Файл: 1 Краткое описание конструктивно технологических особенностей кузова электровоза.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дверной механизм электропоезда демонтируют, детали его промывают в керосине и насухо протирают салфетками. Рельсы, подвески, сепараторы, рейки, кронштейны и створки дверей осматривают с целью выявления трещин, изгибов и износов. Трещины вырубают пневматическими зубилами до полного исчезновения и заваривают электродами Э42. Сварные швы зачищают пневматической машинкой с наждачным камнем заподлицо с основным металлом.
Проверяют износ желобов рельсов и реек. Если он превышает 0,8 мм, то изношенную поверхность желобов рельсов и реек зачищают до металлического блеска, наплавляют и обрабатывают на фрезерном станке. Болты, гайки и шпильки с сорванной резьбой, а также резиновые буфера, имеющие выработку и надрывы, заменяют новыми. Резиновые уплотнения створок дверей и резиновую окантовку стенок осматривают и при наличии порезов, вырывов, сквозных трещин заменяют. Разбитые стекла, ролики со сквозными трещинами также заменяют.
Дверной цилиндр разбирают, все детали, кроме резиновых манжет и уплотнений, промывают в керосине или мыльной эмульсии и насухо протирают салфетками. Рабочую поверхность цилиндра и шток осматривают, незначительные забоины и задиры зачищают наждачной бумагой. При наличии трещин, задиров и забоин на рабочей поверхности глубиной более 1,5 мм у цилиндра и более 0,5 мм у штока цилиндр и шток заменяют. Нутромером проверяют внутренний диаметр цилиндра, а непроходным калибром — состояние резьбы цилиндра и штока. Поврежденную резьбу срезают, поверхность наплавляют, протачивают на токарном станке и нарезают новую резьбу.
Дверной цилиндр после сборки испытывают, для чего его закрепляют на стенде или в тисках и вручную производят четыре-пять полных ходов поршня. Для проверки на воздухонепроницаемость цилиндр обмыливают и соединяют с магистралью сжатого воздуха давлением 6,86 МПа. Цилиндр пригоден к эксплуатации, если мыльный пузырь держится не менее 10 с.
После монтажа дверного механизма регулируют положение створок (путем постановки прокладок под скобы крепления дверных цилиндров), зазор между нижней кромкой двери и порогом (который должен быть 2— 6 мм), а также ход створок. При закрытых дверях между створками не должно быть сквозного зазора.
Поврежденные детали опор кузова ремонтируют электросваркой с последующей механической обработкой или заменяют. Негодные болты и гайки, просевшие пружины и негодные резиновые амортизаторы заменяют, восстанавливают смазочные отверстия и заполняют масленки и масляные ванны, регулируют зазоры и предварительную затяжку пружин.
При заводском ремонте проверяют изгиб рам кузовов, натягивая вдоль обвязочного угольника струну. Если прогиб рамы превышает 13 мм, то обшивку отсоединяют от обвязочного угольника и правят раму с помощью стяжек и домкратов, предварительно подогрев ее газовыми горелками. Рамы вагонов электропоездов правят при прогибе более 25 мм. Дефекты (изгибы, вмятины) обшивки выявляют прикладыванием к проверяемому месту метровой линейки.
При волнистости высотой более 3 мм на длине 1 м для локомотивов и высотой 5 мм на длине 1 м для вагонов электропоездов листы правят наложением с внутренней стороны тонких сварных швов. Если таким способом лист выправить не удается, его вырезают и вваривают новый, предварительно подогнанный по контуру. Поврежденные стойки и дуги каркаса выправляют скобами и домкратами с предварительным подогревом поврежденных участков газовой горелкой.
Упругие площадки снимают и разбирают, при необходимости правят их рамы и заменяют изношенные фартуки. Вентиляционные каналы очищают от грязи, продувают сжатым воздухом и прокрашивают.
После опускания кузова контролируют и регулируют прокладками зазор между вертикальным ограничителем и верхней плоскостью рамы тележки, который должен быть не менее 15 мм, а также зазор между вкладышем горизонтального ограничителя на кузове и накладкой на боковине рамы тележки, который не должен превышать 10 мин.
Большое число деталей и частей кузова изготавливают из дерева, стекла и полимерных материалов. К ним относятся элементы деревянного каркаса обрешетки кузова, половые доски и брусья под них, детали тепловой и звуковой изоляции из полистирольного пенопласта, фанерная обшивка стен и потолков, оконные рамы, настил крыш, внутренняя обшивка и отделка из линолеума, линкруста, дерматина, бумажно-слоистого пластика, обшивка ящиков подвагонного оборудования электропоездов, внутреннее оборудование кабин машиниста, подлокотники и др.
Поскольку условия работы тягового подвижного состава весьма сложные, деревянные и полимерные части кузовов подвергаются износу и повреждениям. Помимо механического повреждения деревянных деталей и возникновения в них трещин, надломов, сколов и прогибов, происходит их гниение. Фанерные листы также могут загнивать, коробиться и расслаиваться, линолеум на полках истирается.
При эксплуатации тягового подвижного состава внутри кузова должны регулярно проводиться уборка мусора, удаление пыли, протирка стекол и плафонов. Полы и стены в кабинах машинистов, пассажирских салонах и тамбурах электропоездов промывают горячим мыльным раствором, туалетные помещения и мусоросборники промывают и дезинфицируют.
При приемке и сдаче, техническом обслуживании и текущих ремонтах необходимо проверять состояние окон и дверей, их запоров, полов и крышек люков в них, внутреннего оборудования и устранять обнаруженные недостатки. Для сохранения деревянного настила полов при местном износе линолеума поврежденные места вырезают и ставят встык заплаты на лаковой подмазке, края линолеума прошивают гвоздями.
Проверяют крепление диванов и полок, ослабшие закрепляют. Восстанавливают уплотнение окон и дверей, разбитые стекла заменяют, а дребезжащие укрепляют полосками резины. Осматривают крышевые мостики и поручни, ослабшие надежно закрепляют. Убеждаются в исправности переходных площадок, порванные места брезента или уплотнительной резины ремонтируют постановкой заплат или полос резины.
При текущем ремонте ТР-3 при необходимости ремонтируют внутреннюю обшивку стен и потолков, полов, двери, окна, диваны. Осматривают и исправляют сиденья, подлокотники, ящики, шкафы и другое оборудование кабин машиниста.
Лакокрасочные покрытия на тяговом подвижном составе применяют для защиты металлических деталей от коррозии, а деревянных от гниения. Наряду с этим лакокрасочные покрытия используют и в декоративных целях. Эти покрытия должны обладать определенными качествами и сохранять их в весьма разнообразных условиях.
К лакокрасочным материалам относятся пигменты, связующие вещества и растворители, а также готовые масляные и эмалевые краски. Пигменты представляют собой тонкоизмельченные цветные порошки, способные равномерно смешиваться с растворителями и придающие составу определенный цвет.
Связующие вещества служат для связывания частиц пигмента между собой и с окрашиваемой поверхностью. В качестве связующих веществ используют олифы и масляные лаки.
Растворители предназначены для разбавления лаков, тертых красок и грунтовок. Растворители должны испаряться из лакокрасочного слоя в процессе его высыхания, не вступать в химическое взаимодействие с лакокрасочными материалами или окрашиваемой поверхностью. В качестве растворителей применяют скипидар, уайт-спирит, сольвентнафт и др.
Как правило, при окраске тягового подвижного состава используют масляные и эмалевые краски фабричного приготовления. Качество масляных красок оценивают по содержанию пигмента и олифы. Эмалевые краски приготовляют на специальных лаках. По виду связующего эти лаки делят на глифталевые, пентофталевые, перхлорвиниловые и др. После высыхания они образуют глянцевую поверхность, похожую на эмаль.
Непременным условием качественной окраски поверхности является строгое соблюдение технологии ее подготовки и самого процесса нанесения красителя.
Подготовленная для окраски металлическая поверхность кузова должна быть совершенно гладкой, ровной, без задиров и шероховатостей, ржавчины и жировых пятен, пыли и грязи. Обычно старую краску кузова удаляют механическим (скребками, стальными щетками или шарошками) или химическим способом. В последнем случае на поверхность наносят специальную смесь, которую затем смывают теплой водой. При удалении старой краски химическим способом маляры должны работать в защитных очках, респираторах, резиновых фартуках и рукавицах. Отходы старой краски при этом необходимо удалять из цеха до их высыхания.
Подготовленный таким образом кузов обмывают слабым раствором каустической соды и затем чистой водой. Высушенную поверхность грунтуют вручную или распылителями. Обычно применяют грунтовку заводского изготовления или приготавливают ее из смеси сурика с натуральной олифой.
На высохшую грунтовку наносят тонкий слой (до 0,5 мм) шпатлевки. Шпатлевку готовят из смеси молотого мела и олифы с небольшим количеством краски или используют фабричные мастики. Для получения ровной гладкой поверхности зашпатлеванные места шлифуют пемзой или шкуркой и при необходимости вторично шпатлюют, исправляют и вновь шлифуют. К окраске приступают после высыхания шпатлевки на всю глубину.
Окраску кузова необходимо вести с прочных и жестких подмостков либо с тележки с механическим подъемом площадок. Использование подмостков из досок, переброшенных на стремянки, недопустимо.
Ручная окраска кистями или валиками малопроизводительна и связана с большими потерями красителей. Более производителен способ окраски с использованием воздушных краскопультов. Недостатком этого способа является значительное туманообразование из частиц краски, ухудшающее условия труда маляров и вызывающее также непроизводительный расход красителей.
Применение безвоздушного распыления краски установкой УРБХ сокращает туманообразование и обеспечивает экономию краски на 25—30 % по сравнению с воздушным распылением, а также повышает качество покрытия.
Наиболее совершенным является способ окраски с распылением красителя в электростатическом поле, позволяющий сократить расход материалов вдвое по сравнению с ручным методом, улучшить санитарно-гигиенические условия труда рабочих и повысить качество окраски. Сущность этого способа состоит в том, что частицы лакокрасочного материала под действием электрического поля высокого напряжения (80— 102 кВ), создаваемого между распыляющим устройством (отрицательный потенциал) и окрашиваемой поверхностью (положительный потенциал), движутся строго к окрашиваемой поверхности. Для окраски используют установки УЭРЦ, в которых краситель насосом подается на внутреннюю поверхность вращающегося распылителя (чаши). Под действием центробежной силы краска прижимается к внутренней поверхности чаши, тонким слоем сползает к острым кромкам и срывается с них мелкими капельками. Под действием электростатического поля частицы краски устремляются к окрашиваемой поверхности.
Установка для окраски в электростатическом поле высокого напряжения состоит из высоковольтно-выпрямительного устройства, высоковольтного шинопровода, укрепленного на изоляторах, красконагнетательных баков, электрораспылителей и пульта управления.
В локомотивных депо применяют самоходные установки, позволяющие механизировать и автоматизировать процесс окраски кузовов. Такая установка перемещается вдоль вагона по специально проложенным рельсам. Приводом ее служит электродвигатель с редуктором и цепной передачей. На тележке установлен бачок с насосом для подачи краски в электрораспылитель и высоковольтно-выпрямительное устройство с пультом управления. Подъем и опускание электрораспылителя обеспечиваются электродвигателем с редуктором и цепной передачей.
Перед окраской окна кузова закрывают щитами. При окраске распылитель перемещается снизу вверх и обратно. Во время перемещения распылителя тележка не движется, однако, когда он достигает верхнего или нижнего положения, срабатывает конечный выключатель, выключается электродвигатель перемещения распылителя и включается электродвигатель перемещения тележки, который передвигает ее на 200 мм. После этого вновь включается электродвигатель перемещения распылителя, и цикл повторяется до тех пор, пока не будет окрашена вся боковая поверхность кузова.