Файл: Формирование конкурентных преимуществ сельскохозяйственного предприятия как фактора повышения его экономической безопасности (на материалах спк Аленушка Березовского района) состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложе.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обычно, рассматривая факторы формирования конкурентных преимуществ авторы, совершенно справедливо, делают акцент на производственную, технологическую составляющую деятельности организации, ведут речь о конкурентоспособности производства, и к сожалению останавливаются на этом. Сегодня такая практика явно недостаточна, так как сельскохозяйственное предприятие надо рассматривать как участника рынка, продавца, стремящегося как можно выгоднее сбыть свою продукцию.
Развитие маркетинга, достаточно поздно пришедшего в сферу деятельности сельскохозяйственных организаций (агромаркетинга) позволяет сказать, что базовым остается конкурентное преимущество в самом товаре (продукции). Для сельскохозяйственного производителя, предлагающего достаточно однородную продукцию (один сорт картофеля, класс пшеницы), в условиях повышенной конкуренции, существенного различия объективных факторов формирования конкурентных преимуществ (площадь сельскохозяйственных угодий, климатический условия, плодородие почв, географическое расположение) все значимее становится формирование конкурентных преимуществ, придающих продукции дополнительную ценность (искусственные), то есть сопровождающие базовую его сущность – качественные свойства продукции (естественные), а также адаптирующих к рынку стандартную форму производства или сбыта [63, с. 744; 11, с. 376].
В современных условиях цифровизации и усилении конкуренции экономики конкурентоспособность как интегральный показатель комплекса конкурентных преимуществ организации «считается довольно информативным показателем развития современного рынка.
Если говорить о взаимосвязи конкурентных преимуществах и экономической безопасности предприятия, то отсутствие конкурентных преимуществ – есть угроза экономической безопасности предприятия как аутсайдеру на товарном рынке отрасли (региона). С другой стороны состояние стабильности экономического положения предприятия и отсутствие иных угроз можно назвать «базовой основой формирования устойчивого конкурентного преимущества организации» [29, с. 29] и развития кратко-, среднесрочных на более высокий уровень и поддержание существующего.
Итак, для верного анализа и последующего формирования конкурентных преимуществ товаропроизводителя сформулируем следующие положения.
Конкурентное преимущество – уникальные результаты (показатели) деятельности организации в свойственных для нее сферах или такой уровень общепризнанных стандартных, которые будучи в открытом информационном доступе, формируют выбор потенциальных потребителей в пользу приобретения продукции предприятия из числа аналогичных в отрасли, работающих в одной нише, обеспечивая ему прочные позиции на рынке, его экономическую безопасность.
Особенность представленного определения экономической категории «конкурентное преимущество» состоит в предположении достижения оптимальной для организации конкурентоспособности, измеренной через индивидуальные конкурентные преимущества, что делает возможным ей сбыт продукции с максимальной выгодой, обеспечивая более высокую рентабельность по сравнению со средним ее значением в рамках отрасли или в рыночном сегменте и формирует не ниже средней по отрасли ключевые показатели экономической безопасности.
Фактором, т.е. условием или причиной, определяющим характеристики какого-либо объекта или процесса, выступают элементы производственно-хозяйственной системы (технология, информация, кадры, методы управления, финансовые средства и др.) и элементы бизнес-системы (конкуренты и их возможности, входные барьеры, отраслевой рынок и др.).
Совокупность факторов формирования конкурентных преимуществ можно разделить на группы макро-, мезо-, и микроокружения. Но поскольку макро-, мезофакторы практически одинаковы для предприятий присутствующих на рынке, то, следовательно, организация должна максимально полно использовать потенциал микрофакторов, соотнеся с ними возможные конкурентные преимущества.
Сферы деятельности предприятия, формирующие конкурентоспособность организации, т.е. ее конкурентные преимущества, в виде перечня внутренних и внешних факторов, представлены на рисунке 4 [38, с. 146; 35, с. 19].
Фактор – объект управленческих решений, основа источника конкурентных преимуществ.
Источник конкурентных преимуществ – «…«следствие осуществления управленческих решений» в той или иной сфере деятельности предприятия» [18, с. 554].
Рисунок 4 – Внутренние и внешние факторы производства, обусловливающие конкурентоспособность организации
Источник конкурентного преимущества – это основа для установления количественного значения величины преимущества. Инновационная технология производства продукта – фактор. Снижение издержек производства, сокращение длительности производственного цикла, увеличение производительности труда – источники конкурентного преимущества, которые появляются, вследствие использования лучшей технологии. Причем, технологии, которая не известна конкурентам. Более низкая отпускная цена товарной продукции
– это видимое и значимое для потребителя конкурентное преимущество товара в составе конкурентных преимуществ организации. Отметим, что достигнутый предприятием результат в конкурентной рыночной борьбе – превосходство над конкурентами, выраженное экономическими показателями – это есть следствие совместного действия конкурентных преимуществ.
-
Подходы и методы оценки и формирования конкурентных преимуществ организации
Деятельность предприятия имеет две составляющие: развитие (создание и (или) упрочение достигнутых конкурентных преимуществ) и целевую деятельность (использование конкурентных преимуществ).
Задача развития может быть сформулирована следующим образом: необходимо выбирать такой вариант развития, то есть стратегию, при котором в каждый момент времени имеющиеся факторы допускали бы достижение требуемых результатов деятельности за счет одного или нескольких конкурентных преимуществ.
Цель организации с позиции рынка – быть лучше, чем конкретные конкуренты, выступающие с предприятием на одном рынке, то есть имеющие пересекающиеся цели. Результатом определенных конкурентных преимуществ длительный период времени считалась доля предприятия на рынке, физический объем продаж или валовой доход. С введением понятия «экономическая безопасность» более значимы стали индивидуализированные для каждой организации показатели (финансовые, экономические, производственные) не в абсолютном, а относительном выражении и достижение их положительной динамики. Анализ показателей, что позволил бы своевременно получать финансовую возможность направлять в требуемом объеме средства на предотвращение или устранение всех видов угроз экономической безопасности организации и на развитие организации, т.е. на формирование конкурентных преимуществ.
Ни одно предприятие не в состоянии обеспечить конкурентные преимущества по всем внешним характеристикам товарной продукции и средствам его продвижения на рынок. Предприятие вынуждено выбрать приоритеты и разработать стратегию, позволяющую наилучшим способом реализовать потенциал предприятия, его сильные стороны.
В ставшей «классической» работе М. Портер [44, с. 72], с учетом конкурентной структуры отрасли, формируемой пятью базовыми рыночными силами: внутриотраслевая конкуренция, угроза со стороны потенциальных конкурентов, наличие продуктов-заменителей, рыночная сила поставщиков и потребителей видел
два способа создания конкурентного преимущества товара, которые подходят как для малых, так и для больших фирм, и зависят от возможностей и ресурсов компании. Но поскольку малый бизнес не имеет и никогда не получит ресурсы для прямого противостояния крупным производствам сформировалось третье направление развития конкурентного преимущества предприятия – стратегия лидерства в нише, в двух вариантах воплощения: фокус на издержках или фокус на дифференциации. Таблично представленная зависимость конкурентной стратегии от размера целевого рынка получила названия «матрица конкурентных преимуществ» Майкла Портера (рис. 5).
Эволюция научной теории и практика исследования конкуренции позволили выделить пять базовых стратегий конкуренции, обладающих как преимуществами, так и определенными недостатками, представим их на рисунке 6 [21, с. 153].
В аграрном секторе предприятие, определяя стратегию своего конкурентного поведения на соответствующем товарном рынке, производитель обычно делает ставку на стратегию снижения себестоимости, что вполне объяснимо.
| Тип конкурентного преимущества | |
| Преимущество в затратах | Преимущество в продукте |
Широкий рынок |
|
|
Узкий рынок |
|
|
Рисунок 5 – Матрица конкурентных преимуществ М. Портера
Рисунок 6 – Базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества
Производство – «ключевое направление деятельности сельскохозяйственных организаций, потому отлаженная работа, инновации в данном направлении считаются основой, благодаря которому могу быть сформированы конкурентные преимущества» [64, с.128].
Производство позволяет сформировать внешнее конкурентное преимущество организации, основанное на особых, отличительных свойствах продукции. За счет качественных параметров товара цена будет выше, чем у конкурента, который не обеспечил получение товара соответствующего отличительного качества. Однако стратегия, обусловленная внешним конкурентным преимуществом – уровень качества носит для аграрного предприятия ограниченный характер, а в силу малых различий продукции по свойствам и большого влияния на формирование цены не оказывает.
Другой вариант конкурентного преимущества производителя однородной продукции – более низкая цена, источником которой являются более низкие, чем у конкурента, издержки производства, то есть снижение себестоимости единицы продукции. Оно обеспечивается либо за счет эффективности технологии, обеспечивающей организации большую рентабельность и большую устойчивость при снижении цен реализации продукции, диктуемых рынком, либо за счет большего объема производства и снижении постоянных расходов в себестоимости единицы продукции.
Но базовые стратегии (первые три особенно) ограничены в формировании конкурентных преимуществ, поскольку не учитывают, что помимо базисных – существуют преимущества искусственные, сформированные вне производственного процесса. Это значит, что, следуя трем базовым стратегиям, сконцентрированным на товаре, производитель не должен упускать из включения в стратегические планы формирования конкурентных преимуществ потенциала иных сфер деятельности предприятия (маркетинг, высокая квалификация управленческих кадров и т.п.). А именно эти факторы являются источником искусственных, повышающих и дополняющих ценность продукта, преимуществ. Именно в этом случае можно говорить о конкурентоспособности организации, обеспеченной только конкурентными преимуществами продукта, но преимуществах, сформированных за счет иных сильных сторон организации, которые укрепляют позицию предприятия на рынке в глазах контрагентов, покупателей, ориентируя их на долгосрочные экономические отношения.
Со временем классическая точка зрения М. Портера, что совмещение стратегий в рамках одной бизнес-единицы не возможна, была дополнена и подтверждена, что совмещение стратегий конкуренции в рамках единой бизнес-структуры не только возможно, но и в ряде случаев более эффективно. В результате правильной организации управлением процессом создания и развития конкурентными преимуществами возникает ценный эффект мультипликации и формирование обобщенного конкурентного преимущества.
Аргументируя утверждение о целесообразности комплексности базовых стратегий конкуренции, Г.Л. Азоев, А.П. Челенков [13, с. 101] ссылаются на «ограниченность производственных ресурсов и мощностей, свободных финансовых средств» и т.п. Другими аргументами за комплексность следует назвать потенциал других сфер деятельности и ресурсов предприятия, способные создать при умелом управлении дополнительные, в том числе искусственные конкурентные преимущества. Именно искусственные конкурентные преимущества могут обеспечить реализацию продукции по более высокой цене за счет добавочной ценности в виде обработанного или упакованного продукта, сопровождаемого пролонгированными сроками гарантии и т.п. То есть комплексность понимается не только как совмещение стратегий, но на микроуровне как совместное формирование преимуществ наиболее сильными сферами деятельности предприятия. Основой комплексности