ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Памятка для личного состава по выживанию
в экстремальных ситуациях
Уделите особое внимание предварительному планированию и обмену информацией;
не игнорируйте возможностью воздействия на противника словом или хитростью;
настройтесь на выживание: пуля преступника всегда должна пролететь мимо;
преступник не должен владеть оружием лучше и быстрее Вас;
имейте необходимое оборудование и экипировку;
уделите особое внимание тактике проникновения в сооружение;
координируйте свои действия и перемещения с действиями остальных членов группы;
правильно используйте прикрытия;
в течение всей операции будьте настороже в отношении возможной внезапной опасности;
помните об опасности при работе с задержанными людьми;
непрерывно выискивайте новую опасность;
ОСТОРОЖНОСТЬ! – вот Ваш девиз, помните народную поговорку: «береженого бог бережет»;
по завершении операции по тем или иным причинам проведите критический разбор своих действий и делайте выводы;
делитесь сделанными выводами с молодыми;
при отсутствии опасности для вашей жизни используйте НЕЛЕТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ воздействия на преступника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша действительность – время значительных стрессовых потрясений, когда жертвами становятся не только коллективы, но и города, народы и народности. Это время рождает новые традиции, новые формы адаптации к быстро меняющимся напряженным условиям, и это новое рождается в результате значительных потерь, тревог, страданий. Но не все так безнадежно. Много людей, у которых высокая жизнеспособность, стремление к свободе, чести, справедливости, верность присяге и служению Родине, остаются неистребимыми.
В настоящее время, в условиях современной социальной перестройки нашего общества, жизнь людей в нашей стране во многом является сходной по напряженности и стрессогенности со странами Запада и способствует развитию пограничных психических расстройств. Они формируются, возможно, в более тяжелой форме, так как нет в настоящее время у нас обязательных унифицированных программ повышения стрессоустойчивости и обучения технике выживания в экстремальных условиях, так же как нет программ социально-правовой защиты различных слоев населения от последствий воздействия стрессогенным факторов.
За рамками исследования остались вопросы развития психических расстройств у сотрудников милиции после применения ими оружия и участия в других критических инцидентах, которые являются стрессогенными. Но можно предположить накопление эффекта стресса после участия в кратковременных, но интенсивных и часто повторяющихся стрессовых ситуациях и длительных напряженных условиях служебной деятельности, которые приводят к постепенному развитию у этих лиц состояний психической дезадаптации и ПТСР.
Западные программы [269, 276] реабилитации во многом позволяют людям приблизиться к овладению искусством принятия правильного решения в экстремальных ситуациях, что имеет немаловажное значение и для повышения стрессоустойчивости и профилактики психических нарушений.
Проблема адаптации и ее многоплановая социальная детерминированность все более возрастают в связи с развитием процессов демократизации в стране и отставанием создания соответствующей законодательно-правовой базы. Такие изменения в обществе требуют от многих людей кардинальной переоценки ценностей, перестройки морально-нравственного отношения ко многим событиям, мобильности, жизненной активности, освоения новых подходов к жизненным проблемам, нового мышления. А для этого необходимы новые формы и темпы физиологической и психической адаптации, технические и финансовые средства приспособления к быстро меняющимся условиям. Поэтому экстремальные условия функционирования ОВД и ВВ, МО, МЮ, МЧС и других силовых ведомств накладываются на общую социальную напряженность в обществе и являются вдвойне стрессогенными. Учитывая это обстоятельство необходимо, по-видимому, разработать перечень направлений деятельности личности, где необходимо внести доплату за вредность и прохождение обязательных методов восстановления здоровья. При этом необходимо учитывать направления работы, связанные с совокупностью факторов риска, влияющих на психофизическое состояние человека и его поведение в экстремальных условиях, названные в литературе стрессогенными факторами. Существуют различные разделения этих факторов [55, 60, 176].
Обобщив имеющуюся литературу по этому вопросу, мы сделали попытку дать классификацию стрессогенных факторов, или стрессоров, при этом изучив
в основном стрессогенное влияние фактора длительной изоляции от привычных условий, полагая, что только в условиях длительного воздействия стрессогенных факторов могут наиболее полно проявиться все стадии и клинико-психопатологические особенности стресса, наименее изученные в литературе.
Исходя из сказанного, было сформулировано то, что мы вкладываем в понятие стрессоустойчивость, – психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющую решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), т.е. находясь в состоянии психофизического равновесия.
Выбор для исследования таких разноплановых по социальному положению групп, как подследственные и личный состав МВД, был не случайным, и он подтвердил, что стрессогенные факторы среды влияют на психическую дезадаптацию всех социальных групп общества одинаково и проявляются в виде ОСР при высокой интенсивности воздействия и личностной значимости стрессогенных факторов в первом и третьем периодах стресса. Они могут проявляться клинико-психопатологически также под маской неврозоподобных, психопатоподобных и психосоматических расстройств и в виде ПТСР при истощении адаптационных возможностей после длительного воздействия стрессогенных факторов.
Наши исследования подтвердили все положения учения о стрессе Г. Селье на клиническом уровне и позволили сформулировать патогенетический подход к проблеме психопрофилактики постстрессовых состояний.
Изучение проблем стресса на модели социальной изоляции военнослужащих по призыву, личного состава в условиях длительных боевых действий в Чечне и подследственных в условиях длительной изоляции в СИЗО позволило установить, что социальная изоляция действительно является стрессогенным фактором и что стрессогенные факторы этих условий вызывают более интенсивные реакции дезадаптации в первой стадии тревоги, одновременно с вегетативными и эндокринными защитными реакциями возникает также психическая готовность к борьбе, предрасполагающая к реакциям тревоги, страха, и агрессии. Это доказывают данные повышения уровня ситуативной и личностной тревожности личного состава, участвовавшего в длительных боевых действиях в Чечне,
у военнослужащих первого года службы и у подследственных в СИЗО. Об этом свидетельствуют достоверно значимый рост ауто- и гетероагрессий во всех этих исследованных группах (см. табл. 1, 2, 3).
Во второй стадии – адаптационного синдрома – многообразие психовегетативных расстройств способствует развитию у некоторых личностей ипохондрических расстройств (уход в свои болезни, не всегда имеющие под собой объективную почву), это особенно проявляется у подследственных в СИЗО.
В этой стадии проявлению психопатоподобных реакций агрессии способствуют только грубые формы вторжения в сферу интересов личного состава. Эта стадия адаптации является более благополучной в выражении всех параметров клинико-психопатологических проявлений стресса (см. табл. 1, 2, 3).
В третьей стадии – истощения – в зависимости от конституционального предрасположения и иных факторов проявляются заболевания внутренних органов и психические заболевания. Под влиянием хронического или постоянно повторяющегося стресса возникают депрессивные, ипохондрические, тревожные развития личности с возникновением риска развития алкоголизма, лекарственной зависимости, суицидального поведения (вторичные проявления воздействия стресса). Острым или хроническим стрессом могут быть спровоцированы проявления таких психических заболеваний, как эпилепсия, шизофрения и др. В изученных группах вновь возникает рост ауто- и гетероагрессивного поведения и других признаков психической дезадаптации.
Вышеизложенное клинико-психопатологическое исследование позволило нам периоды пребывания в стрессогенных условиях разделить на следующие: первый – фрустрационный (безысходности, тревоги), соответствующий началу экстремальных событий и фазе тревоги; второй – адаптационный, самый длительный, повышенной резистентности и соответствующий развитию экстремальных событий: третий – истощения, соответствующий постэкстремальному периоду.
Из сказанного следует, что все воспитательные мероприятия, психологическую и медицинскую помощь необходимо усилить в первый период. Именно в начале функционирования в экстремальных условиях отрыв от привычного окружения и предстоящая неизвестность вводит людей в состояние тоски, безысходности и сильной тревожности, что выражается клинически явлениями выраженной психической дезадаптации.
Такая же интенсивная тревожность возникает и в третий период, когда адаптационные механизмы организма истощаются, а факторы стресса остаются, происходит прорыв барьера психической адаптации по Ю.А. Александровскому, который можно наблюдать на клиническом уровне. Этот период еще характерен тем, что у людей может наступить мотивационно-сознательный кризис: более или менее приспособившись к экстремальным условиям деятельности, человек должен думать теперь о том, как жить дальше. Эта необходимость изменения их социального статуса повторно, на наш взгляд, вызывает у многих состояния высокой тревожности и дезадаптации. В результате как у солдат перед демобилизацией, так и у воевавших в Чечне (у подследственных и осужденных перед и после освобождения) после возвращения снова возникают изменения в поведении и состоянии здоровья, что связано с выработкой определенного стереотипа поведения, который необходимо менять. Это наглядно видно из табл. 3, 4 и описанных наблюдений после Чечни.
Поэтому командирам, психологам и медикам в эти два периода необходимо взять под особый контроль этих лиц и проводить с ними психопрофилактическую работу, направленную на снятие напряжения, тревоги, состояния «тоннельного видения проблем» (выход из сложных ситуаций видится только в агрессии).
Но это, конечно, не значит, что конфликты не могут возникнуть во втором периоде адаптации и что в это время личный состав не нуждается в психопрофилактической помощи. В этом периоде, судя по уровню тревожности во всех обследованных группах (см. табл. 1, 2, 5), их должно быть гораздо меньше. Это подтверждают и проанализированные наблюдения девиантного поведения, произошедшие в начале и в конце срока службы у солдат и в Чечне – в начале пребывания и после возвращения.
Приведенные данные позволяют заключить, что социальная изоляция с жесткими стрессогенными условиями и неписаными законами среды действует как психологический стрессор и по уже определенным биологическим законам запускает механизмы стресса. Это в дальнейшем становится причиной девиантного противоправного поведения, развития и обострения у личного состава соматических и психосоматических заболеваний.
Когда выявлены определенные закономерности развития психических дезадаптаций и причины появления такого социального явления, как «неуставные взаимоотношения», можно постепенно разработать и меры психопрофилактики. Но в каждом отдельном случае следует учесть особенности различных контингентов людей: цели, задачи и мотивы их служебной деятельности. До тех пор пока этого не будет, в войсках невозможно будет избавиться от вторичных проявлений стресса изоляции: