Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 818

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


37) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

38) обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы;

39) предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления.

Таким образом, все обязанности, возложенные на полицию, можно свести в следующие группы:

а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

в) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

г) розыск лиц;

д) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

е) обеспечение правопорядка в общественных местах;

ж) обеспечение безопасности дорожного движения;

з) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

и) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

к) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

л) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

м) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Заключение
В данной лекции рассмотрен ряд основных вопросов, помогающих понять место и значение полиции в деятельности государства по защите прав и свобод граждан, правопорядка, борьбы с преступностью и иными правонарушениями.


Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов в защите их прав и законных интересов.

Список литературы

Основная

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 № 250 «Вопросы организации органов внутренних дел».

5. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации».

6. Административная деятельность ОВД: Учебник..

7. Административная деятельность полиции.
Дополнительная

  1. Законодательство о полиции. – М.: ООО «Рид групп».

2. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (поглавный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. – М.: Проспект, 2011.

3. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов / под ред. В.В. Гордиенко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.


ТЕМА 6. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Вопросы:

1. Понятие и содержание административной деятельности полиции.

2. Виды административной деятельности полиции.

3. Принципы административной деятельности полиции.
1. Понятие и содержание административной деятельности полиции
Вопрос о понятии и сущности административной деятельности полиции является сложным и относительно спорным. Тем не менее, данный вид деятельности полиции является самостоятельным на ровне с такими как уголовно-процессуальная и оперативно-разыскная.

Административная деятельность полицииэто подзаконная, государственно-властная, исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое решение задач и выполнение функций полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности осуществляемая в административно-правовых формах с использованием административно-правовых методов.

Характерными чертами административной деятельности полиции являются:

  1. подзаконный характер,

  2. государственно-властный характер,

  3. организующий характер,

  4. исполнительно-распорядительный характер,

  5. профилактическая направленность,

  6. осуществляется в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности,

  7. осуществляется в административно-правовых формах с использованием административно-правовых методов20.

Подзаконный характер административной деятельности означает, всегда и все действия сотрудников полиции должны основываться на законе или подзаконных нормативных актах, содействовать наиболее точному их исполнению, проходить в порядке и пределах, определенном законодательством21.

Государственно-властный и исполнительно-распорядительный характер административной деятельности полиции выражается в том, что она осуществляется службами и подразделениями полиции от имени государства с предоставленных государством властных полномочий в рамках компетенции, строго очерченной законом
22.

Организующий характер административной деятельности полиции состоит в положительной созидательной работе по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий, необходимостью обеспечения безопасного дорожного движения, функционированием объектов, представляющих повышенную опасность для окружающих и т.д23.

Профилактическая направленность заключается в предупреждении правонарушений, что является конечной целью административной деятельности полиции24.

Содержание административной деятельности полиции ее смысл и назначение находят отражение в реализации полицейских функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами25.

Специфика административной деятельности полиции состоит, прежде всего, в том, что в основе этой деятельности лежат нормы администра­тивного права, а ее целью является исполнение действующего админис­тративного законодательства по вопросам, отнесенным государством к компетенции полиции.

Функции полиции обусловлены, в конечном счете, объективными факторами. Количество и характер этих функций зависят от целей и задач, которые государство ставит перед полицией, их назначения. Содержание многих функций при любых условиях остается неизменным. В данной связи в административной деятельности по целенаправленности можно выделить две больших группы функций, взаимосвязанных и взаимообус­ловленных: внутриорганизационных и внешних.

Внутриорганизационные административные функции более постоян­ны и имеют своим назначением обеспечение четкого функционирования всех служб, подразделений и их личного состава (сотрудников полиции), а также эффективное использование других сил и средств. К ним отно­сятся: прогнозирование и планирование, формирование управляющей и управляемой систем в сфере административной деятельности, подбор и расстановка кадров, организация взаимодействия, контроль и проверка исполнения, учет и т. п.

Внутриорганизационные функции выполняются всеми служба­ми и подразделениями полиции, включая и те, которые занимаются оперативно-разыскной работой или проводят дознание. Однако, несмотря на всю важность и необходимость этих функций, они являются вспомога­тельными, направленными на обеспечение слаженной работы коллектива конкретного органа или подразделения, эффективной реализации вне­шних
административных функций полиции26.

Внешние административные функции полиции направлены на решение основных задач. Их осуществление выходит за пре­делы внутриорганизационных отношений и распространяется на неподчиненные им государственные и негосударственные организации, а также на их должностных лиц и на граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовой характер имеет реализация таких функций как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транспортных средств, выдача лицензий, разреше­ний, и т. д. Это та деятельность, для осуществления которой и создаются, в конечном счете, конкретный орган внутренних дел или его подразделение.

В данном случае административно-правовые отношения возникают между органом внутренних дел в лице его сотрудников (должностных лиц) с одной стороны и гражданами, государственными органами, предприяти­ями, организациями и должностными лицами не подчиненными органам внутренних дел в служебном отношении27.

По характеру управленческих задач, решаемых при осуществлении ад­министративной деятельности полиции, ее функции можно подразделить на общие, специальные и обеспечивающие28.

К общим функциям административной деятельности полиции отно­сятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль. Данные функции являются составными элементами любой управленческой деятельности и реализуются как в рамках внутриоргани-зационной, так и внешнеорганизационной административной деятельнос­ти полиции.

К обеспечивающим функциям относятся: кадровое, финансовое, материально-техническое, психологическое, медицинское и иное обес­печение административной деятельности полиции. Эта деятельность направлена на то, чтобы обеспечить согласованную и ритмичную деятельность конкретных органов и подразделений при решении стоящих перед ними внешних задач.

В процессе исполнения внешних административных функций в на­ибольшей мере проявляется социальное назначение полиции как испол­нительного органа государственной власти. В учебной литературе их выделяют в качестве специальных (основных). Исходя из положений Федерального закона «О полиции» ее основными административными функциями являются:

– обеспечение безопасности личности;