал его неприкосновенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после отставки (кроме случая государственной измены).
Дальнейшее развитие политической системы было рассмотрено президентом, им были даны поручения исполнительному органу в своем послании «Новый Казахстан в новом мире» в 2007 году. Основной задачей на новом этапе является дальнейшее укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические ценности, так и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества.
По реализации дальнейших системных демократических реформ работали постоянно действующее совещание, потом национальная комиссия, в числе которых были депутаты, политические партии. Они объездили все регионы страны, встречались с общественностью, общественными движениями, собрали много материалов. Государственная комиссия, обобщив рекомендации, подготовила конкретные предложения по дальнейшим преобразованиям в государстве.
После озвучения послания народу последовали весенние преобразования в Конституцию страны. По Конституции РК Президент избирается сроком на пять лет, а не на семь, как было установлено ранее. Также президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты. С согласия Мажилиса парламента назначает на должность Премьер-министра Республики, а также с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и освобождает их от должностей. Нововведения коснулись и Парламента. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики
с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Так страна вступила в новый этап политической модернизации. Этот этап характеризовался более значимой ролью парламента и усилением веса партий в политической системе. Старт преобразованиям был дан конституционной реформой, проведенной по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.
По предложению главы государства в Казахстане заметно увеличилась численность депутатского корпуса. Это обеспечит представительство в парламенте более широкого спектра партий и крупных социальных стран. Так, из 107 депутатов мажилиса 98 будут избраны строго по партийным спискам, а оставшиеся восемь доизбираются Ассамблеей народа Казахстана, консультативно-совещательным органом при президенте страны. Этот механизм гарантированного представительства этнических групп принципиально важен для стабильности такой многонациональной страны как Казахстан.
Одновременно с конституционной реформой президентом Казахстана был предложен переход от преимущественно мажоритарной системы выборов депутатов мажилиса к пропорциональной избирательной системе (т.н. выборы по партийным спискам). Теперь предвыборная борьба в Казахстане будет вестись не на основе противоборства между амбициями отдельных кандидатов, а на базе конкуренции партийных программ. Мировой опыт (Швеции, Австрии, Бельгии и других стран) показывает, что пропорциональная система обеспечивает более верное, чем мажоритарная схема, отражение реального соотношения политических сил в парламенте. Это позволяет всем значимым политическим силам, преодолевшим установленный казахстанской конституцией семипроцентный порог, быть представленными в этом органе власти.
Немаловажно, что пропорциональная система принципиально результативна, в ней не требуются повторные голосования. В ней исключается «переход» голосов от побежденных к победителям, который нередко вызывает нарекание избирателей. Так, по результатам прошлых выборов в Казахстане (2004 года) правящая партия «Отан» по партийным спискам набрала всего 43% голосов избирателей, а получила в парламенте 53 места из 77. Если бы выборы проходили по пропорциональной схеме, то у партии власти было бы не более 45 мест (т.е. отсутствовало бы квалифицированное большинство).
После озвучания информации о предстоящих реформах с просьбой о роспуске нижней палаты парламента президенту Н. Назарбаеву обратились сами депутаты. Они заявили, что поправки в конституцию, принятые по инициативе президента и касающиеся работы парламента, должны вступить в силу как можно быстрее. По закону это могло произойти только в 2009 году, после того как по результатам очередных выборов был бы сформирован новый состав палаты. Парламент не может распуститься сам, пояснили авторы обращения, поэтому президент, по их словам, должен был принять «историческое решение» и досрочно прекратить полномочия палаты, чтобы та «не была тормозом реформ». Президент после этого обращения ма- жилисменов принял предложение о роспуске Мажилиса. После одобрения досрочные выборы были назначены на 18 августа 2007 года. Реформа, инициированная президентом, как было отмечено выше, подразумевает усиление власти парламента. Для мониторинга выборной парламентской кампании Центризберком республики аккредитовал, по его информации, 1129 международных наблюдателей. В день выборов, как и в предшествовавший ему день, любая предвыборная агитация запрещена.
10 декабря Указом Президента вводится в действие Закон «О местных представительных (маслихаты) и исполнительных (администрация) органах Республики Казахстан».
Маслихаты должны были избираться населением сроком на пять лет, главы областных администраций (акимы) — назначаться Президентом. 17 декабря 1993 г. был опубликован Кодекс Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому предлагалась новая (мажоритарная) система выборов в парламент из 117 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. 7 марта 1994 г. состоялись выборы в парламент республики. Но в ряде мест они прошли с нарушениями.
В условиях отсутствия в республике с 19 апреля 1994 г. законно избранного Верховного Совета на период до избрания нового состава парламента на основании Закона «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» Президенту были предоставлены право принятия решений законодательного характера и иные полномочия. До проведения выборов в новый парламент в октябре 1995 г. Президентом республики был издан пакет указов, регламентирующих различные стороны экономики, социальной политики и т.д. 29 апреля 1995 г. состоялся референдум о продлении сроков полномочий Президента до 2000 г. По официальным данным, в голосовании приняли участие свыше 91% граждан, имеющих право голосовать, свыше 95% из них высказались за продление полномочий.
30 июня 1995 г., выступив на 2-й сессии Ассамблеи народов Казахстана, Президент Н. Назарбаев поставил вопрос о принятии новой Конституции Казахстана. При этом Н. Назарбаев обосновал необходимость принятия новой Конституции, тем, что действовавшая на тот момент Конституция 1993 г., выполнив свою миссию, уже не отвечала вопросам времени.
30 августа 1995 года в результате проведенного референдума была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, рационально решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночным преобразованиям. В соответствии с положениями Конституции, Президент не только возглавляет исполнительную власть, но и осуществляет арбитражные и церемониальные функции. Кроме того, он является символом и гарантом единства народа и государственной власти.
Конституция РК 1995 г. завершила работу по законному строительству независимого государства, начатую с принятием
Декларации о государственном суверенитете республики (1990 г.) и Конституционного Закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан» (1991 г.). В ней были доведены до приемлемого конца те предпосылки, которые уже содержались в Конституции 1993 года, закреплена стратегическая цель: «...Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы”. Конституция 1995 года в новейшей истории страны стала водоразделом, проводящим границу между двумя этапами. Сущность их заключена в том, что, несмотря на независимость страны, в ней еще слишком многое сохранялось от советской системы, что порождало губительное противоречие между новым и старым, живущим бок о бок и не смешивающимся в единую целостность. Противоречивость и двойственность — основная характеристика начального периода становления страны и ее Конституции (1993 год) — полностью соответствовала тому времени. Конституция Казахстана, принятая в 1993 году, хоть и ушла на полшага вперед от теории и практики былого государства, все же полностью освободиться от его постулатов по объективным и субъективным причинам не смогла. Основное противоречие заключалось в неопределенности формы правления. В чем и был основной изъян Конституции 1993 года: нельзя говорить о крепком здании государственности, если нет четкого представления, какой будет наша республика — парламентской или президентской. Это же порождало нестыковку действий между различными ветвями власти и постоянные конфликты между ними, что в условиях переходного периода, когда особенно важна согласованность действий и повышенная управляемость всей системы для эффективного проведения реформ, просто губительно. Главное содержание старой Конституции — система сдержек и противовесов, обеспечивающая координацию ветвей власти и действие государственных институтов в русле демократических норм. Система сдержек и противовесов — не слияние ветвей власти, угрожающее демократии, не конфликт между ними, парализующий государственное управление, а эффективное функционирование, оптимальное их соотношение в рамках данной системы. Поэтому к 1995 г. естественным путем созрел вопрос о новой Конституции, которая должна была преодолеть недостатки прежней. К тому же первая Конституция больше была нацелена прежде всего на выведение страны из кризиса — экономического и политического. Заслуживает внимания механизм, которым была принята новая Конституция — референдум и предшествующий ему этап всенародного обсуждения, проходивший с 30 июня по 30 июля 1995 года. Подобная система не характерна для развитых демократических обществ, но в то же время для стран, не имеющих такого опыта, она представляется необходимой. Таким путем были решены две задачи. Первая из них — легитимация новой Конституции через факт обсуждения и принятия ее народом. В течение месяца имели место 33 тысячи коллективных обсуждений. Граждане, коллективы, сходы по месту жительства, маслихаты, общественные объединения высказали около 30 тысяч предложений и замечаний. В результате в 55 статьях новой Конституции были внесены 1100 поправок и дополнений. Таким образом, Основной Закон является в подлинном смысле «народной Конституцией». И вторая задача — консолидация общества и фокусирование внимания на новую Конституцию с тем, чтобы каждый гражданин почувствовал значение этого события. Общегосударственные мероприятия такого масштаба и значения всегда имеют особый смысл, позволяя ощутить общность, в которой и создается гражданин. Недавно обретенная независимость приводит к тому, что чувство государственной идентичности еще недостаточно развито. То же относится и к структуре общества. Кризис разрывает привычные нити социальных связей, и их уже не восстановить в прежнем виде. Полноценное и развитое общество — это прежде всего переплетение линий коммуникации между людьми. Создание этой сети есть создание единой общности, где люди могут назвать, кто они, где живут, к чему стремятся. На пути преобразований в поддержку новой Конституции проголосовало 81,9 процента казахстанцев, принявших участие в референдуме, впервые в истории страны самому народу была представлена возможность сделать выбор — идти по пути дальнейших преобразований, по
пути прогресса, построения свободного, равноправного общества или по-прежнему оставаться между прошлым и будущим. Народ голосованием однозначно ответил «да» продвижению вперед, выражая этим свою суверенную волю. Начался новый этап развития страны, на который первостепенное влияние оказывала Конституция 1995 года. В результате ее принятия в республике была реализована основная система, необходимая для нормального функционирования демократических институтов — система сдержек и противовесов. Республика получила то, что необходимо для стабильного развития государства: президентскую форму правления, современную структуру Парламента, четко выстроенную систему власти.
6 сентября 1995 г. в резиденции Президента состоялась торжественная церемония официального представления новой Конституции, после чего ее официальный текст был передан на хранение в Центральный государственный музей. 30 августа объявлен государственным праздником — Днем Конституции. Новая конституция состояла из восьми разделов, на данный момент в связи с введением изменений состоит из следующих разделов: 1. Общие положения; 2. Человек и гражданин; 3. Президент; 4. Парламент; 5. Правительство; 6.Конституционный Совет; 7. Суды и правосудие; 8. Местное государственное управление и самоуправление; 9. Заключительные и переходные положения. В новой Конституции декларировалось идеологическое и политическое многообразие. С новых позиций были рассмотрены и проблемы собственности — введена частная собственность на землю. Кроме того, в Конституции подчеркнуто, что признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. 7 декабря состоялись выборы в двухпалатный парламент Казахстана.
В целях совершенствования административно-территориального устройства государства упразднены Жезказганская, Кокшетауская, Семипалатинская, Талдыкорганская, Торгайская области, более 35 сельских и городских районов, малые города отнесены к категории районного подчинения. Эти меры способствовали дальнейшему укреплению государственного строя, сокращению расходов бюджетных средств.
7 октября 1998 г. на совместном заседании Сената и Мажилиса был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», устанавливающий сроки полномочий Президента — 7 лет, депутатов Сената — 6 лет, Мажилиса — 5 лет, вместо существующих соответственно 5 лет. Изменен возрастной ценз для избрания главы государства — нижний предел возрастал с 35 до 40 лет, верхний не регламентируется. Изменился и порог для прохождения в Мажилис представителей партий — с 10 % голосов избирателей на 7 %. Парламент также принял постановление о досрочном проведении выборов Президента, которые на альтернативной основе состоялись 10 января 1999 г. В намеченный срок выборы состоялись. По официальным данным, за Н.А. Назарбаева проголосовало более 80% избирателей.
В мае 1999 г. были внесены очередные изменения в законодательство Казахстана о выборах, существенно преобразившие законодательную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная, избирательная система, согласно которой 10 мест в парламенте распределялись на основе пропорционального представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам. 10 октября 1999 г. состоялись выборы в парламент республики по новой, смешанной, избирательной системе. В октябре 1999 г. Центральная избирательная комиссия Казахстана подвела официальные итоги голосования, согласно которым в республике прошли, безусловно, демократические выборы.
В июле 2000 г. вступил в силу конституционный Закон «О первом Президенте Республики Казахстан», который усиливал его неприкосновенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после отставки (кроме случая государственной измены).
Дальнейшее развитие политической системы было рассмотрено президентом, им были даны поручения исполнительному органу в своем послании «Новый Казахстан в новом мире» в 2007 году. Основной задачей на новом этапе является дальнейшее укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические ценности, так и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества.
По реализации дальнейших системных демократических реформ работали постоянно действующее совещание, потом национальная комиссия, в числе которых были депутаты, политические партии. Они объездили все регионы страны, встречались с общественностью, общественными движениями, собрали много материалов. Государственная комиссия, обобщив рекомендации, подготовила конкретные предложения по дальнейшим преобразованиям в государстве.
После озвучения послания народу последовали весенние преобразования в Конституцию страны. По Конституции РК Президент избирается сроком на пять лет, а не на семь, как было установлено ранее. Также президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты. С согласия Мажилиса парламента назначает на должность Премьер-министра Республики, а также с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и освобождает их от должностей. Нововведения коснулись и Парламента. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики
с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Так страна вступила в новый этап политической модернизации. Этот этап характеризовался более значимой ролью парламента и усилением веса партий в политической системе. Старт преобразованиям был дан конституционной реформой, проведенной по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.
По предложению главы государства в Казахстане заметно увеличилась численность депутатского корпуса. Это обеспечит представительство в парламенте более широкого спектра партий и крупных социальных стран. Так, из 107 депутатов мажилиса 98 будут избраны строго по партийным спискам, а оставшиеся восемь доизбираются Ассамблеей народа Казахстана, консультативно-совещательным органом при президенте страны. Этот механизм гарантированного представительства этнических групп принципиально важен для стабильности такой многонациональной страны как Казахстан.
Одновременно с конституционной реформой президентом Казахстана был предложен переход от преимущественно мажоритарной системы выборов депутатов мажилиса к пропорциональной избирательной системе (т.н. выборы по партийным спискам). Теперь предвыборная борьба в Казахстане будет вестись не на основе противоборства между амбициями отдельных кандидатов, а на базе конкуренции партийных программ. Мировой опыт (Швеции, Австрии, Бельгии и других стран) показывает, что пропорциональная система обеспечивает более верное, чем мажоритарная схема, отражение реального соотношения политических сил в парламенте. Это позволяет всем значимым политическим силам, преодолевшим установленный казахстанской конституцией семипроцентный порог, быть представленными в этом органе власти.
Немаловажно, что пропорциональная система принципиально результативна, в ней не требуются повторные голосования. В ней исключается «переход» голосов от побежденных к победителям, который нередко вызывает нарекание избирателей. Так, по результатам прошлых выборов в Казахстане (2004 года) правящая партия «Отан» по партийным спискам набрала всего 43% голосов избирателей, а получила в парламенте 53 места из 77. Если бы выборы проходили по пропорциональной схеме, то у партии власти было бы не более 45 мест (т.е. отсутствовало бы квалифицированное большинство).
После озвучания информации о предстоящих реформах с просьбой о роспуске нижней палаты парламента президенту Н. Назарбаеву обратились сами депутаты. Они заявили, что поправки в конституцию, принятые по инициативе президента и касающиеся работы парламента, должны вступить в силу как можно быстрее. По закону это могло произойти только в 2009 году, после того как по результатам очередных выборов был бы сформирован новый состав палаты. Парламент не может распуститься сам, пояснили авторы обращения, поэтому президент, по их словам, должен был принять «историческое решение» и досрочно прекратить полномочия палаты, чтобы та «не была тормозом реформ». Президент после этого обращения ма- жилисменов принял предложение о роспуске Мажилиса. После одобрения досрочные выборы были назначены на 18 августа 2007 года. Реформа, инициированная президентом, как было отмечено выше, подразумевает усиление власти парламента. Для мониторинга выборной парламентской кампании Центризберком республики аккредитовал, по его информации, 1129 международных наблюдателей. В день выборов, как и в предшествовавший ему день, любая предвыборная агитация запрещена.