Файл: Работа по развитию познавательного интереса на уроках математики у.pdf
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62 познавательной активности и интереса ученика и сравнить его с нормативными показателями для различных возрастных групп. Познавательная и мыслительная активность лежат в основе любой деятельности, а также в основе учебной деятельности ученика на всех возрастных этапах его развития.
Познавательная активность - это мера умственного усилия, направленной на удовлетворение познавательного интереса, и включает в себя: скорость психических процессов; легкость пробуждения активности; напряженность; потребность в умственных усилиях и впечатлениях; настойчивость в усвоении нового материала и ряд других показателей.
Результаты исследования представлены на рисунке 7.
Рис. 7. Процентное распределение обучающихся по уровню развития познавательной активности и интереса
По данным опросником было определено, что:
− низкий уровень познавательного интереса обнаружен у 33% учеников экспериментальной группы и у 32% школьников из контрольной группы;
− средний уровень познавательного интереса обнаружен у 42% учеников экспериментальной группы и у 40% школьников из контрольной группы;
25%
42%
33%
28%
40%
32%
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
высокий средний низкий
ЭГ
КГ
63
− высокий уровень познавательного интереса обнаружен у 25% учеников экспериментальной группы и у 28% школьников из контрольной группы.
В целом все ученики из обеих групп продемонстрировали достаточно схожие результаты, результаты учеников не имеют существенных различий.
Известно, что постепенно к 4 классу у учеников начальной школы происходит снижение познавательного интереса и падают показатели познавательной активности, как правило наблюдается резкое снижение интереса к учебе, которая является основой для развития познавательного интереса. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития познавательного интереса детей. Важно искать пути стимулирования познавательной активности, использовать различные формы для активизации познавательного поиска.
Склонность к творчеству изучалась с помощью «Опросника личностной склонности к творчеству» (по Г. Дэвисом). Опросник предназначен для выявления склонности к творческому поведению в повседневной жизни. Личностные признаки креативности содержат в себе интерес, самодостаточность, чувство гармонии, красоты, альтруизм, стремление к риску, принятие беспорядка, потребность в активности и тому подобное. Результаты исследования представлены на рисунке 8.
Рис. 8. Процентное распределение обучающихся по уровню склонности к творчеству в учебной деятельности
28%
55%
17%
23%
57%
20%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
высокий средний низкий
ЭГ
КГ
64
Результаты анкетирования показали, что низкий уровень склонности к творчеству выявлен у 17% учеников экспериментальной группы и 20% учеников контрольной группы. Таким детям сложно работать творчески, им лучше выполнять механическую работу, которая не требует фантазии и творчества. Задачу они выполняют лучше, когда есть четкие инструкции. Наибольшее количество - 55% исследуемых экспериментальной группы и 57% контрольной группы имеют средний уровень склонности к творчеству. Каждая личность имеет задатки, которые под воздействием различных факторов можно развивать, поэтому при благоприятной атмосфере воспитанники активно будут проявлять свой творческий потенциал. Высокий уровень склонности к творчеству имеют 28% опрошенных из экспериментальной группы и 23% учеников из контрольной группы. Такие воспитанники активно применяют свои творческие идеи, стараются всегда проявить себя, они активны, импульсивны, им очень сложно выполнять задачи следуя четким инструкциям.
Также нами была использована методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» по Ксензoвой Г.Ю. Цель данной методики состоит в определении уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника. В процессе диагностики оцениваются такие универсальные учебные действия, как действие смыслooбразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
В ходе диагностики мы установили, что высокий уровень учебно- познавательного интереса выявлен у 15% учеников экспериментальной группы и 11% учеников контрольной группы, удовлетворительный уровень учебно-познавательного интереса выявлен у
46% учеников экспериментальной группы и 49% учеников контрольной группы. Низкий познавательный интерес выявлен у 39% учеников экспериментальной группы и 40% учеников контрольной группы. Очень высокий уровень
65 познавательного интереса выявлен не был. По мнению Ксензoвой Г.Ю., целесообразно уровни реакцию на новизну и любопытство объединить и охарактеризовать их как низкий познавательный интерес. Такого рода показатели говорят о том, что учебно-познавательный интерес сформирован недостаточно, дети оживляются, задают вопросы о новом фактическом материале, включаются в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляют, либо же проявляют интерес и задают вопросы достаточно часто, включаются в выполнение задания, но интерес быстро иссякает, и его постоянно приходится поддерживать.
Показатели инициативности и самостоятельности мы исследовали с помощью метода наблюдения. В процессе наблюдения мы отмечали наличие следующих проявлений у младших школьников:
1. Отличается прилежанием к учению.
2. Проявляет интерес к предмету.
3. На уроках эмоционально активен.
4. Задает вопросы, стремиться на них ответить.
5. Интерес направлен на объект изучения.
6. Проявляет любознательность.
7. Самостоятельно выполняет задание учителя.
8. Проявляет устойчивость волевых устремлений
Проведенные нами наблюдения за детьми в обычных условиях организации учебной деятельности показали, что выявлены ученики со всеми уровнями развитости познавательного интереса. Так, к низкому репродуктивно-подражательному уровню нами были отнесены 30% детей экспериментальной группы и 28% детей контрольной группы. Такие дети практически не проявляли самостоятельности и инициативности в процессе выполнения заданий на уроках, при возникающих затруднениях обращались за помощью к учителю, при различных затруднениях проявляли негативные эмоции, к примеру, огорчение, раздражение. Учащиеся данной группы не
66 задавали вопросы познавательного характера нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
К среднему поисково-исполнительскому уровню познавательного интереса нами были отнесены 52% детей экспериментальной группы и 54% детей контрольной группы. Дети данной группы обладали проявлениями самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения.
Эмоциональное отношение детей не менялось при возникновении различных трудностей, дети старались самостоятельно справиться с задачей или обращались к учителю за дополнительной информацией: задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Меньше всего детей находились на высоком поисково-продуктивном уровне развитости познавательного интереса. Такие дети характеризовались высоким уровнем самостоятельности, инициативности, они активно проявляли интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения. Результаты исследования представлены на рисунке
9.
18%
52%
30%
18%
54%
28%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
высокий средний низкий
ЭГ
КГ
67
Рис. 9. Уровни развитости инициативности и самостоятельности у учеников
Проанализировав все результаты проведенных диагностических методик можно сделать вывод, что 23% обучающихся экспериментальной группы и 20% контрольной группы имеют высокий уровень познавательного интереса, 52% учеников экспериментальной группы и 50% контрольной группы средний, 25% учеников экспериментальной группы и 30% учеников контрольной группы – низкий.
Таким образом, 25% учеников экспериментальной группы и 30% учеников контрольной группы имеют низкий уровень сформированности познавательного интереса, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента. Дети, находящиеся на данному уровне, не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
52% учеников экспериментальной группы и 50% контрольной группы имеют средний уровень познавательного интереса, у таких детей наблюдаются характеристики самостоятельности, инициативности, дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Лишь
23% обучающихся экспериментальной группы и 20% контрольной группы имеют высокий уровень познавательного интереса. Такие дети мало отвлекаются при решении познавательной задачи, испытывают радость при достижении определенных результатов, проявляют упорство, настойчивость в достижении поставленных целей.
68
Следует отметить, что на снижение познавательного интереса школьников на наш взгляд влияют следующие факторы:
− Ученики получают однотипные задания и уроки проводятся одного типа.
− Решение задачи сводится к одной и той же операции.
− Ученику не нужно выбирать результат среди других, возможных в подобных операциях.
− Предлагаемые задачи не являются для ученика необычными.
− Ученик уверен в безошибочности своих действий (задачи без анализа). В таких случаях школьник перестает думать, мыслить, интересоваться учебным процессом.
Полученные результаты были представлены на семинаре, организованным на базе «МБОУ СОШ №7», где были обобщены и проанализированы полученные результаты начальной диагностики. Данные результаты свидетельствуют о необходимости организации работы по развитию познавательного интереса, в частности на уроках математики с помощью исследовательской деятельности.
1 2 3 4 5 6
2.2. Описание работы по развитию познавательного интереса на уроках
математики в начальных классах с помощью исследовательской
деятельности
Ранее в работе мы установили, что у детей экспериментальной и контрольной групп наблюдаются низкие показатели развития познавательного интереса, что актуализировало проблему развития познавательного интереса на уроках математики в начальных классах с помощью исследовательской деятельности. С детьми экспериментальной группы нами была организована специальная совместная учебно- познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, которая имела
69 общую цель, согласованные методы и способы деятельности, иными словами
– исследовательская деятельность.
В исследовании мы исходили из гипотезы о том, что процесс развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста будет осуществляться результативно, если:
- будет разработана и апробирована система уроков, основанных на исследовательской деятельности обучающихся (урок-исследование, урок- лаборатория, урок фантастического проекта, урок изобретательства, урок открытых мыслей);
- в процессе обучения математике использовать элементы исследовательской деятельности;
- образовательный процесс обучения математике будет адаптирован к уровню развития обучающихся (усложнение материала, формирование
УУД);
- обогащать процесс обучения математике современными активными формами, методами и технологиями исследовательской деятельности обучающихся (кейс технологии, STEM технологии, ЛЕГО технологии, метод сторинга, метод перевернутого обучения, метод квестов, метод «Шесть шляп
Боно», комплексные задачи и задачи различных типов (с меняющимся содержанием, на понимание, логическое мышление, с недостающими данными, с несформулированным вопросом).
Обучение как исследование предполагает, что особенностью учебно- исследовательской деятельности ученика есть субъективное открытие им новых знаний на основе индивидуальной актуализации предварительно усвоенных им же знаний и умений, введение их к личностному познавательному пространству. Применение исследовательского подхода в обучении направлено на становление у школьников опыта самостоятельного поиска новых знаний и использования их в условиях творчества, на формирование новых познавательных ценностей учащихся и обогащения их познавательной ценностной ориентации.
70
В организации научно-исследовательской работы учащихся мы придерживались нескольких принципов:
− исследовательская деятельность учащихся является приближенной к научно-исследовательской деятельности, ее началом, и чаще всего имеет продолжение в дальнейшей научной деятельности;
− содержание исследования обязательно должен сочетаться с учебной целью, общими потребностями общества и вопросами настоящего;
− научное исследование - непрерывный процесс, его нельзя выполнить за несколько дней;
− научно-исследовательская деятельность - обязательно управляемый процесс.
В рамках данной работы была разработана и апробирована система уроков, основанных на исследовательской деятельности обучающихся (урок- исследование, урок-лаборатория, урок фантастического проекта, урок изобретательства, урок открытых мыслей).
Система уроков была разработана в соответствии с тематическим планированием. Конспекты уроков представлены в Приложении 1 и 2.
На уроке с элементами исследования школьники отрабатывают отдельные учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность.
По содержанию элементов исследовательской деятельности были проведены уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, была организована работа с источниками информации, заслушиванием сообщений, защитой рефератов и т.д. На уроке – исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.
Охарактеризуем методы, формы и средства работы, которые были нами использованы при развитии познавательного интереса на уроках математики в начальных классах с помощью исследовательской деятельности.
Применение исследовательских приемов и методов способствует углублению интереса учащихся к познавательной и творческой деятельности,