Файл: Работа по развитию познавательного интереса на уроках математики у.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

71 для формирования у них соответствующих знаний, умений, навыков и исследовательской позиции в восприятии осмыслении и мира.
Кейс технологии позволяют создавать учебные ситуации для освоения обучающимися основ учебно-исследовательской деятельности. Кейс-метод
(от англ. Саsе study - изучение ситуации - случай), известный в отечественном образовании как метод ситуативного обучения на конкретных примерах), который дает возможность приблизить процесс обучения к реальной практической деятельности учащихся.
Суть метода достаточно проста: для организации обучения используется описание конкретных ситуаций. Ученикам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только любые практические проблемы, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при изучении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Например:
Задача. Семья решила в квартире застелить пол ковровым покрытием.
В квартире 3 комнаты:
1 – 4 на 5м,
2 – 4 на 4,
3 – 2 на 3. Сколько квадратных метров коврового покрытия необходимо для того, чтобы застелить пол?
Задача. Для здорового роста и развития ребенка младшего школьного возраста завтрак должен составлять 600 ккал. Составь себе меню для полноценного завтрака. Расчет ккал для 100 г продуктов.
Комплексные задачи.
Задача. Свои летние каникулы Максим, Лена и Галина проводили у бабушки. Дети решили помочь ей заготовить ягоды для консервации.
Максим нарвал 2 корзины вишен по 5 кг, Лена - 3 корзины черешен по 2 кг, а
Галина принесла 2 кг малины. Сколько всего кг ягод собрали дети?

72
Задача. Бабушка решила приготовить компоты из этих ягод, взяв третью часть. Сколько ягод осталось у бабушки?
Задача. Из 10 кг ягод бабушка сварила варенье, 6 кг вишневого варенья она разложила в 3 одинаковые банки. Сколько таких банок нужно, чтобы разложить 4 кг варенья?
Задача. Из оставшихся ягод бабушка испекла пирог прямоугольной формы. Дети двумя разрезами разделили его на 4 части так, чтобы 2 из них были четырехугольной формы, а другие - треугольной. Как они это сделали?
Сторителлинг - это способ передачи информации через рассказывание историй.
Например: мы предлагали детям создать короткие поучительные истории о взаимоотношениях цифр. Например, на уроках, где ученики учатся добавлять и отнимать, дети могут проанализировать, как две цифры
(например, 8 и 2) поссорились, и начались потери для обеих сторон (8-2 = 6).
А потом цифры снова встретились и начали дружить (8 + 2 = 10).
Нами были использованы истории, ученикам было предложено поразмышлять над вопросами: «О чем мечтает Х?», «Зачем существуют действия умножения и деления?», «Какими предметами могли бы быть треугольник, круг?».
Это (персонификация цифр, математических символов и элементов), помогло детям лучше запомнить конкретные примеры, формулы и способы решения задач. Кроме того, такие игры-истории помогают разрядить учебную атмосферу, дать отдохнуть перед новой порцией информации. Дети учились с мыслью о том, что наука – ближе, чем кажется. Ведь круг, например, будет ассоциироваться с тортом и историей, в которой он фигурировал.
Перевернутое обучение – это форма активного обучения, которая позволяет «перевернуть» привычный процесс обучения следующим образом: домашним заданием для учеников является просмотр соответствующих видеофрагментов с учебным материалом следующего урока, учащиеся


73 самостоятельно проходят теоретический материал, а в классе время используется на выполнение практических задач.
Например: при изучении приемов письменного умножения трехзначных чисел на однозначные детям было предложено посмотреть дома учебное видео, изучить материал, а на уроке воспроизвести полученные знания через творческие задачи, примеры, задачи.
STEM - это аббревиатура из слов:
Science (наука)
Technology (технологии)
Engineering (инженерия)
Mathematics (математика).
Это направление в образовании, при котором в учебных программах усиливается естественнонаучный компонент и инновационные технологии.
Например: проведение различных исследований.
Какая длина, ширина листа в тетради, учебника в см, дм, дюймах?
Длина карандаша? Какой длины ручка? Как это измерить? Длина, ширина парты локтями?
Разработанные нами задачи на уроках математики развивали у детей умение работать с измерительными инструментами, фиксировать, анализировать, применять информацию, которая формирует представление о многомерности мира. И даже если ученики уже понимали, что такое длина, ширина, какие существуют единицы измерения, им было очень интересно почувствовать себя учеными, которые получают информацию, применяя специальные инструменты, фиксировать и систематизировать полученные данные. Такая работа проводилась нами с постепенным усложнением предлагаемых задач.
Первоначально название «квест» (англ. Quest) использовалось в названии компьютерных игр, разработанных компанией Sierra On-Line :
King's Quest, Space Quest, Police Quest. Позже квестом стали называть активные экстремальные и интеллектуальные игры.

74
Урок на свежем воздухе. Дети вместе с учителем выходили на улицу, и начинали заниматься поиском различных подсказок и предметов, для решения головоломки, которая была придумана в соответствии с темой урока. Дети решали различные головоломки, искали клад, отвечали на вопросы учителя.
Урок в замкнутом помещении. Принцип квеста - найти выход. Дети выполняли ряд тех или иных действий, чтобы найти ключ и спастись.
Например: Каким образом можно проверить действие умножения действием деления? Как составлять цепи питания?
Цель:
− формирование предметных компетенций: ознакомление учащихся с приемом проверки действия умножения действием деления; упражнять в составлении задач по данному выражению; развивать критическое мышление; развивать умение устанавливать связи между растительным и животным миром, приводить примеры цепей питания и уметь составлять их, воспитывать бережное отношение к природе.
− формирование ключевых компетентностей:
− умение учиться: развивать умение под руководством учителя определять цель работы и ее план выполнения, умение организовывать свое рабочее место;
− коммуникативной: развивать умение доводить собственное мнение; учить детей общаться и формировать умение поддерживать дружеские отношения;
− социальная: развивать умение продуктивно работать в команде
(парах, группах).
В процессе математического квеста мы использовали также ролевую игру «Гидрометеорологический центр», «Математическую цепочку»,
Каллиграфические минутки. Задачи-шутки.
Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.
Метод «Шесть шляп» - это психологическая ролевая игра, смысл которой заключается в том, чтобы рассмотреть одну и ту же проблемную


75 ситуацию из 6 независимых друг от друга точек зрения. Это позволяет сформировать наиболее полное представление о предмете дискуссии и на логическом и эмоциональном уровнях оценить преимущества и недостатки.
Шляпа определенного цвета предусматривает включение соответствующего режима мышления, которому должен следовать ученик или команда в момент аргументации своей позиции в процессе дискуссионной игры.
В качестве примера рассмотрим урок по теме «Меры времени.
Определение времени».
Цель: формировать знания и выработать навыки определения времени по часам, умение решать задачи и выражения определения времени; развивать вычислительные навыки, внимание, аккуратность; воспитывать познавательный интерес, любовь к математике.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Оборудование: шляпы де Боно, часы, таблица единиц измерения времени.
Методы: метод «Шесть шляп мышления».
Белая шляпа. Какие единицы измерения времени вы знаете? Как измеряли время в старину? Фокусирование внимания на информации (анализ известных фактов и цифр, а также оценка того, какие сведений не хватает и из каких источников их можно получить).
На сегодняшний день существуют такие единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, месяц (30 или 31 день), в феврале 28 дней, или
29, если год високосный; год обычный составляет 365 суток, високосный
366; век - это 100 лет. Люди в древности отмечали промежутки времени, связанные с природными явлениями: сезон кладки яиц, сезон вывода птенцов. Природа сама подсказывала, как поделить год на меньшие промежутки времени.
В древности охотники определяли, как долго они находятся на охоте, считая количество ночей. Египтяне разделили день и ночь на часы.

76
Солнечные часы для определения дневного времени были открыты в
Древнем Египте более 5000 лет назад. Примерно 1300 лет нашей эры появились первые механические часы. В 1581 году итальянец Галилей создал маятниковые часы, которые точно измеряли время с помощью колышущегося маятника.
Что заставило людей ввести единую меру времени? Какими часами пользуются современные люди?
Красная шляпа. Внимание к эмоциям, ощущениям и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Людям трудно понять друг друга. Современные люди пользуются более точными часами. В 1929 году были впервые использованы кварцевые генераторы, что позволило точность хода до 1 секунды на 3 года.
В 1948 году изобретены атомные часы. Они настолько точны, что погрешность составила 1 секунду за 1,6 миллиона лет. Из этого можно сделать вывод, что человечество сделало большой шаг в поисках точности измерения времени, а это свидетельствует о большой зависимости людей от времени.
1) 120 мес. + 2 мес. = 122 месяца
2) 34 года 8 мес. – 9 лет 9 мес. = 24 года 11 мес.
Какие преимущества в измерении времени сейчас над тем, как измеряли время в древности?
Желтая шляпа. Исследование возможных успехов, поиск преимуществ и оптимистичный прогноз события / действия / рассматриваемой ситуации.
Во-первых, в древности люди пользовались большими промежутками времени (сезон кладки яиц). Люди не знали, как определить, например, день рождения, а сейчас могут определить число, месяц, год, век, и минуты с секундами. Во-вторых, современные люди всей планеты имеют общие единицы измерения времени: секунда, минута. час, год, век. Этого не было в старину. Если один человек измерял время водными часами, то другой - песочным. Люди не были уверены, что встретятся, отсутствовала общая


77 единица времени. Современные люди имеют сверхточные часы, которые удобны и доступны каждому, даже школьнику. А в древности часы были большими, их трудно было носить, и они были не у каждого. Пользоваться ими могли только специально обученные люди.
Задача. 18 деталей слесарь производит за 3 часа, а ученик - за 6 часов.
За сколько часов могут изготовить такое же количество деталей слесарь и ученик, если будут работать вместе?
1) 18: 3 = 6 (дет.) - по 1час слесарь
2) 18: 6 = 3 (дет.) - за 1 час ученик
3) 6 + 3 = 9 (дет.) - вместе слесарь и ученик за 1 час
4) 18: 9 = 2 (часа) - изготовят 18 деталей вместе
Ответ: за 2часа
Объясните назначение единиц измерения времени.
Зеленая шляпа. Поиск альтернатив, генерация идей, модификация уже имеющихся наработок.
Минуты используют в школе, рабочий день измеряется в часах и минутах, достижения в спорте обозначают минутами, секундами и долей секунды, в расписании поездов и самолетов используют год, месяц, день, час и минуту. Термин «сутки» встречается в сообщениях синоптиков и в продолжительности полета в космос. Продолжительность учебного года - 9 месяцев, каникул - 3 месяца. Год расписан по месяцам и числам. Недели в календарях, в прессе тоже обозначают год выпуска. При составлении биографии используют год рождения, число, месяц.
1) 2013 - тысяча девятьсот восемьдесят два = 31 год
1500 + 31 = 1531год = 15 веков 31 год
2) Иван Грозные жил в XVI веке
Суворов жил в XVIII веке
А.С. Пушкин жил в 19 веке.
Какие недостатки измерения времени существуют сегодня?

78
Черная шляпа. Оценка ситуации с точки зрения наличия недостатков, рисков и угроз ее развития.
В каждой части планеты часы показывают разное время. Например, если на юге часы показывают 12:00, то на севере - 0 часов. Каждую минуту суток в разных точках земного шара происходит восход и заход солнца: где сейчас север, а где-то - юг. Мир разделен на 24 часовых пояса. Если лететь на восток, то при пересечении каждого пояса нужно переставить часы на 1:00 вперед, а ели лететь на запад - то на 1:00 назад. Если вы пересекаете линию перемены даты, то необходимо изменить день в календаре. Двигаясь на запад, нужно добавить 1 день, на восток - отнять 1 день.
Что мы сегодня изучали на уроке?
Зачем нужно знать меры времени?
Синяя шляпа. Управление процессом дискуссии, подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода в конкретных условиях.
Мероприятия времени занимают важное место в жизни современного человека. Рабочий день расписан по минутам. Важно знать меры времени, чтобы определить дату исторического события, дня рождения. Нужно учиться ценить время с детства, соблюдая режим дня. На уроке, если ты хорошо поработал, то использовал время с пользой для себя. Можно сделать вывод, что знание мер времени для современного человека является необходимым условием. Люди разных профессий зависят от времени.
Пользоваться часами умеет каждый школьник. А умение оперировать единицами времени поможет нам не только в быту, но и в нашей будущей профессии.
Для организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики были использованы следующие типы
задач:


79
Рис. 10. Типы задач на уроках математики для организации исследовательской деятельности младших шильников
К примеру, задача с несформулированным вопросом:
«В двух кассах магазина находится 150 руб. Если из первой кассы переложить во вторую 15 руб., то в обеих кассах будет поровну. (Сколько денег будет в каждой кассе?)».
Также можно предложить детям такое задание – самостоятельно придумать к задаче несколько вопросов: Задача. «Кукла стоит 800 рублей, а заводная машина 1200 рублей». К данной задаче дети могут придумать несколько вопросов, к примеру: сколько всего стоят игрушки? На сколько машина дороже куклы? Во сколько раз машина дороже куклы? и пр.
Пример задачи с недостающими данными:
Во второй коробке лежало в 2 раза больше печенья, чем в первой.
Сколько всего печенья лежало во второй коробке? Назови условие и требование данной задачи? Можно ли решить такую задачу? Каких данных недостает для решения данной задачи? Дополни условия задачи, чтобы ее можно было решить. с несколькими решениями с меняющимся содержанием на понимание, логическое мышление с недостающими данными с несформулированным вопросом

80
Еще одним видом задач для организации исследовательской деятельности младших школьников на уроке математики служат
1   2   3   4   5   6