Файл: Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На современном этапе развития общества за счет предоставления все более качественных услуг расширяется государственная программа реформирования образования и науки. В процессе обучения привлекаются иностранные ученые и преподаватели, что способствует интеграции отечественной системы образования в общий процесс глобализации. Казахстан уделяет много внимания развитию научных направлений: в более чем 180 вузах страны обучается около 776 тысяч студентов, растет число обучающихся за рубежом (по данным статистики, в 2006 г. до 2 млн. человек).
Ежегодно растет экономический эффект от использования результатов научных исследований в производстве. Национальные университеты Казахстана (КазНУ им. аль-Фараби, КазНТУ, КарГТУ, ВКГТУ и др.) стали катализаторами инновационной стратегии Казахстана и достигли ощутимых результатов: в Физико-техническом институте получены нанопористый кремний и нанопленки, в КазНУ действует лаборатория наноуглеродных материалов им. Р. Мансуровой, при НАН РК открыта Национальная нанотехнологическая лаборатория.
В текущем году выделено около 2 млн. долларов для приглашения в Казахский национальный университет имени аль-Фараби и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева зарубежных консультантов-преподавателей. Также разработана специальная программа профессионального технического образования, предусматривающая подготовку высококлассных специалистов по техническим специальностям, в которых мы испытываем большой дефицит и вынуждены привлекать кадры из-за рубежа.
По программе «Болашак» в лучших вузах мира обучается более 3 тысяч человек, в Казахстан приезжает на учебу более 8000 человек из 40 стран, что приносит стране 16 млн. долларов дохода. Казахстанские вузы перенимают опыт организации университетов при крупных компаниях: КТЖ — акционер КазАТК, «КазМунайГаз» — КБТУ, «Казтелеком» — АИЭС, АТФ Банк — КЭУ имени Т. Рыскулова, «Базис-А» — ААСИ, «Казатомпром» открыл Ядерный университет, более 400 компаний выделяют ежегодно свыше восьми тысяч образовательных грантов и стипендий и т.д.
Конечной целью Государственной программы образования является создание таких условий, при которых казахстанские вузы смогут предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипломы ведущих университетов и институтов будут признаваемы в мире. По программе МОН РК проводится ежегодный конкурс на присуждение государственной стипендии «Лучший преподаватель года», которая имеет статус гранта на проведение научных исследований, включая стажировку за рубежом в любой стране.
Основные параметры развития республики были сформулированы в «Стратегии развития страны «Казахстан-2030». В ходе реализации стратегии развития предусмотрено реализовать семь долгосрочных приоритетов.
-
Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности. -
Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. -
Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. -
Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. -
Эффективно использовать энергетические ресурсы путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа. -
Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. -
Создать эффективный и совершенный корпус государственных служащих, преданных делу профессионального государства и способных выступать представителями народа в достижении его приоритетных целей.
Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и граждан, считать основой критериев при формировании бюджета страны и проведении кадровой политики.
Глава государства Н.А.Назарбаев ежегодно выступает на совместном заседании палат Парламента с Посланием к народу Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» было посвящено стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира и модернизации общества и инновационному развитию экономики страны.
Анализируя усилия и достижения Республики Казахстан, можно с уверенностью констатировать: Казахстан выбрал эффективный и стратегически правильный путь, внес серьезные коррективы в экономический курс страны. В настоящее время Республика Казахстан считается по праву региональным лидером и стремится занять достойное место в числе 50 государств с наиболее конкурентоспособной экономикой.
-
Общественно-политическое и культурное развитие
Республики Казахстан
Кардинальные социально-экономические изменения привели к необходимости трансформации политической системы.
В ходе экономических реформ в Казахстане особенно интенсивно развивались общественные и культурные процессы. Основная масса населения начала принимать активное участие в политических событиях, происходивших на ее глазах.
В 2001-м году Республика Казахстан отмечала 10 лет Независимости. В своем выступлении «Десять лет, равные столетию» на торжественном собрании, посвященном этому событию, состоявшемся 16 декабря 2001 года в Астане, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем — труд многих поколений казахстанцев, души и судьбы всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали ее».
Важным показателем демократизации политической жизни в Казахстане стало развитие системы политических партий. Процесс обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влияние на политическую жизнь республики. Конституция Республики Казахстан гарантирует равноправие партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни». Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается.
С июля 1996 г. в стране действует Закон «О политических партиях в Республике Казахстан», который законодательно закрепил организационное партийное строительство в стране по территориальному принципу, запретил создание в государственных органах политических партий, а также формирование и деятельность военизированных политических партий. В целях предотвращения сращения государственного и партийного аппаратов в законе предусмотрено положение о том, что государственные служащие при исполнении должностных обязанностей руководствуются требованиями законодательства и не связаны с решениями политических партий и их органов.
История развития общества в сторону демократических преобразований показывает, что главными демократическими институтами в обществе является объединение граждан. В феврале 1997 года было подписано соглашение 55 политических партий, общественных объединений и национально-культурных центров республики о сотрудничестве с органами государственной власти с целью преодоления социально-экономических и политических проблем.
В 2004 году в Казахстане действовало 12 политических партий, наиболее крупные из которых — Коммунистическая партия Казахстана (КПК), Партия возрождения Казахстана, Демократическая партия Казахстана «Азамат», Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), Республиканская партия «Отан», Аграрная партия Казахстана, Гражданская партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, Демократический выбор Казахстана, «Асар», «Ак Жол» и другие.
В августе 2007 года проведены парламентские выборы на пропорциональной основе. Такие партии, как «Отан», «Асар», Аграрная партия и другие получили вполне заслуженное признание в голосовании по партийным спискам, а также в одномандатных округах. Победу на выборах одержала партия «Hyp-Отан», включающая в свои ряды «Асар», «Гражданскую партию Казахстана», которая впервые в истории страны сформировала Правительство.
Явка избирателей на выборах составила около 65 %. В избирательной кампании приняли участие семь партий, но ни одна из них не смогла преодолеть 7 процентный барьер для прохождения в парламент. В числе не сумевших преодолеть этот барьер оказались Общенациональная социал-демократическая партия — 4,62 % голосов, «Ак жол» — 3,27 %, партия «Ауыл» —1,58%, Коммунистическая народная партия Казахстана — 1,31 % и Партия патриотов Казахстана — 0,75 %. На последнем месте оказалась партия «Руханият», набравшая 0,41 %.
На современном этапе модель с доминирующей партией «Нур- Отан» может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана. Она открывает для всех других политических партий возможность участвовать в выборах, пройти в Парламент и быть активным участником всех политических процессов. Следует сказать, что демократические ценности в республике оставляют место для формирования законной оппозиции, что свидетельствует о политическом плюрализме в общественной жизни Казахстана. Последние выборы в парламент Республики Казахстан совершенно ясно показали, что те политические партии, которые являются близкими к нуждам и чаяниям народа, успешно работают на этих платформах, отражая те политические программы, которые позволили им достойно занять места в Мажилисе и Сенате.
Помимо названных партий в общественно-политической жизни Казахстана принимают активное участие политические движения, как либерального толка, так и открыто оппозиционные партии, такие как, например, республиканское молодежное движение «За будущее Казахстана», движение «Поколение», электоратом которого являются люди пенсионного возраста, общественное движение «Орлеу», Рабочее движение Казахстана, Конфедерация свободных профсоюзов, славянское движение «Лад», гражданское движение «Азат» и ряд казачьих организаций, пользующихся поддержкой в северных областях республики.
Руководством страны за годы независимости проводилась последовательная политика по либерализации политической системы, предполагающая укрепление институтов гражданского общества, усиление роли политических партий в парламенте и общественной жизни, развитие институтов гражданского общества.
Казахстан выбрал эволюционный путь развития и выступает против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Наш путь сравнительно недолгий, но по существу равняется целой исторической эпохе. На этом пути Республикой Казахстан было пройдено три этапа становления нашей государственности.
На первом этапе — с 1991 года по август 1995 года — с момента обретения независимости до принятия второй Конституции независимого Казахстана 1995 года — руководство государства сосредоточилось на формировании фундамента казахстанской государственности, переходе от диктата однопартийности к политическому плюрализму, создании основ демократического развития. Объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вертикали исполнительной власти, поскольку было необходимо принять решительные антикризисные меры.