Файл: О. Ф. Мбдоу 10, Золушка. г. Оха, Сахалинская обл. 20192020 учебный год. Методическая литература.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.
Тема № 34. Согласные звуки [С],[З]
Коррекционно – образовательные задачи: - Учить детей различать звуки по глухости-звонкости. - Слышать звук в слове. – Ориентировка относительно себя: слева, справа. - Знакомство с многозначными словами. - Коррекционно – развивающие задачи: - Развитие артикуляционной и мелкой моторики. - Развитие речевого дыхания и слухового внимания. Коррекционно – воспитательные задачи: - Развивать внимание, взаимодействие. Оборудование: мяч, символы: колокольчик, барабан; картинки, презентация «Согласные [С], [З]»: самосвал, лес забор, кактус, медуза, змея, сноп, знаки, пылесос, заяц. Муз. Е. Железновой - «Я сам»
Оргмомент. Игра с мячом «Один -много»: круг-круги, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник | ||
Артикуляцион. гимнастика Фонетическая разминка | «Заборчик»- «Трубочка», «Бегемотик», - «Щёточка за нижними зубами» - 8 -10 раз «Насос» - глухо: С_______ «Комар летит» - звонко: З______.Чем похожи звуки? Как выходит воздух? | Удерживать рот открытым, Убирать язык за верхние зубы. Глухо - звонко, руку на горлышко - Воздух выходит тёплой струёй. |
Фонетико – фонематическое восприятие | Чистоговорки повтори:: Са – са – са – летит оса. Зу – зу - зу – Зоя под зонтом пасёт козу. Су – су – су – мы видели осу. Сы – сы – сы – не боимся мы осы, Зы – зы – зы – колокольчик у козы. Са – са – са – улетела прочь оса. Игра «Глухо-звонко». Услышишь глухой звук – ударь в барабан и скажи «глухо». Услышишь звонкий – позвени в колокольчик и скажи «звонко»: самосвал, лес забор, кактус, сноп, знаки, медуза, змея, пылесос, заяц. Игра «Раздели слово на слоги» - самосвал, лес забор. Игра «Подскажи словечко»: со – , зо- , су –, зу -, сы-, са-, за- | |
Логоритмика | Сам варит самовар, сам валит самосвал, сам летает самолёт, сам ходит самоход. | |
Развитие лексики | Игра «Чего не стало» - нет медузы, нет змеи, нет пылесоса. «Многозначные слова» У кого есть шляпка: - у мамы, у гвоздя, у гриба. Где иголки? – у мамы, на ёлке, у ежа. Ёж иголками защищается от врагов. Мама иголками шьёт одежду, пришивает пуговицы. У ёлки «Зимой и летом – иголки» /Хвоя/. | |
Связная речь Графическое задание | Чтение и пересказ рассказа «Как зайчишка стал смелым» - всего боялся: «Я не умею! У меня не получится!» Ему помог ёжик. Они вместе дружно несли доску. И с тех пор зайчик стал смелее и всё делал сам. Штрихуем красным карандашом букву «И» в контур, проговаривая: «И надела поясок – сверху вниз- наискосок». Правильно удерживать карандаш, пальчиковая разминка, сопровождаем речью: «Вниз, вверх, вниз». | |
Итог: | С какими звуками сегодня играли? |
Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.
Тема № 35. Цвет, форма, величина.
Коррекционно - обучающие задач - Познакомить с формой, цветом, величиной окружающих предметов. - Научить детей соотносить первый звук каждого слова с названием цвета. – Научить образовывать прилагательные от существительных. - Учить согласовывать существительные с количественными числительными. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать и регулировать силу выдоха. Коррекционно - воспитательные: любознательность, память. Оборудование:Видео презентация: «Цвет, форма, величина», тетради, формы, карандаши. Мяч и мячи для дыхательной гимнастики. | ||
Оргмомент. Игра с мячом –передай мяч: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». | ||
Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика | Весёлый Язычок - Губы- «Заборчик-Дудочка» Язык – «Иголка», «Лопата». Дуем на мяч– «Мой весёлый звонкий мяч» | Чередовать, удержи 3с Повторить 4 - 6 р. (Вдох) – дуем резко, кратко, долго. |
Фонетико-фонематическое восприятие | Игра: «Скажи - какой?» - Это что? - Это круг. - Если предмет похож на круг, то он (какой?) - Круглый. – Похож на овал …Овальный. Квадратный, .. –ая, …-ое. Треугольный. - «Какие бывают фигуры?» - разные цвета. Вывод: звуки слышим, игрушки видим | |
Логоритмика «Яблоко». | Трудно яблоко достать! Подпрыгну, руку протяну, Быстро с веточки сорву! Вот так яблоко! Оно, соку спелого полно. Руку поднимите, яблоко сорвите. Стал ветер яблоньку качать. Подпрыгну, яблоко сорву И в корзину положу. Вот так как яблоко! | |
Развитие лексико-грамматических процессов | Игра «Сосчитай от одного до десяти» - Один круг, два круга.. , пять кругов..., десять кругов. - Игра «Нарисуй две разные фигуры»: и раскрась их разным цветом и сравни: чем похожи и чем отличаются. | |
Связная речь | Сравнительный рассказ о фигурах по плану: Чем похожи? Чем отличаются? Пример: - Назвать фигуры. - Это круг, а это треугольник. - Сравнить цвет. - Круг красный, а треугольник синий. - Сравнить размер. - Круг большой, а треугольник маленький. - Есть ли углы. - У круга нет углов, а у треугольника есть углы. - Если можно, сравнить количество сторон. | |
Итог: | Ребята, вы познакомились с разными фигурами. Какая игра понравилось? |
Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.
Тема № 36. Мягкий согласный звук [Л']
Коррекционно – образовательные задачи: - Учить детей четко произносить и давать характеристику мягкому согласному звуку [Л'] - Упражнять детей в деление слов на слоги. Учить детей подбирать родственные слова. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику. –Коррекционно – воспитательные задачи: внимание. Оборудование: МЯЧ. Звуковая схема. Картинки: лев, лис, лист, лимон, линейка, липа. Презентация: «Согласные звуки [Л]- [Л']» Символ мягкого согласного звука «Колокольчик», Зелёные фишки. Видео артикуляционная «Змейка-камень», «Дятел». Логоритмика «Хитрая лиса» - муз. Е. Железновой. | ||
Оргмомент. - Игра с мячом: «Один - много» - лиса- лисы, лев, лист, лимон, линейка, липа, лисёнок... | ||
Артикуляционная гимнастика Фонетическая разминка. | Видео «Змейка-камень»», «Дятел» Мягкий согласный звук- «Колокольчик» Милый колокольчик, леса гость весенний.. Характеристика звука [Л']–губы-зубы – язык, воздушная струя, голос. Звуковая схема. /Языком стучим по нёбу - глухо, без призвука Э/ | У держивать улыбку зубов, 5-6 р Рот удерживать открытым, Язык стучит в нёбо. -Что мешает воздуху выходить изо рта? Голос включается.. |
Фонетико-фонематическое восприятие | - «Как звенил лесной колокольчик?» - Ли-ли-ли Как мы произносим мягкий согласный звук? Что помогает произносить мягкий согласный звук [Л']? - Вывод. Если воздуху мешает язык - это преграда для воздуха– звук согласный. Игра «Подними зелёную фишку», если услышишь мягкий согласный звук [Л']: | |
«Повтори чистоговорки»: Ли-ли-ли милый колокольчик, ли-ли-ли – звонко позвони, весну позови, ля-ля-ля – озябли тополя. Ель-ель-ель- за окном метёт метель. - Игра «Посчитай-ка» - сколько слогов в слове – лиса, лисёнок, лис. | ||
Логоритмика | «Са- са- са - хитрая лиса»- стоя ритмично смыкаем все пальцы с указательным. | |
Развитие лексико-грамматических процессов | - Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет - «Семейка слов»- лис, лиса, лисёнок, лисята, лисий хвост, след, мех, лисья нора, маска, лисьи лапы, лисьи следы, лисьи уши, лисьи глаза, лисьи зрачки. Игра «Кто слева, справа, между» - Где лиса, лисёнок и лис ? Игра «Чего нет у лиса?» - Это ЛИС. У лиса нет носа. У лиса нет лапы. У лиса нет хвоста. | |
Связная речь | Диалог – «Лис и мышонок». В. Бианки. | |
Итог: | Какая сказка понравилась? Почему? С какого звука начинается слово «ЛИС». |
Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.
Тема № 37. Твёрдый согласный звук Л.
Коррекционно – образовательные задачи: - Закрепить правильное произношение звука в слогах, словах, фразовой речи. - Упражнять детей в деление слов на слоги. - Согласование существительных с числительными Коррекционно - развивающие задачи - Развивать артикуляционную и мелкую моторику. –Коррекционно – воспитательные задачи: - Развивать слуховую память, слуховое внимание, интонационную выразительность. Оборудование: Футбольный мяч. Звуковая схема. Символ твёрдого согласного звука «Самолёт». Презентация «Твёрдый согласный звук [Л]» и картинки: лопата, скала, футбольные мячи. Синие фишки. Артикуляционная гимнастика «Язычком мы к носику». Муз. Е. Железнова «Гол в окне» | ||
Оргмомент. - Игра с мячом «Один и много»: лопата - лопаты, гол, скала, футболка, мяч. | ||
Артикуляционная гимнастика - Фонетическая разминка. Звуковая схема. | Музыкальная - «Язычком мы к носику» Губы «Улыбка», «Улыбка – Заборчик», «Бегемотик», «Лопата» – «Чашечка», «Вкусное варенье» - к верхней губе«Как гудит мотор самолёта? Характеристика твёрдого согласного [Л] –губы-зубы – язык, воздушная струя, голос. /Язык прижимаем к нёбу, без призвука Э/ | У держивать улыбку зубов, 5-6 р. Подвижность губ, челюсти, Языка. Рот удерживать открытым, Язык на нёбо. -Что мешает воздуху выходить изо рта? - Звук тянется, голосок помогает |
Фонетико- 2 - 3 фонематическое восприятие | Символ твёрдого согласного звука «Самолёт». - Сам – сам – самолёт. Тут и там – самолёт. Высоко: Л_____, низко: Л_____, далеко: Л____, близко: Л_____. Как мы произносим твёрдый согласный звук? - Вывод. Если воздуху мешают верхние зубы и язык, значит звук согласный. Игра на внимание - Подними синюю фишку, если услышишь твёрдый согласный звук [Л]: А -ла – ла – ла - Вот высокая скала. Ы – лы - лы - Мы стояли у скалы. - Игра «Посчитай-ка» - сколько слогов в слове – скала, футбол, гол. | |
Логоритмика | «Гол в окне». Лы-лы-лы –забивали мы голы, Лу-лу-лу –возле окон на полу. мы не били по стеклу. Ла-ла-ла только нет в окне стекла. | |
Развитие лексико-грамматических процессов | Игра «Посчитай-ка» 1 – 6/ - Один футбольный мяч, два футбольных мяча, три… , четыре… , 5 футбольных мячей … Один ловкий футболист, два ловких футболиста, … 6 ловких футболистов. Игра «Объяснялки» - Поле, где играют в футбол /…футбольное поле. Майка с рукавами, в ней играют футболисты /футболка. Мяч для игры в футбол/ Люди, которые смотрят соревнования футболистов /футбольные болельщики… | |
Связная речь | Я хочу стать футболистом. Поэтому мне нужен футбольный мяч. У меня футбольный мяч, поэтому я футболист. – «Буду я в футбол играть, должен мяч не пропускать. Поиграю я в футбол и забью в ворота гол! Коля будет футболистом. Маша станет футболисткой». «Припомни словечко»: Мяч в ворота - …это гол . | |
Итог: | Какой звук помогал лететь самолёту? |
Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.
Тема № 38. Согласные звуки [Л], [Л']
Коррекционно – образовательные задачи: - Четко произносить согласные звуки [Л], [Л'] и учить детей давать сравнительную характеристику звуков. - Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Фиксировать речевой выдох, развитие мелкой и общей моторики. –Коррекционно – воспитательные задачи: память, внимание. Оборудование: Символы звуков «Самолёт», «Колокольчик». Фишки синие, зелёные. Мяч, Картинки и презентация: «Дифференциация звуки [Л], [Л'] чистоговорки»: лиса, волк, листья, лопата, весло, пол. Артикуляционная гимнастика «Язычком мы к носику», «Сам–сам самолёт» Муз. Е.Железновой | ||
Оргмомент. Игра с мячом «Передай мяч»: Самолёт: Л_- твёрдо, колокольчик – мягко Ль -Ль» | ||
Артикуляционная гимнастика Символы: | Весёлый Язычок «Язычком мы к носику». Твёрдый согласный звук - «Самолёт»: Л______. Мягкий согласный звук - «Колокольчик» - Ль –Ль- Ль. | В медленном темпе и с ускорением. -Что мешает воздуху выходить изо рта? – ГУБЫ и ЗУБЫ - удерживать «Заборчиком». Широкий ЯЗЫК прижат к нёбу (за верхние резцы). |
Фонетико-фонематическое восприятие | «Слова и слоги повтори»: Ла-ла-ла - Какой звук повторяется в слогах? Ласточка летит. – сколько слов в предложении? - И – ли - ли – ли-стья при-нес-ли.(Твёрдо или мягко звучит?) - Ала – ла - ла — ло-па-та и пи- ла. - «Покажи синюю или зелёную фишку: Оло – ло – ло — у ло-доч-ки вес- ло. Ол – ол - ол — я вымыл пол | |
Логоритмика | «Сам –сам самолёт» Муз. Е. Железнова | |
Лексико- грамматические процессы | Игра «Посчитай-ка»: 1-10 со словами волк, лиса. Игра «Чего не стало». Нет волка, нет лисы. - «Раздели слова на слоги» Ласточка, листья, лопата, весло, лодочка, пила, пол, павлин, волк, лиса. | |
Связная речь Диалог «Лиса и волк» Автор С. Михалков Графическое задание | - Серый волк в густом лесу. Встретил рыжую лису. Волк. Лизавета, здравствуй! Лиса. Как дела, зубастый? Волк. Ничего идут дела, Голова еще цела. Лиса. Где ты был? Волк. На рынке. Лиса. -Что купил? Волк.- Свининки. Лиса. Сколько взяли? Волк. Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.Лиса. Кто отгрыз? Волк.- Собаки. Лиса.- Жив ли, милый куманек? Волк. Еле ноги уволок. Как твои, лиса, дела? Лиса. На базаре я была. Волк. Что ты там видала? Лиса. Уток я считала. Волк.. Сколько было? Лиса. Семь с восьмой. Волк. Сколько стало? Лиса. Ни одной. Волк. Где же эти утки? Лиса. У меня в желудке. Букву «Л» из лыж мы сложим. Палочку на снег положим. И под палочку, пониже, мы на снег положим лыжи. Правая всё время прямо, левая клонится упрямо. | |
Итог: | Какие звонкие согласные звуки сегодня повторялись в слогах, словах? Какая игра вам понравилось? |