Файл: Введение Основные типы геостратегических территорий.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) Формирование международного транспортного каркаса с участием стран Евразийского ромба позволит выстроить новую конструкцию межгосударственных мирохозяйственных геоэкономических и политических отношений.
Все исследованные типы геостратегических территорий имеют также основные факторы расположения территорий.
Факторы расположения территорий
Значительная протяженность внешних границ стран ЕАЭС и СНГ
Близость расположения к международным центрам нестабильности (Афганистан, ИГИЛ)
Рисунок 5- Факторы расположения территорий10
К числу основных пространственно-географических факторов можно отнести значительную протяженность внешних границ стран ЕАЭС и СНГ, близость расположения к международным центрам нестабильности (Афганистан, ИГИЛ) и др., которые носят дестабилизирующий характер.
Другая группа внерегиональных геополитических факторов - санкционные экономические войны развязанные, т.н. «Коллективным Западом» по отношению к Ирану, Китаю и России.
Указанный диктат реализуется через систему ограничений в использовании ресурсного и транспортно-логистического потенциалов; современных научно-технических технологий и введения «железного занавеса».
С другой стороны, Коллективный Запад фактически оказывает беспрецедентное военно-политическое давление на страны и союзы «Коллективной Евразии». В первую очередь это относится к Евразийскому экономическому союзу и ее членам. Во всех государствах -членов ЕАЭС (кроме России) происходили акции-протесты с экономическими и политическим требованиями или революции.
Например ниже, на схеме рисунка 6 представлены основные - Геостратегические приоритеты России в Арктике
Рисунок 6- Геостратегические приоритеты России в Арктике11
В определении критериев выделения георегионов в Арктике авторы также пошли простейшим путем, сославшись на указ о сухопутных территориях Арктической зоны России.
Арктическая зона РФ - геостратегическая территория, выделенная в рамках программы по освоению Арктики. Она по сути включает в себя побережье и острова Северного Ледовитого океана. Учитывая малую плотность населения на этих территориях, наиболее важным становится военный контроль за побережьем, информационное и транспортное сообщение с Центром и ресурсоснабжение, что частично отражено в стратегии. Характер контроля такого пространства чем-то схож с контролем пространства у «морских» держав.
Рисунок 7 – Арктическая зона РФ12
Сама по себе земля не имеет никакого значения. Важны ключевые точки: порты-населѐнные пункты, залежи ресурсов. Благодаря такому внутреннему единообразию внутри этой геостратегической территории и наличию общей задачи для всех субъектов, входящих в неѐ, – создание и обслуживание Северного морского пути, становится возможным планирование и развитие территории по единому проекту.13
В качестве связи Москва-Север наиболее логичным выглядит соединение с Архангельском, за счѐт относительной близости, развитости самого города и наличия связи людского расселения между двумя точками.
В 2017 году глава Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Россия до 2025 года потратит на освоение Арктики более 160 миллиардов рублей. Интерес России к Арктике и выделение Арктической зоны РФ в отдельную геостратегическую территорию не случайны. Северный морской путь – кратчайший возможный путь из Европы в Азию открывает невиданные перспективы для России.
Арктика чрезвычайно богатый ресурсами регион, за который стоит бороться. Военная организация Севера не только защищает интересы России, но и упорядочивает пространство региона, создаѐт инфраструктуру. К тому же, русский север - естественная северная граница России и территория наиболее близкая к США, легко достигаемая через Арктику.
Но почему геоположение Мурманской области определяется её отнесением к Арктике, а не наличием границы со страной НАТО (Норвегия) и со страной, входящей в ЕС (Финляндия)? Тот же вопрос относится к Чукотке, классифицированной как геотерритория Арктического пояса, которая также относится к этому статусу еще по двум критериям, которыми пользуются авторы: автономный округ является пограничной территорией с США и входит в Дальневосточный регион.
Выделение регионов Арктической зоны оставляет за пределами те субъекты Дальнего Востока, которые также входят в Арктику: чем в данном случае надо руководствоваться и почему макрорегион Дальнего Востока важнее с геостратегической позиции, чем положение этих же субъектов как приграничных территорий или территорий Арктики.
С точки зрения безопасности, о которой речь идет в определении геотерритории, как раз должно быть наоборот, и пограничное расположение должно быть основным критерием выделения, конечно, не считая проблемной границу с государством – членом Союза двух государств, иначе подрывается само понятие союза.
Отнесение 60% всех субъектов Федерации к георегионам также свидетельствует о невозможности учета их преимуществ в каких-то особых программах пространственного развития, даже в программах развития транспортной инфраструктуры.
Плохая субординированность критериев, которые используют авторы Стратегии – 2025, связана, по нашему мнению, прежде всего с тем, что не принимается во внимание взаимозависимость геополитических и геоэкономических факторов, из которой также следует приоритетность задач, решаемых в определённый период, и комплекс этих задач, которые могут относиться к текущему периоду или иметь долгосрочный характер.
Обратимся к макрорегиону – Дальнему Востоку с бóльшим вниманием, так как большинство его территорий одновременно входит по принятым в Стратегии – 2025 разным критериям в понятие «геостратегических»: они граничат с зарубежными государствами, полностью или по районам входят в Арктическую зону, выделены как регионы приоритетного развития в национальных проектах. Более того – находятся под пристальным вниманием федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Так, на совещании в Совете Федерации обсуждалась «Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года», принятая в 2017 г.14
Концепция для Дальнего Востока была утверждена до его расширения за счет включения Республики Бурятия и Забайкальского края, но в конце 2019 г. принята в новой редакции. Это единственная концепция регионального («окружного») характер, принятая на федеральном уровне, не говоря уже о том, что план реализации федеральной «Концепции демографической политики РФ до 2025 года» был утвержден в 2021 г., хотя концепция принята президентским указом еще в 2007 г.
К демографическим проблемам это макрорегиона в связи с его геостратегическим положением уже обращались специали-сты-демографы.
К этой теме «демография – геополитика» обращаются и исследователи других стран, анализируя проблему «в контексте демографии как геостратегической категории». Определение «Дальневосточный макрорегион представляет собой конгломерат пространственных образований» можно рассматривать как вполне точную характеристику этого приоритетного в российской практике управления географического района.
По этой причине авторы видят экономические районы мезо- и микроуровня как обладающие системной природой, так и не обладающие подобными свойствами.
Но кроме этих обстоятельств, которые «следует иметь в виду при разработке стратегий развития Дальнего Востока», необходимо учитывать потенциальную роль и место этого макрорегиона в глобальной экономике, без чего невозможно проведение эффективной геоэкономической политики в эпоху усиления глобализации.15
Совсем недавно политика российского правительства предусматривала создание особой экономической зоны на территории г. Владивостока, а далее последовательное распространение этого режима на «различные»5 территории Дальнего Востока.
Владивостокская зона в конце 2017 г. была ликвидирована (через три года после её создания) постановлением правительства, так как в течение трех лет с даты её создания не было заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности.
Как могло произойти, что географическая точка пересечения интересов российской экономики и экономик Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с крупнейшими развивающимися экономиками мира – Индией и Китаем, не дала за три года существования этой зоны соглашений с заинтересованными странами, остается за скобками предположений, но свидетельствует о более чем противоречивом сочетании геополитики и геоэкономики по отношению к этому приоритетному макрорегиону.
Поэтому оценку Владивостока как центра международного экономического сотрудничества можно считать неумеренным оптимизмом авторов. Такой оптимистический взгляд не учитывает российских реалий и провалов внешнеэкономической политики как раз в этом геостратегическом регионе. 16
В рамках обсуждения уже названной Концепции демографической политики макрорегиона на совещании в Совете Федерации отмечалось, что наряду с высокой смертностью и одним их самых низких среди округов показателей ожидаемой продолжительности жизни, в Дальневосточном округе «сохраняется высокий уровень рождаемости».
Во - первых, малоэффективно сравнивать средний уровень рождаемости по округу при разбросе показателей от 1,51 в Магаданской области (суммарный коэффициент рождаемости, СКР10), что не отличается от среднего показателя по России, до 1,97 в Сахалинской области.
Рисунок 8 . Развитие Дальневосточного Федерального округа
Во-вторых, средний по округу показатель 1,7 никак не может быть назван высоким, хотя этот уровень являлся целью национального проекта «Демография», но не вошел в новые, скорректированные национальные цели развития до 2030 года. 17
Кроме того, и это самое главное, что отсутствовало в демографической характеристике Дальневосточного макрорегиона, – во всех без исключения субъектах этой геостратегической подгруппы наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня рождаемости как в регионе с самыми низкими показателями (той же Магаданской области), так и в республиках, где совсем недавно уровень рождаемости обеспечивал естественное воспроизводство населения (Саха (Якутия) и Бурятия), что в России является большой редкостью.
Еще в 2015 г., первом году ухудшения геоэкономической ситуации из-за геополитических изменений, в 6 регионах Дальнего Востока СКР был выше (табл. 3), в том числе в двух республиках и автономном округе он даже обеспечивал простое воспроизводство населения (2,1 и выше).
Подчеркнем, что в концепциях любой политики, не только демографической, в геостратегических регионах необходимо обращать внимание на существенную разницу между показателями городского и сельского населения, между обеспеченностью города и села здравоохранительными учреждениями и т.д. и т.п. 18
Например, сельское население Бурятии, Якутии, Забайкальского края, Магаданской области, Чукотского автономного округа сохраняет уровень рождаемости, обеспечивающий расширенное естественное воспроизводство населения (сельское население Якутии имело СКР 2,59, Магаданской области – 2,79 и Чукотки – 5,42), что не только заметно выше среднероссийского (1,74), но и свидетельствует о качественно ином репродуктивном поведении сельских семей в этих регионах.