ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1. Шумаев В.А. Основы логистики, Учебное пособие, Москва,
Юридический институт МИИТ, 2016, С.19.
2. «Лид» [Электронный ресурс] //«Записки маркетолога», Словарь маркетинга,
URL: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_ terms_l/lead/ (дата обращения 12.03.2023).
3. Колик
А.В., Герами В.Д. Формирование интермодального логистического продукта в континентальных цепях поставок // «Логистика и управление цепями поставок», №6 (77) декабрь 2016 г. С. 67-70.
© М.Ф. Колесникова, В.А. Репкова, 2023
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
124
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
DOI 10.46916/04042023-1-978-5-00174-931-8
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА
В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ
Гулян Виктория Овиковна
Научный руководитель: Горчилина Марина Олеговна
ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»
Аннотация: В статье на основе исследований бизнес процессов и положения рынка в условиях нестабильности и неопределенности, обусловленном экономическим кризисом стран СНГ, проведен анализ сферы моды, а именно продаж одежды. Обозначена важность создания актуального торгового предложения, которое закроет потребности потребителя. Также, указана необходимость планирования бизнес-процессов внутри компании на разных этапах ее работы. Сформирован комплекс рекомендаций, направленных на сокращение влияния спада деловой активности компаний и экономического кризиса на создание и развитие деятельности организаций.
Ключевые слова: бизнес-планирование, стратегия, идея, доход, бизнес, анализ, рынок, управление, кризис.
PRACTICAL ASPECTS OF BUSINESS IMPLEMENTATION
IN CRISIS CONDITIONS
Gulyan Viktoria Ovikovna
Scientific adviser: Gorchilina Marina Olegovna
Abstract: The article analyzes fashion sphere, namely clothing sales, based on studies of business processes and market position in conditions of instability and uncertainty caused by the economic crisis of the CIS countries. The importance of creating an up-to-date trade offer that will cover the needs of the consumer is indicated. Also, the necessity of planning business processes within the company at different stages of its work is indicated. A set of recommendations aimed at reducing the impact of the decline in business activity of companies and the economic crisis on the creation and development of organizations has been formed.
Key words: business planning, strategy, idea, income, business, analysis, market, management, crisis.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
125
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
Введение
Во времена экономических потрясений сложность организации своего дела и сохранения его позиций растет. В эти периоды множество компаний становятся банкротами, некоторые фирмы сталкиваются с проблемами поставок и производства продуктов. В связи с этим возникновение избытка или дефицита товаров в различных отраслях не поддаётся прогнозированию.
Как этому противостоять и сохранить стабильность отраслевого рынка?
Цель исследования
Цель данного исследования заключается в том, чтобы в условиях спада деловой активности, большой конкуренции и нестабильности экономики, предотвратить закрытие предприятия и избыток или дефицит продукции на основе анализа потребительских мнений и возможностей рынка на примере сферы производства и продажи одежды.
Основные рекомендации
Чтобы сохранить построенное дело или организовать новое, необходимы особые условия и принципы работы. Создание работающего бизнеса - это непредсказуемая и разносторонняя деятельность, которая содержит в себе много пунктов и сложностей. Несмотря на это, можно планировать своё дело, исходя из прогнозов, определять ориентиры и стратегические приоритеты компании. В дальнейшем осуществлять работу, опираясь на выработанные положения. Для этого был создан комплекс рекомендаций по осуществлению предпринимательской деятельности.
Первое, что хотелось бы отметить – это глубокий анализ показателей ниши, конкурентов и экономики в целом. При правильном разборе и регулярном ведении статистики можно прогнозировать дальнейшие показатели, что поможет правильно и вовремя среагировать на обстоятельства и обезопасить бизнес. Необходимо следить за действиями конкурентов, их преимуществами перед другими, чтобы впоследствии создавать лучшее торговое предложение и превосходить аналогичные предложения. Помимо этого, необходимо наблюдать за другими нишами, крупными ведущими компаниями и экономикой в целом, чтобы оценивать и предсказывать влияние на продаваемый товар и компанию. Речь идет о цикличности экономики, возможности предугадывать направления развития общих тенденций. Но бывает, что частные тенденции остаются «в тени». Вряд ли дальнейшее развитие можно легко спрогнозировать в кризисных ситуациях. Риск-факторов много, и главное сегодня – уметь адаптироваться к изменяющимся условиям
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
126
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
окружающей среды. Что делать, когда все поставщики прекратили сотрудничество? Адаптироваться, строить собственные мощности, искать на внутреннем рынке. Планировать и прогнозировать нужно, но важно учитывать несколько сценариев, поэтому необходимо не только анализировать, но и адаптироваться под внешние факторы.
Второй аспект, создание уникального торгового предложения. Компании необходимо сформировать определенную картину в глазах покупателя, настроить позиционирование, чтобы клиент, пользуясь предложенным продуктом, чувствовал его ценность. Для этого есть различные инструменты и маркетинговые ходы, которые помогут бизнесу выделяться в своей нише.
Ценностное предложение содержит в себе три фактора: конкретика, простота, уникальность. Придерживание этих параметров и адаптация под внешние условия сыграют важную роль в продажах и масштабировании бизнеса. Также, как говорил Эрик Рис - «Большинство стартапов погибло не потому, что их продукт был плох, а потому, что он оказался никому не нужен», так что создание качественного продукта не менее важный элемент, чем создание торгового предложения. Тем самым продукт не будет захламлять рынок и иметь спрос даже во времена кризиса.
Третий фактор, организационная и финансовая составляющие рассматриваемого бизнеса. Несмотря на идею и продуманную концепцию, необходимо систематически вести отчет и планировать финансы компании.
А еще лучше, делать расчет на несколько исходов событий. Таким образом, обезопасить себя от проблем, ведь будет запасной план приближенный к возникающей ситуации. Системность и дисциплина всегда показывала хорошие результаты при практической работе. Не стоит забывать про амортизационные отчисления и финансовую подушку, которые помогут при возникновении дополнительных расходов. Данные рекомендации окажут поддержку в сложные периоды функционирования компании, что позволит сохранить стабильную работу компании и уберечь от банкротства.
В целом, все эти факторы можно назвать бизнес планированием. Речь идет об очень важном инструменте развития компании на всех этапах развития дела, а именно бизнес-плане. Он выступает путеводителем на всем протяжении существования бизнеса. Не стоит забывать о том, что разработанный план не гарантирует того, что всё пойдет так, как было запланировано. Некоторые предприниматели расписывают несколько исходов событий, чтобы быть готовыми к возникновению непредвиденных обстоятельств. Сам бизнес-план
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
127
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
рассчитан на то, что заранее будет задан курс движения компании: проанализирована целевая аудитория и ее потребности, ниша и конкуренты, продуман продаваемый продукт и торговое предложение, расписана финансовая и организационная система.
Все эти пункты позволят бизнесу войти в положение стабильности и иметь преимущество перед другими. Главное в деле - цель и миссия, необходимо нести пользу обществу и заниматься тем, что доставляет удовольствие. Тогда, применяя инструменты и вкладывая силы, компания будет успешно функционировать и приносить прибыль.
Результаты исследований
В качестве примера для исследования была взята сфера производства и продажи одежды. В процессе изучения была проведена работа с потребителями и их мнением, используя эмпирический метод - опрос (рис.1). В ходе изучения собранных данных была определена основная проблема, которая присутствует у потребителей, а именно захламление рынка некачественным и однообразным товаром, что влечёт за собой не только неудобство для потребителей, но и плохую экологическую обстановку для всего мира. На устранение данной проблемы и будет нацелен потенциальный бизнес.
Составив портрет покупателя и проанализировав проблему и желания аудитории, был проведён анализ конкурентов и рынка. Для этого составлен
SWOT-анализ (табл.1), где были показаны преимущества и угрозы реализации бизнеса. Также, были оценены такие показатели, как: объём рынка, консолидация, наличие и положение конкурентов, скорость запуска MVP.
Данный анализ показал, что выбранное дело имеет достаточно перспектив, и дал возможность рассмотреть нишу fashion-индустрии и продаж с разных сторон.
После чего были проведены расчеты по организации производственной деятельности: необходимые оборудования, ценовая категория и итоговые затраты. Маркетинговые исследования показали множество способов продвижения, новые стратегии и сервисы, такие как настройка CRM-системы, воронки продаж и программы лояльности. Организационный момент затронул кадровые вопросы фирмы, был составлен график необходимых должностей, их ролей в компании и оплаты труда. Собранные расчеты были сложены в один финансовый план, в котором были подведены итоговые расходы, примерная выручка и прибыль, планируемая на полгода.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
128
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
Так был разработан бизнес-план предполагаемой фирмы бренда одежды.
Она была нацелена на устранение боли клиентов, создание полезного и уникального торгового предложения. Компания достигнет своей цели за счет создания качественного и привлекающего товара, а также за счет ограниченного выпуска продукции, что позволит создать дефицит в глазах покупателя и сделает предложение уникальным, исключив массовое распространение продукта.
Выводы
Таким образом, приведённый в рамках исследования анализ наглядно показал тонкие моменты при планировании дела на примере одной из ниш.
В основе был сформирован комплекс рекомендаций, нацеленных на сокращение влияния внешних и внутренних обстоятельств на работу бизнеса. С этой целью в исследовании приведён ряд факторов, направленных на сохранение предприятия и обеспечение его финансовой состоятельности, включая: глубокий анализ показателей ниши и конкурентов, создание ценного продукта и актуального торгового предложения, внедрение систематического отчета и планирования организации внутренней деятельности компании и финансовой составляющей.
Реализация предлагаемого комплекса рекомендаций по сохранению стабильности компаний в условиях неопределенности призвана обеспечить экономическую безопасность бизнеса в период экономических кризисов, а также поток качественных предложений на рынок. Следование данным рекомендациям позволит бизнесу минимизировать удар от влияющих на него внешних и внутренних факторов.
Рис. 1. Опрос
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
129
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
Таблица 1
SWOT-анализ
SWOT-анализ
S (
Strengths) – преимущества
W (
Weaknesses) – недостатки
- Высокое качество продукции
- Инновационные технологии
- Уникальный дизайн
- Экологичность - Оформление упаковки изделий
- Продукция востребованная рынком
- Удовлетворенность запросов потребителей
- Низкая узнаваемость бренда
- Рентабельность проекта на старте
- Логистика
O (
Opportunities) – возможности
T (
Threats) - угрозы
- Внедрение новых материалов и технологий
- Адаптация дизайна продукта под аудиторию
- Быстрое продвижение бренда
- Растущий рынок данной ниши
- Сотрудничество с другими компаниями и людьми
- Экономическая и политическая обстановка страны
- Высокая конкурентность
- Возможность возникновения дополнительных затрат
Список литературы
1. Большая Российская энциклопедия: официальный сайт. — URL: https://bigenc.ru/economics
(Дата обращения:
27.12.2021).
—
Текст: электронный.
2. Финансовая культура: сайт. — URL: https://fincult.info/article/s-chego- nachat-svoe-delo-biznes-plan/
(Дата обращения: 05.01.2022). — Текст: электронный.
3. Интернет-площадка для предпринимателей: сайт. — URL: https://vc.ru/172105/ (Дата обращения: 07.01.2022). — Текст: электронный.
4. Корпоративный менеджмент: сайт. — URL: https://www.cfin.ru/ business-plan/prod_plan.shtml/
(Дата обращения: 11.01.2022). — Текст: электронный.
5. Записи маркетолога: сайт. — URL: https://www.marketch.ru/ marketing_dictionary/marketing_terms_m/marketing_plan/
(Дата обращения:
14.01.2022). — Текст: электронный.
1. Шумаев В.А. Основы логистики, Учебное пособие, Москва,
Юридический институт МИИТ, 2016, С.19.
2. «Лид» [Электронный ресурс] //«Записки маркетолога», Словарь маркетинга,
URL: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_ terms_l/lead/ (дата обращения 12.03.2023).
3. Колик
А.В., Герами В.Д. Формирование интермодального логистического продукта в континентальных цепях поставок // «Логистика и управление цепями поставок», №6 (77) декабрь 2016 г. С. 67-70.
© М.Ф. Колесникова, В.А. Репкова, 2023
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
124
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
DOI 10.46916/04042023-1-978-5-00174-931-8
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА
В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ
Гулян Виктория Овиковна
Научный руководитель: Горчилина Марина Олеговна
ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»
Аннотация: В статье на основе исследований бизнес процессов и положения рынка в условиях нестабильности и неопределенности, обусловленном экономическим кризисом стран СНГ, проведен анализ сферы моды, а именно продаж одежды. Обозначена важность создания актуального торгового предложения, которое закроет потребности потребителя. Также, указана необходимость планирования бизнес-процессов внутри компании на разных этапах ее работы. Сформирован комплекс рекомендаций, направленных на сокращение влияния спада деловой активности компаний и экономического кризиса на создание и развитие деятельности организаций.
Ключевые слова: бизнес-планирование, стратегия, идея, доход, бизнес, анализ, рынок, управление, кризис.
PRACTICAL ASPECTS OF BUSINESS IMPLEMENTATION
IN CRISIS CONDITIONS
Gulyan Viktoria Ovikovna
Scientific adviser: Gorchilina Marina Olegovna
Abstract: The article analyzes fashion sphere, namely clothing sales, based on studies of business processes and market position in conditions of instability and uncertainty caused by the economic crisis of the CIS countries. The importance of creating an up-to-date trade offer that will cover the needs of the consumer is indicated. Also, the necessity of planning business processes within the company at different stages of its work is indicated. A set of recommendations aimed at reducing the impact of the decline in business activity of companies and the economic crisis on the creation and development of organizations has been formed.
Key words: business planning, strategy, idea, income, business, analysis, market, management, crisis.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
125
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
Введение
Во времена экономических потрясений сложность организации своего дела и сохранения его позиций растет. В эти периоды множество компаний становятся банкротами, некоторые фирмы сталкиваются с проблемами поставок и производства продуктов. В связи с этим возникновение избытка или дефицита товаров в различных отраслях не поддаётся прогнозированию.
Как этому противостоять и сохранить стабильность отраслевого рынка?
Цель исследования
Цель данного исследования заключается в том, чтобы в условиях спада деловой активности, большой конкуренции и нестабильности экономики, предотвратить закрытие предприятия и избыток или дефицит продукции на основе анализа потребительских мнений и возможностей рынка на примере сферы производства и продажи одежды.
Основные рекомендации
Чтобы сохранить построенное дело или организовать новое, необходимы особые условия и принципы работы. Создание работающего бизнеса - это непредсказуемая и разносторонняя деятельность, которая содержит в себе много пунктов и сложностей. Несмотря на это, можно планировать своё дело, исходя из прогнозов, определять ориентиры и стратегические приоритеты компании. В дальнейшем осуществлять работу, опираясь на выработанные положения. Для этого был создан комплекс рекомендаций по осуществлению предпринимательской деятельности.
Первое, что хотелось бы отметить – это глубокий анализ показателей ниши, конкурентов и экономики в целом. При правильном разборе и регулярном ведении статистики можно прогнозировать дальнейшие показатели, что поможет правильно и вовремя среагировать на обстоятельства и обезопасить бизнес. Необходимо следить за действиями конкурентов, их преимуществами перед другими, чтобы впоследствии создавать лучшее торговое предложение и превосходить аналогичные предложения. Помимо этого, необходимо наблюдать за другими нишами, крупными ведущими компаниями и экономикой в целом, чтобы оценивать и предсказывать влияние на продаваемый товар и компанию. Речь идет о цикличности экономики, возможности предугадывать направления развития общих тенденций. Но бывает, что частные тенденции остаются «в тени». Вряд ли дальнейшее развитие можно легко спрогнозировать в кризисных ситуациях. Риск-факторов много, и главное сегодня – уметь адаптироваться к изменяющимся условиям
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
126
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
окружающей среды. Что делать, когда все поставщики прекратили сотрудничество? Адаптироваться, строить собственные мощности, искать на внутреннем рынке. Планировать и прогнозировать нужно, но важно учитывать несколько сценариев, поэтому необходимо не только анализировать, но и адаптироваться под внешние факторы.
Второй аспект, создание уникального торгового предложения. Компании необходимо сформировать определенную картину в глазах покупателя, настроить позиционирование, чтобы клиент, пользуясь предложенным продуктом, чувствовал его ценность. Для этого есть различные инструменты и маркетинговые ходы, которые помогут бизнесу выделяться в своей нише.
Ценностное предложение содержит в себе три фактора: конкретика, простота, уникальность. Придерживание этих параметров и адаптация под внешние условия сыграют важную роль в продажах и масштабировании бизнеса. Также, как говорил Эрик Рис - «Большинство стартапов погибло не потому, что их продукт был плох, а потому, что он оказался никому не нужен», так что создание качественного продукта не менее важный элемент, чем создание торгового предложения. Тем самым продукт не будет захламлять рынок и иметь спрос даже во времена кризиса.
Третий фактор, организационная и финансовая составляющие рассматриваемого бизнеса. Несмотря на идею и продуманную концепцию, необходимо систематически вести отчет и планировать финансы компании.
А еще лучше, делать расчет на несколько исходов событий. Таким образом, обезопасить себя от проблем, ведь будет запасной план приближенный к возникающей ситуации. Системность и дисциплина всегда показывала хорошие результаты при практической работе. Не стоит забывать про амортизационные отчисления и финансовую подушку, которые помогут при возникновении дополнительных расходов. Данные рекомендации окажут поддержку в сложные периоды функционирования компании, что позволит сохранить стабильную работу компании и уберечь от банкротства.
В целом, все эти факторы можно назвать бизнес планированием. Речь идет об очень важном инструменте развития компании на всех этапах развития дела, а именно бизнес-плане. Он выступает путеводителем на всем протяжении существования бизнеса. Не стоит забывать о том, что разработанный план не гарантирует того, что всё пойдет так, как было запланировано. Некоторые предприниматели расписывают несколько исходов событий, чтобы быть готовыми к возникновению непредвиденных обстоятельств. Сам бизнес-план
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
127
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
рассчитан на то, что заранее будет задан курс движения компании: проанализирована целевая аудитория и ее потребности, ниша и конкуренты, продуман продаваемый продукт и торговое предложение, расписана финансовая и организационная система.
Все эти пункты позволят бизнесу войти в положение стабильности и иметь преимущество перед другими. Главное в деле - цель и миссия, необходимо нести пользу обществу и заниматься тем, что доставляет удовольствие. Тогда, применяя инструменты и вкладывая силы, компания будет успешно функционировать и приносить прибыль.
Результаты исследований
В качестве примера для исследования была взята сфера производства и продажи одежды. В процессе изучения была проведена работа с потребителями и их мнением, используя эмпирический метод - опрос (рис.1). В ходе изучения собранных данных была определена основная проблема, которая присутствует у потребителей, а именно захламление рынка некачественным и однообразным товаром, что влечёт за собой не только неудобство для потребителей, но и плохую экологическую обстановку для всего мира. На устранение данной проблемы и будет нацелен потенциальный бизнес.
Составив портрет покупателя и проанализировав проблему и желания аудитории, был проведён анализ конкурентов и рынка. Для этого составлен
SWOT-анализ (табл.1), где были показаны преимущества и угрозы реализации бизнеса. Также, были оценены такие показатели, как: объём рынка, консолидация, наличие и положение конкурентов, скорость запуска MVP.
Данный анализ показал, что выбранное дело имеет достаточно перспектив, и дал возможность рассмотреть нишу fashion-индустрии и продаж с разных сторон.
После чего были проведены расчеты по организации производственной деятельности: необходимые оборудования, ценовая категория и итоговые затраты. Маркетинговые исследования показали множество способов продвижения, новые стратегии и сервисы, такие как настройка CRM-системы, воронки продаж и программы лояльности. Организационный момент затронул кадровые вопросы фирмы, был составлен график необходимых должностей, их ролей в компании и оплаты труда. Собранные расчеты были сложены в один финансовый план, в котором были подведены итоговые расходы, примерная выручка и прибыль, планируемая на полгода.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
128
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
Так был разработан бизнес-план предполагаемой фирмы бренда одежды.
Она была нацелена на устранение боли клиентов, создание полезного и уникального торгового предложения. Компания достигнет своей цели за счет создания качественного и привлекающего товара, а также за счет ограниченного выпуска продукции, что позволит создать дефицит в глазах покупателя и сделает предложение уникальным, исключив массовое распространение продукта.
Выводы
Таким образом, приведённый в рамках исследования анализ наглядно показал тонкие моменты при планировании дела на примере одной из ниш.
В основе был сформирован комплекс рекомендаций, нацеленных на сокращение влияния внешних и внутренних обстоятельств на работу бизнеса. С этой целью в исследовании приведён ряд факторов, направленных на сохранение предприятия и обеспечение его финансовой состоятельности, включая: глубокий анализ показателей ниши и конкурентов, создание ценного продукта и актуального торгового предложения, внедрение систематического отчета и планирования организации внутренней деятельности компании и финансовой составляющей.
Реализация предлагаемого комплекса рекомендаций по сохранению стабильности компаний в условиях неопределенности призвана обеспечить экономическую безопасность бизнеса в период экономических кризисов, а также поток качественных предложений на рынок. Следование данным рекомендациям позволит бизнесу минимизировать удар от влияющих на него внешних и внутренних факторов.
Рис. 1. Опрос
ЭКОНОМИКА И ПРАВО В РОССИИ И МИРЕ
129
МЦНП «НОВАЯ НАУКА»
Таблица 1
SWOT-анализ
SWOT-анализ
S (
Strengths) – преимущества
W (
Weaknesses) – недостатки
- Высокое качество продукции
- Инновационные технологии
- Уникальный дизайн
- Экологичность - Оформление упаковки изделий
- Продукция востребованная рынком
- Удовлетворенность запросов потребителей
- Низкая узнаваемость бренда
- Рентабельность проекта на старте
- Логистика
O (
Opportunities) – возможности
T (
Threats) - угрозы
- Внедрение новых материалов и технологий
- Адаптация дизайна продукта под аудиторию
- Быстрое продвижение бренда
- Растущий рынок данной ниши
- Сотрудничество с другими компаниями и людьми
- Экономическая и политическая обстановка страны
- Высокая конкурентность
- Возможность возникновения дополнительных затрат
Список литературы
1. Большая Российская энциклопедия: официальный сайт. — URL: https://bigenc.ru/economics
(Дата обращения:
27.12.2021).
—
Текст: электронный.
2. Финансовая культура: сайт. — URL: https://fincult.info/article/s-chego- nachat-svoe-delo-biznes-plan/
(Дата обращения: 05.01.2022). — Текст: электронный.
3. Интернет-площадка для предпринимателей: сайт. — URL: https://vc.ru/172105/ (Дата обращения: 07.01.2022). — Текст: электронный.
4. Корпоративный менеджмент: сайт. — URL: https://www.cfin.ru/ business-plan/prod_plan.shtml/
(Дата обращения: 11.01.2022). — Текст: электронный.
5. Записи маркетолога: сайт. — URL: https://www.marketch.ru/ marketing_dictionary/marketing_terms_m/marketing_plan/
(Дата обращения:
14.01.2022). — Текст: электронный.