ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 888
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 1.4 КоАП России).
Одним из важнейших принципов производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, является презумпция невиновности. Суть данного принципа производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, установлена вступившим в законную силу постановлением должностного лица органа внутренних дел, рассматривающего дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность90.
К принципам производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, относится принцип обеспечения гарантий неприкосновенности личности и принцип охраны чести и достоинства личности. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Согласно КоАП России, при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (п. 3 ст. 1.6 КоАП России). Согласно КоАП России, административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушении, или причинение ему физических страданий (п. 2 ст. 3.1 КоАП России).
Следующим принципом производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел (полиции), является принцип обеспечения права на защиту. Этот принцип преимущественно касается лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшего (ст. ст. 25.1, 25.2 КоАП России). Данные участники производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иными процессуальными правами, предусмотренными
Кодексом РФ об административных правонарушениях.
С принципом обеспечения права на защиту самым тесным образом связан принцип двухстепенности производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел. Так, согласно ст. 30.1 КоАП России, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законными представителями, защитником. Так, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом органа внутренних дел (полиции) - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.3 КоАП России).
Принцип ведения производства по делу об административном правонарушении на государственном языке. Так, производство по делу об административном правонарушении в органах внутренних дел (полиции) ведется на русском языке - государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 24.2 КоАП России).
Принцип гласности также присущ производству по делу об административном правонарушении, осуществляемому в органах внутренних дел. Дело об административном правонарушении подлежит открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если это требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится органом, должностным лицом, рассматривающим дело, в виде определения (
ст. 24.3 КоАП России).
Принцип публичности производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, состоит в том, что производство по делу об административном правонарушении регламентирует порядок применения одного из видов публично-правовой ответственности - административной ответственности.
В связи с чем содержание данного состоит в следующем: меры административной ответственности (административные наказания) устанавливаются государством; инициатива в возбуждении дела об административном правонарушении целиком находится в ведении государства и принадлежит, в частности, органам внутренних дел, и иным контрольно-надзорным органам; рассмотрение данной категории дел также носит характер публичности, официальности с обязанностью должностных лиц, рассматривающих дело, исследовать все обстоятельства и выявить объективную истину по делу, исключая односторонний подход при вынесении постановления; законодательно определен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, установлен в ст. 23.3 КоАП России); государство заинтересовано не только в правильном ведении производства по делу об административном правонарушении, но и в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП России). Согласно ст. 29.13 КоАП России должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Одними из наиболее существенных принципов производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, являются принципы оперативности и экономичности производства. Данные принципы проявляются в том, что дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом органа внутренних дел, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо органа внутренних дел, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. Кроме того, необходимо иметь в виду, что постановление по делу об административном правонарушении в общем порядке не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (
ст. 4.5 КоАП России). Законом предусмотрены случаи, когда назначение наказания осуществляется без составления протокола (ст. 28.6 КоАП России). В этом также может заключаться реализация принципов оперативности и экономичности производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел.
Следующие два взаимосвязанных принципа производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел, - принцип непосредственности и устности производства. Данные принципы закреплены в ст. 29.7 КоАП России, согласно данной статье при рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости - и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Иными словами, законом предусмотрено получение доказательств из первоисточника, а методом их исследования является устное общение с участниками производства.
С вышерассмотренными принципами тесно связан принцип непрерывности производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел. Проявлением данного принципа можно считать то, что согласно ст. 29.7 КоАП России «Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении» перед рассмотрением дела об административном правонарушении объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основе какого закона привлекается к административной ответственности, а завершается производство по делу об административном правонарушении объявлением постановления по делу об административном правонарушении.
Принцип самостоятельности принятия решения по делу об административном правонарушении. Данный принцип находит свое выражение в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляемом в органах внутренних дел, в следующих аспектах. Сотрудник полиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственным и прямым начальникам. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет право понуждать сотрудника полиции выполнять обязанности, которые законом не возложены на полицию. При получении приказа или указания, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом. Согласно
ст. 26.11 КоАП России «Оценка доказательств», должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении (в том числе и должностное лицо органа внутренних дел), оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Следует отметить, что перечисленные принципы во многом определяют содержание производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел.
2. Подготовка к рассмотрению дел
об административных правонарушениях
Важнейшим моментом всего процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях выступает подготовка к рассмотрению дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Вопрос о компетенции в рассмотрении дел об административных правонарушениях – это, прежде всего, вопрос о подведомственности, т.е. об относимости дел об административных правонарушениях к ведению того или иного судьи, органа, должностного лица. При подготовке к рассмотрению дела надо установить, правильно ли определена подведомственность данного дела об административном правонарушении.
Для правильного, своевременного и справедливого рассмотрения дел об административных правонарушениях большое значение имеет решение вопроса о том, кто будет рассматривать конкретное административное дело. В связи с этим используется понятие подведомственности дел об административных правонарушениях. Институт подведомственности в правовом регулировании общественных отношений играет роль распределительного механизма, с помощью которого государство обеспечивает подключение к нему различных форм разрешения юридических дел в соответствии с характером тех общественных отношений, из которых эти дела возникают. Действие этого механизма обеспечивается путем указания в законе на определенные критерии, в зависимости от которых конкретные дела поступают на разрешение указанных в законе органов
Одним из важнейших принципов производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, является презумпция невиновности. Суть данного принципа производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, установлена вступившим в законную силу постановлением должностного лица органа внутренних дел, рассматривающего дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность90.
К принципам производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, относится принцип обеспечения гарантий неприкосновенности личности и принцип охраны чести и достоинства личности. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Согласно КоАП России, при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (п. 3 ст. 1.6 КоАП России). Согласно КоАП России, административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушении, или причинение ему физических страданий (п. 2 ст. 3.1 КоАП России).
Следующим принципом производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел (полиции), является принцип обеспечения права на защиту. Этот принцип преимущественно касается лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшего (ст. ст. 25.1, 25.2 КоАП России). Данные участники производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и иными процессуальными правами, предусмотренными
Кодексом РФ об административных правонарушениях.
С принципом обеспечения права на защиту самым тесным образом связан принцип двухстепенности производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел. Так, согласно ст. 30.1 КоАП России, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законными представителями, защитником. Так, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом органа внутренних дел (полиции) - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.3 КоАП России).
Принцип ведения производства по делу об административном правонарушении на государственном языке. Так, производство по делу об административном правонарушении в органах внутренних дел (полиции) ведется на русском языке - государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 24.2 КоАП России).
Принцип гласности также присущ производству по делу об административном правонарушении, осуществляемому в органах внутренних дел. Дело об административном правонарушении подлежит открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если это требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится органом, должностным лицом, рассматривающим дело, в виде определения (
ст. 24.3 КоАП России).
Принцип публичности производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, состоит в том, что производство по делу об административном правонарушении регламентирует порядок применения одного из видов публично-правовой ответственности - административной ответственности.
В связи с чем содержание данного состоит в следующем: меры административной ответственности (административные наказания) устанавливаются государством; инициатива в возбуждении дела об административном правонарушении целиком находится в ведении государства и принадлежит, в частности, органам внутренних дел, и иным контрольно-надзорным органам; рассмотрение данной категории дел также носит характер публичности, официальности с обязанностью должностных лиц, рассматривающих дело, исследовать все обстоятельства и выявить объективную истину по делу, исключая односторонний подход при вынесении постановления; законодательно определен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, установлен в ст. 23.3 КоАП России); государство заинтересовано не только в правильном ведении производства по делу об административном правонарушении, но и в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП России). Согласно ст. 29.13 КоАП России должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Одними из наиболее существенных принципов производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел, являются принципы оперативности и экономичности производства. Данные принципы проявляются в том, что дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом органа внутренних дел, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо органа внутренних дел, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. Кроме того, необходимо иметь в виду, что постановление по делу об административном правонарушении в общем порядке не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (
ст. 4.5 КоАП России). Законом предусмотрены случаи, когда назначение наказания осуществляется без составления протокола (ст. 28.6 КоАП России). В этом также может заключаться реализация принципов оперативности и экономичности производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел.
Следующие два взаимосвязанных принципа производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел, - принцип непосредственности и устности производства. Данные принципы закреплены в ст. 29.7 КоАП России, согласно данной статье при рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости - и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Иными словами, законом предусмотрено получение доказательств из первоисточника, а методом их исследования является устное общение с участниками производства.
С вышерассмотренными принципами тесно связан принцип непрерывности производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в органах внутренних дел. Проявлением данного принципа можно считать то, что согласно ст. 29.7 КоАП России «Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении» перед рассмотрением дела об административном правонарушении объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основе какого закона привлекается к административной ответственности, а завершается производство по делу об административном правонарушении объявлением постановления по делу об административном правонарушении.
Принцип самостоятельности принятия решения по делу об административном правонарушении. Данный принцип находит свое выражение в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляемом в органах внутренних дел, в следующих аспектах. Сотрудник полиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственным и прямым начальникам. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет право понуждать сотрудника полиции выполнять обязанности, которые законом не возложены на полицию. При получении приказа или указания, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом. Согласно
ст. 26.11 КоАП России «Оценка доказательств», должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении (в том числе и должностное лицо органа внутренних дел), оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Следует отметить, что перечисленные принципы во многом определяют содержание производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел.
2. Подготовка к рассмотрению дел
об административных правонарушениях
Важнейшим моментом всего процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях выступает подготовка к рассмотрению дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Вопрос о компетенции в рассмотрении дел об административных правонарушениях – это, прежде всего, вопрос о подведомственности, т.е. об относимости дел об административных правонарушениях к ведению того или иного судьи, органа, должностного лица. При подготовке к рассмотрению дела надо установить, правильно ли определена подведомственность данного дела об административном правонарушении.
Для правильного, своевременного и справедливого рассмотрения дел об административных правонарушениях большое значение имеет решение вопроса о том, кто будет рассматривать конкретное административное дело. В связи с этим используется понятие подведомственности дел об административных правонарушениях. Институт подведомственности в правовом регулировании общественных отношений играет роль распределительного механизма, с помощью которого государство обеспечивает подключение к нему различных форм разрешения юридических дел в соответствии с характером тех общественных отношений, из которых эти дела возникают. Действие этого механизма обеспечивается путем указания в законе на определенные критерии, в зависимости от которых конкретные дела поступают на разрешение указанных в законе органов