Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На современном этапе развития общества за счет предоставления все более качественных услуг расширяется государственная програм­ма реформирования образования и науки. В процессе обучения при­влекаются иностранные ученые и преподаватели, что способствует интеграции отечественной системы образования в общий процесс глобализации. Казахстан уделяет много внимания развитию науч­ных направлений: в более чем 180 вузах страны обучается около 776 тысяч студентов, растет число обучающихся за рубежом (по данным статистики, в 2006 г. до 2 млн. человек).

Ежегодно растет экономический эффект от использования резуль­татов научных исследований в производстве. Национальные универ­ситеты Казахстана (КазНУ им. аль-Фараби, КазНТУ, КарГТУ, ВКГТУ и др.) стали катализаторами инновационной стратегии Казахстана и достигли ощутимых результатов: в Физико-техническом институте получены нанопористый кремний и нанопленки, в КазНУ действу­ет лаборатория наноуглеродных материалов им. Р. Мансуровой, при НАН РК открыта Национальная нанотехнологическая лаборатория.

В текущем году выделено около 2 млн. долларов для приглаше­ния в Казахский национальный университет имени аль-Фараби и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева за­рубежных консультантов-преподавателей. Также разработана спе­циальная программа профессионального технического образования, предусматривающая подготовку высококлассных специалистов по техническим специальностям, в которых мы испытываем большой дефицит и вынуждены привлекать кадры из-за рубежа.

По программе «Болашак» в лучших вузах мира обучается более 3 тысяч человек, в Казахстан приезжает на учебу более 8000 человек из 40 стран, что приносит стране 16 млн. долларов дохода. Казахстанские вузы перенимают опыт организации университетов при крупных компаниях: КТЖ — акционер КазАТК, «КазМунайГаз» — КБТУ, «Казтелеком» — АИЭС, АТФ Банк — КЭУ имени Т. Рыскулова, «Базис-А» — ААСИ, «Казатомпром» открыл Ядерный университет, более 400 компаний выделяют ежегодно свыше восьми тысяч обра­зовательных грантов и стипендий и т.д.

Конечной целью Государственной программы образования явля­ется создание таких условий, при которых казахстанские вузы смогут предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипло­мы ведущих университетов и институтов будут признаваемы в мире. По программе МОН РК проводится ежегодный конкурс на присуж­дение государственной стипендии «Лучший преподаватель года», которая имеет статус гранта на проведение научных исследований, включая стажировку за рубежом в любой стране.


Основные параметры развития республики были сформулированы в «Стратегии развития страны «Казахстан-2030». В ходе реализации стратегии развития предусмотрено реализовать семь долгосрочных приоритетов.

  1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.

  2. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и консолидацию общества.

  3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутрен­них сбережений.

  4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.

  5. Эффективно использовать энергетические ресурсы путем бы­строго увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получе­ния доходов, которые будут способствовать устойчивому экономиче­скому росту и улучшению жизни народа.

  6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь.

  7. Создать эффективный и совершенный корпус государственных служащих, преданных делу профессионального государства и спо­собных выступать представителями народа в достижении его прио­ритетных целей.

Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентра­ции усилий государства и граждан, считать основой критериев при формировании бюджета страны и проведении кадровой политики.


Глава государства Н.А.Назарбаев ежегодно выступает на совмест­ном заседании палат Парламента с Посланием к народу Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» было посвящено стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира и модернизации общества и инновационному развитию экономики страны.

Анализируя усилия и достижения Республики Казахстан, можно с уверенностью констатировать: Казахстан выбрал эффективный и стратегически правильный путь, внес серьезные коррективы в эко­номический курс страны. В настоящее время Республика Казахстан считается по праву региональным лидером и стремится занять до­стойное место в числе 50 государств с наиболее конкурентоспособ­ной экономикой.

  1. Общественно-политическое и культурное развитие
    Республики Казахстан


Кардинальные социально-экономические изменения привели к необходимости трансформации политической системы.

В ходе экономических реформ в Казахстане особенно интенсивно развивались общественные и культурные процессы. Основная масса населения начала принимать активное участие в политических со­бытиях, происходивших на ее глазах.

В 2001-м году Республика Казахстан отмечала 10 лет Независимости. В своем выступлении «Десять лет, равные столе­тию» на торжественном собрании, посвященном этому событию, состоявшемся 16 декабря 2001 года в Астане, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем — труд многих поколений казахстанцев, души и судьбы всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу незави­симость. Мы глубоко осознали ее».

Важным показателем демократизации политической жизни в Казахстане стало развитие системы политических партий. Процесс обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влия­ние на политическую жизнь республики. Конституция Республики Казахстан гарантирует равноправие партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильствен­ное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание соци­альной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни». Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается.


С июля 1996 г. в стране действует Закон «О политических партиях в Республике Казахстан», который законодательно закрепил органи­зационное партийное строительство в стране по территориальному принципу, запретил создание в государственных органах политиче­ских партий, а также формирование и деятельность военизированных политических партий. В целях предотвращения сращения государ­ственного и партийного аппаратов в законе предусмотрено положение о том, что государственные служащие при исполнении должностных обязанностей руководствуются требованиями законодательства и не связаны с решениями политических партий и их органов.

История развития общества в сторону демократических преобра­зований показывает, что главными демократическими институтами в обществе является объединение граждан. В феврале 1997 года было подписано соглашение 55 политических партий, общественных объ­единений и национально-культурных центров республики о сотруд­ничестве с органами государственной власти с целью преодоления социально-экономических и политических проблем.

В 2004 году в Казахстане действовало 12 политических пар­тий, наиболее крупные из которых — Коммунистическая партия Казахстана (КПК), Партия возрождения Казахстана, Демократическая партия Казахстана «Азамат», Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), Республиканская партия «Отан», Аграрная пар­тия Казахстана, Гражданская партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, Демократический выбор Казахстана, «Асар», «Ак Жол» и другие.

В августе 2007 года проведены парламентские выборы на пропор­циональной основе. Такие партии, как «Отан», «Асар», Аграрная пар­тия и другие получили вполне заслуженное признание в голосовании по партийным спискам, а также в одномандатных округах. Победу на выборах одержала партия «Hyp-Отан», включающая в свои ряды «Асар», «Гражданскую партию Казахстана», которая впервые в исто­рии страны сформировала Правительство.

Явка избирателей на выборах составила около 65 %. В избира­тельной кампании приняли участие семь партий, но ни одна из них не смогла преодолеть 7 процентный барьер для прохождения в парламент. В числе не сумевших преодолеть этот барьер оказались Общенациональная социал-демократическая партия — 4,62 % голо­сов, «Ак жол» — 3,27 %, партия «Ауыл» —1,58%, Коммунистическая народная партия Казахстана — 1,31 % и Партия патриотов Казахстана — 0,75 %. На последнем месте оказалась партия «Руханият», набрав­шая 0,41 %.


На современном этапе модель с доминирующей партией «Нур- Отан» может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана. Она открывает для всех других политических партий возможность участвовать в выборах, пройти в Парламент и быть активным участником всех политических процессов. Следует сказать, что демократические ценности в республике оставляют место для формирования законной оппозиции, что свидетельству­ет о политическом плюрализме в общественной жизни Казахстана. Последние выборы в парламент Республики Казахстан совершенно ясно показали, что те политические партии, которые являются близ­кими к нуждам и чаяниям народа, успешно работают на этих плат­формах, отражая те политические программы, которые позволили им достойно занять места в Мажилисе и Сенате.

Помимо названных партий в общественно-политической жизни Казахстана принимают активное участие политические движения, как либерального толка, так и открыто оппозиционные партии, такие как, например, республиканское молодежное движение «За будущее Казахстана», движение «Поколение», электоратом которого являют­ся люди пенсионного возраста, общественное движение «Орлеу», Рабочее движение Казахстана, Конфедерация свободных профсою­зов, славянское движение «Лад», гражданское движение «Азат» и ряд казачьих организаций, пользующихся поддержкой в северных областях республики.

Руководством страны за годы независимости проводилась по­следовательная политика по либерализации политической системы, предполагающая укрепление институтов гражданского общества, усиление роли политических партий в парламенте и общественной жизни, развитие институтов гражданского общества.

Казахстан выбрал эволюционный путь развития и выступает про­тив форсированного внедрения демократии, тем более извне. Наш путь сравнительно недолгий, но по существу равняется целой исто­рической эпохе. На этом пути Республикой Казахстан было пройдено три этапа становления нашей государственности.

На первом этапе — с 1991 года по август 1995 года — с момента обретения независимости до принятия второй Конституции незави­симого Казахстана 1995 года — руководство государства сосредото­чилось на формировании фундамента казахстанской государственно­сти, переходе от диктата однопартийности к политическому плюра­лизму, создании основ демократического развития. Объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вер­тикали исполнительной власти, поскольку было необходимо принять решительные антикризисные меры.