Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 821

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопас­ности;

– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– лицензионно-разрешительная работа и контроль за частной детек­тивной и охранной деятельностью в соответствии с действующим законо­дательством;

– обеспечение безопасности в сфере дорожного движения, контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов, действующих в этой сфере;

– охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

– охрана объектов, подлежащих обязательной государственной охране и охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего им имущества;

– осуществление административно-юрисдикционной деятельности и исполнение административных наказаний и др29.
2. Виды административной деятельности полиции
Видами административной деятельности полиции являются ее составные части, которые различаются между собой по конкретным задачам, характеру охраняемых общественных отношений, специфике правового регулирования.

В зависимости от юридических свойств перечисленных специальных (основных) направлений административной деятельности в научной лите­ратуре выделяют следующие ее виды:

а) учетно-регистрационная (например, регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, регистрация заявлений, сообщений и иной поступающей информации о преступлениях, регистрация и учет административных правонарушений, регистрация и учет дорожно-транспортных происшествий);

б) лицензионно-разрешительная (лицензирование частной детективной и охранной деятельности, выдача лицензий на продажу и приобретение гражданского и служебного оружия, выдача лицензий на коллекционирование и экспонирование огнестрельного оружия, выдача разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия);

в) административно-юрисдикционная (осуществление производства по делам об административных правонарушениях, наложение админист­ративных наказаний, исполнение административных наказаний);

г) контрольно-надзорная (осуществление административного надзора в сфере общественного порядка, безопасности дорожного движения, соблюдения гражданами и должност­ными лицами паспортных правил и правил регистрационного учета, соб­людения установленных федеральным законом правил частной детектив­ной и охранной деятельности и других)
30.

Исходя из того, что задачи полиции решают в единстве все службы и подразделения в присущих им формах и методах, административные функции в определенной мере выполняют и сотрудники криминальной полиции. Предупреждая и пресекая преступления и административные правонарушения, оперативные уполномоченные, руководствуясь админи­стративно-правовыми нормами, задерживают и доставляют в полицию правонарушителей, проводят профилактические беседы, применяют спе­циальные средства принуждения и огнестрельное оружие и т. п.

Характерные черты – это то, что отличает административную деятельность от других основных направлений работы органов внутренних дел, в частности, от уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности.

Традиционно выделяются следующие характерные черты административной деятельности органов внутренних дел.

1. Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел находит свое выражение в осуществлении этими органами возложенных на них властных полномочий от имени государства в рамках компетенции, строго определенной законом. Сотрудники органов внутренних дел, выполняя административные функции, выступают как субъекты управления (представители власти), наделенные правом давать обязательные для исполнения указания, применять в необходимых случаях меры принудительного воздействия. Поэтому по отношению к объектам управления исполнительная деятельность органов внутренних дел является вместе с тем и распорядительной. В распорядительных полномочиях проявляется присущая административной деятельности властность.

2. Организующий характер. Основу содержания административной деятельности составляет положительная, созидательная работа по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, в том числе при проведении различных массовых мероприятий, необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения, въездом граждан в Россию и выездом за границу и т.д. Применение норм права в процессе административной деятельности в преобладающем большинстве случаев не связано с правонарушениями, а направлено на организацию проведения норм права в жизнь, на решение организационных вопросов, возникающих при правомерном поведении граждан.



3. Подчиненность и подконтрольность представительным и исполнительным органам государственной власти. Контроль за деятельностью полиции в пределах своих полномочий осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. При этом органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-разыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

В своей деятельности полиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Подчиненность и подконтрольность административной деятельности органов внутренних дел представительным органам власти в центре и на местах повышает их роль в организации борьбы с правонарушениями, усиливают ответственность полиции, пожарной охраны, государственной автомобильной инспекции и других органов за выполнение возложенных на них задач, обеспечивают эффективность контроля за их работой, способствуют координации деятельности различных правоохранительных органов и общественных формирований.

4. Административная деятельность органов внутренних дел характеризуется сочетанием централизованного руководства с оперативным (непосредственным) управлением. Централизованное руководство выражается в определении приоритетных направлений деятельности, установлении общих правил, нормативов и т.п. Для оперативного (непосредственного) управления характерно наличие прямых связей между субъектом и объектом управления.

5. Административная деятельность органов внутренних дел подзаконна. Это означает, что всегда и все действия сотрудников должны основываться на законе и подзаконных нормативных актах, содействовать наиболее точному их исполнению, проходить в пределах и в порядке, определенных законодательством. Законность является одним из принципов деятельности полиции. Рассматриваемая черта административной деятельности очень важна, так как ее сфера чрезвычайно широка. Она осуществляется постоянно в обращении с гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами. Любое отступление от закона может причинить существенный ущерб правам и законным интересам граждан, органам, предприятиям, учреждениям, организациям.

Подзаконность административной деятельности имеет большое значение и в силу того, что в процессе этой деятельности прежде всего исполняются предписания закона. Нормы закона применяются органами внутренних дел в связи с конкретными жизненными ситуациями и обстоятельствами. При этом органы внутренних дел (их должностные лица) могут давать непосредственные предписания (скажем, издать приказ о поощрении работника) либо совершают действия, содержание которых составляет исполнение прямых предписаний закона (например, пресечение правонарушения).


В процессе осуществления административной деятельности уполномоченные органы внутренних дел разрабатывают и издают ведомственные нормативные акты. Содержащиеся в них нормы, правила поведения носят подзаконный характер, поскольку принимаются эти акты в целях исполнения требований закона, их детализации и конкретизации, и должны основываться на существующих вышестоящих нормативных актах.

Органы внутренних дел (должностные лица) в соответствии с законодательством вправе самостоятельно осуществлять деятельность по привлечению к юридической ответственности правонарушителей, применять к ним меры административного и уголовно-процессуального воздействия. Разумеется, эта деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями закона.

6. Профилактическая направленность административной деятельности органов внутренних дел обеспечивается прежде всего такой организацией работы всех аппаратов, служб, сил, средств, которая создавала бы максимальные условия для развития цивилизованных отношений в сфере общественного порядка и сфере общественной безопасности, для строгого соблюдения установленного в этих и иных сферах внутренних дел законодательства, для предупреждения его нарушений. Успех в этой работе достигается только при глубоком, всестороннем изучении состояния общественного порядка, общественной безопасности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, действенной обоснованной расстановке сил и средств, а также высокопрофессиональной службой каждого работника.

Приведенный традиционный список характерных черт можно расширить. Так, административной деятельности, в гораздо большей степени, чем уголовно-процессуальной и, тем более, оперативно-разыскной, присуща гласность и, наконец, в отличие от других, она урегулирована административным законодательством.

Анализ перечисленных характерных черт административной деятельности органов внутренних дел позволяет сформулировать ее понятие.

Административная деятельность органов внутренних дел (полиции) представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Под видами административной деятельности полиции понимаются ее составные части, различающиеся между собой по конкретным задачам, характеру охраняемых общественных отношений, специфике правового регулирования, осуществляемые специально созданными структурными подразделениями органов внутренних дел.

3. Принципы административной деятельности полиции
Под принципами административной деятельности ОВД понимаются основные идеи, положения, на основе которых строится и осуществляет­ся административная деятельность. Принципы могут быть обличены в форму правовых норм построения и реализации данной деятельности, обязательных к исполнению и соблюдению, а также оказывать регули­рующую роль, не находя своего закрепления в законодательстве в виде соответствующих формулировок, т.е. не являются правовыми и носить социальный, мировоззренческий характер. Однако они связаны друг с другом и образуют систему принципов административной деятельнос­ти ОВД. Ввиду этого эффективность административной деятельности достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности.

В системе принципов административной деятельности полиции выделя­ют социально-правовые и организационные принципы.

Социально-правовыми являются те принципы, которые имеют общесоциальный характер и реализуются в административной деятельности не зависимо от уровня и места того или иного органа, от должности, за­нимаемой работником, осуществляющим административную деятель­ность31.

Важная роль социально-правовых принципов обусловлена тем, что они являются основополагающими социальными (моральными, юридическими) правилами административной деятельности органов внутренних дел. К социально-правовым принципам относятся: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

К организационным относятся принципы, на основе которых строит­ся, организуется административная деятельность органов внутренних дел. Этими принципами руководствуются при создании аппаратов, служб, органов, подразделений и других организационных структур, осуществляющих административную деятельность. Применение ука­занных принципов позволяет избрать наиболее оптимальные варианты структуры и функционирования органов, рационально распределить компетенцию между субъектами деятельности, устранить параллелизм и дублирование в реализации функций административной деятельнос­ти. Система организационных принципов включает в себя две группы: принципы построения аппаратов и служб, осуществляющих администра­тивную деятельность, и принципы их деятельности.