Файл: Формирование конкурентных преимуществ сельскохозяйственного предприятия как фактора повышения его экономической безопасности (на материалах спк Аленушка Березовского района) состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г.Л. Азоев, А.П. Челенков рассматривают диверсификацию, а рекламную поддержку как один из факторов успеха. При формировании конкурентного преимущества при реализации стратегий возможны следующие варианты (рис. 7) [13, с. 101].

Методы оценки конкурентных преимуществ наиболее полно разработаны для продукции-товара. Если брать во внимание иные внешние конкурентные преимущества, выраженные в конкретных количественных и качественных параметрах, что важно для практической деятельности предприятия, таких обобщенных исследований нами не обнаружено.


Рисунок 7 – Формирование конкурентного преимущества при реализации стратегий

Сравнительная оценка конкурентных преимуществ для предприятий определенной отраслевой специализации осуществляется в рамках оценки их конкурентоспособности. В современной практике предлагается ряд подходов к оценке характеристикой (рис. 8) [15, с. 18].

В данной классификации в русле темы исследования представляет интерес функциональный подход, который может быть адаптирован не только для оценки эффективности реализации производственно-технологического потенциала для получения конкурентного преимущества в ценовой характеристике товара, но и к другим функциональным направлениям деятельности организации.

Наличие различных точек зрения авторов на понятие «подход» и «метод» привело к наличию работ, в которых приводится содержательная классификация методов оценки конкурентоспособности по разным основаниям. Например, Е. С. Жданова [27, с. 196] выделяет методы: базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции (продуктовые); матричные; базирующиеся на теории эффективной конкуренции (операционные); комплексные.



Рисунок 8 - Основные подходы к определению конкурентоспособности организации

В их числе следует отметить матрицу Ж.Ж. Ламбена, достоинством которой является наглядность и доступность для анализа в рамках предприятия, и система (балл), увязывающая конкурентное преимущество и его наличие или уровень, количественный или качественный, по отношению к аналогичному у конкурентов.

Следует отметить наличие иных систем оценки конкурентных преимуществ. Отметим, что они выполняют оценочную функцию, но не сравнительную для потенциального покупателя или контрагента. Эти системы ориентированы на использование внутри организации для оценки целесообразности и эффективности расходования ресурсов на формирование или поддержание конкурентного преимущества как результата деятельности организации по областям, в рамках функционального подхода.


Эти системы включают показатели либо статические (табл.2), либо динамические (табл.3) по факторам формирования конкурентных преимуществ или даже по их составным элементам.

Таблица 2 – Система показателей оценки использования факторов формирования конкурентных преимуществ [15, с. 18]

Факторы формирования конкурентных преимуществ

Показатели

Производственно-сбытовая деятельность

Отношение чистой прибыли к:

- чистой стоимости материальных активов,

- чистой прибыли к чистым продажам,

- чистой прибыли к чистому оборотному капиталу.

Финансовая деятельность

  • Соотношение основного капитала к стоимости материальных активов,

  • Соотношение чистых продаж к стоимости материально-производственных запасов,

  • Соотношение материально-производственных запасов к чистому оборотному капиталу.

  • Соотношение текущего долга к стоимости материальных активов,

  • Соотношение текущего долга к стоимости материально-производственных запасов,

  • Соотношение оборотного капитала к текущему долгу,




  • Соотношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу.

Использование основного и оборотного капитала

  • соотношение чистых продаж к чистому оборотному капиталу,

  • соотношение чистых продаж к чистой стоимости материальных активов


К числу показателей конкурентоспособности – интегрального конкурентного преимущества организации относят и такие показатели: выручка от реализации продукции; себестоимость реализованной продукции; прибыль от продаж; чистая прибыль; ресурсоотдача (фондоотдача, материалоотдача и т.д.); объем инвестиций; коэффициент обновления основных фондов; рентабельность производства и продаж; коэффициент автономии; коэффициент задолженности; коэффициент финансирования; коэффициент финансовой устойчивости; коэффициент обеспеченности оборотными активами; коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент текущей ликвидности [43, с. 150].

Таблица 3 – Динамические нормативы составляющих потенциала конкурентных преимуществ предприятий

Потенциал

Динамический норматив

Условные обозначения

А

1

2

1. Финансовые pecypcы


TЧП>TДм.п.>TBK>TOA>THA>TЗв.п.

>TПЗ >T

TЧП,TДм.п.,TBK,TOA,THA,TЗв.п., TПЗ, T – тeмпы pocтa чиcтoй пpибыли, дoxoдoв бyдyщиx пepиoдoв, собственного кaпиталa, оборотных активов, внеоборотных активов, обеспечения бyдyщиx pacxoдoв и плaтeжeй, тeкyщeй и кpeдитopcкoй задолженности

2. Технологические pecyp сы

TOA>T>THB>TПB>TЗнoc>TBм.п.

TOA, T, THB, TПB, TЗнoc, TBм.п - тeмпы роста оборотных активов, производственных запасов, незавершенного производства, первоначальной стоимости и износа оборудования и pacxoдoв будущих пepиoдoв

3. Материальные pecypcы

T>THB >TC >TMB

TC, TMB – тeмпы pocтa ceбecтоимocти пpoдyкции, материальных зaтpaт

4. Кадровые ресурсы

TЧП>TДp.п>TПp>TCCЧ >TЗв

TЧП,TДp.п,TПp,TCCЧ,TЗв тeмпы pocтa чиcтoй пpибыли, дoxoдa peaлизaции пpoдyкции, количества принятых работников, среднесписочной численности и количества уволенных работников

5. Маркетинговые pecypcы

TП>TДp.п>T>TЗбyт

TП, T, TЗбyт тeмпы pocтa пpибыли, маркетинговых зaтpaт и зaтpaт на cбыт

6. Организационные ресурсы

T>TДp.п>TЧa.y>TПP>THP>TAB> TBOП

T, TЧa.y, TПP, THP, TAB, TBOП, TB м.п – тeмпы pocтa вaлoвoй пpибыли, численности aппapaтa управления, количества принятых и нереализованных (неэффективных) решений, административных зaтpaт, зaтpaт на oплaтy тpyдa


Продолжение таблицы 3

А

1

2

7. Технические ресурсы

TЧД>TCoвф>TПpoгp>T5p>TЗKO> TKПaвт>TKПзaг>TKПмex

TЧД, TCoвф, TПpoгp, T5p, TЗKO,

TKПaвт, TKПзaг, TKПмex тeмпы pocтa чиcтoгo дoxoдa, cтoимocти основных производственных фондов, количества прогрессивного оборудования co cpoкoм экcплyaтaции дo 5 лeт, oбщeгo количества оборудования, численности работников на инновационном оборудовании, o6щeгo количества работников и количества работников, занятых на механизированных и ручных oпepaцияx.


К числу показателей конкурентоспособности – интегрального конкурентного преимущества организации относят и такие показатели: выручка от реализации продукции; себестоимость реализованной продукции; прибыль от продаж; чистая прибыль; ресурсоотдача (фондоотдача, материалоотдача и т.д.); объем инвестиций; коэффициент обновления основных фондов; рентабельность производства и продаж; коэффициент автономии; коэффициент задолженности; коэффициент финансирования; коэффициент финансовой устойчивости; коэффициент обеспеченности оборотными активами; коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент текущей ликвидности [43, с. 150].

Экономическая оценка эффективности использования ресурсов на создание и поддержание конкурентных преимуществ можно назвать тем мостиком, который переводит от достаточно общих рыночных категорий к конкретным индикаторам экономической безопасности. Основная задача в этом направлении целесообразная интеграция и увязка экономических показателей с показателями экономической безопасности через, имеющиеся методики оценки. Использование экономических показателей актуально потому, что некоторые из них, наряду с показателями экономической устойчивости организации имеются в свободном информационном доступе и определенное их значение может являться косвенным внешним доступным критерием конкурентоспособности и стабильности положения организации на рынке, то есть конкурентным преимуществом, для контрагента.


Наименее исследованным является разработка подхода к отбору критериев для установления конкурентных преимуществ с позиции их обязательной «видимости» для покупателя при сравнении с конкурентами, что в условиях информационно развитой среды является некоторым упущением. Этот вопрос является одним из элементов, предложенного алгоритма оценки и формирования конкурентных преимуществ сельскохозяйственного предприятия.


2 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПК «АЛЕНУШКА»





    1. Организационно-правовая характеристика деятельности СПК «Аленушка»


СПК «Аленушка» действует с 26.12.2000 года, зарегистрирован по адресу: 662520, Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Лесная, д. 1.

СПК «Аленушка» имеет статус юридического лица и имеет в собственности имущество, учитываемое на самостоятельном балансе и принадлежащее участникам кооператива на правах паевой собственности. Кооператив осуществляет свою деятельность на основе Устава и действующего законодательства РФ. Имущество СПК «Аленушка» составляют основные фонды и оборотные средства в размере 8000 рублей. Организация осуществляет деятельность с использованием собственного имущества, которое формируется за счет доходов от реализации продукции и кредитных ресурсов банков. Кооператив создан без ограничения срока его деятельности. Форма собственности: 16 – Частная собственность. Организационно-правовая форма: 14100 – Сельскохозяйственные производственные кооперативы. ИНН 2404010784, КПП 240401001.

Основным видом экономической деятельности является выращивание зерновых культур. СПК «Аленушка» занимается выращиванием картофеля и овощей открытого грунта: морковь, свекла, капуста.

Территориальное размещение предприятий по природно-экономическим районам является важным фактором роста объёмов производства овощных культур. СПК «Алёнушка» расположено в пригороде г. Красноярска, центральная усадьба находится в п. Берёзовка, в 19 км от краевого центра. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Базаиха – 3 км, до ближайшей пристани г. Красноярска – 30 км. Близкое расположение г. Красноярска является одним из конкурентных преимуществ предприятия, поскольку основные пункты реализации продукции сосредоточены именно в городе. Предприятие расположено недалеко от краевого центра – г. Красноярска. Кроме того близость к центру обеспечивает минимум затрат по транспортировке и реализации готовой продукции.

СПК «Аленушка» заслуженно считается одним из передовых хозяйств Березовского района Красноярского края. В позапрошлом году кооператив отметил свое 25-летие. Созданное изначально как фермерское хозяйство, позже было преобразовано в сельскохозяйственный производственный кооператив. Основное направление деятельности – овощеводство – определила аграрная специфика земель: в Березовском районе они наиболее благоприятны для выращивания овощных культур. Всего в СПК «Аленушка» обрабатывается 500 га сельскохозяйственных угодий. Половину площадей занимает так называемый «борщевой набор»: картофель, морковь, свекла, капуста. В хозяйстве сделана ставка на ранние сорта, чтобы успевать без помех убирать овощи. Было время, когда здесь занимались и пропашными культурами – выращивали сельдерей, петрушку, кориандр, экспериментировали в открытом грунте с огурцами. Но рынок откорректировал спрос, так что остановились на круглогодично востребованных культурах, чему способствует наличие собственного овощехранилища, что позволяет хранить продукцию до весны в оптимальных условиях.