Файл: О. Ф. Мбдоу 10, Золушка. г. Оха, Сахалинская обл. 20192020 учебный год. Методическая литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.

Тема № 44. Звонкие согласные звуки [Ж],[З].

Коррекционно  образовательные задачи: - Учить детей различать звуки [Ж],[З]по артикуляционным признакам, - Чётко произносить звуки в слогах, словах и фразовой речи. - Распространение предложений. - Последовательность слов в предложении. - Коррекционно – развивающие задачи: - Развитие мелкой моторики. Развитие речевого дыхания и слухового внимания. Коррекционно  воспитательные задачи: внимание, память. Оборудование: Мяч. Звуковая схема. Символы звонких согласных звуков «Жук» - «Комар» и красные фишки гласных звуков. Картинки и Презентация«Дифференциация Ж- З»: коза, зонт, ваза, замок, жук, ёжик, жаба, лыжи. Артикуляционная гимнастика «Язычком мы к носику», Логоритмика «Мы жуки». Муз. Е. Железновой

Оргмомент. - Игра с мячом. «Повторюшки»: - Летит – жужжит, сядет – молчит.

Артикуляционная гимнастика Фонетическая разминка. Звуковая схема.

Музыкальная - «Язычком мы к носику» Звонкие согласные звуки [Ж] - «Жук» - [З] - «Комар». Сравнительная характеристика звуков [Ж] [З] - губы-зубы – язык, воздушная струя, голос. - Вывод. Оба звука согласные звонкие. /Языком стучим по нёбу - глухо, без призвука Э/

Рот удерживать открытым. Чем отличаются? Язык вверх на нёбо, Язык вниз за нижние зубы. Чем похожи? - Звуки тянутся, голосок помогает. /Звенит/.

Фонетико-фонематическое восприятие

«Если услышишь» - Звук Ж – подними фишку «жука» и пожужжи; звук З – опусти фишку вниз позвени. «Подружились звуки (буквы), сложились слоги»: Ж - А, З – А, Ж – У, З –У, Ж - О, З - О, Ж – И, З - Ы. Сл.4, 6, 8 - Игра на внимание - Подними фишку жука, если услышишь твёрдый согласный звук [Ж], ЖА – ЗА – ЖА – есть иголки у ежа. Сл 5,7,9
ЖИ - ЗЫ – ЖИ – ежинные следы. Жу – зу – жу – молоко дадим ежу. Жи – зы – жи – где живут ежи? «Четвёртый лишний»: замок ваза, жук, зубы;

Логоритмика

Муз. Е. Железнова «Мы жуки»

Развитие лексико-грамматических процессов

Игры «Запомни, повтори», «Три картинки», «Чего не стало» - - «Слева, справа, между»: заяц, зонт, снежинка. - Игра «Посчитай-ка» - сколько слогов – коза, зонт, замок, жук, ёжик, жаба. Положи картинку схеме с одним слогом, с двумя слогами. Сл.11

Связная речь «Повтори загадку»

- Самого не видно, а песню слышно. - В темноте летает кто-то, издавая громкий звук. Кто там спорит с самолётом? Ну, конечно, майский…

Итог:

Какой был жук? (жужжащий). Какие были звуки? (звонкие согласные)


Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.

Тема № 45. Твёрдый согласный звук [Ц].

Коррекционно  образовательные задачи:

- Отработать артикуляционную позицию звука [Ц]. - Развитие артикуляционной моторики. - Упражнять детей в деление слов на слоги. - Определять пространственное расположение предметов. - Дыхательная гимнастика. - Анализ и синтез прямого слога. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать мелкую и общую моторику. –Коррекционно  воспитательные задачи: внимание. Оборудование: Мяч. Звуковая схема. Символ твёрдого согласного звука «Цыплёнок». Картинки и Презентация: «Твёрдый согласный звук [Ц]». Колодец, перец, заяц, цыплёнок, самолёт, цапля, птенец, птенцы, синицы. Синие фишки. Логоритмика - Муз. Е. Железновой. «Цыплятки»

Оргмомент. Игра с мячом. «Повторюшки»: - На дубу скворец и галка. Улетел домой скворец и считалочке – конец.

Артикуляционная гимнастика

Фонетическая разминка.

«Улыбка», «Заборчик», «Чистим нижние зубки».Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» нижние зубы - кончиком язычка. Движения вверх - вниз и влево - вправо. «Приклеим язычок» Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны. «Горка» Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху. - Как подзывают цыплят? ЦЫП - ЦЫП. /Языком стучим по нёбу - глухо, без призвука Э/

Удерживать улыбку зубов, 5-6 р Рот удерживать в улыбке, Кончик язык за нижние зубы. -Что мешает воздуху выходить изо рта? - Звук отрывистый, голосок молчит Звуковая схема. Характеристика звука [Ц] губы-зубы – язык, воздушная струя. - Вывод. Если воздуху мешают зубы, язык - это преграда для воздуха– звук согласный.

Фонетико-фонематическое восприятие

- «Подружи звуки»- «Кубики»: АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ-ИЦ.

- «Ромашка» - повтори слоги - «Посчитай-ка» – сколько слогов в слове? Отгадай последний звук /колодец / - Назови первый звук в слове /цветы/. «Четвёртый лишний» - перец, заяц, цыплёнок, самолёт. Игра на внимание - Подними синюю фишку, если услышишь твёрдый согласный [Ц].

Логоритмика

«Цып - цып- цыплятки».

Развитие лексико-грамматических процессов

Игра «Запомни, повтори»: - У цапли птенцы - такие молодцы! На одной ноге не лень стоять им с цаплей целый день. «Посчитай-ка» 1-5 со словами «птенец».

Связная речь

Графические навыки

Цапля вышла на охоту. Лягушатам мой совет: Кто не спрячется в болоте, Цапнет цапля на обед: ЦАП – ЦАП - ЦАП! Сложи букву Ц из палочек, обведи и заштрихуй синим карандашом. «Вот какая буква «Ц» - с коготочком на конце. Коготок –царапка, как кошачья лапка».

Итог:

Какое слово помогло цапле ловить лягушек? Какое слово помогает звать цыплят? Какая игра понравилась?


Тема № 46. Твёрдые согласные звуки [С],[Ц].

Коррекционно – образовательные задачи: - Учить детей различать звуки в слогах, словах и фразовой речи. - Развитие мелкой моторики. - Дыхательная гимнастика. - Анализ двухсловного пред­ложения. - Подбор слова с заданным количеством звуков.Ориентировка относительно себя: слева, справа. - Коррекционно – развивающие задачи: - Развитие артикуляционной и мелкой моторики. - Развитие речевого дыхания и слухового внимания. Коррекционно – воспитательные задачи: - Развивать внимание, взаимодействие. Оборудование: мяч, символы: Насос и Кузнечик; картинки, презентация «Согласные [С], [Ц]»: самосвал, лес, кактус, фикус, цветы, сноп, пылесос, заяц. Муз. Е. Железновой - «Цы-ка, цы-ка, цык -кузнечик»

Оргмомент. Игра «Цы-ка, цы-ка, цык -кузнечик». Развитие мелкой моторики.

Артикуляционная гимнастика

Фонетическая разминка

«Бегемотик», «Заборчик»- «Трубочка», - «Щёточка за нижними зубами» - 8 раз. «Насос» - глухо: С_______ «Кузнечик стрекочет» - Ц______.Чем похожи звуки? Чем отличаются?

У держивать рот открытым, Убирать язык за нижние зубы. Чем похожи? Глухой звук, широкий язык за нижними зубами. Чем отличаются? Звук «С» - Воздух выходит длительной струёй. Звук - «Ц»- Выходит отрывисто.

Фонетико – фонематическое восприятие

Игра «Подскажи слог» Ца - са - ца на кусте сидит сини…/ца/. Цы – сы – цы прилетели к нам сини…/цы. Игра «Раздели слово на слоги» - лес, оса, заяц. Игра «Чего не стало» - нет осы, синицы, зайца.

Логоритмика

«Две синички» Сидят в гнезде две птички, две маленьких синички, Сидят, прижавшись тесно, тепло в гнезде им вместе. Но вот одна проснулась. Проснулась, встрепенулась, И песенку запела и к солнышку взлетела.

Развитие лексики

- «Цып – цып – цып, цыплятки! Есть водица в кадке. Кто меня боится, тем не дам водицы». Вот бегут цыплятки, не боятся Натки. Возле кадки блюдце, все они напьются. - «Что делает, делают…». Курица квохчет. Цыплята бегут. Цыплята пьют. - Какая водица?- Свежая водица. Какая курица? – Пёстрая курица. - Какой цыплёнок? – Трусливый цыплёнок. Какое блюдце? – Светлое блюдце.

Связная речь

«Повтори и запомни загадку» - Красная девица сидит в темнице, а коса на улице… - В ярком платье модница – погулять охотница.

От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает…

Итог:

В каких словах звук С, Ц ? (курица, синица, модница, девица, темнице, улице, осы, насос, солнышко, коса…


Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.

Тема № 47. Мягкий согласный звук ']

Коррекционно  образовательные задачи:

- Учить детей отрабатывать артикуляционную позицию мягкого согласного звука [Ч']. - Определение количества слогов в слове. – Ориентировка слева направо, между. - Пересказ рассказа. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать общую и мелкую моторику. –Коррекционно  воспитательные задачи: внимание. Оборудование: Мяч. Символ мягкого согласного звука Ч - «Поезд», Звуковая схема. Картинки и Презентация «Мягкий согласный звук [Ч`]»: ключ, грач, чайник, сачок, чучело, чижик, очки, часы, туча, мальчик. Зелёные фишки. Логоритмика - «Чижик». Музыкальная артикуляционная «Язычком мы к носику».

Оргмомент. Игра с мячом: «Скажи ласково» - луч-лучик, ключ, каблук, чуб, бык, волк, калач

А ртикуляционная гимнастика Фонетическая разминка.

Муз. - «Язычком мы к носику» Поезд едет, едет, едет – мимо елей и берёз: Ч-ч-ч. Далеко уехал поезд – еле слышен стук колёс: Ч-ч-ч-ч. Сл. 3
 Характеристика звука [Ч] губы-зубы – язык, воздушная струя, голос. /Языком стучим по нёбу - глухо, без призвука Э/

Удерживать улыбку зубов, 5-6 р Рот удерживать открытым, Язык на нёбо. -Что мешает воздуху выходить изо рта? Мягкий согласный звук [Ч']- Звук отрывистый. Звуковая схема.

Фонетико-фонематическое восприятие



- Что бывает мягким? Мягкая подушка, мягкий кубик, мягкая киска, ладошка.. Игра «Подскажи звук Ч»: Уч – чу – уч – утром в окно заглянул солнечный лу…/ч. Яч – яч – яч – днём мы играли в мя…/ч. Уч – уч – уч – вечером пришли домой и достали клю../ч. Оч – оч – оч – легли спать и наступила тёмная …но…./чь. «Повтори слоги» - ач- ча, оч-чо, уч-чу, ич – чи «Подскажи словечко» - ча-…, чо…, чу…, чи… . /часы, сачок, чучело, часы/ Игра «Посчитай-ка» - сколько в слове слогов: час, чуб, очки, дача, часы, хочу, чудо, туча, мальчик, скучно, отдохнул, учил, чихнул, читали.

Логоритмика Дети идут по кругу.

«Чижик в клетке». Один ребёнок (чижик) в кругу. Чижик в клеточке сидел, чижик в клетке песню пел: «Маленькие деточки, откройте клеточку: Ч-ч- ч». Дети руки поднимают. - Мы клетку открывали, чижа на волю выпускали. «Чижик – (ребёнок) выбегает из круга и произносит: Ч – ч – ч.

Развитие лексико-грамматических проц.

Игра «Запомни, повтори». «Три картинки» - Где туча, ключ, очки ? Где грач, мальчик, чайник? - Слева, справа, между Игра «Чего не стало» - Нет грача, мальчика, чайника.

Связная речь

Чтение и пересказ рассказа «Пёс Чапа». Мальчик учил читать пса Чапу. «Чапа, вот буква Ч. Вот буква А». - Чапа чихнул: «Как скучно. Хочу чуть-чуть отдохнуть». - О ком рассказ? -Что делал мальчик? Какие буквы показал мальчик? Почему Чапа отказался учить буквы?

Итог:

С каким звуком познакомились? Какая игра понравилось? Почему?


Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.

Тема № 48. Автоматизация согласного звука Р. /1 этап/

Коррекционно  образовательные задачи: - Учить детей выполнять длительный плавный вдох и выдох.

- Учить детей отрабатывать артикуляционную позицию звука [Р]. – Произношение в слогах, словах и фразовой речи. – Ориентировка в пространстве. - Согласование существительных с числительными. Коррекционно - развивающие задачи: - Развивать память, внимание, сообразительность, любознательность. – Развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики и речевого выдоха. –Коррекционно  воспитательные задачи: - Привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками. Оборудование: Воздушный шарик. Символ согласного звука Р - «Мотор», Звуковая схема. Картинки или Презентация «Подготовка к звуку [Р] – 1 этап»: трава, тропа, матрос, трос, трап, трубач. ВИДЕО артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Дятел», «Заведи мотор». (Автор неизвестен). Логоритмика - «Трубач» (М.Фомичёва)

Оргмомент. Дыхательная гимнастика: Ты, как шарик, полети, /вдох и выдох/ Сверху землю огляди. /вдох и выдох/ -

Артикуляционная Сл.3, 4 гимнастика Фонетическая разминка.

«Грибок», «Лошадка», «Гармошка» «Дятел»: Д-д-д, Д-д-д.

«Заведи мотор»: ЗВУКИ «ТР» - произносим слитно – губы - зубы – вибрация Языка от сильной воздушной струи, голос. /Языком стучим по нёбу - глухо, без призвука Э/

Р уку положить между ключицами 1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
2 – опустить плечи и ключицы (выдох). - Удерживать улыбку зубов, 5-6 р - Язык к нёбу. - Что мешает воздуху выходить изо рта? Звуковая схема. .

Фонетико-фонематическое восприятие



Звуки «ТРР»- произносим слитно. Слоги: ТР___А, ТР___А, ТР___А, ТР___А – шире рот на гласные. Слова: ТР___АВА, ТР___АВЫ, ТР___АВКА ТР___А, ТР___А, ТР___А - вот зелёная трава Слоги: ТР___О, ТР___О, ТР___О. Слова: ТР___ОС, ТР___ОСЫ. ТР___О, ТР___О, ТР___О – матросы тянут трос. Слоги: ТР___Ы, ТР___Ы, ТР___Ы. Слова: ХИТР___ Ы, ОСТР____Ы. ТР___Ы, ТР___Ы, ТР___Ы – в сказках гномики хитры. Слоги: ТР___А, ТР___А, ТР___А, ТР___А - к самолёту везут трап. Слоги: ТР___ У, ТР___ У, ТР___ У. Слова: ТР___ УБА, ТР___ УБАЧ

Логоритмика

ТР___ УБА ТР___ УБИТ, ТР__УБА ПОЁТ, ТР__УБАЧ ПО УЛИЦЕ ИДЁТ. Дети маршируют по кругу, изображая трубача играющего на трубе.

Развитие лексико-грамматических процессов

Игра «Запомни, повтори». «Три картинки» - Где трубач, гном, матрос ? - Слева, справа, между Игра «Чего не стало» - Нет трубача, нет матроса. «Посчитай-ка» - со словом «трап».

Связная речь

Графические навыки

Скороговорки в медленном темпе: «На траве дрова». Буквы видим, звуки слышим. С какой стороны палочка? В какую сторону повернулась скобочка?

Итог:

С каким звуком познакомились? Кто понравился? Почему?