ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 877
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но на месте составить протокол невозможно, а также для выяснения обстоятельств административного правонарушения.
В соответствии со ст. 27.3 КоАП административное задержание уполномочены осуществлять в пределах своей компетенции должностные лица органов внутренних дел (полиции), военной автомобильной инспекции, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, старшие в месте расположения охраняемого объекта должностные лица ведомственной или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органов и войск пограничной службы, военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной системы.
В целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Задержанному разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, уполномоченных осуществлять административные задержания (ст.27.3 КоАП), либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц. Они доставляются в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В такие центры могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случае, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение.
Срок административного задержания закреплен в статье 27.5 КоАП и не должен превышать трех часов. В то же время данная статья предусматривает и более длительные сроки административного задержания до 48 часов:
- для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил;
- для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.
Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение одного из указанных ранее органов. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.
Вместе с тем, существует категория граждан, в отношении которых не может быть применена рассматриваемая нами мера принуждения. Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку и т.д.). В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей Российской Федерации» не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Пункт 5 ст. 16 названного Закона устанавливает: «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях». Аналогичное положение о недопустимости задержания прокурора и следователя содержится в п.2 ст.42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Особенностью применения данной меры является ограничение конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч.1 ст.22 Конституции РФ) и права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч.2 ст.35 Конституции РФ). В связи с этим в ст.27.7 КоАП закрепляется ряд условий, направленных на обеспечение законности при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Во-первых, досмотр производится только в
случае необходимости, при наличии факта правонарушения и в целях, предусмотренных законом. Во-вторых, досмотр вправе осуществлять только уполномоченные на то должностные лица, указанные в статьях 27.2, 27.3 КоАП. В-третьих, личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Эта процедура происходит в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены, при этом должны быть обеспечены безопасность и здоровье, личное достоинство, сохранность полученных сведений, касающихся личности досматриваемого. В-четвертых, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.
Только в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личных досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
Производство личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, оформляется протоколом либо соответствующей записью в протоколе о доставлении или об административном задержании. В описательной части данного документа указывается вид и количество обнаруженных вещей, их идентификационные признаки, в том числе тип, марка, модель, калибр, серия, номер оружия, вид и количество боевых припасов и т.д. В протоколе также делается запись о применении, в случае необходимости, фото- и киносъемки, видеозаписи, а также иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.
Еще одной мерой процессуального обеспечения по делу об административном правонарушении является осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП), в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Об осмотре помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, сведения:
- о лице, составившим протокол;
- о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе,
- об индивидуальном предпринимателе или о его представителе,
- об осмотренных территориях и помещениях,
- о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей,
- о виде и реквизитах документов.
В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Все полученные материалы прилагаются к протоколу.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.
Из смысла этого положения закона следует, что осуществление осмотра в случаях, не терпящих отлагательств, допускается и в отсутствие собственника осматриваемого помещения либо законного представителя юридического лица. В то же время присутствие представителя юридического лица, представителя индивидуального предпринимателя, а также понятых является обязательным.
Что можно отнести к случаям, не терпящим отлагательств? Во-первых, в случаях пресечения административного правонарушения, когда должностные лица, производящие осмотр, осведомлены о наличии в помещениях (на осматриваемых территориях) предметов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, или документов, имеющих значение доказательств по делу. При этом надо иметь в виду, что обнаруженные в ходе осмотра орудия совершения или предметы административного правонарушения могут быть изъяты либо на них может быть наложен арест в соответствии со ст. 27.10, 27.14 КоАП РФ.
Во-вторых, в случае осуществления данной меры на стадии исполнительного производства, применяемой в отношении лица, вина которого установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.
При отказе законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
В соответствии со ст. 27.3 КоАП административное задержание уполномочены осуществлять в пределах своей компетенции должностные лица органов внутренних дел (полиции), военной автомобильной инспекции, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, старшие в месте расположения охраняемого объекта должностные лица ведомственной или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органов и войск пограничной службы, военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной системы.
В целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Задержанному разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, уполномоченных осуществлять административные задержания (ст.27.3 КоАП), либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц. Они доставляются в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В такие центры могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случае, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение.
Срок административного задержания закреплен в статье 27.5 КоАП и не должен превышать трех часов. В то же время данная статья предусматривает и более длительные сроки административного задержания до 48 часов:
- для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил;
- для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.
Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение одного из указанных ранее органов. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.
Вместе с тем, существует категория граждан, в отношении которых не может быть применена рассматриваемая нами мера принуждения. Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку и т.д.). В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей Российской Федерации» не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Пункт 5 ст. 16 названного Закона устанавливает: «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях». Аналогичное положение о недопустимости задержания прокурора и следователя содержится в п.2 ст.42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации».
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Особенностью применения данной меры является ограничение конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч.1 ст.22 Конституции РФ) и права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч.2 ст.35 Конституции РФ). В связи с этим в ст.27.7 КоАП закрепляется ряд условий, направленных на обеспечение законности при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Во-первых, досмотр производится только в
случае необходимости, при наличии факта правонарушения и в целях, предусмотренных законом. Во-вторых, досмотр вправе осуществлять только уполномоченные на то должностные лица, указанные в статьях 27.2, 27.3 КоАП. В-третьих, личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Эта процедура происходит в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены, при этом должны быть обеспечены безопасность и здоровье, личное достоинство, сохранность полученных сведений, касающихся личности досматриваемого. В-четвертых, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.
Только в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личных досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
Производство личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, оформляется протоколом либо соответствующей записью в протоколе о доставлении или об административном задержании. В описательной части данного документа указывается вид и количество обнаруженных вещей, их идентификационные признаки, в том числе тип, марка, модель, калибр, серия, номер оружия, вид и количество боевых припасов и т.д. В протоколе также делается запись о применении, в случае необходимости, фото- и киносъемки, видеозаписи, а также иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.
Еще одной мерой процессуального обеспечения по делу об административном правонарушении является осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП), в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Об осмотре помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, сведения:
- о лице, составившим протокол;
- о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе,
- об индивидуальном предпринимателе или о его представителе,
- об осмотренных территориях и помещениях,
- о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей,
- о виде и реквизитах документов.
В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Все полученные материалы прилагаются к протоколу.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.
Из смысла этого положения закона следует, что осуществление осмотра в случаях, не терпящих отлагательств, допускается и в отсутствие собственника осматриваемого помещения либо законного представителя юридического лица. В то же время присутствие представителя юридического лица, представителя индивидуального предпринимателя, а также понятых является обязательным.
Что можно отнести к случаям, не терпящим отлагательств? Во-первых, в случаях пресечения административного правонарушения, когда должностные лица, производящие осмотр, осведомлены о наличии в помещениях (на осматриваемых территориях) предметов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, или документов, имеющих значение доказательств по делу. При этом надо иметь в виду, что обнаруженные в ходе осмотра орудия совершения или предметы административного правонарушения могут быть изъяты либо на них может быть наложен арест в соответствии со ст. 27.10, 27.14 КоАП РФ.
Во-вторых, в случае осуществления данной меры на стадии исполнительного производства, применяемой в отношении лица, вина которого установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.
При отказе законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.