ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 818
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;
38) обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы;
39) предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления.
Таким образом, все обязанности, возложенные на полицию, можно свести в следующие группы:
а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
в) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
г) розыск лиц;
д) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
е) обеспечение правопорядка в общественных местах;
ж) обеспечение безопасности дорожного движения;
з) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
и) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
к) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
л) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
м) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Заключение
В данной лекции рассмотрен ряд основных вопросов, помогающих понять место и значение полиции в деятельности государства по защите прав и свобод граждан, правопорядка, борьбы с преступностью и иными правонарушениями.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов в защите их прав и законных интересов.
Список литературы
Основная
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
4. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 № 250 «Вопросы организации органов внутренних дел».
5. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации».
6. Административная деятельность ОВД: Учебник..
7. Административная деятельность полиции.
Дополнительная
-
Законодательство о полиции. – М.: ООО «Рид групп».
2. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (поглавный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. – М.: Проспект, 2011.
3. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов / под ред. В.В. Гордиенко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.
ТЕМА 6. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Вопросы:
1. Понятие и содержание административной деятельности полиции.
2. Виды административной деятельности полиции.
3. Принципы административной деятельности полиции.
1. Понятие и содержание административной деятельности полиции
Вопрос о понятии и сущности административной деятельности полиции является сложным и относительно спорным. Тем не менее, данный вид деятельности полиции является самостоятельным на ровне с такими как уголовно-процессуальная и оперативно-разыскная.
Административная деятельность полиции – это подзаконная, государственно-властная, исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое решение задач и выполнение функций полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности осуществляемая в административно-правовых формах с использованием административно-правовых методов.
Характерными чертами административной деятельности полиции являются:
-
подзаконный характер, -
государственно-властный характер, -
организующий характер, -
исполнительно-распорядительный характер, -
профилактическая направленность, -
осуществляется в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, -
осуществляется в административно-правовых формах с использованием административно-правовых методов20.
Подзаконный характер административной деятельности означает, всегда и все действия сотрудников полиции должны основываться на законе или подзаконных нормативных актах, содействовать наиболее точному их исполнению, проходить в порядке и пределах, определенном законодательством21.
Государственно-властный и исполнительно-распорядительный характер административной деятельности полиции выражается в том, что она осуществляется службами и подразделениями полиции от имени государства с предоставленных государством властных полномочий в рамках компетенции, строго очерченной законом
22.
Организующий характер административной деятельности полиции состоит в положительной созидательной работе по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий, необходимостью обеспечения безопасного дорожного движения, функционированием объектов, представляющих повышенную опасность для окружающих и т.д23.
Профилактическая направленность заключается в предупреждении правонарушений, что является конечной целью административной деятельности полиции24.
Содержание административной деятельности полиции ее смысл и назначение находят отражение в реализации полицейских функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами25.
Специфика административной деятельности полиции состоит, прежде всего, в том, что в основе этой деятельности лежат нормы административного права, а ее целью является исполнение действующего административного законодательства по вопросам, отнесенным государством к компетенции полиции.
Функции полиции обусловлены, в конечном счете, объективными факторами. Количество и характер этих функций зависят от целей и задач, которые государство ставит перед полицией, их назначения. Содержание многих функций при любых условиях остается неизменным. В данной связи в административной деятельности по целенаправленности можно выделить две больших группы функций, взаимосвязанных и взаимообусловленных: внутриорганизационных и внешних.
Внутриорганизационные административные функции более постоянны и имеют своим назначением обеспечение четкого функционирования всех служб, подразделений и их личного состава (сотрудников полиции), а также эффективное использование других сил и средств. К ним относятся: прогнозирование и планирование, формирование управляющей и управляемой систем в сфере административной деятельности, подбор и расстановка кадров, организация взаимодействия, контроль и проверка исполнения, учет и т. п.
Внутриорганизационные функции выполняются всеми службами и подразделениями полиции, включая и те, которые занимаются оперативно-разыскной работой или проводят дознание. Однако, несмотря на всю важность и необходимость этих функций, они являются вспомогательными, направленными на обеспечение слаженной работы коллектива конкретного органа или подразделения, эффективной реализации внешних
административных функций полиции26.
Внешние административные функции полиции направлены на решение основных задач. Их осуществление выходит за пределы внутриорганизационных отношений и распространяется на неподчиненные им государственные и негосударственные организации, а также на их должностных лиц и на граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовой характер имеет реализация таких функций как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транспортных средств, выдача лицензий, разрешений, и т. д. Это та деятельность, для осуществления которой и создаются, в конечном счете, конкретный орган внутренних дел или его подразделение.
В данном случае административно-правовые отношения возникают между органом внутренних дел в лице его сотрудников (должностных лиц) с одной стороны и гражданами, государственными органами, предприятиями, организациями и должностными лицами не подчиненными органам внутренних дел в служебном отношении27.
По характеру управленческих задач, решаемых при осуществлении административной деятельности полиции, ее функции можно подразделить на общие, специальные и обеспечивающие28.
К общим функциям административной деятельности полиции относятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль. Данные функции являются составными элементами любой управленческой деятельности и реализуются как в рамках внутриоргани-зационной, так и внешнеорганизационной административной деятельности полиции.
К обеспечивающим функциям относятся: кадровое, финансовое, материально-техническое, психологическое, медицинское и иное обеспечение административной деятельности полиции. Эта деятельность направлена на то, чтобы обеспечить согласованную и ритмичную деятельность конкретных органов и подразделений при решении стоящих перед ними внешних задач.
В процессе исполнения внешних административных функций в наибольшей мере проявляется социальное назначение полиции как исполнительного органа государственной власти. В учебной литературе их выделяют в качестве специальных (основных). Исходя из положений Федерального закона «О полиции» ее основными административными функциями являются:
– обеспечение безопасности личности;