ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 863
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К числу таких обращений относятся:
-
«предложение», -
«заявление» и -
«жалоба».
Рассмотрим более подробно, что является предложением и заявлением, цель их подачи, а также круг вопросов, поднимаемых в этих обращениях.
В статье 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» четко прописано, что предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
С помощью такого вида обращения как «предложение» граждане реализуют свое право на участие в управлении делами государства.
По сути, предложение представляет собой документ, в котором излагаются идеи гражданина по совершенствованию законодательства, оптимизации деятельности государственной власти и местного самоуправления, различного рода преобразованиях в обществе.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Такой вид обращения, как заявление, может преследовать одну из двух целей: «позитивную» или «негативную».
Позитивной целью является просьба оказать содействие заявителю или иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод.
Примерами позитивного заявления могут служить:
-
заявление в органы соцобеспечения на оформление субсидий по уплате квартплаты, -
заявление о бракосочетании в органы записи актов гражданского состояния.
К негативной цели относится:
-
сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, -
недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц либо -
критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Негативной цель указана достаточно условно, так как в конечном итоге преследуется все-таки цель оптимизации, улучшения законодательства, работы государственных органов и органов местного самоуправления и должностных лиц.
Негативным заявлением будет заявление в органы прокуратуры о нарушении законодательства или прав и свобод гражданина в государственных органах или органах местного самоуправления, заявление о преступлении.
С. Кенжаев выделяет три подвида заявлений:
-
заявления в государственные, общественные и частные структуры, содержащие просьбу о реализации предоставленных заявителям прав и удовлетворении их законных интересов; -
обращения, в которых излагаются сведения о ставших известными правонарушениях преступного или непреступного характера; -
исковые и другие заявления, с которыми личность, а также представитель государственных, общественных и частных организаций обращается в судебные органы.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Спецификой правоотношений, являющихся предметом правового регулирования норм указанного Федерального закона, выступает их двойственная природа.
С одной стороны, обращения граждан – это способ реализации их прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации, то есть реализации норм конституционного права.
С другой стороны, вопросы приема и рассмотрения обращений граждан относятся к сфере административно-процессуального регулирования.
Кроме того, как свидетельствует практика, в целях обеспечения рассмотрения обращений и приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» федеральные органы государственной власти принимают ведомственные акты.
К ним, например, относятся:
-
Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». -
Приказ МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок».
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ст. 7 содержит обязательные требования, предъявляемые к письменному обращению.
В первую очередь в вводной части обращения указывается адресат (государственный орган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностного лица, которому подается обращение, и его должность).
Далее гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии). Во вводной части указывается также адрес гражданина. Это необходимо для последующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации.
Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина.
В основной части обращения излагается суть проблемы, с которой обращается гражданин, доводы, на которых основываются просьбы и предложения, а также сами просьбы и предложения.
Завершая обращение, гражданин ставит свою подпись (как правило, в скобках указывается расшифровка подписи), а также указывается дата подачи обращения.
Невыполнение указанных требований, как правило, влечет следующие последствия согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11).
2. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (ч. 4 ст. 11).
3. При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3 ст. 11).
В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Таким образом, делая вывод можно отметить, что Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в общем виде регламентирует деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по рассмотрению предложений и заявлений граждан и обращений организаций по существу, с принятием по ним решения.
2. РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Работа с обращениями (предложениями, заявлениями и жалобами) граждан – важное самостоятельное направление деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, призванное обеспечить соблюдение, охрану, защиту, а в необходимых случаях восстановление нарушенных конституционных прав и законных интересов граждан.
Работа с обращениями граждан в МВД России ведется в полном соответствии с законодательством Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» приказом МВД России от 28 августа 2014 г. № 736 утверждена Инструкция по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Согласно административному регламенту (Приказ МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221) выделяют следующие виды обращений граждан в ОВД:
-
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. -
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. -
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии в территориальный орган МВД России или уполномоченным сотрудникам органов внутренних дел.
Заявления о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии могут поступать в дежурную часть территориального органа в письменном виде, по почте, по телеграфу, по информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи либо доставляются заявителем или его представителем лично, а сообщения о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии - в устной форме.
Поступившее в дежурную часть территориального органа Интернет-заявление распечатывается на бумажном носителе, дальнейшая работа с ним ведется как с заявлением в порядке, установленном Административным регламентом. Уведомление заявителей о приеме, регистрации заявления, полученного через Единый портал, осуществляется с использованием информационной системы и отображается в личном кабинете заявителя на Едином портале.
Заявления о преступлении, поступившие в подразделение делопроизводства территориального органа МВД России по почте, по телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются руководителем территориального органа МВД России в дежурную часть территориального органа для незамедлительной регистрации.
Сотрудникам подразделения делопроизводства запрещается принимать и учитывать заявления, которые доставлены в территориальный орган МВД России непосредственно заявителями.
Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии принимаются любым уполномоченным сотрудником органов внутренних дел.
Сотрудник, получивший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, сообщает в дежурную часть территориального органа